Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение налогов для государства

Функции налогов и значение налогов, как доходов государства

Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экономической категории;

Сущность налогов и основы налогообложения.

1)Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экон-кой категории;

2)Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

3)Функции налогов и значение налогов, как доходов государства.

Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность пологов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода».

К.Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги»

Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Сбор-это обязательный взнос организации и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщика (гос. пошлина, экологический сбор).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ даёт следующее определение: Статья 8. Понятие налога и сбора

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория тесно связана с движением стоимости ВВП и его основной части национального дохода (НД). В своем движении НД проходит четыре фазы:

2)распределение (первичное и вторичное),

3)обмен(купля и продажа),

Налоги, участвуя в мобилизации стоимости ВВП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе — распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро и микроуровне. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков, физических и юридических лиц, регулируемые налоговым законодательством. Налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как члену общества, а тратится политической властью на управление, военные цели и другие мероприятия. Лишь относительно небольшая часть поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии) общества, причем необязательно тех, кто платит налоги. После получения выручки наступает её распределение, следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости в начале первичного ВВП и НД, а затем вторичного. Изменения проходящие в производстве ( их рост, сокращение) влияют на налоги.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и общественное назначение. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присуще 2ФУНКЦИИ:

1)Фискальная-(фиск- гос казна) –обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция исходная и основная, характерна для всех государств. С её помощью образуются централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования.

Именно эта функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества. Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1)Достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2)Равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3)Установление высокого уровня соц инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе;

4)Выполнение всех экономических, политических и соц задач.

Фискальная функция налогов с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику=>она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию.

2)Регулирующая-означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывает серьезное влияние, на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя пополнение капитала, распределяя или

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • Регулирование спроса и предложения, стимулирование сбережений граждан;
  • Выравнивание доходов отдельных социальных групп, развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы.

Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, и в итоге увеличение общенационального фонда денежных средств. Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства ,труд и капитал и различные социальные группы. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Рассмотрев 2 функции налогов, следует отметить, что некоторые ученые добавляют 3 функции: распределительную, стимулирующуюи контрольную.

В федеральном бюджете РФ все налоги занимают 93,4% : основными являются косвенные налоги, на долю которых приходится 71,2%,в том числе на НДС-37,3%/

Специфические признаки налогов:

Налоги — участник перераспределительного процесса стоимости ВВП и НД;

Налоги — важнейший инструмент воздействия на экон-кую деят-сть;
Налоги- обязательный безвозмездный платеж юрид-х и физич-х лиц;

Налоги — это специфическая форма производственных отношений;

Налоги – орудие эксплуатации плательщика;

Налоги – смена собственности, когда часть стоимости в денежном выражении, переходит из индивидуальной и корпоративной в гос-ную;

Налоги – сочетание 2 функций: фискальной и регулирующей;

Налоги – не порождают встречного обязательства государства.

Значимость налогов: для чего мы их платим?

экономические науки

  • Калимуллина Эльвира Рифовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Налоги – это «общие» деньги, средства всего государства. Сейчас люди платят налоги, только потому, что не платить их – опасно. Все знакомы со штрафами, неустойками и более мощными мерами по неуплате налогов и сборов. Наверное, самым печальным, является тот факт, что граждане нашей страны не осознали всю важность и необходимость пополнения бюджета на всех уровнях. А ведь наши предки пришли к данному пониманию ещё с древних времен. Сначала они взимались нерегулярно, а в зависимости от ситуации в обществе (война, военные походы и т.д.) [4].

    Некоторые лидеры, конечно, имели неординарные взгляды на налогообложение, к примеру, в Башкирии был введен «налог на цвет глаз». Далее налоги приобрели денежное выражение – придумали налог на землю, налог на жилье, налог на строительство, производство и т.д. Так зарождалась налоговая система, налоговая политика, без которой трудно в наше время представить хотя бы одно государство в мире.

    Одной из причин уплаты налогов выступает помощь более «сильных» — «слабым». То есть, другими словами, происходит перераспределение материальных благ между социальными слоями населения. Но задача государства, в первую очередь – обеспечить всех достойными доходами.

    Так же, очевидно, что армия – существует благодаря налогам. Рост вооружения так же напрямую зависит от данных платежей. А поскольку нестабильность в мире и напряженные отношения между государствами имеют место быть – уплачивая налоги, граждане напрямую обеспечивают безопасность своей жизни, страны в целом.

    Уровень жизни граждан западных стран тем и привлекателен – у них четкая отлаженная система налогообложения. Большая часть бюджета формируется именно благодаря безвозмездным платежам жителей. Например, в таких странах как Франция, Швеция, Дания, Италия процентная ставка более 57% (в России – 13%). А в США – сажают за длительную неуплату налогов [5].

    Парадоксальным является и тот факт, что при массовом отказе от уплаты налогов общество лишилось бы Правительства, врачей, преподавателей, полиции, так как они получают заработную плату из бюджета, а бюджет, как известно, формируется благодаря налогам. Не развивалась бы наука. И вероятнее всего, люди вернулись бы к натуральному обмену, абсолютно перестала бы существовать поддержка малообеспеченных, сирот, пожилых.

    Конечно, не остается без внимания одна из самых важных отраслей экономики страны – жилищно-коммунальное хозяйство, от которого зависит степень удовлетворения жизнью каждого человека. Налоги позволяют данной сфере получать субсидии, субвенции, ссуды, тем самым осуществляется модернизация жилищно-коммунального комплекса.

    Осуществление таких государственных программ как «Одаренные дети», «Дети и семья», национальных приоритетных проектов «Здоровье», «Образование» и др. происходит так же благодаря денежным поступлениям.

    Организация отдыха и спортивных мероприятий, пенсионное обеспечение, строительство социального жилья и т.д. – тоже входят в расходы бюджетных средств.

    Проблема имеет и обратную сторону – люди часто задаются вопросом «Всегда ли налоговые поступления идут на поставленные цели: строительство и ремонт дорог, здравоохранение, образование, социальная сфера и т.д.?».

    Эффективность заключается не только в правильном построении взимании денежных средств граждан, но и в обеспечении максимально целевого расходования данных поступлений – ведь любой человек может проследить за тем, какие именно улучшения он может наблюдать в окружающей его обстановке. Если люди не ощущают, что государство направляет налоговые поступления туда, куда необходимо, то высока вероятность отклонения от их уплаты – лучше потратить деньги на себя и свою семью.

    Многие относительно справедливо считают, что налоги идут именно на содержание вышестоящих структур, а именно, не тем, что чиновники так же являются бюджетниками, а фактом существования коррупции и непрозрачности денежных операций – ремонт дорог осуществляется в медленном темпе, здравоохранение, образование, жилищные условия остаются на низком уровне.

    Действительно, обе стороны – государство и граждане – стремятся получить как можно больше выгоды от налогообложения. С одной, пытаются ввести как можно больше налогов, с другой – как законно уйти от их уплаты. Культура граждан основывается на том, как найти обходные пути с помощью статей Налогового Кодекса РФ и каждый гордиться тем, что ему удалось обмануть государство.

    Таким образом, каждый должен прийти к осознанию того, что он платит налоги не в пустую, а сам за себя. Да, существуют проблемы в системе налогообложения, но все-таки остается верить, что своевременная уплата налогов – обеспечение благополучия государства!

    Список литературы

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : [принят 5 августа 2000 года N 117-ФЗ] : (ред. от от 29.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
    2. Минеева, В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст] / В.М. Минеева, Р.И. Максютова // Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно- практической конференции. — 2014. 166-169 с.
    3. Минеева, В.М. Зарубежный опыт налогообложения в части налога на добавленную стоимость [Текст] / В.М. Минеева // Налоги-журнал. № 1. 2008 г. — 24-26 с.
    4. Черник, Д.Г. Теория и история налогообложения [Текст] // Учебное пособие / Д.Г. Черник Учебное пособие – М. Юрайт, 2014. – 364 с.
    5. РБК Рейтинг [Электронный ресурс] — режим доступа: http://rating.rbc.ru/.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Значение налогообложения для государства

    Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости и значении налогов для государственной финансовой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

    Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

    Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом, она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

    Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Налоги вводятся законами, каждый из которых должен конкретизировать следующие элементы налога:

    Объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению.

    Субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

    Источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог.

    Ставка налога — величина налога с единицы объекта налога.

    Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

    В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. Объектами налогообложения, являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».

    «По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:

    Ø необлагаемый минимум объекта налога;

    Ø изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

    Ø освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

    Ø понижение налоговых ставок;

    Ø вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

    Ø целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

    Ø прочие налоговые льготы».

    В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

    1.Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

    2.На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход, примером может служить налог на прибыль.

    3.У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)

    Налоговая система, ее характеристика

    Сущность и функции налогов, их необходимость для государства, значение для бюджета, тенденции их развития. Фискальная и экономическая функции налогов, их взаимосвязь. Динамика налоговых платежей в валовой национальный продукт, а также ее анализ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Сущность и функции налогов. Необходимость налогов для государства. Понятие налогов. Источник налогов. Фискальная и экономическая функции налогов, их взаимосвязь

    налог фискальный платеж валовой

    Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения [15, с. 12].

    Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость — национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

    Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

    Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

    Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

    Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства. На темпы экономического роста оказывают существенное влияние, как объем мобилизованных посредством налогов ресурсов, так и масштабы инвестирования средств в экономику. Прямое государственное финансирование, дотации и субвенции из бюджета позволяют государству оказывать воздействие на формирование отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Решение ряда общественных задач (развитие науки, социальной сферы, решение экологических проблем и др.) с помощью эффективного использования централизованных финансовых ресурсов обеспечивает развитие национальной экономики в целом и создает тем самым возможности для успешного развития микроэкономики [14, с. 29].

    Второе направление налогового регулирования заключается в разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных хозяйствующих субъектов в отношении их экстенсивного и интенсивного развития. Такое направление налогового воздействия государства на производство реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий, как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.

    Современные авторы выделяют еще одно направление налогового регулирования, которое связано с усилением динамичности экономики. Оно заключается в постоянном отслеживании государством появления новых прогрессивных форм хозяйствования, новых видов доходов, новых хозяйственных и финансовых инструментов и операций и разработке механизма налогообложения, способствующего их быстрому развитию.

    Принято считать, что налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции [15, с. 58].

    В историческом плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать централизованные финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.

    Распределительная функция логически вытекает из указанной выше фискальной функции: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто их имеет. Мобилизованные денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.

    Регулирующая функция налога особое значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Понятно, что система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.

    Из регулирующей функции непосредственно вытекает стимулирующая функция налога. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогом стимулирующей функции предполагает:

    а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т.д.;

    б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объемов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводителя и др.).

    Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Предполагает полную компенсацию вовлекаемых в производство экономических ресурсов.

    Контролирующая функция налога связана с тем, что в таком случае возникает возможность четко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельность. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

    Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

    С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

    налог фискальный платеж валовый

    2. Значение налогов для бюджета, тенденции их развития. Место налогов в доходах бюджета. Динамика налоговых платежей в ВНП и ее анализ. Причина роста налоговых доходов

    Налогообложение выступает основным средством формирования доходной части государственного бюджета.

    Государство без налогов существовать не может, поскольку они — главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

    Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства [16, с. 112].

    Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

    Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

    К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

    Для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы расходы государства ежегодно балансировались с доходной частью бюджета, а через нее — с налоговой системой государства. На практике добиваться абсолютного соответствия весьма проблематично, вследствие чего часто возникает бюджетный дефицит, представляющий собой превышение государственных расходов над объемом доходной части бюджета. Такое состояние обычно, ибо доходная часть — это ее будущее состояние, которое меняется не в ежегодном (по итогам года) режиме, а ежедневно и ежечасно. По установленным международным стандартам размер бюджетного дефицита не должен превышать 5% суммы производимого страной ВВП. Цифра 5% взята исходя из того, что нормально функционирующая рыночная экономика в состоянии в течении одного года обеспечить прирост ВВП в объеме 5%, что позволит покрыть за год ранее сложившийся дефицит, в противном случае он будет накапливаться, образуя государственный долг.

    Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2011-2012 гг. и на плановый период 2013 года.

    Таблица 1. Доходы федерального бюджета на 2011-2012 гг. и плановый период 2013 гг.

    Читать еще:  Государственная финансовая поддержка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector