Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы государственного финансового контроля

Нормативно правовая база государственного финансового контроля

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру.

В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (ГФК) представляется четырехуровневой:

1 уровень — законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам ГФК (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила (кроме стандартов), регулирующие правоотношения в сфере ГФК);

2 уровень – профессиональные стандарты и этический кодекс ГФК (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы ГФК, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);

3 уровень – разъяснении к актам 1 и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер);

4 уровень – внутренние документы (регламенты) органов ГФК.

При формировании нормативной базы решаются такие задачи, как определение терминологии и понятийного аппарата, разработка методологии ГФК, определение организационной структуры системы, органов правового регулирования, их права и обязанности, определение субъектов права ГФК, предмета, отношения регулирования, целей, задачей системы нормативно-правовых актов, основных источников права и уровней нормативно-правового регулирования, порядка построения системы актов, их структуры и содержания, разработка порядка систематизации актов, обозначение основных аспектов взаимосвязи правовых актов ГФК с актами иных сфер финансового права, а также с другими отраслями права. При этом система нормативно-правовых актов ГФК должна строиться с учетом следующих основных требований: они не должны иметь противоречий, дублировать друг друга, должны быть четко определены, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он взаимодействует с другими уровнями, какие виды актов входят в разные уровни, необходимо четко установить обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

Конституция РФ является юридической базой российского законодательства, распространяя свое действие и на финансовые отношения. Виды финансового контроля практически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. На основе конституционных норм в российском законодательстве появилось значительное количество нормативных актов, регулирующих отношения в области финансового контроля, которые можно разбить на 5 групп: базовые нормативные правовые акты по основным подотраслям финансового законодательства (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс и т.д.), нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов финансового контроля (федеральные законы), нормативные правовые акты, прямо не входящие в систему правового регулирования финансового контроля, но обеспечивающие проведение ведомственного, внутрихозяйственного, независимого финансового контроля, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения в области контрольной деятельности субъектов РФ, акты органов местного самоуправления. Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции РФ принят Федеральный закон «О Счетной Палате РФ». Вопросы государственного и муниципального контроля широко отражены в Бюджетном Кодексе РФ, где сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем, связанных с организацией и содержанием финансового контроля, который отражен в 9 разделе «Государственный и муниципальный финансовый контроль». В Бюджетном Кодексе предусмотрено распределение контрольных полномочий в бюджетной сфере между законодательными и исполнительными органами власти и полномочи между контрольными органами. Получили законодательное закрепление формы финансового контроля-предварительный, текущий и последующий контроль. Наряду с определением их содержания появилась регламентация, кто, в каком порядке и при каких обстоятельствах применяет названные формы контроля. Основным документом, регламентирующим налоговый контроль, служит Налоговый Кодекс РФ, законодательство по налоговому контролю — наиболее динамичная подотрасль финансово-контрольного законодательства. Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами в виде налогов и в процессе контроля за их сбором.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать системным. Эта сфера регулируется актами бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовым, его базу составляют документы разного уровня. Основы ГФК закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и – контрольная функция.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов в целях эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. Это контроль за финансово- хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов власти, в том числе специальными контрольными органами при участи хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного контроля в РФ» установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:

Читать еще:  Рефинансирование государственного займа это

— исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

— организация денежного обращения;

— использование кредитных ресурсов;

— состояние государственного долга и резервов;

— предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Объектом контроля являются денежные средства и различные материальные, нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. В ходе контроля выявляются внутренние резервы производства. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.

К важнейшим задачам финансового контроля следует отнести:

— обеспечение соблюдения нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

— содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях;

— предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств и в случае их выявления применяются меры воздействия (санкции) за их нарушения, которые содействуют оздоровлению и повышению эффективности производства.

Т. о. финансовый контроль – это один из видов финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой власти и управления, по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования, путем применения специальных форм, методов и методик контрольной работы.

Классификация видов финансового контроля возможна по различным основаниям.

В зависимости от особенностей правового статуса, осуществляющих его, выделяют виды финансового контроля:

а) Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами власти и управления и реализуется через: — общегосударственный контроль, осуществляемый Федеральным Собранием и Правительством РФ; — вневедомственный контроль, это специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений; — ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

Вот некоторые специальные органы государственного финансового контроля, выступающих в качестве его субъектов.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган, образуемый Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. Правовой статус определен Федеральным законом «О Счетной палате РФ». Основная задача Счетной палаты заключается в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также в определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

Министерство финансов РФ контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В подчинении министерства находится федеральное казначейство. На органы казначейства возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулированию финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др. Для этого открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

На Федеральную налоговую службу возложены: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, определение правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Главный банк страны также контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Органами финансового контроля также являются: — президентский контроль, в частности Контрольное управление Президента РФ, Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; — органы исполнительной власти в частности Правительство РФ и правительства субъектов РФ, служба страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу и др.

Б) Внутрихозяйственный (внутренний аудит) негосударственная деятельность, проводится на конкретных предприятия, организациях по решению руководителя, внутренними экономическими службами (финотделом, бухгалтерией). Контрольные функции связаны непосредственно с финансовой и хозяйственной деятельностью самого предприятия и входящих в его структуру подразделений.

Аудиторский – независимый, внешний аудит, негосударственная деятельность, проводится специальными аттестованными юридическим и физическим лицами (аудиторами). Их деятельность является предпринимательской, основная цель которой – установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам. Правовые основы аудита определяются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и постановлением Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»

— предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия или действия, например перед рассмотрением и утверждением бюджетов предприятия;

текущий финансовый контроль ежедневно осуществляется финансово-экономическими службами предприятия, с целью проверки целесообразности расходования денежных средств при исполнении бюджетов; опирается на данные бухгалтерского, налогового учета;

Читать еще:  Финансы капиталистических государств

— последующий финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода и финансового года. Сводится к анализу балансов и других финансовых отчетов, а также к проведению проверок и ревизий непосредственно на предприятиях.

В зависимости от полноты охвата различают полный, частичный, комплексный, тематический финансовый контроль. Выделяют также сплошной и выборочной контроль.

В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним относятся: — наблюдение; — проверка, затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится с использованием первичных документов и бухгалтерских регистров; — обследование, основывается на достаточно широком круге показателей и нужно для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости его реструктуризации и т. п.; — анализ, направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины, а также определение стоимости предприятия (бизнеса). Основной метод контроля является ревизия – обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на экономическом объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер проведения ревизии.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые (не реже одного раза в год, а в непроизводственной – не реже двух раз в год) и внеплановые.

По содержанию ревизии бывают документальные, проверка различных финансовых документов, и фактические – проверка наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные (полные), т. е. проверяется вся деятельность субъекта за установленный период и выборочные.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на тематические, которые сводятся к обследованию какого-либо направления финансовой работы и комплексные в них могут принимать участие одновременно ревизоры нескольких органов.

Правовые основы муниципального финансового контроля

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 2676 раз

Библиографическое описание:

Киреева, В. В. Правовые основы муниципального финансового контроля / В. В. Киреева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1305-1308. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30656/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье анализируется муниципальный финансовый контроль как составная часть публичной финансовой деятельности, как разновидность негосударственного финансового контроля. Автором формулируются конкретные предложения, направленные на повышение эффективности муниципального финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Правовые основы муниципального финансового контроля составляют Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования абсолютно всех финансовых отношений [1], Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иные нормативные правовые акты.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальный финансовый контроль нацелен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. В зависимости от субъектного состава он подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний муниципальный финансовый контроль является компетенцией финансовых органов муниципальных образований, внешний — контрольно-надзорных органов муниципальных образований.

Значимость муниципального финансового контроля обусловлена тем, что именно на местном уровне решается многие проблемы повседневной жизни граждан.

Муниципальный финансовый контроль не может быть подменен другими видами финансового контроля, поскольку является составной частью единой системы финансового контроля, важнейшим способом обеспечения сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

Муниципальный финансовый контроль призван согласовать прямо противоположные интересы субъектов финансового права, предупредить появление кризисных явлений [2].

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

Суды при рассмотрении споров с участием контрольно-счетных органов муниципальных образований исходят из следующего:

‒ контрольно-счетная палата муниципального образования уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к ее полномочиям [3];

‒ акт проверки и заключение финансового органа муниципального образования не имеют властного характера, они не могут быть охарактеризованы как ненормативные акты, нарушающие права заявителя, поэтому не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде [4];

‒ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контрольно-счетным органом муниципального образования о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения [5].

Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены квалификационные требования к лицам, претендующим на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования. На наш взгляд, они носят размытый характер.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности

В связи с чем предлагаем пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее трех лет».

Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля затрудняется наличием ряда нерешенных проблем. В частности, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетные средства должны использоваться эффективно и экономно в соответствии с их целевым назначением. Однако, на сегодняшний день контроля эффективности деятельности органов местного самоуправления фактически нет в связи с отсутствием соответствующих методик. Аудит эффективности в отличие от распространенного сегодня финансового аудита направлен на оценку эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ [6].

Признанным лидером аудита эффективности в Российской Федерации является Счетная палата Российской Федерации. На наш взгляд, стоит подумать о расширении деятельности и штатной численности Счетной палаты Российской Федерации, создании на ее основе методического центра, который мог за счет средств федерального бюджета оказывать помощь муниципальным образованиям в части подготовки и переподготовки специалистов, специализирующихся на проведении аудита эффективности использования бюджетных средств муниципальных образований.

Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля во многом зависит и от надлежащего его правового обеспечения. В связи с чем необходимо проанализировать правовые положения, устранить встречающиеся противоречия. Например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусматривает обязательного создания контрольно-счетных органов муниципальных образований, что не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части проведения обязательной внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований. Конечно, муниципальные образования могут обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 БК РФ, но это полномочие можно рассматривать только как временную меру, не позволяющую обеспечить надлежащий контроль за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования образует контрольно-счетный орган муниципального образования».

Муниципальный финансовый контроль является частью системы негосударственного финансового контроля. Помимо муниципального финансового контроля в нее входят так же такие разновидности финансового контроля, как: внутрихозяйственный, аудиторский, общественный.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой деятельность, осуществляемая под руководством субъекта хозяйствования, направленная на подтверждение законности и экономической целесообразности проводимых финансовых операций, правильности бухгалтерской (финансовой) отчетности. По своей сути внутрихозяйственный финансовый контроль является самоконтролем, проводимым за счет собственных средств.

При рассмотрении споров суды анализируют должностные обязанности лиц, отвечающих за организацию и проведение внутрихозяйственного финансового контроля; а также роль и значение бухгалтерского учета в целях формирования полной и достоверной информации (бухгалтерской отчетности) о деятельности организации и ее имущественном положении [7].

Аудиторский финансовый контроль — это действия по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемые аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами на основе принципов независимости, конфиденциальности, профессионализма, честности. Это, наверное, единственный вид финансового контроля, регламентация которого строится с учетом моральных принципов и норм. Выражается это, например, в наличие такого специфического источника правового регулирования аудиторской деятельности, как Кодекс профессиональной этики аудиторов, своде правил, обязательных для всех аудиторов и аудиторских организаций.

Общественный финансовый контроль можно определить как деятельность субъектов гражданского общества, выражающуюся в даче общественной оценки законности и эффективности использования публичных финансовых ресурсов.

Муниципальный финансовый контроль отличается от других видов негосударственного финансового контроля. Он носит публичный характер, обусловленный публично-правовой природой муниципальных образований и создаваемых ими органов власти.

  1. См.: Мирошник С. В., Немыкина О. Е. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.
  2. См.: Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.
  3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 № 13АП-9189/2015 по делу № А42–7278/2014// СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2015 № Ф08–8444/2015 по делу № А32–15251/2015// СПС «Консультант Плюс».
  5. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2015 № Ф03–2051/2015 по делу № А24–4634/2014; Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2015 № 303-КГ15–11543 по делу № А24–4634/2014// СПС «Консультант Плюс».
  6. См.: Хромов Е. Н., Чирков Д. А. Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 10.
  7. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 № 05АП-10817/2015 по делу № А51–1386/2014; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 по делу № А69–1508/2012; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу № А41–1175/10; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу № А69–798/2006// СПС «Консультант Плюс».
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector