Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности общегосударственных налогов порядок установления

Система налогов в Российской Федерации

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации

Система налогов и сборов — определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог на наследование или дарение;
  • водный налог;
  • сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов.

В перечень региональных налогов входят:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Порядок установления и введения в действие налогов в Российской Федерации

В Конституции и Налоговом кодексе РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим необходимо рассмотреть содержание категории «установление» налога и близкой к ней категории «введение в действие» налогов и сборов.

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

Читать еще:  Охарактеризуйте экономическое содержание государственных финансов

Порядок установления и введения в действие региональных и местных налогов и сборов

Региональными и местными налогами признаются налоги, которые установлены НК, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Поскольку согласно ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, то органы законодательной власти субъектов РФ могут производить какие-либо изменения в налоговом законодательстве (подпадающем под их юрисдикцию) только в определенных рамках, которые им дозволены на федеральном уровне в НК. Также НК установлены пределы регулирования субъектами РФ и органами местного самоуправления элементов налогообложения применительно к налогам соответствующего территориального уровня.

Региональные и местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с НК, региональными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При введении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также представительными органами местного самоуправления определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все иные элементы налогообложения по региональным или местным налогам, а также налогоплательщики регулируются исключительно НК. К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относится установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, но только в порядке и пределах, которые дозволены НК.

Таким образом, правовой режим региональных и местных налогов складывается из норм федерального и регионального законодательства, а также положений нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы только НК. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые перечислены НК в качестве региональных или местных.

Налоги, не предусмотренные НК, устанавливаться не могут. Установление субъектом РФ или муниципальным образованием на территории своей юрисдикции регионального или местного налога, не предусмотренного НК, будет являться нарушением федерального закона, закрепляющего исчерпывающий и нс подлежащий расширению па территориальном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, самостоятельно (вне рамок НК) установленный и введенный субъектом РФ или муниципальным образованием какой-либо налог или сбор будет признан незаконным и нс подлежащим взиманию и уплате.

Налоговый кодекс содержит требование соответствия налогового законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству о налогах (п. 4, 5 ст. 1, ст. 6). Это требование означает запрет расширения перечня региональных и местных налогов и сборов на соответствующем территориальном уровне и недопустимость реализации субъектами РФ и муниципальными образованиями иных полномочий в области налогообложения и сборов по сравнению с теми, которые им предоставлены ПК.

Приоритет налогового законодательства федерального уровня над нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам налогообложения предопределяет строгое выполнение общефедеральных процедур, установленных НК, на всей территории РФ. Так, закрепленный в ст. 5 НК императивный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, безусловно, распространяется и на нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах.

Введение на территории субъектов РФ или муниципальных образований новых региональных или местных налогов и сборов из перечня, установленного НК, возможно только с 1 января нового календарного года, что гарантирует стабильность состава налоговой системы в течение финансового года, обеспечивает прогнозируемое поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, а налогоплательщикам обеспечивает возможность планировать налогообложение предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.

Важным вопросом разграничения налоговой компетенции между уровнями государственной власти и местным самоуправлением является законодательно установленный порядок установления и введения налогов.

Процедуры по установлению и введению налогов отражают первичную фиксацию (возникновение) налога в налоговой системе и дальнейшее его применение в качестве источника бюджетных доходов. Каждый уровень государственной власти и местного самоуправления наделен определенным объемом налоговой компетенции. Основополагающая роль в разработке и внедрении национальных форм и методов налогообложения отводится федеральному уровню государственной власти, на который в соответствии с Конституцией возлагается ответственность за проведение единой налоговой политики, направленной на формирование и сохранение единого экономического пространства для движения капиталов, товаров и рабочей силы. Основываясь на нормах Конституции, федеральный законодатель осуществляет построение налоговой системы, определяет виды образующих ее налогов и сборов, устанавливает основные их элементы.

Одновременно федеративное устройство государства означает необходимость разграничения полномочий между федеральным центром и иными уровнями власти и самоуправления с целью создания условий по предоставлению публично-территориальным образованиям определенной финансовой самостоятельности в решении вопросов регионального или местного значения. Поэтому федеральный законодатель в ходе формирования базовых принципов и подходов, образующих общефедеральные стандарты налогового регулирования, наделяет региональные и местные органы власти определенной свободой усмотрения по введению и конкретизации отдельных элементов региональных и местных налогов, при этом ограничивая ее четкими пределами, объективно необходимыми для обеспечения единообразия финансовой политики государства.

Установление налога означает принятие федерального закона о налоге, которым данный налог устанавливается в перечне налогов соответствующего уровня налоговой системы с одновременным обязательным раскрытием в этом законе всех существенных (императивных) элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК.

Введение налога означает выбор органом законодательной (представительной) власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования из установленного федеральным законодателем закрытого перечня налогов и сборов конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего территориального уровня, и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на территории юрисдикции субъекта РФ или муниципального образования соответственно.

Лекция 2. Правовые основы установления, взимания налогов

1. Порядок установления и введения налогов.

2. Действие налогового законодательства во времени и пространстве.

1. Порядок установления и введения налогов

Рассматривая вопросы установления налогов, КС РФ разъяснил, что при установлении налога или сбора необходимо определить в законе существенные элементы налоговых обязательств, которые исчерпывающим образом перечислены в НК РФ:

Читать еще:  Значение государственной финансовой дисциплины

· Порядок исчисления налога

· Порядок и сроки уплаты налога

Ст. 17 НК – должны быть определены все существенные элементы.

18.02.97 №3-П ПКС: одно лишь перечисление налогов и сборов в ФЗ о бюджете нельзя рассматривать как их установление, поскольку законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы все существенные элементы НО. то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства. Причем элементы налогообложения должны быть установлены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение.

Налог считается установленным с момента исчерпывающего определения в законе всех элементов налогообложения, необходимых для того, чтобы исчислить и уплатить налог. Вышеуказанное требование справедливо и в отношении сборов с той лишь разницей, что применительно к сборам НК не называет исчерпывающего перечня элементов. Согласно п.3 ст. 17 НК определяются плательщики и иные элементы.

В практике возник вопрос о толковании такого положения применительно к полномочиям РФ и субъектов РФ. ПКС №5-П: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с К РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы. Что касается органов государственной власти субъектов РФ, установление налогов должно осуществляться в соответствии с общими принципами налогообложения, которые установлены НК. Право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, т.к. они связаны общими принципами налогообложения. Это применимо и к местным налогам.

Установление налогов и сборов субъектами РФ и муниципальными образованиями означает конкретизацию общих правовых положений федерального законодательства о налогах и сборах, в том числе детальное определение существенных элементов налогообложения. Регулирование ФЗ отдельных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным содержанием осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями. Последние вправе осуществлять правовое регулирование регионального (местного) налогообложения при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется ФЗ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов – в ФЗ. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги и сборы, т.к. исчерпывающий перечень региональных и местных налогов, порождает только право, но не обязанность установить налог. Таким образом, НК порождает право субъектов РФ и муниципальных образований своим законом (решением) устанавливать и вводить в действие налог независимо от того, вводит ли его на своей территории другой субъект, муниципальное образование.

Так, в соответствии с п.1 ст. 12 НК в РФ устанавливаются федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги исчерпывающе регулируются ФЗ – ч.2 НК преимущественно. В них содержатся все нормы, позволяющие любому лицу однозначно определить, является ли оно налогоплательщиком данного налога и если является, то определить основание возникновения обязанности, правил исчисления и уплаты налога. Как указано в Постановлении КС от 21.03.97 №5-М: федеральный законодатель устанавливает федеральные НиС в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Что касается региональных и местных налогов, то в силу п.3, 4 ст. 12 НК в ФЗ предусматриваются нормы, определяющие обязанных лиц, основания возникновения обязанности по уплате налога и пределы налогового бремени, также право органа власти субъекта РФ, муниципального образования ввести соответствующий налог. Права региональных и местных органов в части установления региональных и местных налогов в значительной степени сходны, поскольку имеют рамочный характер, определенный ФЗ. Кроме того, право любого субъекта РФ, муниципального образования на введение регионального, местного налога зависит не только от РФ, но и от воли самого публично-правового образования в части перечня.

В соответствии с п.3 ст.12 НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ, законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта. При установлении налогов органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НКРФ следующие элементы налогообложения:

— порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.

Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

П.4 ст. 12 НК: местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов муниципального образования о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих МО. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов МО. При установлении местных налогов определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, следующие элементы:

— порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

Установление налога – принятие НПА о налоге, в котором данный налог устанавливается с одновременным обязательным раскрытием всех существенных элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК РФ.

Введение налога – выбор органа законодательной власти из установленного ФЗ закрытого перечня НиС конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего уровня и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на определенной территории.

То есть налог введен, когда вступил в силу соответствующий НПА.Требования, которые предъявляются к НПА, устанавливающему налог. Ст. 6 НК РФ определяет случаи несоответствия актов о НиС :

§ когда акт издан некомпетентным органом, либо с нарушением порядка принятия актов;

§ отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, агентов, плательщиков сборов, установленных НК РФ;

§ вводит обязанности, не предусмотренные НК или изменяет определенное НК содержание обязанности участников НПО;

§ запрещает действия субъектов, которые разрешены в НК;

§ запрещает действия органов налогового контроля, которые разрешены;

§ разрешает действия, запрещенные НК;

§ изменяет установленные НК основания, условия, последовательность действий участников налогообложения;

§ изменяет содержание понятий, терминов, которые определены в НК;

§ иным образом противоречит.

НК устанавливает, что законодательство о НиС основано на всеобщности и равенстве налогообложения. НиС не могут иметь дискриминационный характер. Недопустимы НиС, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать НиС, нарушающие единое экономическое пространство по РФ, в частности, ограничивающее перемещение товаров, работ, услуг, средств, иначе ограничивать ….

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые противоречия, неясности толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов.

Читать еще:  Значение налогов для государства и общества

Взимание налогов – процесс действия на соответствующей территории соответствующего налога, включающего в себя исчисление и уплату налога, в том числе и принудительное взыскание.

2. Действие актов законодательства о НиС во времени и пространстве

Согласно ст. 5 НК РФ имеются 2 группы актов НЗ:

1) ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых НиС, а также акты законодательства о НиС в субъектах РФ и акты представительного органа МСУ, вводящие новые налоги и сборы.Такие акты вступают в силуне ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

2) иные акты, вносящие изменения, дополнения в действующее законодательство о НиС.Вступают в силу следующим образом:

— в отношении налоговне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода.

— в отношении сборовне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Указание на налоговый период применительно к сборам отсутствует в ст. 5 не случайно. Уплата налогов предполагает определенную регулярность, системность, периодичность, поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях, когда у плательщика сбора существует потребность в получении некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик сбора индивидуально заинтересован.

Сбор не связан каким-то определенным промежутком времени. Главное – мотивация плательщика, желание вступить в публично-правовые отношения с государством. Для определения момента вступления в силу надо правильно установить 2 юридических факта: дату официального опубликования и налоговый период. Смотреть условия официального опубликования и обнародования. КС: без обнародования акта не может считаться официального опубликования.

Ст. 55: Налоговый период – календарный год или иной промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из отчетных периодов, когда уплачиваются налоговые платежи. Изменение налогообложения в течение налогового периода означало бы придание акту обратной силы без прямого указания этого в НПА – его распространение на отношения, возникшие до начала налогового периода.

Обратная сила актов налогового законодательства (НЗ): Поскольку в отношении актов НЗ применяются правила, как запрещающие обратную силу закона, так и допускающие исключение из этого правила, законодатель пошел по пути перечисления тех актов, которые не могут иметь обратной силы:

1) акты НЗ, устанавливающие новые НиС;

2) повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

3) устанавливают, отягчают ответственность за нарушение законодательства о НиС;

4) устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплаельщиков или плательщиков сборов, а также иных участников налогообложения.

НК РФ устанавливает 2 режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:

П.3 ст. 5 НК: всегда имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах + устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков, налоговых агентов, их представителей.

П. 4 ст. 5: когда прямо предусмотрено в актах – это акты, снижающие размер ставок, отменяющие налоги и сборы, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, НА, представителей или иным образом улучшающие их положение.

Действие актов в пространстве: особенностей нет. ФЗ – на всей территории РФ, если не приняты для определенной локальной территории. Региональные, местные акты – на территории субъекта РФ, МО, если в самих актах не указаны особенности применения на определенной территории.

Действие по кругу лиц: Права и обязанности возлагаются законодателем на тех лиц, которые указаны в акте. Так, в НПА о налоге в качестве плательщиков могут быть указаны только организации, только ФЛ, либо как организации, так и ФЛ.

49. Порядок установления налогов и сборов

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогооблажения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

– упрощенная система налогообложения;

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector