Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система государственного финансового контроля в канаде

Система государственного финансового контроля в канаде

Данько Е.М., Минин В.В.

Студенты Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России)

Научный руководитель: C авосик Д.А. к.ю.н., доцент Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ: C РАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль может осуществляться государственными, муниципальными, общественными органами и организациями, а также иными субъектами. И несомненно самый действенный и эффективный контроль осуществляется со стороны государственных органов, которые имеют широкие на то полномочия. В статье мы рассмотрим и проанализируем государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, в странах Европы (Германия, Франция, Испания и др.) и в странах Северной Америки (Соединенные Штаты Америки, Канада).

Организационно-методической основой финансово-контрольной деятельности на международном уровне является «Декларация руководящих принципов контроля», принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ). Конгресс состоялся в 1977 г. в столице республики Перу — Лиме, поэтому документ принято называть Лимской декларацией . В преамбуле данной декларации подробно излагаются задачи и предпосылки её принятия и вся важность такого документа. Что касается финансового контроля и его органов, то в ст. 1 Лимской декларации «Содержание и организация контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

В Германии система финансового контроля и осуществляющих его органов закреплена в главном документе страны – Конституции, в отдельной главе, которая посвящена финансам. В соответствии с Конституцией финансовый контроль осуществляется федеральными финансовыми органами и финансовыми органами земель. Верховным органом финансового контроля является Федеральная счетная палата, полномочия которой установлены в Конституции и соответствующем федеральном законе. Федеральная счетная палата ежегодно представляет Бундестагу, Бундесрату, а также правительству отчет о результатах своих ревизий. Этот отчет служит также для парламента основанием для утверждения отчета правительства. Помимо годового отчета Федеральная счетная палата может в любое время информировать законодательные органы и правительство по вопросам особого значения, о чем указывается в Положении о федеральном бюджете. В федеральных землях Германии деятельность по финансовому контролю осуществляют свои Счетные палаты, которые действуют самостоятельно и независимо друг от друга, однако тесно сотрудничая с Федеральной счетной палатой. Также в Германии некоторые полномочия в сфере финансового контроля осуществляет и исполнительная власть в лице Министерства финансов.

Аналогично Германии свои независимые органы финансового контроля имеют Франция, Испания, Венгрия, Австрия и многие другие страны. Во Франции Счетная палата обладает чрезвычайно широкими полномочиями. Например, она имеет право тайно контролировать счета и ведение дел в государственных и частных учреждениях и предприятиях, которые получают какую-либо финансовую помощь со стороны государства или от общенациональных государственных учреждений и предприятий. Также в некоторых странах в рамках системы административных судов существуют специализированные финансовые суды, которые также осуществляют финансовый контроль. Так, например, в той же Франции судебным органом финансового контроля является Суд бюджетной дисциплины. Данный суд рассматривает дела, связанные с нарушением бюджетных обязательств.

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет из себя контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы в стране. В основном Центральные банки выполняют контролирующие функции за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории страны совместно и в сотрудничестве с государственными органами финансового контроля. Однако в ряде стран Центральные банки являются единоличными органами, осуществляющие такой вид финансового контроля. Так, в Великобритании, Нидерландах и Италии Центральные банки являются единственными органами, которые уполномочены осуществлять такой контроль.

В Канаде государственный финансовый контроль называют иначе – «законодательным аудитом». Суть этого понятия в том, что на всех уровнях государственной власти на законодательные органы возложена обязанность контролировать расходование правительствами средств из государственных публичных фондов. На федеральном уровне органом такого аудита являются Генеральный аудитор Канады и Управление генерального аудитора.

Законодательную базу деятельности генерального аудитора составляют Закон о Генеральном аудиторе и Закон об управлении публичными финансами.

Управление генерального аудитора проводит три типа аудита:

Финансовый аудит позволяет выяснить насколько верно Правительство ведет свои счета и соответствует ли реальности информация в отчетах Правительства.

Специальный аудит подразумевает проверки государственных корпораций и предприятий.

Управленческий аудит контролирует вопросы исполнения государственных программ.

Ежегодно генеральный аудитор Канады составляет отчет по итогам всех проверок и представляет этот отчет перед Парламентом в специально созданном для этого Комитете Публичных счетов.

Наиболее интересной чертой канадского государственного финансового аудита является то, что производится проверка не только законности, но и эффективности финансовой деятельности.

Важную роль в контрольном механизме Соединенных Штатов Америки играет Служба Финансового Контролера. Она основана еще в 1863 году Законом о национальной валюте и представляет собой старейший федеральный распорядительный орган по контрольной деятельности.

Если в Канаде финансовый контроль осуществляется по принципу «Законодательного аудита», то в США мы видим иную систему. Это подтверждается тем фактом, что Служба финансового контролера относится к Министерству финансов.

Главные функции Финансового Контролера: следить за выполнением федеральных финансовых и банковских законов; устанавливать правила регистрации уставов кредитных организаций; контролировать создание и ликвидацию национальных банков; проводить их ревизию. Служба финансового контролера также имеет право контролировать международные финансовые операции, вплоть до осуществления ревизий.

К числу органов финансового контроля, действующих в США, относятся также:

— административно-бюджетное управление при Президенте, отвечающее за разработку проекта федерального бюджета и его исполнение;

— инспекторские службы в федеральных ведомствах;

— Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях.

Системы финансового контроля США и Канады схожи по структурной организации: главный ответственный единоличный орган, осуществляющий аудит; обеспечение эффективной работы государственного аппарата как главная цель деятельности. Однако по вопросу подведомственности контрольных органов системы различаются. Законодательный аудит в Канаде против США, в которых главные органы финансового контроля входят в структуру органов исполнительной власти.

Таким образом, свои органы финансового контроля имеют все развитые страны мира. Независимо от того, как формируются и кому подотчетны высшие органы финансового контроля, они осуществляют свою деятельность самостоятельно и автономно. Это необходимо, прежде всего, для урегулирования и контроля финансовой деятельности государства. Как указано в ст. 8 Лимской декларации «Независимость высшего органа финансового контроля, гарантированная конституцией и законом, позволяет ему работать с высокой степенью инициативы и автономии даже в том случае, когда он выступает представителем парламента и проводит проверки по указаниям парламента».

Институт органов государственного контроля, учитывая значение для государства и всего общества, требует дальнейшего развития и совершенствования.

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М. 1998. С. 42-53.

2. Управление Генерального аудитора: Канадский опыт аудита эффективности. А. Н. Козырин // Публичные финансы и финансовое право. -М. :Готика, 2005.

3. Федеральная счетная палата Германии // Контроллинг. — 1994. — № 2. — С. 43.

Читать еще:  Формы и методы государственного финансового контроля

4. Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой. – Москва : Проспект, 2012. – 576 с.

5. Финансовый контроль // А.П. Зудилин, Ф.Н. Ахмедов / Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000.

Финансовый контроль в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Краткое описание

В европейских странах система финансового контроля формируется под влиянием интеграционных процессов, и в частности формирования и развития Европейского Союза. При сохранении в его рамках государственной самостоятельности каждой страны — члена ЕС и национальных бюджетов развиваются государственные системы финансового контроля. Для России наибольший интерес представляют системы финансового контроля, сложившиеся в федеративных государствах (Германия, США и Канада), а также во Франции и Великобритании.

Содержание работы

Введение
Государственный финансовый контроль в Германии
Государственный финансовый контроль во Франции
Государственный финансовый контроль в США
Государственный финансовый контроль в Канаде
Заключение
Список литературы

Содержимое работы — 1 файл

В европейских странах система финансового контроля.docx

Помимо ежегодного сообщения ФСП в любое время может ин-формировать законодательные органы и федеральное правительство о делах особого значения. Подобные специальные сообщения служат актуализации проверок и сообщению полученных с их помощью сведений, на основе анализа которых законодательные и исполнительные органы улучшают управление государственными финансами. Одна из основных задач ФСП — проведение совещаний на основании результатов проверки. Они проводятся, как правило: 1) в форме сообщений по наиболее значительным в финансовом отношении единичным мерам и по важным законодательным проектам; 2) в рамках ежегодного составления и парламентского обсуждения бюджета. Очевидно, что опыт контрольной деятельности ФСП Германии представляет интерес для органа высшего финансового контроля России.

Государственный финансовый контроль во Франции

Во Франции государственный бюджетный контроль осуществляет Счетный суд, глава которого назначается президентом страны. Счетный суд в соответствии с Конституцией 1958 г. и законом о высшем контрольном органе страны от 22 июня 1967г. дает оценку эффективности финансовой отчетности и деятельности государственных бухгалтеров, реагирует на апелляции региональных счетных палат по вопросам финансовых нарушений. Для Росси именно это из опыта работа высшего контрольного органа представляет наибольший интерес, поскольку в России пока не сложилось формы эффективного взаимодействия контрольных органов федерального центра и регионов.

При Счетном суде Франции функционирует служба обер-прокурора, выступающего в качестве представителя интересов государства в этом контрольном органе. Члены этого контрольного органа, имея статус судей, независимы в своей деятельности при проведении контроля государственных корпораций, системы социального страхования, при подготовке заключений по проектам ежегодных законов о бюджете и об исполнении бюджета. Счетный суд представляет ежегодно Президенту страны отчет, распространяемый в Парламенте с приложением отзывов министров, в ведении которых находятся проверенные и отмеченные в отчете организации. Во Франции также существенное значение придается аудиту эффективности использования бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль в США

В США финансовый контроль инкорпорирован в государственно-правовую систему и осуществляется в значительной степени ведомственном в рамках исполнительной и законодательной власти. Контроль за финансовой и административной деятельностью федеральных органов исполнительной власти осуществляется Административно-бюджетным управлением президента (АБУ). Не-посредственно бюджетный контроль осуществляет действующее по поручениям Конгресса и Сената США Главное контрольное управление (ТКУ), имеющее 37 специализированных контрольных подразделений (направлений), которые подчинены решению задач бюджетной политики и контролируют использование бюджетных средств во всех отраслях экономики. Поэтому независимые группы ГКУ имеются практически во всех министерствах. Они значительное внимание уделяют экспертно-аналитической и научной деятельности, в связи с чем штатная численность работников данного контрольного органа превышает 5000 человек. С учетом развитости внешних связей и участия США в финансировании расходов НАТО имеются филиалы во Франкфурте-на-Майне и Гонолулу. В крупных городах страны расположены 14 филиалов ГКУ.

В сфере компетенции ГКУ — оценка эффективности реализации правительственных программ, контроль обоснованности использования при этом финансовых ресурсов. ГКУ осуществляет контроль реализации всех правительственных проектов, программ и контрактов, а также правительственных органов (кроме ФБР и ЦРУ). Эти органы имеют «закрытые» позиции бюджета, что противоречит мировой практике публичности и открытости контроля. Кандидатура генерального контролера проходит процедуру трехэтапного отбора комиссией Конгресса США и предлагается затем к назначению президентом страны на 15 лет. Генеральный контролер утверждается Сенатом. Он независим в своей деятельности и может быть отстранен от исполнения обязанностей только в форме импичмента Конгрессом США. По завершении службы лицо, исполнявшее обязанности Генерального контролера, не может занимать должности в государственном аппарате. Эта норма закона «О бюджете и финансовом контроле» 1921 г. имеет антикоррупционное значение и представляет интерес для России.

Внутренняя организация ГКУ является довольно сложной и включает семь крупных отделов, в состав которых входят упомянутые выше 37 проблемных направлений, в связи с чем руководителем каждого направления является директор проблемы, являющийся крупнейшим специалистом в данной области. В непосредственном подчинении директоров имеются группы старших ревизоров, которым подчиняются, в свою очередь, конкретные исполнители-ревизоры. Направления имеют состав, соответствующий структуре бюджета. Кроме того, наряду с семью отделами ГКУ имеет три службы — генерального экономиста, генерального советника и специальных расследований.

Высший контрольный орган США в своей работе существенное значение придает контролю эффективности функционирования мобилизации в бюджет государственных доходов. В июле 2008 г. в Комитете по финансам Сената США обсуждался доклад контрольного органа о ситуации с оффшорным налогообложением, и в частности на Каймановых островах. Предлагалось в 2009— 2010 гг. принять соответствующие меры по ограничению «работы с островами» на том основании, что налоговая система США от этого теряет порядка 100 млрд долл. в год.

Опыт США для России интересен организацией взаимодействия контрольного органа страны с министерствами и ведомствами. В США имеется более эффективно действующая «вертикаль» централизованного финансового контроля. В России Счетная палата «вертикали» в регионах не имеет.

Государственный финансовый контроль в Канаде

Функции государственного финансового контроля выполняет такой высший орган, как Управление генерального аудитора (УГА). Глава этого органа — генеральный аудитор назначается сроком на 10 лет и независим от правительства. Это проявляется в выделении средств на его финансирование парламентом и в полной самостоятельности в решении кадровых вопросов. В соответствии с законом о генеральном аудиторе его служба имеет широкие полномочия и обязана привлекать внимание Палаты общин парламента ко всем важным процессам в области государственных финансов. Особое внимание уделяется аудиту программ правительства, реализуемых за счет бюджетных средств. Управление работает по плану и все подконтрольные направления деятельности правительства, всех государственных ведомств и учреждений проверяет не реже одного раза в пять лет. Поскольку указанная служба функционирует с 1878 г., ею накоплен колоссальный опыт, заслуживающий внимания и изучения. Этот опыт отражен в ежегодных докладах УГА, которые на систематической основе заслушиваются в парламенте. Это весьма трудоёмкие, информационно насыщенные, всесторонне аргументированные материалы, содержащие анализ использования бюджетный средств и государственного имущества. В отчетах нет «мелочей», все определяет объем расходов и операций — от оплаты обмундирования для военнослужащих до крупных международных государственных кредитов.

Читать еще:  Виды государственных финансовых фондов рф

Специальное направление деятельности высшего контрольного органа Канады — проверка деятельности центрального правительства и его структур (около 70 министерств и ведомств, региональные правительственные органы). В соответствии с принятым в 1984 г. «законом об управлении финансовой деятельностью» все государственные корпорации (их в 2007 г. было свыше 50) ежегодно проверяются УГА. В рамках аудита эффективности использования финансовых ресурсов и другого имущества проверки проводятся один раз в пять лет. Существенной особенностью деятельности УГА является учреждение в 1996 г. специального уполномоченного генерального аудитора по охране окружающей

среды и устойчивому развитию и накопление весьма поучительного опыта в изучении и постановке перед парламентом проблем охраны окружающей среды.

Заслуживающим внимание в российских условиях представляется опыт УГА по оценке эффективности и обоснованности финансовых отчетов в рамках годового отчета об исполнении государственного бюджета. Специально выделяются непродуктивные расходы — объективно обусловленные и финансируемые на законной основе, но не изменившие ситуации к лучшему. По инициативе генерального аудитора кроме одного обязательного доклада могут быть представлены еще три доклада по вопросам комплексных проверок министерств и ведомств, если наблюдается неадекватное реагирование их руководителей на критические замечания контрольного органа.

«Закон о генеральном аудиторе Канады» 1977 г. фактически закрепляет за его службой стратегический аудит эффективности функционирования государственного механизма, хотя именно это понятие не употребляется. Это означает, что руководитель данной службы вправе в рамках отчета перед Палатой общин вносить предложения, направленные на радикальное совершенствование государственного механизма в рамках существующей политической системы. На повышение профессионального уровня финансовой деятельности направлены вносимые УГА в соответствии с его компетенцией предложения по совершенствованию подготовки специалистов высшей квалификации в области финансов и бухгалтерского учета.

По докладу генерального аудитора Комитет по контролю за расходованием государственных средств Палаты общин принимает соответствующие решения. В рамках аудита эффективности правительственных программ осуществляется аудит соответствия требованиям организации учета и отчетности, соответствия реальных процессов реализации программ целям, определенным парламентом, соответствия результатов использования бюджетных средств критериям экономичности и эффективности. Управление генерального аудитора воздерживается от политических оценок деятельности правительства. Однако контролируя указанный орган власти, УГА не может быть вне политики.

Контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью государственного регулирования. Его цель вскрывать отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры. В отдельных же случаях привлечь виновных к ответственности, получить возмещение причиненного ущерба или осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством и правовой системой. Финансовый контроль является предметом регулирования финансового права.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народнго хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Он зависит от того какой правовой формы придерживается самого государство.

  1. Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право РФ / Серия «Учебники, учебные пособия» . — Ростов н/Д. Феникс, 2002.
  2. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Учебник. Общая часть. — М., 2002.
  3. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Учебник. Особенная часть. В двух т. — М., 2002.
  4. Тосунян Г.А., Емелин А.В.Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. — М., 2002.
  5. Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право в схемах. Учебное пособие. — М., 2002.
  6. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник. — М., 2002.

Правовое регулирование финансового контроля в Канаде, США, Франции

Содержание:

Финансовый контроль международного уровня

Общая организационная методическая база финансового контроля деятельности на международном уровне представлена Декларацией руководящих принципов контроля. Ее принял в 1977 году девятый Конгресс Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ). Документ называют Лимской Декларацией, поскольку его принятие осуществлялось в республике Перу, Лиме.

Этот документ требует создания и работы в каждой стране высшего органа контроля финансов. С его помощью определяются цели финансового контроля, происходит установка его руководящих принципов, включая законность, независимость, объективность, гласность и профессиональную компетентность персонала.

Финансовый контроль в зарубежных странах можно рассмотреть на примере современных систем финансового контроля Канады, Соединенных Штатов Америки и Франции.

Финансовый контроль в Канаде

В Канаде финансовый контроль призвано осуществлять Управление Генерального аудитора. Ранее его работу регламентировал Акт о Генеральном аудиторе, а затем Закон «О Генеральном аудиторе Канады». Основными целями управления генерального аудитора представлены работой в интересах всего общества страны и содействием удовлетворению потребностей Парламента, усилением подотчетности, обеспечением беспристрастного отношения и эффективной работы государственного аппарата. Все эти действия осуществляются, учитывая интересы устойчивого развития.

Генеральный аудитор Канады может быть назначен на десять лет и нет права его переназначения. В десяти канадских провинциях существуют самостоятельные управления аудиторов государства.

Что касается вопросов, которые представляют общий интерес, то вся система управлений работает, тесно контактируя друг с другом с помощью Канадского совета официальных государственных аудиторов.

Осуществление финансового контроля в США

Первоначально Закон США «О бюджете и финансовом контроле» определил Главное контрольное управление. С 1921 года оно выступает, как орган, который обеспечивает реализацию контрольных полномочий. Сегодня он представляет собой независимый орган, сформированный на внепартийной основе.

Управление является генеральным контрольным органом и находится в подчинении Конгресса США. Оно обладает правом проверять работу любой правительственной программы (контракта), а посредством контрактов осуществляет проверку частных компаний и корпораций, заключающих данные контракты.

Главой Государственного контрольного управления может являться Генеральный контролер, назначаемый Президентом США на 15 лет.

В области исполнительной власти финансовый контроль осуществляет административно-бюджетное управление, которое работает в рамках Администрации Президента США (Office of Management and Budget). Именно административное управление несет ответственность за подготовку и исполнение федерального бюджета.

Осуществление финансового контроля во Франции

Во Франции финансовый контроль проводят независимые контрольно-счетные органы в рамках Счетной палаты и региональные счетные палаты.

Изначально осуществление независимого контроля во Франции было по аналогии с судопроизводством. Был сформирован Суд Счетов, который предназначался для вынесения решений по определенным вопросам. Сегодня работает французская Счетная палата, которую сформировали на основе статьи 47 Конституции 1958 года.

Счетная палата Франции имеет чрезвычайно широкие полномочия, включая тайный контроль счетов и ведение дел на государственных и частных предприятиях (учреждениях), которые получают государственную финансовую помощь, а также работу общенациональных государственных организаций и учреждений.

Читать еще:  Финансовая политика государства представляет собой

Счетная палата Франции контролирует посредством следующих действий:

  • утверждает финансовые отчеты;
  • осуществляет судебно-правовой контроль;

осуществляет управленческий контроль (в соответствии с российской терминологией — проводит аудит эффективности).

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Понятие и специфика трудовых правоотношений

Следующая статья

Доказательства и доказывание в уголовном процессе

Система государственного финансового контроля за рубежом

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 5778 раз

Библиографическое описание:

Кожанова, А. О. Система государственного финансового контроля за рубежом / А. О. Кожанова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6553/ (дата обращения: 11.04.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы.

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для России это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

В настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в большинстве стран сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

Применение методов программно-целевого бюджетирования в развитых странах имеет длительную историю.

Анализ опыта США по внедрению БОР, позволяет сделать следующие выводы, которые как нам кажется, могут оказаться ценными для России:

1. Программно-целевое бюджетирование — средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством;

2. Одновременное реформирование принципов управления в государственном секторе — переход от административных методов к использованию хозяйственной инициативы на местах.

3. Правительство, законодатели и общественность получают эффективный инструмент распределения ресурсов по видам услуг, которые государство обязуется предоставить своим гражданам.

Богатый опыт многих стран по внедрению и совершенствованию программно-целевого бюджетирования позволяет выделить следующие достоинства этого подхода:


программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

переход на программно-целевое бюджетирование позволяет отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов;

усиление ответственности государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей;

повышение обоснованности решений о государственных расходах;

оценка финансового состояния государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов, что имеет важное значение для управления будущими рискам.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета. Оно обеспечит:


повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения или отказа от некоторых второстепенных или избыточных расходов и последующее перераспределение, и сосредоточение ресурсов на достижение наиболее важных для общества задач;

повышение результативности расходов отдельных распорядителей и получателей бюджетных средств за счет улучшения качества отраслевого планирования и исполнения бюджета;

улучшения качества социально-экономического и бюджетного планирования за счет повышения качества информации, используемой при принятии стратегических политических решений, решений о распределении расходов на выполнение государственных функций и о выделении средств на отдельные социально-экономические и отраслевые программы;

развитие культуры стратегического планирования, управления расходами и ответственности за результаты деятельности на всех уровнях власти.

В качестве дополнительного эффекта среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат достигается повышение прозрачности бюджетных расходов и информированности общества о деятельности государства.

Таким образом, проведенный анализ международной практики использования методов бюджетирования ориентированного на результат, показывает, что процесс перехода на такие методы бюджетирования не всегда проходит гладко, однако достоинства этого метода намного превышают издержки. Во всяком случае, количество стран, использующих в той или иной мере приемы и методы бюджетирования, ориентированного на результат, постоянно расширяется.

Н. В. Милянов. Финансы. Курс лекций. М. 2012г.

Финансы. Денежное обращение. Кредит, /Под редак.проф.чл-корр.РАЕН Л. А. Дробозиной. М. 2012г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector