Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственных финансовых фондов

newinspire

Понятие и виды фондов

Понятие фондов

Переход России на рыночные принципы ведения хозяйства привел к децентрализации и ослаблению роли государства в системе экономических отношений. Переход к рынку коренным образом изменил содержание и организационную структуру всего хозяйственного механизма экономики и социальной сферы, что потребовало модернизации финансово-бюджетной системы.

Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе выделение в их составе и за их рамками специальных бюджетных фондов со своими источниками финансирования и статьями расходов значительно усложнило всю систему формирования и распределения денежных средств в системе государства.

Возникновение за рамками бюджетов внебюджетных фондов, а в рамках бюджетов — целевых фондов и фондов министерств и ведомств привело к усложнению формирования и использования бюджетных средств, росту надстройки по распоряжению этими средствами, усложнению механизма планирования, распределения и перераспределения источников доходов между элементами бюджетной системы, усложнению контроля за эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой — как категория общественная фонд — есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

Виды фондов

Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать.

К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

— иерархию или уровень власти;

— источник формирования средств фонда;

— сферу использования средств фонда;

— период функционирования (действия) фонда.

По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

По источникам формирования средств фонды подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

В свою очередь, группу экономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные фонды — на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д.

По отрасли сферы использования средств фонды подразделяют на межотраслевые и отраслевые.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования (действия), с учетом реализации конкретных мероприятий, существуют фонды бессрочные, долгосрочные и краткосрочные.

К бессрочным фондам относят пенсионный, экологический и другие фонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощи беженцам и т. д.

По охвату проблем фонды можно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения — фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

Учитывая вышеизложенное все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

Виды финансов

Финансы страны подразделяются:

I. В зависимости от того, чьи интересы ими реализуются, на:

– государственные (публичные) финансы. В свою очередь они делятся на централизованные и децентрализованные;

– частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы – это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

К ним относятся:

– денежные средства бюджетов всех уровней,

– денежные средства государственных и внебюджетных фондов,

– денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

Такое же понимание публичных финансов предлагается французским «Юридическим словарем» под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как «совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам» (Vocabulaire juridique. Publie sous la direction de Gerard Cornu. 4-e ed. mis a jour. Paris. Quadrige/Puf. 2003. P. 397 — 398.).

Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. (Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.

Государственные (публичные) финансы включают:

– бюджеты субъектов Российской Федерации;

– фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

– на общие бюджеты;

– бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В особом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т. е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Читать еще:  Налоговая служба это государственная служба

Казна – это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют:

– средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов,

– золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы –этоденежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

II. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций.

III. В зависимости от отраслевой направленности – финансы промышленности, торговли, транспорта и т. д.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения – это совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т. д.

Виды финансовых фондов государства их правовое регулирование

Виды финансовых фондов государства их правовое регулирование

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
• организацию и ведение индивидуального (персонифициро
ванного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1апреля 1996 г. NQ 27-ФЗ «Об индиви дуальном (персонифицированном) учете в системе обяза тельного пенсионного страхования» ;
• организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенси оный фонд РФ;
• организацию работы по взысканию с работодателейи граж дан, виновных в причинении вреда здоровью работников и . других граждан, сумм государственных пенсий по инвалид ности вследствие трудового увечья, профессионального забо левания или по случаю потери кормильца.
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово
кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств наобязательное медицинское страхование.
Федеральный фонд осуществляет выравнивание условий дея тельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования по обеспечению финансирования программ обязатель ного медицинского страхования путем выделения средств из бюдже
та федерального фонда.
Основной функцией территориального фонда является аккуму лирование финансовых средств на обязательное медицинское стра
хование, а также осуществление финансирования обязательного ме дицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими
организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщи ками), заключившими договоры обязательного медицинского стра
хования по дифференцированным подушевым нормативам, устанав ливаемым правлением территориального фонда.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществ ляется правлением и его постоянно действующим исполнительным
органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнитель ным директором.
Фонд социального страхования- Основная задача фонда — обеспечение гарантированных госу
дарством пособий повременной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также дру
гие цели государственного социального страхования, предусмотрен
ные законодательством.
В Фонд социального страхования РФ входят региональные от
деления, осуществляющие управление средствами государственного
социального страхования на территории субъектов Российской Фе
дерации, а также филиалы отделений, создаваемые региональными
отделения

и фонда по согласованию с председателем фонда.

Понятие финансового права РФ, его источники и взаимосвязь с другими отраслями права.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Современные источники финансового права – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Смета и ее виды.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренное на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет. виды смет:

· индивидуальные сметы , отражающие особенности отдельного учреждения;

· общие сметы , которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

· централизованные сметы , которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;

· сводные сметы , объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Читать еще:  Государственная налоговая служба рф

Банковские операции в РФ.

Порядок осуществления сделок и операций Банка России регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 46 названного Закона Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:

1. предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3. покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7. выдавать поручительства и банковские гарантии;

8. осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;

10. выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11. осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в 31) Система государственных внебюджетных фондов в РФ

Налог — это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер сумм взноса устанавливается законодательством. Бюджет— это финансовый план государства, края, области, города и т.п., устанавливаемый на один год. Он имеет вид баланса доходов и расходов. Важнейшими статьями расходов бюджета являются: военные, на культуру, здравоохранение и другие.

Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

— фонда социального страхования и обеспечения

— фонда обязательного медицинского страхования

33) налоговое право РФ и его особенности .

Под налоговым правом понимается совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджет и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безвозмездных денежных платежей

К сферам общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах относятся:
• установление видов налогов и сборов, взимаемых в РФ;
• основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
• принципы введения в действие и прекращения действия введенных ранее налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
• формы и методы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

35) юридическая ответственность за налоговые нарушения.

Юридическая ответственность – применение к лицу, совершившему правонарушение, мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависисости от вида ответственности санкции могут состоять в следующем:

5)лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должность

38) Субъектами валютных операций могут быть

  • физические лица
  • юридические лица
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами
  • филиалы и представительства юридических лиц и предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами (далее — филиалы и представительства)
  • дипломатические и иные официальные представительства

Основаниями разделения субъектов валютных операций на резидентов и нерезидентов являются

  • их статус (организационно-правовая форма)
  • определенные законом критерии в соответствии с их статусом.

виды финансовых фондов государства их правовое регулирование

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
• организацию и ведение индивидуального (персонифициро
ванного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1апреля 1996 г. NQ 27-ФЗ «Об индиви дуальном (персонифицированном) учете в системе обяза тельного пенсионного страхования» ;
• организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенси оный фонд РФ;
• организацию работы по взысканию с работодателейи граж дан, виновных в причинении вреда здоровью работников и . других граждан, сумм государственных пенсий по инвалид ности вследствие трудового увечья, профессионального забо левания или по случаю потери кормильца.
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово
кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств наобязательное медицинское страхование.
Федеральный фонд осуществляет выравнивание условий дея тельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования по обеспечению финансирования программ обязатель ного медицинского страхования путем выделения средств из бюдже
та федерального фонда.
Основной функцией территориального фонда является аккуму лирование финансовых средств на обязательное медицинское стра
хование, а также осуществление финансирования обязательного ме дицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими
организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщи ками), заключившими договоры обязательного медицинского стра
хования по дифференцированным подушевым нормативам, устанав ливаемым правлением территориального фонда.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществ ляется правлением и его постоянно действующим исполнительным
органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнитель ным директором.
Фонд социального страхования- Основная задача фонда — обеспечение гарантированных госу
дарством пособий повременной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также дру
гие цели государственного социального страхования, предусмотрен
ные законодательством.
В Фонд социального страхования РФ входят региональные от
деления, осуществляющие управление средствами государственного
социального страхования на территории субъектов Российской Фе
дерации, а также филиалы отделений, создаваемые региональными
отделения

Читать еще:  Налоговая юрисдикция государства в рб

и фонда по согласованию с председателем фонда.

Виды государственных финансов

Понятие государственных финансов

Государственные финансы относятся к одной из наиболее важных сфер финансовых отношений, функционирующих на уровне национальной экономики страны в целом.

В общем смысле под ними принято понимать отношения денежного характера, которые формируются и реализуются в сфере финансовых ресурсов, которыми распоряжается государство и использует их для материального обеспечения процессов обороны и управления.

Финансы государства отражают собой экономические отношения, непосредственно связанные с процессами обеспечения аппарата государственной власти финансовыми источниками, необходимыми для выполнения его прямых функций.

Базовые функции государства, реализация которых в той или иной степени обеспечивается посредством государственных финансов, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Базовые функции государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредством государственных финансов обеспечивается удовлетворение потребностей государства и общества в финансовых (денежных) средствах. Реализация финансов на государственном уровне способствует достижению базовых целей развития общества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объемы государственных финансов, равно как и их положение в национальной финансовой системе предопределяются масштабностью финансовых средств, необходимых правительству для исправного выполнения своих обязательств перед обществом.

Структурные элементы государственных финансов

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном. Их структурными элементами выступают:

  • государственный бюджет различных уровней власти;
  • внебюджетные фонды государства;
  • государственный кредит;
  • финансы прочих госструктур.

Под государственным бюджетом принято понимать финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Под доходами государства следует понимать систему денежных отношений, связанную с формированием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и его предприятий.

Государственные расходы представляют собой денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в виду использования ранее аккумулированных доходов государства.

Внебюджетные фонды государства включают в себя фонды денежных средств, основной целью которых выступает финансовое обеспечение прав населения на получение пособий и пенсия, оказание медицинской помощи охрану здоровья. Подобные фонды формируются за пределами бюджета государства, но регулируются им.

Отличительной чертой внебюджетных фондов государства выступает их двойственная природа:

  • с одной стороны они представляют собой конкретную финансовую структуру, обладающую четко определенными целями и задачами;
  • с другой стороны они отождествляют собой экономические отношения перераспределительного характера.

Государственный кредит отождествляет собой задолженность государства перед иными субъектами государственных финансов – населением и предпринимательскими структурами. Его величина регулируется на законодательном уровне и свидетельствует о рациональности финансовой политики и эффективности ее реализации.

Помимо всего прочего, выделяют также финансы прочих государственных структур – бюджетных учреждений и организацией с долей государственного участия.

Структурный состав государственных финансов открывает широкие возможности для их типологизации.

Типология государственных финансов

Государственные финансы могут быть подвергнуты множественной классификации по различным основаниям. Как минимум они могут быть представлены в виде доходов и расходов бюджета, а также в виде финансов отдельно взятых субъектов финансовых отношений.

С точки зрения структуры государственной власти принято выделять два основных вида государственных финансов. В общем виде они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к первой группе относятся финансы федеральных органов государственной власти. Иначе их принято называть федеральными финансами. Ко второй группе причисляют финансы органов государственной власти отдельно взятых субъектов федерации, представленные финансами регионов и муниципалитетов.

Каждый вид финансов государства обладает собственной структурой.

Государственные финансы федерального уровня власти представлены федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных государственных фондов, а также государственным кредитом и финансами государственных унитарных предприятий и корпораций с государственным участием.

Структурный состав региональных финансов представлен бюджетом субъекта федерации, а также территориальными фондами медицинского страхования.

Государственными финансами распоряжаются различные органы государственной власти, в зависимости от их вида и иерархии. Так, например, федеральные финансы подконтрольны государственным органам власти федерального уровня, а региональные финансы – находятся в распоряжении государственных органов власти субъекта. Управление муниципальными финансами осуществляется посредством органов местного самоуправления.

Основные виды финансов различаются и по своим сущностным характеристикам, определяющим их содержание.

Для государственных финансов федерального уровня характерен стратегический характер использования и большой территориальный охват. Фактически они обслуживают потребности страны в целом, включая все ее регионы. Особую роль здесь играет контроль целевого и эффективного использования государственных финансов.

Региональные финансы используются для обеспечения выполнения государством его функций на уровне отдельно взятых регионов. В данном случае финансовые средства аккумулируются из двух источников:

  • ресурсы, выделяемые федеральным центром;
  • доходы собственных источников.

В данном случае контроль целевого и эффективного использования финансов государства осуществляется на уровне его регионов.

Наконец, муниципальные финансы обеспечивают органы местного самоуправления финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для самостоятельного решения ими вопросов местного значения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector