Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги это доход государства

Источники доходов государства. Классификация налогов. Налоговая ставка

Среди доходов государства основное место занимают налоги. Это связано не только с их долей в объеме государственных финансов. При налогообложении ярко проявляются главные особенности формирова­ния ресурсов общественного сектора. На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в госу­дарственные фонды. Налоги могут взиматься в денежной и натуральной форме (воинская обязанность). Натуральные и денежные налоги являют­ся взаимозаменяемыми: если, например, отменить всеобщую воинскую обязанность, то необходимо будет увеличить финансирование профес­сиональной армии за счет налогов.

Другим важным источником доходов государства выступает предпринимательская деятельность, которая формирует такие источники доходов, как доходы госпредприятий, доходы от сдачи в аренду госимуще­ства, от продажи лицензий, от развития концессионных соглашений, от эмиссии государственных ценных бумаг.

Все денежные фонды государства относятся к понятию бюджет. Различают бюджеты разного уровня: государственные и муниципаль­ные. Существуют также внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются через определенные источники и имеют целевое назначение, т. е. средства направляются на конкретные нужды. В России за счет средств единого социального налога формируются Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, фонд занятости.

Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущ­ность налога. Поскольку налоги — основной источник государственных средств, то они выполняют четыре ключевые функции:

— фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);

— экономическую (стимулирование развития экономики, активиза­ция предпринимательской деятельности за счет ослабления на­логового бремени).

Налоги могут оказывать как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие на производство и представляют собой тонкий инстру­мент госрегулирования. Посредством налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять до­ходы и т. п.

Налоги обладают регулирующим воздействием, масштабы которого варьируются от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом.

Отрицательно относятся к росту воздействия государства на эконо­мику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной по­литики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства фискалисты (дирижисты).

Исторически сложились две модели в сфере налогообложении — административная и демократическая (Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. — 2006. — № 12. — С. 11.).

Административная модель, характерная для диктаторских или административно-командных систем, отличается редистрибутивностью по отношению к формам и методам налогообложения. При администра­тивной модели формы и методы налогообложения создаются путем пря­мого изъявления властью своих намерений.

Для демократической модели характерно налогообложение в форме самообложения коммерческих структур и граждан. При демократиче­ской модели изменение системы налогообложения является итогом вы­ражения общенародной воли через законодательные органы власти.

Все налоги, применяемые в российской практике, можно классифи­цировать по следующим критериям:

— направленность использования (цель взимания);

— уровень бюджетной системы.

По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц (уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформле­ния ими юридического лица) и на налоги с физических лиц, которые взи­мают с граждан и лиц без гражданства.

По объектам налогообложения различают прямые и косвенные на­логи. Прямыми налогами обременены доходы и имущество (налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц), косвен­ными — ресурсы, деятельность, товары и услуги (налог на добавлен­ную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

По источнику обложения различаются налоги с заработанных дохо­дов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресур­сов — налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).

По назначению различают целевые и нецелевые налоги. Целевые на­логи предназначены для финансирования конкретных программ обще­ственных расходов. Их называют маркированными. Они зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды (платежи в фонды общественного страхования, местные целевые сборы на бла­гоустройство территории). Если средства могут расходоваться по усмо­трению власти, утверждающего бюджет, то такие налоги называются немаркированными. К ним относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество и т. д. Преимуществом нецелевых налогов является то, что они позволяют сохранять стабильность налоговой системы и осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных дохо­дов между различными направлениями.

По уровням бюджетной системы различают федеральные, регио­нальные и местные налоги. Каждый из них формирует соответствующий бюджет и является условием самостоятельного хозяйствования и приня­тия управленческих решений, например, на муниципальном уровне. Со­гласно российскому законодательству (Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ, Федеральный закон от 01.07.2005 № 78-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.) к федеральным налогам и сборам относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сборы за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов;

К региональным налогам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на игорный бизнес;

К местным налогам относятся:

— налог на имущество физических лиц.

Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспо­собления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занято­сти) можно сгладить негативные последствия развития экономики.

Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.).

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в де­нежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в на­туральных единицах, то такой налог называется специфическим.

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в про­центах, на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то такой налог называется стоимостным.

В зависимости от того, как изменяется удельный вес (доля) налогово­го платежа в доходе с увеличением последнего, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.

Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода.

Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный про­цент с дохода независимо от его размера.

Прогрессивная ставка устанавливается как увеличивающаяся по мере роста облагаемого дохода.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.

При повышенных налогах налогоплательщики теряют стимулы ра­ботать в легальной экономике, и налоговые поступления в государственный бюджет уменьшаются. Снижение налогового прессинга приводит к росту налогооблагаемой базы, и доходы казны вновь могут вырасти. Налоговым прессингом объясняется высокая доля теневого оборота в экономике России. А. Лаффер показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов (Рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая Лаффера (Составлено Михалкиной Е.В.)

Долю дохода налогоплательщика называют нормой налогообло­жения.

Различают среднюю и предельную нормы налогообложения. Сред­няя норма равна удельному весу налога во всем доходе налогоплательщика (отношение суммы налога к размеру дохода). Предельная норма представляет собой долю налога в последней единице дохода, произво­дную налога по доходу.

Если I — доход, Т — сумма дохода, уплачиваемая в виде налога, то средняя норма налогообложения равна

тогда предельная норма налогообложения рассчитывается по формуле

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различа­ются соотношением средних и предельных норм обложения. При про­порциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном — превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

Читать еще:  Задачи управления государственными финансами

Использование разного вида ставок при обложении доходов (напри­мер, физических лиц) может снизить или, напротив, увеличить социаль­ную дифференциацию в обществе. Так, с помощью регрессивных ставок можно ослабить налоговый гнет на лиц с низким доходом, а применение прогрессивных ставок позволяет повысить налоги с богатых. Однако использование этого инструмента может при определенных обстоятель­ствах вызвать обострение социальных противоречий, подорвать стиму­лы к получению легальных доходов, повлечь за собой распространение схем уклонения от налогов и сокрытия доходов.

Посредством льготного налогообложения можно стимулировать перестройку структуры производства, воздействовать на процессы вне­дрения достижений технического прогресса (ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционные льготы, льготы на развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности) и т. п.

Сокращение налога на прибыль корпораций влечет за собой сни­жение издержек и, как следствие, рост производства. Прямое или кос­венное регулирование государством оплаты труда, например, снижение подоходного налога с физических лиц способствует сохранению опреде­ленного уровня реальных доходов работников в условиях уменьшения заработной платы.

Налоговые доходы государства и муниципальных образований

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением госу­дарства и использовались им как основной источник; средств для содержания органов государственной власти и материаль­ного обеспечения выполнения ими своих функций.

Для пополнения казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей.

В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. Основная их функция фискальная

Они используются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенных для удовлетворения интересов общества и государства. Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стра­не со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе со­циального управления. С помощью налогов возможно регули­рование потребления. Например, такой налог, как акциз (осо­бенно высокие его размеры), влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется.

В налогах заложены возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные со­циальные явления.

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны госу­дарства проводится контроль за финансово-хозяйственной де­ятельностью предприятий, организаций, учреждений, за полу­чением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

С налогами иные обязательные платежи (например, сборы) объединяют такие общие чер­ты, как обязательность уплаты при наличии указанных зако­нодательством фактов, внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня, возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — Федераль­ную налоговую службу, а в соответствующих случаях — на Фе­деральную таможенную службу с одинаковыми контрольны­ми полномочиями, мерами принудительного воздействия.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации мо­жет быть несколько.

1. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу вхо­дят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, ак­цизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, на­лог на имущество физических лиц и др.

2. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и исполь­зуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фон­ды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, земельный налог).

3. В зависимости от реального плательщика налогов налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактиче­ский плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Косвенное налогообложение предполагает, что налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате это­го не связан непосредственно с доходом или имуществом фак­тического плательщика. Закон возлагает юридическую обязан­ность внесения суммы налога в казну на предприятие, произ­водящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по це­нам, повышенным на сумму косвенного налога.

4. Помимо рассмотренной классификации НК РФ подраз­делил налоги на три вида в зависимости от их территориально­го уровня.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

§ налог на добавленную стоимость;

§ налог на доходы физических лиц;

§ единый социальный налог;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог на добычу полезных ископаемых;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообло­жения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Это не ис­ключает зачисления их не только в федеральный бюджет,’ но и в бюджеты другого уровня.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

§ налог на имущество организаций;

§ налог на игорный бизнес;

Региональными признаются налоги и сборы, устанавлива­емые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному на­логу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательны­ми (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их ис­пользования налогоплательщиком.

Часть платежей данной группы (налог на имущество орга­низаций, транспортный налог), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определя­ются органами государственной власти субъектов РФ, если иное не будет установлено законом РФ. Они зачисляются в со­ответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полно­стью или частично в местные бюджеты. В отношении иных платежей предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительны ­ми органами государственной власти субъектов РФ в соответ­ствии с законодательством рф. При этом в случае введения на­лога с продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении единого налога на вмененный до­ход для определенных видов деятельности не взимается ряд пла­тежей федерального и местного уровня.

Читать еще:  Налоговая юрисдикция государства в рб

К местным налогам и сборам относятся (ст.15 НК РФ)

§ налог на имущество физических лиц.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с законодательством РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обяза­тельные к уплате на территориях соответствующих муници­пальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ

С установлением налогов связан и вопрос о предоставле­нии льгот. При этом органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут предоставлять дополни­тельные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

В соответствии с БК РФ к налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА ГОСУДАРСТВА

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). [1].

Существует несколько признаков налогов. К ним относятся:

1) Императивность. Данный признак означает, что государство обязывает граждан платить налоги.

2. Смена собственника. Это означает, что доля частной собственности становится государственной или муниципальной.

3. Безвозвратность, то есть денежная сумма, которую заплатил налогоплательщик не может быть ему возвращена.

4. Безвозмездность, означает, что уплата налогов не дает право плательщику на какие-либо преимущества.

5. Оплачиваются в форме денег. Это значит, что можно платить только деньгами, то есть не разрешается уплачивать в натуральной форме.

6. Имеет публичный характер. Налоги распространяются на всех совершеннолетних жителей.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

— операции по реализации товаров (работ, услуг);

— стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

— доход (в виде процентов и дивидендов);

— иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. [3].

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. [2].

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. [3].

Налоги представляют для государства основной бюджет. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Когда мы имеем в виду прямой налог, то считает, что он главным образом принадлежит государству. В старые времена примером такого налога могла служить подушная подать, то есть это такой налог, который должен был изыматься с любой «живой души». Данные налоги существуют и сейчас, только в данный момент они имеют другое название. Они называются сейчас подоходным налогом и его должны платить все граждане страны.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству. Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья. [4].

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике. [1].

Таким образом, как было уже выше сказано, налоги для государства являются наиболее важным доходом. Без налогов государство бы не смогло нормально функционировать, то есть выплачивать заработную плату человечеству, строить новые здания, на развитие экономики и многое другое.

Налоги как источник доходов государства

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

По окончании изучения темы обучающиеся должны,

Что такое налог, виды налогов, цель налогов

Различать налоги, создавать (придумывать) собственные налоги.

рассмотреть понятие налоги, экономическую сущность налогов и налоговую систему РФ.

способствовать формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны.

Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.

Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,

Спросить как самочувствие и настроение.

Налоги как источник доходов государства

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают :

перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;

методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;

методы организации сбора и использования налогов;

круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.
Структура налоговой системы страны ВИДЕО РОЛИК ИСТОРИЯ НАЛОГОВ 1 http://www.youtube.com/watch?v=v2TLRsoUEQA

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:

эффективной как источник получения доходов государства.

Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось.

Читать еще:  Государственное регулирование налогов

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год.

Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:

что облагать налогами (какова основа налогообложения);

какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.

Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс).

В мире очень много пародоксальных налогов которые мы сейчас посмотрим в видео ролике 2 https://www.youtube.com/watch?v=vBCR_Uggudc

Также есть целевые налоги, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

Пошлина — плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Например, государство берет с россиян пошлину за :

1оформление свидетельств о браке и рождении детей;

2выполнение процедуры расторжения брака;

3подтверждение права на получение наследства;

4принятие жалобы к рассмотрению в суде;

5выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке. 3 https://www.youtube.com/watch?v=xL8Z1mbcQ78

В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.

Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами итд.

Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, итд

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога — величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.

Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.

С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.

1. Чем отличаются косвенные налоги от прямых;

2. что представляют собой целевые налоги;

3. что такое пошлина.

Проверить как понята тема. Повторить основные моменты урока. Выставить оценки.

Доработать проекты. Выписать термины и необычные налоги в тетрадь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector