Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Место финансов в финансовой системе государства

Система государственных финансов

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредством системы государственных и муниципальных финансов государство планомерно воздействует на социальное и экономическое развитие страны. В основе системы государственных финансов лежит ряд принципов, совокупность которых предопределяет ее сущностное содержание:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

§ 39. Понятие финансов предприятий, их место в финансовой системе государства

Понятие финансов (государственных и частных) имеет в своем составе два элемента:

совокупность фондов денежных средств;

совокупность отношений по формированию, распределению и использованию указанных фондов.

Государственные финансы преследуют своей целью выполнение функций и задач государства. Возникновение частных финансов, или финансов предприятий, продиктовано их значением в современной экономике, а именно:

во-первых, наличие финансов предприятий необходимо в рыночных условиях, так как они являются залогом стабильного развития государства. Умелая организация финансов предприятий способствует повышению эффективности управления де-нежными фондами, производительности труда и в целом увеличивает вероятность принятия оптимальных управленческих решений;

Читать еще:  Государственные финансы представляют собой тест

во-вторых, наравне с вышеуказанным, финансы предприятий выступают необходимым условием стабильности всей финансовой системы государства, поскольку формируют ее основу;

в-третьих, присутствие финансов предприятий как элемента финансовой системы государства обеспечивает выполнение социальной политики.

Следовательно, присутствие финансов предприятий в структуре финансовой системы государства объективно в условиях рыночных отношений, поскольку они представляют собой фундамент, необходимый для существования и развития других элементов (страхования, кредита и бюджетной системы государства).

Современная роль финансов предприятий резко отличается от их роли в советский период, главным отличительным признаком которого являлся хозяйственный расчет. Финансы советских предприятий (кооперативно-колхозные) были ограничены в своем развитии, так как хозяйственный расчет отвергал свободный выбор контрагентов, а инициатива в области ценообразования, планирования, финансирования и распределения прибыли полностью исходила от государства. Применение коммерческого расчета в условиях рыночных отношений является фактором самостоятельного развития финансов предприятий, предоставляя предприятиям свободу в выборе контрагентов, установлении цен, осуществлении планирования своей деятельности и распределении прибыли. Однако финансы предприятий в современных условиях вынуждены развиваться, полагаясь только на свои собственные возможности и ресурсы, — это вызвано действием принципа самофинансирования, одного из ключевых в нынешних условиях орга-низации финансов предприятий.

В целом можно выделить несколько принципов организации финансов предприятий:

экономическая самостоятельность в выборе сферы деятельности, изыскании источников средств и направлений их использования и в распределении прибыли;

самоокупаемость и самофинансирование. Если самоокупаемость предполагает полное покрытие всех расходов предприятия за счет собственных доходов, то самофинансирование подразумевает, что собственные доходы предприятия должны не только покрывать все расходы, но и являться источником формирования фондов для развития в перспективе.

материальная заинтересованность на всех уровнях организации финансов предприятий: трудового коллектива — в полной оплате труда; предприятия — в получении прибыли для своего развития; государства — в своевременном и полном поступлении налогов и сборов, а также в удовлетворении общественных потребностей;

экономическая ответственность, сопровождающая весь процесс развития предприятия и проявляющаяся на уровне трудово го коллектива в форме вычетов за нарушение нормативных правовых актов, брак в работе, нанесение ущерба предприятию и др., а также на уровне самого предприятия — штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств, несвоевременное перечисление налогов, нарушение исчислений налоговой базы и пр.;

5) формирование финансовых резервов как в обязательном, так и в добровольном порядке, что вызвано высокой долей рисков в рыночной экономике.

Указанные принципы являются общими для организации финансов всех предприятий, равно как и ее механизм. Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, образующих единый аппарат управления финансами предприятий, причем каждый из этих элементов формируется и действует во взаимосвязи с основными принципами организации частных финансов в современных условиях.

В состав финансового механизма входят:

Большое значение имеет правовое обеспечение деятельности предприятия. К нему относятся:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации;

-указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

Роль нормативного обеспечения выполняют отдельные нормативные документы как внутрихозяйственного, так и внутриотраслевого значения (решения вышестоящих организаций, решения самого предприятия — приказы, распоряжения руководителя и др.).

Финансовый метод представляет собой общую форму (направ-ление) воздействия в отличие от финансового рычага, который характеризует конкретный способ действия. Прежде всего необходимо установить метод, а затем рычаг. Совокупность методов и рычагов образует единый инструмент управления, причем предприятие непосредственно может устанавливать некоторые сочетания методов и рычагов или воздействовать на них.

Таким образом, установление того или иного финансового метода позволяет организовать отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия, а применение рычага непосредственно влияет на фонды денежных средств.

Информационное обеспечение отражает потоки информации, под воздействием которых предприятие развивается. Все источники информации делятся на внутренние и внешние. Внутренние потоки информации формируются на предприятии, внешние — за его пределами. В условиях рыночных отношений, характеризующихся высокой степенью открытости, влияние внешней информации резко возрастает и оказывает непосредственное действие на организацию финансов предприятий.

Особенности организации финансов предприятий проявляются под воздействием трех ключевых факторов:

В зависимости от цели функционирования различают финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Организация финансов коммерческих предприятий подчинена в первую очередь получению прибыли в отличие от организации финансов некоммерческих предприятий. Организационно-правовые формы также накладывают отпечаток на организацию фи-нансов предприятий, поскольку для некоторых организаций определенной организационно-правовой формы устанавливаются правила по формированию и использованию, например, резервных фондов.

Отраслевая принадлежность отражает характерные особенности деятельности в той или иной отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля и др.). Действие всех факторов на организацию частных финансов наиболее ярко прослеживается в структуре финансов отдельных предприятий.

Тема 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

В первую очередь обучающемуся необходимо разобраться в со­держании категорий «Финансы» и «Экономика».

Категории «Экономика» и «Финансы» являются ключевыми в обсуждении важнейших экономических вопросов, в научных иссле­дованиях по экономике и финансам.

Экономика — это наша жизнь во всем ее многообразии на всех ее уровнях: уровне индивидума (семьи), уровне организации (пред­приятия, учреждения), общегосударственном уровне, на мировом уровне. В основе жизнедеятельности людей — целесообразная дея­тельность — труд, воплощенный в первую очередь в производствен­ных отношениях.

Коллективная деятельность требует распределения и перераспреде­ления созданного продукта между членами общества. Высоких эконо­мических (то есть жизненных) результатов человек добился в резуль­тате специализации и кооперации труда. Специализация и кооперация, в свою очередь, сформировали активные обменные операции в обще­стве. И, наконец, для возобновления процесса производства человек должен восстановить свою работоспособность. Этот процесс называ­ется простым и расширенным воспроизводством рабочей силы. Он невозможен вне процесса потребления, которое бывает личным и про­изводственным (производительным).

Читать еще:  Государственные и местные налоги

Термином «финансы» мы часто пользуемся в повседневной жиз­ни, нередко идентифицируя его с деньгами. Назвать объект финан­сами — это почти что назвать деньги. Почти, но не деньги. Финансы выражают отношения между субъектами государства (гражданами, не гражданами, организациями), основанные на денежном обраще­нии, то есть финансы — это «денежная» сторона экономики.

Таким образом, экономика — это такие отношения межДу субъ­ектами, которые основаны на соблюдении законов производства, распределения, обмена и потребления. Финансы — это такие отно­шения между субъектами, которые основаны на денежном обраще­нии. Можно добавить: «. с соблюдением законов производства, рас­пределения, обмена и потребления». Соответственно экономика предприятия — это его деятельность. Финансы предприятия — это та сторона его деятельности, которая основана на денежном обращении.

Целесообразная жизнедеятельность людей невозможна вне осо­бой формы их организации — предприятия, так как вне коллектив­ной деятельности результаты труда человека будут невысокими. Поэтому прежде всего предприятиями создается прибавочный про­дукт, который является источником богатства народов, источником развития экономики любой страны. Именно финансы предприятий являются основным источником личного дохода граждан и, с дру­гой стороны, — основным источником собственных доходов госу­дарства. Таким образом, финансы предприятий являются основным источником формирования финансов населения путем выплаты за­работной платы, дивидендов и финансов государства путем пере­числения, как части своего дохода, в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Итак, экономика предприятия, является базовым звеном в эко­номике общества (государства, мировой экономики). А финансы предприятий выражают ключевой уровень не только государствен­ной финансовой системы, но и мировых финансов. При этом если экономика предприятия выражает жизнедеятельность предприятия во всех разновидностях взаимоотношений между субъектами внут­ри предприятия, а также самого предприятия с другими субъектами вне предприятия, финансы предприятия выражают его жизнедея­тельность во всех разновидностях взаимоотношений между субъек­тами внутри предприятия, а также самого предприятия с другими субъектами вне предприятия, основанных на денежном обращении.

Государственная финансовая система представлена тремя уровнями финансов: общегосударственными финансами, финанса­ми организаций и финансами населения. Общегосударственные финансы представлены государственным консолидированным бюджетом (бюджетной системой государства, состоящей из бюдже­тов всех территориальных уровней), внебюджетным фондами (например, в Беларуси это Фонд социальной защиты населения и социальной защиты Республики Беларусь) и финансами Централь­ного банка, который в Беларуси называется национальным. Финан­сы организаций представлены финансами коммерческих и неком­мерческих организаций. Финансы населения представлены финан­сами граждан и не граждан той или иной страны. Финансы населения формируются за счет поступлений от заработной платы работников по найму, предпринимательского дохода индивидуаль­ных предпринимателей и прочих поступлений (например, от насле­дования имущества). При этом основными принципами функцио­нирования финансов трех уровней в государстве являются бюджет­ный, балансовый и принцип демократического централизма (соче­тания централизации-подчиненности и децентрализации-самостоя­тельности в принятии решений). Финансы также всех трех уровней в государственной финансовой системе выполняют следующие функции: распределительную (перераспределительную), контроль­ную и стимулирующую. Распределительная (перераспределитель­ная) функция проявляется посредством бюджетной системы, то есть, прежде всего, через приходную и расходную части бюджета государства, организаций и подданного перераспределяются в нуж­ном направлении денежные потоки. Однако формирование и ис­пользование всех финансовых ресурсов (см. тему 9 настоящего по­собия) есть также проявление распределительной (перераспредели­тельной) функции. Стимулирующая функция проявляется в том, что посредством финансов государство, организация и подданные госу­дарства стимулирует свои собственные действия или действия субъектов управления (см. тему 12 настоящего пособия). Кон­трольная функция финансов проявляется в качестве средства по контролю за эффективностью деятельности субъектов, то есть за качеством той или иной стороны жизнедеятельности людей (той или иной области экономики). Три указанные функции можно объ­единить в одну функцию под названием регулирующая (управляю­щая). То есть с помощью финансов (государственной финансовой системы) любая страна мирового сообщества управляет своей национальной экономикой. И, наконец, еще раз повторимся, что финансы всех уровней государственной финансовой системы долж­ны функционировать с соблюдением одних и тех же принципов. В ином случае говорить о финансах той или иной страны как о си­стеме нельзя.

Контрольные вопросы к семинарским и практическим занятиям

1. В чем заключается сущность категории «Экономика»?

2. Назовите общие и отличительные признаки в определении сущности категорий «Экономика» и «Финансы».

3. Чем отличаются финансы от денег?

4. Определите место предприятий в национальной экономике страны.

5. Определите место финансов предприятий в структуре финан­совой системы государства.

6. Дайте определение экономике.

7. Дайте определение финансам.

8. Дайте определение финансам предприятия.

9. Перечислите функции финансов.

10. Сравните функции финансов и денег.

Задачи к практическим занятиям Задача 1

Исходные данные. Численность работников предприятия соста­вила 1000 чел. Им начислена заработная плата в размере 3 000 000 000 руб. Режимный фонд времени работы оборудования равен 352 ч. Норма времени выполнения операции составила 20,324 мин. Грузоподъемность автомобиля предприятия — 8 т. Загруз­ка оборудования составила 30 %. На предприятии введено в эксплуа­тацию оборудование в количестве 100 ед. стоимостью 500 000 000 руб.

1. Какие из указанных данных по предприятию являются эконо­мическими, а какие финансовыми?

2. На основании приведенных цифр определите размер финансов предприятия.

Исходные данные. Запасы материалов на складе предприятия со­ставили 240 ящиков на сумму 96 000 000 руб. Норма расхода мате­риалов — 10 000 шт./д. При этом прибыль предприятия составляет 40 000 000 руб. Износ оборудования равен 30 %, а его амортизация —

Читать еще:  Финансовая стратегия государства

2 000 000 000 руб.

1. Какие из указанных данных по предприятию являются эконо­мическими, а какие финансовыми?

2. На основании приведенных цифр определите размер финансов предприятия.

§ 39. Понятие финансов предприятий, их место в финансовой системе государства

Понятие финансов (государственных и частных) имеет в своем составе два элемента:

совокупность фондов денежных средств;

совокупность отношений по формированию, распределению и использованию указанных фондов.

Государственные финансы преследуют своей целью выполнение функций и задач государства. Возникновение частных финансов, или финансов предприятий, продиктовано их значением в современной экономике, а именно:

во-первых, наличие финансов предприятий необходимо в рыночных условиях, так как они являются залогом стабильного развития государства. Умелая организация финансов предприятий способствует повышению эффективности управления де-нежными фондами, производительности труда и в целом увеличивает вероятность принятия оптимальных управленческих решений;

во-вторых, наравне с вышеуказанным, финансы предприятий выступают необходимым условием стабильности всей финансовой системы государства, поскольку формируют ее основу;

в-третьих, присутствие финансов предприятий как элемента финансовой системы государства обеспечивает выполнение социальной политики.

Следовательно, присутствие финансов предприятий в структуре финансовой системы государства объективно в условиях рыночных отношений, поскольку они представляют собой фундамент, необходимый для существования и развития других элементов (страхования, кредита и бюджетной системы государства).

Современная роль финансов предприятий резко отличается от их роли в советский период, главным отличительным признаком которого являлся хозяйственный расчет. Финансы советских предприятий (кооперативно-колхозные) были ограничены в своем развитии, так как хозяйственный расчет отвергал свободный выбор контрагентов, а инициатива в области ценообразования, планирования, финансирования и распределения прибыли полностью исходила от государства. Применение коммерческого расчета в условиях рыночных отношений является фактором самостоятельного развития финансов предприятий, предоставляя предприятиям свободу в выборе контрагентов, установлении цен, осуществлении планирования своей деятельности и распределении прибыли. Однако финансы предприятий в современных условиях вынуждены развиваться, полагаясь только на свои собственные возможности и ресурсы, — это вызвано действием принципа самофинансирования, одного из ключевых в нынешних условиях орга-низации финансов предприятий.

В целом можно выделить несколько принципов организации финансов предприятий:

экономическая самостоятельность в выборе сферы деятельности, изыскании источников средств и направлений их использования и в распределении прибыли;

самоокупаемость и самофинансирование. Если самоокупаемость предполагает полное покрытие всех расходов предприятия за счет собственных доходов, то самофинансирование подразумевает, что собственные доходы предприятия должны не только покрывать все расходы, но и являться источником формирования фондов для развития в перспективе.

материальная заинтересованность на всех уровнях организации финансов предприятий: трудового коллектива — в полной оплате труда; предприятия — в получении прибыли для своего развития; государства — в своевременном и полном поступлении налогов и сборов, а также в удовлетворении общественных потребностей;

экономическая ответственность, сопровождающая весь процесс развития предприятия и проявляющаяся на уровне трудово го коллектива в форме вычетов за нарушение нормативных правовых актов, брак в работе, нанесение ущерба предприятию и др., а также на уровне самого предприятия — штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств, несвоевременное перечисление налогов, нарушение исчислений налоговой базы и пр.;

5) формирование финансовых резервов как в обязательном, так и в добровольном порядке, что вызвано высокой долей рисков в рыночной экономике.

Указанные принципы являются общими для организации финансов всех предприятий, равно как и ее механизм. Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, образующих единый аппарат управления финансами предприятий, причем каждый из этих элементов формируется и действует во взаимосвязи с основными принципами организации частных финансов в современных условиях.

В состав финансового механизма входят:

Большое значение имеет правовое обеспечение деятельности предприятия. К нему относятся:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации;

-указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

Роль нормативного обеспечения выполняют отдельные нормативные документы как внутрихозяйственного, так и внутриотраслевого значения (решения вышестоящих организаций, решения самого предприятия — приказы, распоряжения руководителя и др.).

Финансовый метод представляет собой общую форму (направ-ление) воздействия в отличие от финансового рычага, который характеризует конкретный способ действия. Прежде всего необходимо установить метод, а затем рычаг. Совокупность методов и рычагов образует единый инструмент управления, причем предприятие непосредственно может устанавливать некоторые сочетания методов и рычагов или воздействовать на них.

Таким образом, установление того или иного финансового метода позволяет организовать отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия, а применение рычага непосредственно влияет на фонды денежных средств.

Информационное обеспечение отражает потоки информации, под воздействием которых предприятие развивается. Все источники информации делятся на внутренние и внешние. Внутренние потоки информации формируются на предприятии, внешние — за его пределами. В условиях рыночных отношений, характеризующихся высокой степенью открытости, влияние внешней информации резко возрастает и оказывает непосредственное действие на организацию финансов предприятий.

Особенности организации финансов предприятий проявляются под воздействием трех ключевых факторов:

В зависимости от цели функционирования различают финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Организация финансов коммерческих предприятий подчинена в первую очередь получению прибыли в отличие от организации финансов некоммерческих предприятий. Организационно-правовые формы также накладывают отпечаток на организацию фи-нансов предприятий, поскольку для некоторых организаций определенной организационно-правовой формы устанавливаются правила по формированию и использованию, например, резервных фондов.

Отраслевая принадлежность отражает характерные особенности деятельности в той или иной отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля и др.). Действие всех факторов на организацию частных финансов наиболее ярко прослеживается в структуре финансов отдельных предприятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector