Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственных финансовых фондов рф

Виды государственных финансов

Понятие государственных финансов

Государственные финансы относятся к одной из наиболее важных сфер финансовых отношений, функционирующих на уровне национальной экономики страны в целом.

В общем смысле под ними принято понимать отношения денежного характера, которые формируются и реализуются в сфере финансовых ресурсов, которыми распоряжается государство и использует их для материального обеспечения процессов обороны и управления.

Финансы государства отражают собой экономические отношения, непосредственно связанные с процессами обеспечения аппарата государственной власти финансовыми источниками, необходимыми для выполнения его прямых функций.

Базовые функции государства, реализация которых в той или иной степени обеспечивается посредством государственных финансов, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Базовые функции государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредством государственных финансов обеспечивается удовлетворение потребностей государства и общества в финансовых (денежных) средствах. Реализация финансов на государственном уровне способствует достижению базовых целей развития общества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объемы государственных финансов, равно как и их положение в национальной финансовой системе предопределяются масштабностью финансовых средств, необходимых правительству для исправного выполнения своих обязательств перед обществом.

Структурные элементы государственных финансов

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном. Их структурными элементами выступают:

  • государственный бюджет различных уровней власти;
  • внебюджетные фонды государства;
  • государственный кредит;
  • финансы прочих госструктур.

Под государственным бюджетом принято понимать финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Под доходами государства следует понимать систему денежных отношений, связанную с формированием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и его предприятий.

Государственные расходы представляют собой денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в виду использования ранее аккумулированных доходов государства.

Внебюджетные фонды государства включают в себя фонды денежных средств, основной целью которых выступает финансовое обеспечение прав населения на получение пособий и пенсия, оказание медицинской помощи охрану здоровья. Подобные фонды формируются за пределами бюджета государства, но регулируются им.

Отличительной чертой внебюджетных фондов государства выступает их двойственная природа:

  • с одной стороны они представляют собой конкретную финансовую структуру, обладающую четко определенными целями и задачами;
  • с другой стороны они отождествляют собой экономические отношения перераспределительного характера.

Государственный кредит отождествляет собой задолженность государства перед иными субъектами государственных финансов – населением и предпринимательскими структурами. Его величина регулируется на законодательном уровне и свидетельствует о рациональности финансовой политики и эффективности ее реализации.

Помимо всего прочего, выделяют также финансы прочих государственных структур – бюджетных учреждений и организацией с долей государственного участия.

Структурный состав государственных финансов открывает широкие возможности для их типологизации.

Типология государственных финансов

Государственные финансы могут быть подвергнуты множественной классификации по различным основаниям. Как минимум они могут быть представлены в виде доходов и расходов бюджета, а также в виде финансов отдельно взятых субъектов финансовых отношений.

С точки зрения структуры государственной власти принято выделять два основных вида государственных финансов. В общем виде они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к первой группе относятся финансы федеральных органов государственной власти. Иначе их принято называть федеральными финансами. Ко второй группе причисляют финансы органов государственной власти отдельно взятых субъектов федерации, представленные финансами регионов и муниципалитетов.

Каждый вид финансов государства обладает собственной структурой.

Государственные финансы федерального уровня власти представлены федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных государственных фондов, а также государственным кредитом и финансами государственных унитарных предприятий и корпораций с государственным участием.

Структурный состав региональных финансов представлен бюджетом субъекта федерации, а также территориальными фондами медицинского страхования.

Государственными финансами распоряжаются различные органы государственной власти, в зависимости от их вида и иерархии. Так, например, федеральные финансы подконтрольны государственным органам власти федерального уровня, а региональные финансы – находятся в распоряжении государственных органов власти субъекта. Управление муниципальными финансами осуществляется посредством органов местного самоуправления.

Основные виды финансов различаются и по своим сущностным характеристикам, определяющим их содержание.

Для государственных финансов федерального уровня характерен стратегический характер использования и большой территориальный охват. Фактически они обслуживают потребности страны в целом, включая все ее регионы. Особую роль здесь играет контроль целевого и эффективного использования государственных финансов.

Региональные финансы используются для обеспечения выполнения государством его функций на уровне отдельно взятых регионов. В данном случае финансовые средства аккумулируются из двух источников:

  • ресурсы, выделяемые федеральным центром;
  • доходы собственных источников.

В данном случае контроль целевого и эффективного использования финансов государства осуществляется на уровне его регионов.

Наконец, муниципальные финансы обеспечивают органы местного самоуправления финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для самостоятельного решения ими вопросов местного значения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Виды государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Являясь важнейшим звеном финансовой системы России, внебюджетные фонды формируются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Цель — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными автономными источниками формирования. Решение об образовании фондов принимает Федеральное собрание Российской Федерации.

Денежные ресурсы внебюджетных фондов есть собственность государства. Однако, при этом они обладают автономностью, но имеют строго целевое назначение.

На федеральном уровне законодательно оформляют и осуществляют свои функции Государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Общие положения.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) есть самостоятельное финансово-кредитное учреждение, подотчетное Правительству РФ. Основной документ , регулирующий его деятельность – «Положение о Пенсионном фонде России». Контроль за сбором страховых взносов возложен в том числе и на налоговые органы. Страховые взносы в ПФР не являются налоговыми платежами. Поэтому к взносам в ПФР не могут применяться нормы налогового права.

.Средства ПФР направляются на:

• выплату в соответствии с законодательством государственных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за приделы РФ;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

Читать еще:  Принципы осуществления финансовой деятельности государства

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР;

Состав правления ПФР утверждается Федеральным собранием по представлению председателя правления . Сам же председатель утверждается и освобождается от должности Федеральным Собранием РФ. Для осуществления контроля дирекции и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР, а со стороны высшего органа государственный высший контроль осуществляет Счетная палата РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Общие положения.

ФСС, как и ПФР, является самостоятельным государственным финансово- кредитным учреждением. Свою деятельность осуществляет на основании Положения о фонде (Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 номер 101).

Основные задачи ФСС:

• участие в программах охраны здоровья;

• совершенствование социального страхования;

• обеспечить финансовую устойчивость фонда и др.

Средства ФСС образуются за счет страховых взносов работодателей ; граждан, занимающихся ИТД и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов; ассигнований из бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и т .д.; прочих доходов (сумм, полученных за реализованные путевки, оплаченные из средств Фонда, средства, полученные в форме регрессных исков к страхователям и т.д.))

Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ОМС). Общие положения.

Являются самостоятельными государственными финансово-кредитными учреждениями. Предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Также как средства других фондов являются собственностью государства, не входят в бюджеты других фондов и не подлежат изъятию.

Средства Федерального фонда ОМС направляются на: 1)выравнивание условий деятельности ТФОМС; 2)финансирование целевых программ в рамках медицинского страхования; 3) научные исследования и международное сотрудничество; 4)подготовка специалистов системы ОМС.

Территориальные фонды ОМС выполняют функции: 1)аккумулирование средств на ОМС; 2)финансирование территориальных программ ОМС; 3)контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ТФОМС; 4)выравнивание финансовых ресурсов городов и районов для целей ОМС. Финансовые средства ФОМС являются целевыми, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Финансовые рынки

Для командно-административной системы существенным моментом в движении товарно-материальных ценностей являлось то, что их распределение осуществлялось, как правило, не на основе рыночной потребности в ресурсах, а (a priaru) осуществлялась воля руководства, в соответствии с которой перемещались огромные потоки материальных, людских и денежных ресурсов, исходя из понимания потребностей народного хозяйства и его возможностей. В экономических системах с развитой рыночной инфраструктурой это движение опосредовано движением ценных бумаг, тем самым происходит секъюритизация, или процесс опосредованного замещения движения материальных, денежных ресурсов через движение ценных бумаг. Данное движение осуществляется на финансовых рынках. Финансовый рынок есть рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, по своей сути представляющий собой особую рыночную форму движения и организации движения финансовых ресурсов.

Потребность становления финансовых рынков заключается в том, что потребность в финансовых ресурсах, как правило, не совпадает с их предложением. Это может касаться как отдельно взятого субъекта рыночных отношений, так и всего экономического сообщества . Очень часто у одного субъекта хозяйствования эти ресурсы есть как временно свободные, а другой субъект хозяйствования в них нуждается. Финансовый рынок опосредует, движение финансовых средств от владельцев /сберегателей/ денежных средств к пользователям посредством инвесторов. Финансовые ресурсы, направленные на расширенное воспроизводство называют инвестициями.

Инвестиции (нем. Investition от лат. investire облачать) представляют финансовые ресурсы, реализуемые в форме долгосрочных вложений в отрасли народного хозяйства. Целью инвестиционной деятельности является получение предпринимательского дохода или процента. Инвестиции делятся на финансовые и реальные. Финансовые инвестиции — это вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпускаемые как частными компаниями, так и государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. Тезаврация / от греч. — сокровище / есть накопление золота частными владельцами в виде сокровища или страховых фондов. В условиях золотого стандарта тезаврированное золото служило резервным фондом денежного обращения. Металл поступал в обращение при появлении потребности в деньгах и изымался из каналов обращения за счет тезаврации золота , когда потребность в деньгах сокращалась.

В качестве инвесторов выступают как физические, так и юридические лица, аккумулирующие у себя финансовые ресурсы. Лица, накопив определенные денежные

институты: пенсионные фонды, страховые

компании и т.д. Инвесторами могут выступать не только резиденты, но и иностранные физические юридические лица.

Инвесторы на финансовом рынке действуют как независимые лица,. являющиеся реальными собственниками, обладающие самостоятельностью. Руководствуясь своим пониманием целесообразности, реально оценивая степень риска на рынке финансовых ресурсов, участники рынка формируют спрос на финансовые ресурсы, одновременно формируют предложение финансовых ресурсов. Само функционирование финансового рынка, фондовой биржи, например, осуществляется в рамках закона и под контролем государственных органов.

Денежные ресурсы на финансовом рынке приобретают форму фондовых ценностей или ценных бумаг.

Ценная бумага представляет собой свидетельство об участии в капитале акционерного общества, предоставлении займа, или передаче прав. Ценные бумаги являются обязательствами эмитентов выплачивать их владельцам доходы в виде дивидендов или процентов. Ценная бумага удостоверяет имущественное право владельца при ее предъявлении, должна содержать необходимые реквизиты: величину номинала или долю в совокупном капитале акционерной компаний, срок обращения на рынке способ погашения и др.

Акции являются долевыми ценными бумагами . Они определяют долю собственности, приходящейся на одну акцию , а следовательно, долю прибыли в форме дивиденда, поступающей в собственность ее владельца при ее предъявлении в конце финансового года. Одновременно акция свидетельствует о доле собственности , которая может быть возвращена владельцу акции при ликвидации акционерной компании.

Облигации представляют собой долговую форму обязательства эмитента перед инвестором. Облигация выпускается и реализуется либо с дисконтом, т.е. разницей между продажной ценой и номиналом, по которой она погашается, или с премией, в форме регулярно выплачиваемой суммы по купону, или как участвующая в розыгрышах премиального фонда.

Будучи основными видами ценных бумаг они стали основанием порождения других производных, или гибридных, ценных бумаг. Например, ГКО/ государственные казначейские обязательства/, ОФЗ /облигации федерального займа/, сберегательные сертификаты, векселя и др.

Читать еще:  Что такое налоговая политика государства

Сами финансовые рынки можно разделить на первичные и вторичные. На первичном рынке какой-либо финансовый институт по договору с эмитентом осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг сначала по подписке, а потом в определенных пределах выпускает их в свободную продажу. После выпуска ценных бумаг на первичном рынке они, т.е. ценные бумаги, обращаются на, так называемом, вторичном рынке, как на биржевом, так и внебиржевом, и т.д.

Роль финансовых рынков для осуществления процесса расширенного воспроизводства трудно переоценить. Они осуществляют возможность свободного цивилизованного, под контролем государства, перелива капитала из менее эффективных сфер приложения капитала в более выгодные . Вторичные рынки ценных бумаг придают гибкость всему финансовому рынку. На этих организованных рынках при финансовых посредниках можно вложить свои сбережения в ту или иную отрасль, компанию, исходя из своего собственного понимая выгоды, действуя на свой страх и собственный риск. Эмитенты же наоборот, получают цивилизованную возможность привлекать дополнительный капитал для процесса воспроизводства.

Если сравнить способы изыскания и привлечения финансовых ресурсов к экономиках с развитыми рыночными отношениями и административно-командной экономике, то можно отметить следующие различные между ними: 1. Финансовые рынки позволяют весьма быстро привлечь акционерный или заемный капитал . Для этого необходимо показать и убедить потенциальных инвесторов в преимуществах приобретения акций тех или иных компаний. В жестких административно-хозяйственных системах сделать это за столь короткий период времени было практически невозможно по причине слишком долгого процесса согласования интересов, необходимости прохождения через различные инстанции, а для частных физических лиц этот процесс практически был невозможен.

2. Финансовые рынки давали возможность привлекать не только капитал юридических лиц, но и физических лиц. Суммарное накопление финансовых ресурсов у

физических лиц было на порядок выше , чем у корпораций. Следовательно, возможность в расширении базы финансовых ресурсов при финансовых рынках была неизмеримо шире.

3. Осуществление операций по мобилизации финансовых ресурсов на финансовых рынках всегда учитывало материальный интерес всех его участников, что придавало устойчивость всей финансовой системе.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ, ФИНАН. РЕСУРСОВ, ФОНДОВ, ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Финансы— это сфера экономических отноше​ний, которые определяются движением денег. В основе этих от​ношений лежат процессы, происходящие в резуль​тате создания, распределения, обмена и использования ВВП и национального дохода в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы как сфера экономических отношений имеют свои принципы, на которых эти отношения реализуются. Кта​ким принципам относятся:

Финансовые ресурсы— это сово​купность всех видов денежных средств, находящихся в распоря​жении экономического субъекта (предприятия, региона, государства), являющихся результатом взаимо​действия поступления, распределения и расходования денежных средств.

Денежные фонды –это часть финансовых ресурсов, специально выделенная в виде фондов целевого использования. Так, денежные фонды, в которых средства выделены для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а средства, предназначенные для выплаты заработной платы, соответственно образуют фонд оплаты труда.

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот​ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля​ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти​туты). Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами образует финансовую систему государства.

Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб​личную финансовую деятельность и имеет свои функции. В настоящее время финансовая система России состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система (федеральный бюд​жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты);

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций, объеди​нений, предприятий, учреждений, отраслей народ.-ва.

Первые 4 звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле​ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, т.к. после уплаты всех обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав​шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы РФ, в состав которой входят наи​более крупные фонды денежных средств. Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд​жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де​нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич​ных мероприятий. Эти фонды особенно важны для финансирования социально значимых государ​ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра​нение). Они образуются за счет внесения обяза​тельных платежей юр. и физ. лиц, а также из добровольных перечислений.

Государствен​ный и муниципальный кредиткак финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по​воду получения государством (мун. образованием) или размещения со стороны государства (мун. образования) денежных средств, а также отношения по предостав​лению государственных гарантий. Кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем​ные отношения с императивным участием государства. Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель​ных денежных средств в государственные и муниц. бюджеты.

Обязатель​ное гос. страхование— урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Страхование включает отношения, участником которых обязательно выступает государство. Развитие страхования обусловлено наличием у государства социальной функции (например, выпла​та пособий по безработице и т.п.). Финансовая деятельность в сфере страхования является од​ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-пра​вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами. В результате финансовой деятельности пред​приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ФИНАНСЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И финансового рынка.

Государственные и муниципальные финансы — совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном оборотемежду государственными и муниципальными органами управления и другими экономическими субъектами, в процессе которых происходит формирование и использования централизованных денежных фондов для финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов можно выделить следующие организационные формы бюджетов:федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Местные бюджеты.

Читать еще:  Финансовая политика государства включает

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Гос. и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Гос. и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 569 ;

Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности

Понятие внебюджетного фонда

В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

Внебюджетные фонды — это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.

Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов — инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:

  1. обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы);
  2. средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
  3. добровольных взносах юридических и физических лиц;
  4. доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.

Виды внебюджетных фондов:

  1. по назначению:
    • государственные внебюджетные фонды социального назначения ;
    • прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
  2. по уровню:

    Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов — социальная сфера.

    К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

    1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
    2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
    3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

    Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования — государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.

    Задачи государственных внебюджетных фондов

    Государственные внебюджетные фонды должны:

    • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
    • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
    • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

    Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

    • социальное обеспечение по возрасту;
    • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
    • социальное обеспечение в случае безработицы;
    • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

    Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.
    Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

    Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды — фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

    Особенности указанных фондов:

    • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
    • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов — в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
    • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
    • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

    К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector