Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги государственных учреждений

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения (А.Ю. Опальский, «Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.)

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения

В целях реализации положения Закона N 83-ФЗ [1] бюджетные учреждения изменяют в 2012 году свою организационно-правовую форму и становятся казенными, бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями.

Источниками финансового обеспечения при этом, наряду с государственными средствами (бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидиями на иные цели, бюджетными инвестициями) являются и средства, получаемые от приносящей доход деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Казенные, бюджетные, автономные учреждения: сходства и различия

Основания для сравнения

РФ, субъект РФ или муниципальное образование

Достижение целей создания учреждения

Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры

Бюджетная смета учреждения

Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности

Финансовое обеспечение из бюджета

В соответствии с бюджетной сметой

— в соответствии с заданием учредителя,

— на содержание имущества,

— на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами,

— на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

Приносящая доход деятельность

Определена как неналоговые доходы бюджета [2, п. 3 ст. 41]

Согласно ст. 19 НК РФ [5] государственные (муниципальные) учреждения (как любые организации в РФ) являются плательщиками налогов. На основании части второй НК РФ учреждения должны уплачивать следующие налоги (табл. 2):

Таблица 2. Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, выполняет обязанности налогового агента [5, ст. 161] и уплачивает налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [5, ст. 151]

Налог на прибыль

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Налог на доходы физических лиц

Признается налоговым агентом

Налог на имущество

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [5, ст. 372]

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [5, п. 1 ст. 388], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5, п. 1 ст. 387]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [5, ст. 356]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит

Упрощенная система налогообложения

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Примечание. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примечание. Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примечание. Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ все организации признаются плательщиками НДС, за исключением тех, которые получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика [5, ст. 145, 145.1].

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом обложения НДС [5, подп. 4.1 п. 2 ст. 146].

Кроме того, многие операции по реализации товаров (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности учреждений не подлежат налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ (учебные услуги, медицинские услуги, услуги по социальному обслуживанию населению, услуги в сфере культуры и искусства и др.). В то же время имеются и исключения. Например, услуги в сфере образования не подлежат обложению НДС по реализации учебных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом реализация товаров (работ, услуг), произведенных (приобретенных) учебными мастерскими, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса [5, подп. 14 п. 2 ст. 149].

Налог на прибыль

В целях уплаты налога на прибыль доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы [5, ст. 249, 250].

Изначально учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Исключение сделано для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [5, ст. 246.1].

Но в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относятся:

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;

— средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций также не являются доходами, подлежащими налогообложению [5, подп. 33.1 ст. 251, введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ].

На основании п. 1 ст. 333.17 НК РФ организации являются плательщиками государственной пошлины. Но, кроме прямого указания в ст. 335.35 НК РФ на освобождение от уплаты государственной пошлины казенными учреждениями, отдельные виды бюджетных и автономных учреждений также освобождены от ее уплаты, например государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.

Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. В перечне видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, не только торговля и общественное питание, но и оказание ветеринарных и бытовых услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.).

Читать еще:  Рефинансирование государственного займа это

3. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Об автономных учреждениях: федер. закон Рос. Федерации от 3 нояб. 2006 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

член комитета ИБП России по бухучету

в государственных (муниципальных) учреждениях

«Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Налоговая политика и практика»

Журнал «Налоговая политика и практика» — единственное печатное издание ФНС России.

Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Согласно Ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением[4, С.42].

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг[1,С.181]. (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе – вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, – облагаются НДС в общеустановленном порядке[3,C.100].

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

НК РФ установлены следующие особенности применения налога на прибыль организаций в отношении государственных и муниципальных учреждений всех типов.

Для казенных учреждений из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются:

-доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251);

-расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, оказанием услуг, выполнением работ (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Доходы автономных и бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода:

-имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп.8, п. 1 ст. 251 НК РФ);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— целевые поступления, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения всех типов, получившие имущество или денежные средства в рамках целевого финансирования, должны выполнить два условия, определенных в п. 2 ст. 251 НК РФ, для того чтобы это имущество или средства не были признаны доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

— расходовать целевые средства строго по назначению, то есть на те цели, которые указаны лицом – источником финансирования или бюджетной росписью.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу определен ст. 286 НК РФ. В соответствии с п. 3 указанной статьи, бюджетные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) – такими НКО являются, в частности, казенные учреждения, – уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Бюджетные учреждения (нового типа) и автономные учреждения уплачивают государственную пошлину в порядке, установленным главой 25.3 НК РФ.

При этом казенные учреждения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ и бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года в соответствии с пп. 1.1 п.1 ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений[2,С.2855].

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Что касается налога на имущество, то согласно пп.1 п.1 ст.2 Закона Тюменской области «О налоге на имущество организаций» автономным, бюджетным и казенным учреждениям, созданным Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области предоставляется налоговая льгота в отношении имущества, переданного им на праве оперативного управления[5].

Автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области освобождаются также от уплаты транспортного налога в соответствии с пп.12 п.5 ст. 1 Закона Тюменской области «О транспортном налоге»[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задании, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в Ст.149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты гос. пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. Законами Тюменской области учреждениям данного вида также предоставляется льгота по налогу на имущество и транспортному налогу.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

Читать еще:  Налоговая система государства включает

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности [Текст]: учебное пособие/ Д.В. Жигалов. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2010. – 118 с.

Филиппова Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций [Текст]:учебное пособие/Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В.Дерина, Т.В. Ермошина.- М.: КНОРУС, 2012.-288 с.

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений. Практические примеры организации налогового учета в «1С:БГУ 8»

Описание

В книге рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Вопросы организации ведения налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2) представлены на конкретных практических примерах.

Издание может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендуется для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Оглавление

О книге

Нормативные документы, разъяснения

Налоги, уплачиваемые государственными (муниципальными) учреждениями

Налог на прибыль организаций

  • Налогоплательщики
  • Обязанности налогоплательщика
  • Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • Ставки налога на прибыль
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Порядок организации налогового учета по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Доходы
    • Отражение доходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
    • Отражение в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» внереализационных доходов учреждения для целей исчисления налога на прибыль. Страховое возмещение
    • Доходы от реализации (выбытия) основных средств, признаваемых амортизируемым имуществом
    • Налоговый учет доходов (расходов), связанных с безвозмездным получением имущества, работ, услуг или имущественных прав
    • Налоговый учет операций по оприходованию излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации
    • Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст.251 НК РФ)
  • Расходы
    • Отражение расходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2
    • Расходы, связанные с производством и реализацией
    • Внереализационные расходы
    • Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст.270 НК РФ)
  • Оценка НЗП и остатков готовой продукции
  • Отчетный, налоговый период, сроки уплаты авансовых платежей и налога на прибыль
  • Расчет налоговой базы и налоговая декларация
  • Расчет суммы налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». Регламентные операции по налоговому учету
    • Закрытие производственных счетов
    • Установка базы распределения
    • Отражение расходов, связанных с производством и реализацией в декларации по налогу на прибыль
    • Внереализационные расходы
    • Расчет базы по налогу на прибыль
    • Автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль
  • Налоговый учет отдельных операций
    • Налоговый учет операций по сдаче в аренду имущества
    • Налоговый учет амортизируемого имущества
    • Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции
    • Налоговый учет реализации объекта основных средств по цене ниже остаточной стоимости
    • Налоговый учет убытков прошлых налоговых периодов
    • Налоговый учет резервов предстоящих расходов

Налог на добавленную стоимость

  • Налогоплательщики, налоговые агенты, налоговая база
  • Учет НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Налоговые вычеты
  • Счет-фактура
  • Порядок заполнения счета-фактуры налоговым агентом
  • Порядок заполнения счета-фактуры обособленным подразделением
  • Внесение исправлений в счет-фактуру
  • Корректировочный счет-фактура
  • Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость
  • Книга продаж
    • Примеры формирования книги продаж в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Книга покупок
  • Налоговая декларация по НДС
  • Налог на имущество организаций
  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Ставка налога
  • Льготы по налогу на имущество
  • Отчетный и налоговый период 165
  • Сроки уплаты налога и авансовых платежей
  • Налоговая декларация

Единый налог на вмененный доход

  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Организация ведения учета фактов хозяйственной жизни, подпадающих под ЕНВД, в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.
  • Ставка налога
  • Налоговый период
  • Сроки уплаты налога
  • Налоговая декларация

Упрощенная система налогообложения

  • Налогоплательщики
  • Объекты налогообложения и налоговая база
  • Налоговый и отчетный период
  • Налоговая ставка
  • Исчисление и уплата налога
  • Доходы
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов
  • Налоговая декларация
  • Порядок признания доходов и расходов
  • Налоговый учет
  • Учетная политика для целей налогообложения
  • Учетная политика для налога на прибыль организаций
    • Организационная часть
    • Методологическая часть
  • Учетная политика для НДС
    • Организационная часть
    • Методологическая часть

Особенности налогообложения автономных учреждений

экономические науки

  • Чехлатова Елена Анатольевна , студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Похожие материалы

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.

Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:

  1. Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
  3. Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]

При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]

Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]

Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.

Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]
Читать еще:  Финансовая стратегия государства

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.

Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.

Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.

Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.

Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

  • при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
  • при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]

В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.

Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:

  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.

Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям

Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.

Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.

В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.

Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.

Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.

Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:

  1. Получение средств за счет субсидий и расходование их;
  2. Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
  3. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.

Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
  2. Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
  3. Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector