Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статистика государственных финансов

СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Государственные финансы – денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей членов общества (национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, управление, охрана окружающей среды, образование, культура, здравоохранение и спорт, социальная политика). Эти денежные отношения возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и ВНД, а также части национального богатства.

Предметом статистического изучения являются, как государственные финансы в целом, так и выделяемые в сфере государственных финансов звенья – государственный бюджет (различных уровней государственного управления), внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Статистика государственных финансов включает статистику бюджетов различных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики.

Информационная база статистики государственных финансов сформируется на основе данных, разрабатываемых Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой. Информационную основу статистики государственных финансов в Российской Федерации составляют данные бюджетной отчетности. Порядок формирования бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. При формировании бюджетной отчетности используются такие инструменты, как бюджетная классификация и план счетов бюджетного учета.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль поступления доходов и расходования денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Бюджетная отчетность включает данные о потоках и запасах единиц сектора государственного управления Российской Федерации. Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

— принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

— перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

В соответствии с Классификатором институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) сектор «Государственное управление» включает подсектора:

> Федеральные органы государственной власти и управления.

> Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

> Органы местного самоуправления.

> Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

Каждый из подсекторов, включает в себя операции, связанные с исполнением соответствующего бюджета, активов и обязательств.

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами РФ, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.

Раздел 4. Статистика финансов

Цель: ознакомить с системой показателей финансовой деятельности сектора государственного управления.

Задачи: рассмотреть методы информационного обеспечения и анализа финансовых аспектов деятельности органов государственного управления, классификации и показатели статистики государственного бюджета, международные стандарты в области статистики государственных финансов.

Оглавление

16.1. Международные стандарты статистики государственных финансов: статистика финансов сектора государственного управления и статистика финансов государственного сектора в целом

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС–93. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС–93 путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций. Статистика государственных финансов ведет учет и обеспечивает анализ доходов и расходов прежде всего сектора государственного управления. Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий. Эти изменения связаны, прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Кассовый метод предполагает использование следующих понятий: признание операций в момент получения или выплаты денежных средств; доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления; расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства; финансовый результат: превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Читать еще:  Структура государственных финансов россии

Содержание этих понятий по методу начислений следующее: признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств; доходы – это операции, увеличивающие чистую стоимость активов; расходы — это операции, уменьшающие чистую стоимость активов; финансовый результат: разница активов и обязательств, т. е. чистая стоимость активов.Таким образом, переход с кассового метода учета к учету по месту начислений вызывает следующие изменения в основных категориях статистики бюджета: возникает понятие «запаса» (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств; содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к увеличению, а расходы – к уменьшению чистой стоимости активов. При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично, к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Предусмотренные Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ меры по совершенствованию Плана счетов позволят на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода произвести учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определить объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ – обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить долгосрочную устойчивость этих мер. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов. С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а, во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны. Государственные корпорации (организации) могут проводить опера¬ции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно, государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители. Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления в Руководстве МВФ рекомендуется вести статистику государственного сектора. Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода в российской СГФ к международному стандарту. В Руководстве МВФ подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам, независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

16.2. Показатели статистики государственного бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем: характеристика структуры и соотношения доходов и расходов; анализ сбалансированности бюджетов; учет по операциям со средствами Стабилизационного фонда; отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; прогнозирование доходов и расходов госбюджета.

Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, который базируется на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджета по срокам предоставления может быть: оперативной; ежеквартальной; полугодовой; годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Федеральной службы государственной статистики. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль это

Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего). Статистика государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В настоящее время в составе отдельных категорий доходов бюджета выделяют: налоговые поступления – налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налог на добавочную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.; неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета, и формируется система макроэкономических показателей. Показатели доходов государственного бюджета:

Статистика государственных финансов

Государственные финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода государства. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды: пенсионный, обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования.

Статистика государственных финансов является составной частью финансовой статистики и включает статистику бюджетов различных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс.

Статистика государственных финансов включает следующую систему показателей:

– абсолютные показатели бюджета и бюджетной системы;

– абсолютные показатели доходов бюджета;

– абсолютные показатели расходов бюджета;

– относительные показатели эффективности бюджета и бюджетной системы.

Основные понятия, система показателей статистики бюджета
и формулы их расчета

Рассмотрим расчет некоторых из вышеперечисленных показателей на практике.

Задача № 1. На основании данных о доходах бюджета муниципального образования за 2010–2012 гг. (см. ниже) определим относительное изменение доходной части бюджета муниципального образования, рассчитав показатели динамики, т. е. базисные темпы роста. Так, например, планируемые налоговые доходы в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составили:

в 2005 г. по сравнению с 2003 г.:

и т. д.

Внесем расчетные данные в таблицу.

Динамика показателей доходов местного бюджета
муниципального образования, млн. руб.

Решение:

За период с 2010 по 2012 г. в доходной части бюджета муниципального образования произошли существенные изменения. Значительно уменьшилась доля налоговых доходов, в том числе за счет изменений структуры налоговых отчислений.

Сократились налоговые поступления от прибыли, платежи за пользование ресурсами. Возросли налоги на совокупный доход, имущество и др. За исследуемый период произошло перераспределение доходной части местного бюджета в сторону неналоговых отчислений. Как в абсолютном, так и в относительном выражении возросли безвозмездные перечисления в бюджет.

Вопросы для самопроверки.

1. На основании какого методологического документа должны составляться и исполняться бюджеты?

2. Что включает бюджетная классификация РФ?

3. В действующей классификации расходов бюджета не предус­­мотрены группировки по признакам?

Читать еще:  Где выгоднее вклады

4. В федеративных государствах местные бюджеты включаются в бюджеты членов Федерации?

5. Что является отличительным признаком российской бюджетной классификации от международной классификации?

Задачи для практических и самостоятельных работ.

Задача № 1. Имеются данные по основным статьям местного бюджета одного из регионов Российской Федерации за 2010 и 2011 гг. в фактически действовавших ценах, млн. руб.

1) структуру доходной и расходной частей местного бюджета;

2) темпы роста доходной и расходной частей местного бюджета;

3) общий размер налоговых и неналоговых доходов;

4) общий размер текущих и капитальных расходов;

5) дефицит (профицит) местного бюджета. Постройте график, характеризующий структуру бюджета. Сделайте выводы о структурных различиях доходной и расходной части бюджета.

Задача № 2. Имеются данные по основным налоговым поступлениям муниципального образования одного из регионов Российской Федерации за 2008 и 2009 гг., млн. руб.

1) структуру налоговых поступлений за 2013 и 2014 гг.;

2) исполнение бюджета в 2014 г.;

3) относительное изменение налоговых поступлений бюджета муниципального образования.

Задача № 3.Имеются данные о структуре перечисления доходов в бюджеты различных уровней в одном из регионов Российской Федерации за период 2011–2013 гг., %.

Определите существенность структурных сдвигов в перечислении доходов в бюджеты различных уровней, используя индексы А. Салаи и К. Гатева.

Задача № 4. Имеются данные о динамике текущих расходов бюджета на здравоохранение и территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) области за период 2007–2009 гг., млн. руб.

1) структуру расходов бюджета за 2007–2009 гг.;

2) относительное изменение расходной части бюджета области.

Задача № 5 Имеются данные о динамике налоговых доходов консолидированного бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, млрд. руб.

1) структуру налоговых доходов за 2002 и 2009 гг. по различным уровням бюджетной системы;

2) относительное изменение налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

3) распределение налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации за 2002 и 2009 гг.;

4) постройте график.

Задача № 6. Государственный внешний долг Российской Федерации на 01.01.2008 г. включает: задолженность по кредитам правительств иностранных государств – 54,4 млрд. долл., Парижскому клубу креди­торов – 46,6 млрд. долл., кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, –
4,4 млрд. долл., долг бывшим странам – членам СЭВ – 3,3 млрд. долл., по кредитам международных финансовых организаций – 11 млрд. долл. Объем долга по государственным цен­ным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 01.01.2009 г. составил 49,8 млрд. долл., по еврооблигационным займам – 42,5 млрд. долл., по ОВВЗ – 7,3 млрд. долл.

Определите структуру государственного долга Российской Федерации на 01.01.2008. Представьте полученные результаты в виде таблицы, постройте структурную диаграмму и сделайте выводы.

Задача № 7. Эффективность исполнения местного бюджета за 2012–2014 гг. приведена ниже.

Статистика

В разделе представлена актуальная статистическая информация о финансово-экономических показателях Российской Федерации.
При подготовке информации использованы данные Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и Центрального Банка Российской Федерации

Ответственные за подготовку информации, размещенной в разделе — Департамент доходов, Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Минфина России

Ознакомиться с графиком размещения информации в разделе «Статистика» можно здесь

№ п/п

Дата публикации

Наименование данных

Оперативные сведения об исполнении за отчетный месяц:

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 1 ;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Уточненные данные об исполнении за месяц, предшествующий отчетному:

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Данные о размере Резервного фонда, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России;

Данные о размере Фонда национального благосостояния, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России.

Данные об объеме и структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации;

Данные об объеме и структуре государственного внешнего долга Российской Федерации.

Окончательный годовой отчет об исполнении

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Задать вопросы по опубликованным в разделе «Статистика» материалам можно по адресу электронной почты stat@minfin.ru

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оперативные и ежегодные отчёты об исполнении федерального бюджета. Оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделакам РЕПО

Информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные об объёме государственного долга субъектов и муниципальных образований

Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета. Оперативные и ежегодные отчёты об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации

Краткая информация, оперативные и ежегодные отчёты об исполнении бюджетов Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Актуальные данные о размере Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Графики аукционов по размещению облигаций федерального займа. Бюджетное законодательство

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

109097, Москва, ул. Ильинка, д.9
+7 (495) 987-91-01

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector