Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы финансирования государственных расходов

Электронная библиотека

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций. В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как:

· финансирование объектов (программ) на конкурсной основе;

· выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки получило распространение предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств бюджетов как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобра

зоваться в государственные расходы в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Общими принципами финансирования государственных и муниципальных расходов являются:

· соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

· целевое направление средств;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, вместе с тем можно выделить три основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом;

3) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нор­мами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий воз­вратности и возмездности, для деятельности и развития пред­приятий, организаций и учреждений соответственно их зада­чам и функциям.

Но нередко термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая банков­ское кредитование; когда имеется в виду не правовой режим полу­чения средств, а их общий объем, независимо от источников (см., например, ст. 24 Федерального закона «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения» от 16 июля 1998 г.). Однако в данном случае сле­дует учитывать условность такого выражения, поскольку речь идет о средствах, выдаваемых банком в этом случае на основе кре­дитного договора. Причем эти средства находятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресурсов.

Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжать­ся средствами, направленными на банковские счета организаций в таком порядке. Однако практика свидетельствует и об ином: не­редки случаи использования банками выделенных организациям бюджетных средств в своих интересах, что ставит задачу измене­ния порядка финансирования государственных и муниципальных расходов, усиления государственного контроля и ответственности в этой сфере финансовой деятельности.

В порядке финансирования государственных (муниципаль­ных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования госу­дарственных и муниципальных расходов (что, однако, не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организаци­онно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долго­срочные вложения), выступают средства:

а) государственных и муниципальных бюджетов, причем на ос­новании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (см., ст.6 БК РФ, законы о федеральных бюджетах);

б) государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

в) отраслей экономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы пред­приятий.

В последнее время в формировании необходимой для финанси­рования финансовой основы усилилось значение заемных и при­влеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

Читать еще:  Органы государственного финансового контроля субъектов рф

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений довольно существенное место стало зани­мать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в зна­чительной мере связано с недостаточным бюджетным финансиро­ванием, вызванным финансовыми трудностями в стране.

Переход на новые методы хозяйствования повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли зкономики и переход предприятий в основном на самофинансирование.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и без­возвратных пособий с условием соблюдения определенных требо­ваний) обычно образовательным учреждениям, научным и творческим кол­лективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система фи­нансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см., например, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»).

Взамен непосредственного финансирования отдельных объек­тов (программ) в качестве меры их государственной поддержки довольно широкое распространение получило предоставление га­рантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расхо­ды за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных и муниципальных расходов, имеет выявление принципов их финан­сирования. Такие принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Некоторые из них сложи­лись ранее, другие возникли в годы преобразования экономики. Можно назвать следующие общие принципы финансирования госу­дарственных и муниципальных расходов (действующие независи­мо от источников финансирования):

а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла­нироваться на основе государственных или муниципальных пла­нов и программ; в финансовых планах необходимо отражение по­требностей в средствах и источников их удовлетворения; финанси­рование должно осуществляться в меру выполнения плановых за­даний с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важ­ное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;

б) соответствие планируемых расходов объему государствен­ных или муниципальных доходов;

в) целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате­лям, определения конкретных мероприятий и целей» на которые они должны быть использованы;

г) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства (Рос­сийской Федерации и ее субъектов), муниципальных образо­ваний;

д.) соответствие финансируемых расходов требованиям эколо­гических, санитарно-гигиенических и других установленных за­коном и в соответствии с ним норм;

е.) безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за ис­ключением случаев, установленных в соответствии с законода­тельством);

ж) контроль за использованием государственных и муници­пальных средств и ответственность за правонарушения в этой об­ласти.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок фи­нансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

а) финансирование государственных или муниципальных ком­мерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

б) финансирование государственных или муниципальных уч­реждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерчес­ким организациям, действующим на праве оперативного управле­ния имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предпри­ятий, действующих на праве оперативного управления имущест­вом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В названных правовых режимах находят отражение и те право­вые формы финансирования, которые используются по другим ос­нованиям, например по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основ­ные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются раз­личия по следующим признакам:

а) по источникам финансирования;

б) по содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование;

в) по предметно-целевому направлению средств;

г) по содержанию прав и обязанностей коммерческих организа­ции и бюджетных учреждений, осуществляющих государствен­ные или муниципальные расходы.

Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регули­рования и управления в этих сферах.

Актуальность задач целесообразного, эффективного и эконом­ного расходования государственных (муниципальных) средств вы­зывает потребность в совершенствовании законодательства, право­вых актов, призванных регулировать этот процесс.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или му-ниципалъных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципалъных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодателъством условий возврат-ности и возмездности), для деятельности иразвития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функцшм.

Читать еще:  Государственная финансовая поддержка

Но нередко термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая, в ча-

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

стности, банковское кредитование, когда имеется в вйду не правовой режим получения средств, а их общий объем, незави-симо от источников (см., например, ст. 24 Закона РФ от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодо-родия земель сельскохозяйственного назначения»). Однако в данном случае такое выражение является условным, поскольку речь идет о кредитных ресурсах банка, выдаваемых им на осно-ве кредитного договора. Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на бан-ковские счета организаций в таком порядке.

В порядке финансирования государственных (муниципаль-ных) расходов в связи с преобразованиями экономики появи-лись новые черты: расширился круг источников финансирова-ния государственных и муниципальных расходов (однако это не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государ-ственных и муниципальных расходов выступают средства: а) государственных и муниципальных бюджетов, причем на ос-новании специально принятых решений они могут быть выде-лены на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ, законы о федеральных бюджетах); б) государственных (муници-пальных) внебюджетных фондов; в) отраслей экономики — цен-трализованные фонды министерств, ведомств, собственные фи-нансовые ресурсы предприятий, учреждений.

В последнее время в формировании средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций’.

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей дея-тельности дополнительных, помимо ассигнований из бюдже-та, — внебюджетных доходов.

Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих орга-низаций), то переход к рыночным отношениям повлек сокра-щение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

1 См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных ин-вестициях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 365

Среди новых организационно-правовых форм финансирова-ния государственных и муниципальных расходов следует отме-тить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурс-ной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, научным и творческим коллективам и т. п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканалъная система финансироваиыя государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см. Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», утвержден-ную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. 1 ). При этом финансирование планируется на разные сроки: поми-мо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под-держки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федераль-ного бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кре-дита его получателем.

Все формы финансирования нуждаются в совершенствова-нии их правового регулирования. Финансирование осуществля-ется на основании определенных принципов. Названные прин-ципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования): а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла-нироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отраже-ние потребностей в средствах и определение источников их Удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды; б) соответствиё планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3695.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

в) целевое направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате-лям, определения конкретных мероприятий и целей, на кото-рые они должны быть использованы; г) соответствие финанси-руемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципалъных образований; д) соответствие фи-нансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответ-ствии с ним норм; е) безвозвратность и безвозмездность выде-ления средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством); ж) контроль за использова-нием государственных и муниципальных средств и ответствен-ность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, напри-мер, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования ка-питальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами: а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми иму-щество закрепляется на праве хозяйственного ведения; б) фи-нансирование государственных или муниципальных учрежде-ний, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Проме-жуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (му-ниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и исполъзования средств.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности

В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим ос-нованиям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам: а) источникам финансиро-

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 367

вания; б) содержанию и порядку утверждения финансовых пла-нов, на основании которых производится финансирование; в) предметно-целевому направлению средств; г) содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные или муници-пальные расходы. Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику го-сударственного регулирования и управления в этих сферах.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

И муниципальных расходов.

Лекция 8. Правовое регулирование государственных

1. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов.

2. Финансирование государственных унитарных предприятий, расходы бюджетного учреждения, сметно-бюджетное финансирование

Государственные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культур­ные потребности. Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.

Государственные расходы осуществляются из различных фон­дов как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализован­ных (фондов государственных предприятий и организаций).

Государственные расходы осуществляются только в соответ­ствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компе­тентными органами. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование государственных или муниципальных расходов­ – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) го­сударственных или муниципальных денежных средств на безвоз­мездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их зада­чам и функциям.

Безвозвратность и безвозмездность финансирования отли­чают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях безвозвратности и возмездности. В условиях рыночной экономики бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

В настоящее время источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

— государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они мо­гут быть выделены на срочной, возвратной, платной ос­нове;

— государственных (муниципальных) внебюджетных фон­дов;

— отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансо­вые ресурсы предприятий.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует от­метить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных без­возмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) образовательным учреждениям, творческим коллективам и Т.п. в порядке конкурсной или дру­гой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источ­ников.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под­держки довольно широкое распространение получило предос­тавление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи креди­та. Эти гарантии и поручительства могут преобразовываться в государственные расходы за счет федерального бюджета в слу­чае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие неза­висимо от источников финансирования):

плановость (согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муници­пальных планов и программ; в финансовых планах не­обходимо отражение потребностей в средствах и источ­ников их удовлетворения; финансирование должно осу­ществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды);

соответствие планируемых расходов объему государствен­ных или муниципальных доходов;

целевое направление средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, вы­деляемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

соответствие финансируемых расходов охраняемым зако­ном правам и интересам граждан, юридических лиц, госу­дарства (Российской Федерации и ее субъектов), муници­пальных образований;

соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установ­ленных законом и в соответствии с ним норм;

безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);

контроль за использованием государственных и муници­пальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector