Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъекты налоговой политики государства

Сущность налоговой политики государства: субъекты, цели и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе существуют разные определения термина «налоговая политика». Безусловно, важно разобраться с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность налоговой политики государства: субъекты, цели и модели 5
1.1. Налоговая политика и ее эффективность 5
1.2. Субъекты и цели налоговой политики 10
1.3. Модели налоговой политики 12
2. Методы налоговой политики 16
2.1. Управление налогообложением 16
2.2. Информирование (пропаганда) и воспитание налогоплательщиков 20
2.3. Налоговое консультирование 24
2.4. Льготирование, контролирование и принуждение 25
3. Налоговые реформы: классификация и этапы 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Содержимое работы — 1 файл

16 Налоговая политика зарубежных стран и России.doc

1.2. Субъекты и цели налоговой политики

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются федеральный, региональный, местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма.

Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления.

На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них в экономической литературе выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

Фискальные цели всегда считаются основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, имеют второстепенный характер. Это объясняется тем. что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные — вторичными. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика — лишь один из методов их реализации, причем косвенный.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим Например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая модель налоговой политики.

1.3. Модели налоговой политики

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития государства приоритетными, используют ту или иную модель (тип) этой политики, который зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

В научных трудах экономистов на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

(1) высокий уровень налогообложения (политика максимальных налогов):

(2) низкое налоговое бремя ( политика экономического развития);

(3) достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов).

Политика максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени путем введения новых налогов, а также увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие — происходит снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Такая модель налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Эта модель налоговой политики используется, как правило, в двух случаях. (1) Она популярна в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные секторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные — второстепенными. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х годов. (2) Эта политика находит применение и в мирное время, а также в отсутствие кризисов, например в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика экономического развития. Модель характеризуется тем, что учитываются не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, эта модель ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 1980-х данная политика эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана (рейганомика). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др. Приоритетными здесь выступают экономические цели.

Политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными типами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.

Читать еще:  Управление финансами государства

При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет проводить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны.

Подобная политика используется в основном высокоразвитыми странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Такие страны вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции.

Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяют им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели и (типы) налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных их сочетаниях, когда какая-либо из них является доминирующей.

2. Методы налоговой политики

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

Метод налоговой политики — это прием (способ), используемый для практического решения целей налоговой политики.

Государство проводит налоговую политику посредством следующих методов 4 :

Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.06.2016 2016-06-04

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Коротков, Д. Ю. Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты / Д. Ю. Коротков. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 786-789. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30988/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье дается понятие налоговой политики государства в отраслевом аспекте. Анализируются элементы налоговой политики. Кроме того, определен состав субъектов и объектов отраслевой налоговой политики государства.

Ключевые слова: отраслевая налоговая политика, налоговая политика, налоговая нагрузка.

Как известно, налоговая политика государства ориентирована не только на фискальные цели, но и на решение социально-экономических задач, которые обеспечивают экономический рост и социальную ориентацию экономики.

Сущность налоговой политики каждого государства определяется разнообразными факторами. К основным можно отнести: общенациональные цели, соотношение между типами и формами собственности, сложившаяся политическая система. Налоговая политика государства отражает цели и степень государственного вмешательства в экономику. Ее изменение зависит от сложившейся экономической ситуации и направлений развития государства.

В регулировании экономического развития государства и его субъектов большая роль отведена регулированию отраслей народного хозяйства. В тоже время государство проводит регулирование этих отраслей в том числе и с помощью налогов.

Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы РФ, совокупная налоговая нагрузка на отрасли в России за последние 3 года меняется незначительно (Рис. 1).

Совокупная налоговая нагрузка на отрасли [3]

Такого же мнения придерживаются и предприниматели различных отраслей, о чем свидетельствует опрос, проведенный в октябре 2014 года АКГ «Градиент Альфа» в котором приняли участие около 300 представителей российских и международных компаний в различных сферах деятельности (энергетика, нефтяная отрасль, оказание услуг, продажи, производство, строительство и т. д.) (рис. 1).

Рис. 1. Уровень налоговой нагрузки [2]

Так же опрошенные считают, что для России характерен или средний, или высокий уровень налоговой нагрузки. Так считают и представители отрасли с наименьшей налоговой нагрузкой (оптовая и розничная торговля 2,6 %) и представители компаний с наибольшей налоговой нагрузкой (добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42,6 %). Во многом острота проблемы вызвана неравномерным распределением налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Разговоры о налоговой нагрузке или перегрузке различных отраслей экономики ведутся довольно давно. При этом вклад отдельных отраслей (видов деятельности) в формирование российского бюджета не всегда адекватно отражает регулирующий эффект налогов в рамках проводимой налоговой политики.

В научной литературе понятие налоговой политики в отраслевом аспекте пока не выработано. Представляется целесообразным введение понятия отраслевая налоговая политика, что означает, что делается акцент на развитие определенных отраслей экономики.

Для определения понятия отраслевой налоговой политики нужно детализировать уровни налоговой политики, поскольку они позволят более точнее определить ее специфику. Под элементами детализации понимается:

 основная цель налоговой политики — наиболее важный ориентир, который необходимо обязательно достигнуть субъекту в результате выработки и реализации своей налоговой политики;

 субъект налоговой политики — это носитель прав и обязанностей, обладающий налоговым суверенитетом в пределах законодательно установленных полномочий и имеющий возможность воздействовать на объект своей налоговой политики;

 объект налоговой политики — предмет, явление или процесс, на который направленна формируемая субъектом налоговая политика. 3

Майбуров И. А. предлагает диверсифицированный подход к пониманию налоговой политики. Таблица 1.1. позволяет детализировать понимание уровней налоговой политики [1, с. 14].

Элементы уровней налоговой политики [1]

Уровень

Основная цель

Субъект

Объект

Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета страны

Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ

Налоговая система страны

Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета региона

Глава региона, законодательное собрание, правительство региона

Налогообложение региональными налогами и единым налогом по УСН

Устойчивое обеспечение доходной части бюджета муниципалитета

Глава и представительные органы муниципальных образований

Налогообложение местными налогами и ЕНВД

Устойчивое обеспечение доходов хозяйствующего субъекта и минимизация его налоговых обязательств

Собственники и руководящие органы хозяйствующих субъектов

Налогообложение хозяйствующего субъекта

Устойчивое обеспечение доходов домохозяйства и минимизация его налоговых обязательств

Домохозяйства, физические лица, являющимися налогоплательщиками

Налогообложение физического лица

Устойчивое развитие субъектов отраслей, видов экономической деятельности страны

Органы всех уровней законодательной и исполнительной власти.

Налогообложение хозяйствующих субъектов в рамках отрасли народного хозяйства

При разложении элементов уровней налоговой политики можно выделить следующие различия.

Различия с точки зрения основной цели есть во всех уровнях налоговой политики. Но по принципиальным вопросам их можно разделить на две группы, первая — налоговая политика формируется с позиции получателей (федеральная, региональная и муниципальная) ее можно обозначить как государственную налоговую политику и политика, с позиции плательщиков (корпоративная и семейная). Исходя из того, что регулированием отраслей народного хозяйства занимается государство отраслевая налоговая политика будет являться составной частью государственной налоговой политики, а также будет проводится на всех ее уровнях. Исходя из этого возникает противоречие какая цель будет более важной, так как с одной стороны так как она является частью государственной налоговой политики ее целью будет устойчивое обеспечение доходной части консолидированных бюджетов страны за счет отраслей народного хозяйства, с другой государственная налоговая политика подразумевает развитие приоритетных отраслей экономики, поэтому целью отраслевой налоговой политики может быть устойчивое обеспечение доходной части предприятий приоритетных отраслей и минимизация их налоговых обязательств. Предполагается что превалирование той или иной цели будет происходить в ущерб другой, таким образом преобладание определенной цели будет осуществляться в зависимости от экономической политики государства.

Читать еще:  Неналоговые поступления государственного бюджета

Естественным образом отличаются и субъекты налоговой политики. Субъектами отраслевой налоговой политики также будут являться органы всех уровней законодательной и исполнительной власти.

Различаются и объекты для каждого уровня налоговой политики. На роль объекта претендуют налоговая система и налогообложение в различных вариациях налогов, присущих данному уровню. Объектом отраслевой налоговой политики будет являться налогообложение хозяйствующих субъектов в рамках отрасли народного хозяйства.

Детализировав уровни налоговой системы, сформулируем соответствующее определение отраслевой налоговой политики.

Отраслевая налоговая политика — это деятельность органов государственной власти по совершенствованию налоговой системы в целях устойчивого развития субъектов отраслей, видов экономической деятельности страны с помощью инструментов налоговой политики.

Как известно, главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Определение понятия отраслевой налоговой политики позволит более оперативно воздействовать на хозяйственные процессы, а также выполнению задач в области государственного регулирования приоритетных отраслей экономики. Что особенно актуально в связи с рецессией в экономике и курсом на ее модернизацию.

Налоговая политика и налоговое регулирование государства

Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

При анализе налоговой политики различают такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.) Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

— соотношение прямых и косвенных налогов;

— применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

— дискретность или непрерывность налогообложения;

— широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

— использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

— степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

— методы формирования налоговой базы.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, перенос убытков, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Читать еще:  Схемы финансовой политики государства

Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов — сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции — штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные — по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Субъекты, принцип налоговой политики, механизм, цели, методы

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Мировой практикой выработаны следующие важнейшие принципы формирования налоговой системы.

Экономическая эффективность, налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов. Здесь уместно вспомнить и кривую Лаффера, и чрезмерно высокие подоходные налоги, снижающие стимулы к труду.

— Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении. Административные издержки налоговой системы зависят от ряда факторов: от необходимой документации; сложности отчетности; от дифференциации налоговых ставок.

Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

Политическая ответственность: налоговая система долж­на быть построена таким образом, чтобы убедить людей, они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

— Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидуумам. Различают справедливость горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная справедливость означает, что люди, одинаковые во всех отношениях, облагаются налогом в равной мере.

Следовательно, налоговая система, которая дискриминировала бы людей по признаку расы, цвета кожи или вероисповеданию, была бы горизонтально несправедливой.

Вертикальная справедливость означает, некоторые люди по положению платят более высокие налоги, чем другие, и что они должны делать это. Существуют три проблемы реализации вертикальной спра­ведливости:

— определить, кто в принципе должен платить по бо­лее высоким ставкам,

— осуществить это на практике,

— решить, насколько больше других должно платить лицо, обязанное по положению платить налоги по более высоким ставкам. Речь идет о дискуссиях относительно степени прогрессивности налоговой шкалы.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Цели налоговой политики:

· фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

· экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

· социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

· стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

· экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

· контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

· международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector