Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы финансовой политики государства

Discovered

О финансах и не только…

Финансовая политика

Финансовая политика (Financial Policy) — совокупность мероприятий и целенаправленных действий по использованию финансовых отношений для достижения поставленной цели. Содержание финансовой политики заключается в:

  1. разработке общей концепции финансовой политики, определении ее основных направлений, целей и задач;
  2. разработке соответствующего целям и задачам финансового механизма;
  3. управлении финансовой деятельностью;
  4. организации мониторинга и контроля.

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
  • законодательное определение правил и условий их рационального распределения и использования;
  • организация регулирования и стимулирования финансовых отношений;
  • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика как совокупность целенаправленных действий по использованию финансовых инструментов и стимулов может быть реализована на различных уровнях: мировом, национальном, региональном, и на уровне отдельной компании.

Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В рамках реализации финансовой политики государство определяет стратегические и тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Целями финансовой политики государства могут быть:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика является частью общей экономической политики государства. Важнейшими составляющими финансовой политики государства являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и инвестиционная политика. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а финансовая политика компании — на оценке уровня реализации стратегических целей компании.

Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в сельском хозяйстве.

Финансовая политика направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, национального спорта, поддержание и развитие национальной обороны, обслуживание государственного долга, международной, а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности государства. В контексте финансовой политики предусматриваются приоритеты в социальной политике, влияющие на социально-экономическое положение в стране.

Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле.

При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Финансовая политика взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию национального финансового рынка и его связи с мировыми финансовыми рынками.

Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

  • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
  • максимизация прибыли;
  • достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

Финансовая политика банка является совокупностью мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций и достижению поставленной цели. Эта политика основывается на учете финансовой политики государства и реализуется путем разработки банком финансовой стратегии и адекватного финансового механизма. Целью финансовой политики банка являются:

  • обеспечение стабильных условий для ведения финансовой деятельности, связанной с изменением размера и структуры собственного и заемного капитала банка;
  • повышение прибыльности и увеличение доходов акционеров;
  • увеличение стоимости банка;
  • обеспечение эффективного управления финансовыми рисками.

Составляющие финансовой политики. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1. налоговой политики;

2. бюджетной политики;

3. денежно-кредитной политики;

4. ценовой политики;

5. таможенной политики;

6. политика в области управления государственным долгом.

Налоговая политика— комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая или регулирующая — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Подбюджетной политикойпонимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.[1]

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

Читать еще:  Охарактеризуйте экономическое содержание государственных финансов

1. Государственный бюджет– это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.[2]

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой — фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политикиесть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте — и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

Таможенная политика– это, осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

Подуправлением государственным долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Заключение

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.[3]

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.[4]

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политики. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения -повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Таможенный кодекс РФ

3. Налоговый кодекс РФ

4. Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

5. Курс лекций по дисциплине «Финансы и кредит» / Под редакцией М.И. Смородиной. — М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006г.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

7. Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит». Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

Читать еще:  Государственное налоговое планирование и прогнозирование

8. «Финансы и кредит» Николаева Т.П., Портной М.А.

9. «Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

10. «Таможенный вестник» Н. Яковчук от 15.09.2009г.

[1]Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

[2]Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит». Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

[3]«Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

[4] Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

Схемы финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:01, творческая работа

Краткое описание

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Оглавление

1.Введение2-3
2.Понятие и сущность финансовой политики………………………3-4
3.Схемы финансовой политики…………………………………………4
3.1.Классическая схема финансовой политики……………………..4-5
3.2.Регулируемая схема финансовой политики………………………5-6
3.3.Неоклассическая схема финансовой политики…………………….6
3.4.Планово-директивная схема финансовой политики……………6-7
4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики……………………………………………………………. 8
5.Список литературы………

Файлы: 1 файл

творческая.doc

2.Понятие и сущность финансовой политики………………………3-4

3.Схемы финансовой политики……… …………………………………4

3.1.Классическая схема финансовой политики…………… ………..4-5

3.2.Регулируемая схема финансо вой политики………………………5-6

3.3.Неоклассическая схема финансовой политики…………………….6

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики……………6-7

4.Достоинства и недостатки Пла ново-директивной схемы финансо вой политики……………………………………………… ……………. 8

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

  • государство;
  • хозяйствующие субъекты;
  • население.

Основные признаки государственных финансов:

  • денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  • субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  • в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  • регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Функционирование финансов как экономической категории об язательно связано с действием объективных экономических зако нов.

На современном этапе особо выд еляются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финанс овых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой преж де всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливае тся, отражая усложняющиеся перерасп ределительные отношения в обще стве.

2.Понятие и сущность финансовой политики.

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами.

Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государс твенных программ экономического и социального развития.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.

Финансовая политика имеет самодовлеющее самостояте льное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области об щественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует ин тересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

3.Схемы финансовой политики

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарн ый.

3.1Классическая схема финансов ой политики

Классическая схема финансовой политики была главенствующей до 20-х годов ХХ столетия. У её истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо.

Основа классической финансовой политики — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные с точки зрения взимания прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе — Министерстве финансов (казначействе).

3.2.Регулируемая схема финансо вой политики

Регулируемая схема финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществл яют самостоятельные специализирова нные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

3.3.Неоклассическая схема фина нсовой политики

Неоклассическая схема получила своё распространение семидесятые го ды ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени. Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Читать еще:  Где выгоднее вклады

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики

Планово-директивная схема фина нсовой политики проводилась в странах с админи стративно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в году. Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собствен ности, создавала возможность осуществ лять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики — достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

4.Достоинства и недостатки Пла ново-директивной схемы финансо вой политики

    • Государство полностью финансирует из бюджета потребности экономики и социальной сферы
    • Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления)
    • Расходы бюджетов определяляются исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом.
    • Управление финансами осуществлялось из единого центра управления финансами — Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве, непосредственно и монопольно регламентирует ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.
    • непроизводительное использование средств государственного бюджета
    • определяется предельный размер всех расходов предприятий, и излишки прибыли изымаются в бюджет
    • использование средств населения регулируется с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов

Схемы финансовой политики государства

Основные составляющие финансовой политики государства такие:

1 . Бюджетная политика — деятельность государственных органов власти и управления относительно формирования, выполнения и регулирования государственного бюджета страны в целях обеспечения социально-экономического развития и стратегических приоритеты етив государства. Бюджетная политика выражается в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства (включая налогами и налоговыми льготами, санкциями, бюджетно ими стимулами в виде дотаций и субвенций), определении источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы тощо.

2 . Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере установления, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Формируя свою ю налоговую политику, государство путем увеличения или сокращения доли налоговых поступлений, изменения форм налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождение от налогообложения отдельных отраслей произв ицтва, территорий, групп населения способствует росту или спаду хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики, реализации балансовых анои социальной политики.

3 . Денежно-кредитная политика — комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного и кредитного рынков, например, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентации ее функционирования банковской системы и стабильности денежного обращения через управление эмиссией, расширение безналичных форм расчетов банковских учреждений с физическими лицами в различных сферах их о вания т.д.. Основные составляющие денежно-кредитной политики: эмиссионная, ценовая, валютная и непосредственно кредитная политики. Денежно-кредитная политика обеспечивает экономику полноценной и стабильной нац иональною валютой, регулирует денежное обращение в соответствии с потребностями экономики в целях стимулирования экономического роста при низкой инфляции и безработицы и способствует привлечению кредитных институтов к финансирования инвестиционных проектеів.

4. Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим. Таможенная политика может реализовываться в форме протекционизм онизму (политики, направленной на защиту и стимулирование развития отечественной экономики) и свободной торговли (политики, направленной на отмену ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности) с ис использованием тарифных инструментов регулированияя.

5 . Долговая политика предусматривает систему действий и меры по предотвращению и урегулированию долговых проблем государства, обеспечения или восстановления его платежеспособности и получения максимального эффекта от финансирования за сче ок заемных средств. Долговая политика определяет пределы и условия государственного займа, соотношение между его формами, кредиторами, а также порядок и механизм погашения долгу.

6. Главное задание инвестиционной политики заключается в создании привлекательной инвестиционной среды для оживления инвестиционной деятельности и наращивания объемов инвестиций в национальную экономику. В случае активной инвестиционной политики и государство широко применяет все возможные прямые методы регулирования, и иногда сама становится непосредственным инвестором. При реализации пассивной инвестиционной политики максимальная свобода и самостоятельность су бы объектов хозяйствования при формировании собственной инвестиционной политики лимитируется государством через налоговую, амортизационную, денежно-кредитную политику, систему льгот и санкций, которые должны быть адекв атнимы инвестиционной политикеці.

Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др..

Финансовая политика в сфере финансового рынка отражается в принятии законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам деятельности участников рынка, регулировании выпуска и обращения финансовых активов, создании системы защиты прав у инвесторов и осуществлении финансового контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовых рынках.

Финансовая политика государства в области страхования заключается в законодательном и нормативно-правовом регулировании страховой деятельности, привлечении страхового рынка к решению важных финансовых вопросов социального страхования, создании целевых резерв вел для компенсации несостоятельности отдельных страховых компаний выполнить обязательства по договорам страхования жизни, осуществлении государственного надзора за финансовой деятельностью страховщиков.

Финансовая политика в социальной сфере определяется государственным нормативно-правовым регулированием социального страхования, установлением и утверждением размеров страховых взносов, видов и размеров социальных выплат, обязательных требований ежедн к созданию страховых резервов, осуществлением финансового контроля за соблюдением законодательства и надзора за деятельностью государственных целевых фонде.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector