Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение государственной финансовой дисциплины

Понятие и значение финансового контроля

Понятие и значение финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

.1 Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль — это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.

Из этого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов и т.д.). Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приёмов и способов действий контролёров, позволяющий им решить поставленные задачи.


2. Виды финансового контроля.

1.2 Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Читать еще:  Развитие налоговой политики государства

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.

Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т.е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: а) бюджетный; б) налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью.

Финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

— времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;

— органов (субъектов), осуществляющих его, он может быть представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентский контроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский финансовый контроль.

— ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, он может быть бюджетный, налоговый, валютный, банковский, за страховой деятельностью.

Финансовая дисциплина — это. Методы контроля соблюдения финансовой дисциплины

Финансовая дисциплина – это специальный порядок осуществления финансовых операций. Он основывается на соблюдении предписаний государства по созданию, распределению и использованию денежных средств. Особенности государственной финансовой дисциплины будут рассмотрены далее .

Общие сведения

Требования финансовой дисциплины – это правила, исполнение которых обязательно для учреждений, граждан, организаций, предприятий, органов госвласти, территориального управления, а также их служащих. Они направлены на соблюдение интересов государства, муниципалитетов, конкретных граждан.

Финансовая дисциплина – это необходимое условие стабильности в стране. Она предполагает не только ответственность субъектов за своевременное исполнение бюджетных обязательств, но и перед персоналом, привлеченным к производственной или иной хозяйственной деятельности. Соблюдение финансовой дисциплины гарантирует эффективность работы предприятий, учреждений, органов власти.

Особенности ответственности

Законодательство предусматривает различные санкции за нарушение финансовой дисциплины. Это и штрафы, и пени, и взыскание недоимки. В ряде случаев субъект может быть признан банкротом. Эта процедура влечет прекращение деятельности и обращение взыскания на имущество.

За нарушения установленных предписаний отвечают руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений, структур власти.

В действующем законодательстве закреплены и уголовные санкции за неисполнение предписаний.

Управление финансовой дисциплиной

С переходом к рыночной экономике права предприятий существенно расширились. Вместе с тем была сокращена регламентация их деятельности. Все это сопровождалось повышением требований к финансовой дисциплине организаций .

Ее укрепление обеспечивается улучшением платежеспособности предприятия путем совершенствования и оптимизации производства, активизацией роста экономической эффективности осуществляемой деятельности. Особое значение имеет сбалансированность финансовых и производственных планов. Немаловажно и ужесточение ответственности за нарушение порядка расчетных операций.

Объекты контроля

Надзор за соблюдением дисциплины осуществляют уполномоченные органы. Одним из них, в частности, является ФНС.

В качестве объектов контроля выступают:

  • государственные структуры власти, их территориальные подразделения;
  • муниципальные органы;
  • организации, учреждения любой формы собственности, финансирование которых осуществляется бюджетными средствами или за счет дотаций, трансфертов, субвенций, субсидий;
  • акционерные общества и другие компании с государственным участием;
  • внебюджетные госфонды.

Виды контроля

Классификация надзорной деятельности осуществляется в зависимости от субъектного состава. По этому критерию выделяют контроль:

  • государственный;
  • внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • независимый.

В последнем случае речь идет об аудиторском анализе.

Финансовая дисциплина может контролироваться структурами госвласти и управления вне зависимости от ведомственной принадлежности подконтрольных субъектов. Такой надзор называют общегосударственным. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами концернов, министерств, органов территориальной власти. Объектом надзора выступает деятельность конкретных учреждений и предприятий.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют финансовые службы самой организации (предприятия или учреждения). Объектом надзора является и деятельность всего хозяйствующего субъекта в целом, и его подразделений.

В советское время довольно популярным был общественный контроль. Сегодня эта надзорная деятельность приобрела новую форму. Так, очень распространен контроль банковских структур за финансовым состоянием своих клиентов.

Аудит (независимый контроль) проводят специализированные службы или компании. Такая проверка позволяет пользователям финансовой отчетности получить дополнительное подтверждение полноты и достоверности сведений, представленных в документации. Ключевыми условиями проведения аудита выступают независимость исполнителя от контролируемого субъекта, незаинтересованность в результатах ревизии.

Время проведения

Контроль соблюдения требований финансовой дисциплины может быть текущим, предварительным и последующим.

Первый называют еще оперативным. Он проводится при осуществлении расчетных действий для предупреждения злоупотреблений при расходовании и получении средств.

Предварительный контроль ведется при составлении, рассмотрении, утверждении проекта бюджета, смет, финансовых планов.

Последующий контроль предусматривает анализ финансовой и бухгалтерской отчетной документации. По результатам оценки составляются планы на очередной период.

Методы контроля

Надзор за соблюдением финансовой дисциплины осуществляется путем:

Проверки выполняются на основании отчетной, расходной, балансовой документации. В ходе процесса исследуются отдельные вопросы, связанные с финансовой деятельностью, планируются меры по устранению последствий нарушений.

Обследования охватывают достаточно широкий перечень показателей. По результатам их анализа определяется платежеспособность хозяйствующего субъекта, перспективы развития предприятия.

Ревизии проводятся, как правило, по окончании отчетного периода. В процессе оценивается содержание, полнота и достоверность документации.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль

Анализ предполагает детальное изучение годовой или периодической отчетности.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Государственная финансовая дисциплина

Государственная финансовая дисциплина требует прежде всего точного и своевременного выполнения каждым предприятием своих обязательств перед государством, а также своих обязательств по договорам с другими предприятиями и организациями, своевременного внесения всех платежей, соблюдения сроков поставок и их оплаты. Необходима неустанная забота по искоренению всех лишних расходов, о борьбе с браком и потерями в производстве и торговле. Чрезвычайно важное значение имеет борьба против омертвления финансовых средств и материальных ценностей, забота об ускорении оборачиваемости оборотных фондов. [1]

За соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства в первую очередь отвечает главный бухгалтер. [2]

Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины . [3]

Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины . Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ ( услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. [4]

Министерство финансов СССР и его местные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями государственной финансовой дисциплины ; за своевременным выполнением обязательств перед госбюджетом по взносу платежей; за правильным и экономным расходованием бюджетных средств. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, союзных и автономных республик и их органы на местах контролируют соблюдение дисциплины объединениями, предприятиями и организациями по территориальному принципу. [5]

Закона о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, выполнение требований государственной финансовой дисциплины , обязательств учреждений и хозяйственных организаций перед бюджетом, эффективность использования денежных и материальных средств, выявляются резервы х-ва. [6]

В целях повышения роли хозрасчетных отношений, а также личной материальной ответственности работников, виновных в нарушении государственной и финансовой дисциплины , Основные положения о расчетах в народном хозяйстве СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911, предоставляют министерствам, ведомствам и другим органам хозяйственного управления право сокращать или лишать премий работников предприятий, объединений, организаций, виновных в образовании как несвоевременно взысканной дебиторской задолженности, так и в образовании просроченной кредиторской задолженности. По представлению банка министерствам и ведомствам предоставлено также право лишать лиц, виновных в предъявлении или оплате бестоварных рас-чегных документов, всех видов премий, причитающихся им в соответствии о действующими положениями о премировании, на срок до одного года. [7]

Перерасход планового фонда заработной плоты недопустим, так как он вызывает повышение себестоимости продукции, коренным образом противоречит государственной финансовой дисциплине и, кроме того, ведет к нарушению правильных соотношений, установленных государственным народнохозяйственным планом, между размерами денежных доходов трудящихся и товарной массой средств потребления, что отрицательно сказывается на товарообороте, колеблет устойчивость советского рубля и снижает стимулирующее значение заработной платы. Администрация предприятия привлекается к уголовной ответственности за выплату заработной платы сзерх сумм, выданных банком для этой цели. [8]

Главным направлением экономического анализа является выявление внутренних резервов повышения эффективности производства на конкретных предприятиях и объектах, правильность распределения и использования финансовых и материальных ресурсов, выплат заработной платы, осуществление строжайшего контроля за соблюдением государственной и финансовой дисциплины . В условиях перестройки работы предприятий, объединений и перехода их на самофинансирование ответственность лиц, принимающих управленческие решения, возрастает. Неправильные и необоснованные решения в конечном счете отразятся на результатах. Задача анализа состоит не только в выявлении недостатков, потерь, брака, неиспользованных резервов и возможностей, но и в определении конкретных виновников срывов, недоработок, приписок и других хозяйственных упущений и злоупотреблений. [9]

Государственный банк СССР, где хранят на расчетном счете свои денежные средства нефтедобывающие предприятия, и Стройбанк СССР, где находится расчетный счет буровых предприятий, повседневно контролируют правильность использования средств, сопоставляя расходование средств с ходом выполнения плана, предупреждая нарушение государственной финансовой дисциплины . Государственный банк постоянно следит за платежеспособностью предприятия. [10]

Все расчеты с покупателями, с государством и т.п. предприятие ведет через Госбанк, которому предоставлено право контролировать, сопоставлять поступления и расход средств, увязывая эти вопросы с выполнением предприятием планов производства продукции, следить за уровнем платежеспособности предприятия, предупреждать, а в необходимых случаях и применять санкции за нарушения государственной финансовой дисциплины . [11]

Исходя из указанных задач Министерство финансов СССР осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства; принимает участие в работе Госплана СССР по составлению баланса финансовых ресурсов страны; контролирует исполнение Государственного бюджета СССР всеми министерствами и учреждениями, объединениями и предприятиями, сос) тав-ляет отчет; осуществляет контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины учреждениями и хозяйственными организациями, за целесообразным и экономным расходованием бюджетных и собственных средств; осуществляет контроль за финансированием Стройбанком и Госбанком капитальных вложений и мероприятий, проводимых за счет бюджетных и собственных средств объединений, предприятий и организаций. [12]

Ее нормальное государственной функционирование составляет суще-финансовой ственное условие бесперебойного рос-и режима економии та социалистического воспроизводства. А для нормального функционирования финансово-кредитной системы необходимо строгое соблюдение государственной финансовой дисциплины и режима экономии. [13]

Главная бухгалтерия ведет учет деятельности завода, движения основных и оборотных средств, начисляет заработную плату работникам завода, составляет бухгалтерские отчеты и балансы. Главный бухгалтер, права которого оговорены особым положением, контролирует соблюдение на предприятии государственной финансовой дисциплины . [14]

Главной задачей мин-ва является мобилизация денежных средств и направление их на планомерное развитие народного х-ва, повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, обеспечение обороноспособности страны, содержание органов государственной власти и государственного управления. СССР руководствуется указанием Программы КПСС о необходимости наиболее рационального и аффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и устранения излишних издержек и потерь. На мин-во возложен контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины и выполнением предприятиями, организациями и учреждениями, а также населением своих финансовых обязательств перед гос-вом. СССР составляет проект союзного бюджета, предварительно рассматривает проекты бюджетов союзных республик и проект бюджета государственного социального страхования и дает по этим проектам заключения; составляет проект государственного бюджета СССР и представляет его в Совет Министров СССР; осуществляет исполнение союзного бюджета и руководит деятельностью мин-в финансов союзных республик по исполнению их бюджетов. СССР контролирует исполнение государственного бюджета всеми мин-вами и учреждениями, а также хозяйственными организациями и предприятиями; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по государственному бюджету и представляет в Совет Министров СССР отчет об его исполнении. Мин-во организует и руководит работой по исчислению и взиманию государственных доходов с предприятий и хозяйственных организаций, контролирует правильность и экономное расходование бюджетных и собственных средств. В процессе этой работы мин-во рассматривает проекты финансовых планов ( балансов доходов и расходов) предприятий, сметы, бухгалтерские отчеты, балансы и др. материалы мин-в и центральных учреждений и вносит предложения об улучшении их финансовой деятельности. СССР участвует в рассмотрении проектов народнохозяйственных планов и составляет заключения по финансовым вопросам, к-рые ставятся мин-вами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и др. органами перед Правительством СССР. Мин-во контролирует расходование средств на содержание аппарата управления, соблюдение штатов, ставок зарплаты и смет адм. [15]

Читать еще:  Воздействие финансовой политики государства на экономику

Понятие и значение финансового контроля.Финансовая дисциплина

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

· выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

· выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

· использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

· соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Понятие,содержание финансово-правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector