Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное управление в области налогов

Государственное управление в области налогов и сборов.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 (ред. 06.06.2007):

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС находится в ведении МинФина РФ.

Полномочия: а)осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, представлением деклараций, фактическими объемами произв-ва и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, осуществлений валютных операций резидентами и нерезидентами, проведением лотерей и др.; б) выдает в установленном порядке разрешений на проведение лотерей, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, свидетельства о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом; в) осуществляет: гос. регистрацию юр. лиц и индивидуальных предприятий, ведение контроля за денатурацией этилового спирта, лицензирование, выдачу специальный марок, функции гос заказчика; г) регистрирует: договоры коммерческой концессии, контрольно-кассовую технику; д) ведет: учет всех налогоплательщиков, ЕГРЮЛ, ЕГРИП (инд. предпр-лей), ЕГРНалогоплательщиков, ЕГРЛотерей, единую гос. автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;е) бесплатно информирует налогоплательщиках о налогах, законодательстве, их правах и обяз-тях; ё) утверждает формы уведомлений, требований и др.; ж) обеспечивает прием граждан и их жалоб: з) взаимодействует с другими гос. органами и мноооооооогое другое…

Права:организация необходимых экспертиз и исследований, запрос и получение сведений, дача юр. и физ. лицам разъяснений, привлечение для проработки вопросов специалистов, осуществление контроля за деятельностью территориальных органов, создание совещательных и территориальных органов, создание образов форменной одежды и порядка ее ношения. ФНС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление гос. имуществом и оказание платных услуг.

Организация деятельности:возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ; имеет заместителей. Руководитель распределяет обязанности м/д своими заместителями, представляет Министру Финансов проекты, предложения, утверждает структуру и штатное расписание, присваивает дипломатические ранги; утверждает ежегодный план, издает нормативные и ненормативные приказы, распоряжения, вносит проект годового плана Министру Финансов и др. Финансирование – из федерального бюджета.

Государственное управление в области налогов и сборов;

Государство для выполнения возложенных на него задач должно располагать собственными финансовыми ресурсами (решающее значение в доходах государства имеют налоги и сборы).

Основы государственного управления в сфере налогов и сборов (КРФ, НК РФ, ФЗ «О налоговых органах в РФ», «Об аудиторской деятельности» и другие НПА; региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ; местные налоги устанавливаются НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований).

Налоговое законодательство определяет общие начала и принципы, виды налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, формы и порядок налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин самостоятельно принимает НПА, касающиеся исполнения бюджета, уплаты таможенных платежей, налогов, информации и ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования.

На Минфин возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время его можно тратить на выплату внешнего долга или на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Читать еще:  Налоги государственных учреждений

ФНС – уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов, функционирующих на основе НК РФ и иных НПА.

ФНС с целью реализации полномочий в установленной сфере утверждает форму требуемых документов (налогового уведомления, требования об уплате налога, заявления о постановке на учет в налоговом органе и уведомления о постановке на учет, свидетельства о постановке на учет, решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства РФ о налогах и сборах).

ФНС имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

30.1. Административное принуждение: понятие и виды мер

Содержание убеждения и принуждения – система мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов АдП.

Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (цель – заставить субъекты права соблюдать определенные предписания или воздерживаться от определенных действий).

Принуждение формирует состояние подчиненности субъектов, представляет собой властное веление или прямое действие (достижение желаемого результата осуществляется вопреки воле субъекта, при его сопротивлении).

Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения, выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых государственными органами (меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения; административно-предупредительные меры принудительного характера (таможенный досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование)).

Принуждение подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения – восстановление социальной справедливости, воспитание правонарушителей, предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Они используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами – результат проявления их государственно-властных полномочий.

Признаки административного принуждения:

1) его мерам присущ властно-принудительный характер;

2) заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного (административный арест), организационного (приостановление деятельности учреждения вследствие нарушений правил пожарной безопасности) или имущественного (штраф, конфискация, реквизиция) характера (неблагоприятных последствий) (является объектом воздействия не на личность, а на ее поведение);

3) правовое принуждение (его меры могут устанавливаться только правовыми актами; их применение допускается только на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах, предусмотренных нормами права);

4) характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных их применять (применяется только уполномоченными на то органами и должностными лицами, круг которых определен правовыми актами);

5) должно заключаться в немедленном применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением;

6) внесудебный порядок применения (соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции) (суды также наделены правом административной юрисдикции – рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях, применяют к виновным меры административного наказания);

7) осуществляется в рамках особых охранительных АдПО (складываются в сфере государственного управления, охватывают права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется);

8) компетентный государственный орган и лицо, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности (отличие от дисциплинарного принуждения);

9) процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой, экономичностью;

10) применяется к физическим и юридическим лицам;

11) специфическая юридическая природа оснований его применения – основание применения:

а) совершение административного правонарушения;

б) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения определенных опасных последствий, их локализации.

Меры административного принуждения различаются по целям, основаниям и порядку применения.

Меры административного принуждения подразделяются (в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка):

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Применение принудительных средств законодательство связывает с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут также возникнуть при стихийных бедствиях, действиях психических больных.

Основание применения административно-предупредительных мер – наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, связанных и не связанных с деятельностью человека.

Законодательно закреплены юридически властные полномочия по применению исполнительными органами принудительных мер и определен порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща профилактическая направленность (государство, используя их, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им вреда).

При применении административно-предупредительных мер в целях предупреждения возможных нарушений подразумеваются ситуации, ведущие к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий (если оставить их без внимания).

Читать еще:  Развитие налоговой политики государства

Группы административно-предупредительных мер по непосредственному назначению и характеру правоограничений:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина, закрытие участков Государственной границы при вспышке инфекционных заболеваний);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений (административных правонарушений, преступлений) (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

4) лечебно-предупредительные меры принуждения (их назначение – обеспечение общественной безопасности, лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных).

Тема лекционного занятия № 6. Государственное управление в сфере налогообложения. Налоговый контроль

Цель:Рассмотреть государственное управление в сфере налогообложения, налоговый контроль.

План:

1. Понятие управления в области налогообложения.

2. Органы, осуществляющие управление и их компетенция.

3. Налоговый контроль: понятие, характеристика.

Управление в области налогообложения является институтом общей части налогового права, который определяет систему органов налоговой службы государства и устанавливает компетенцию и взаимодействие.

Согласно ст.15 п. 2 Налогового Кодекса органы налоговой службы состоят из уполномоченного государственного органа и налоговых органов.

Уполномоченным государственным органом является центральный исполнительный орган РК, который обеспечивает налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством.

Налоговые органы: налоговые комитеты по областям, городам Алматы и Астане, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по городам и районам в городах.

Органы налоговой службы, согласно ст. 15 Налогового Кодекса наделены правами; такими как:

1. разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, которые предусмотрены Налоговым кодексом;

2. разъяснять и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

3. осуществлять налоговый контроль;

4. производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, смет, отчетов, наличия денег, ценных бумаг, деклараций и других документов;

5. от налогоплательщика требовать предоставления документов по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органам, пояснений по их заполнению.

Органы налоговой службы, согласно ст. 17 Налогового Кодекса обязаны:

1. защищать интересы государства;

2. соблюдать права налогоплательщиков;

3. осуществлять налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиком, а также за своевременность удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

4. вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, учет начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

5. разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

6. проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

7. соблюдать налоговую тайну в соответствии положениями Налогового кодекса; т.д.

Налоговый контроль – деятельность компетентных органов, регламентированная нормами налогового права, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в государственный бюджет.

Следует отметить, что НК РК, давая легальное определение налоговому контролю, определяет его как «государственный контроль. осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства РК, иного законодательства РК, контроль за исполнением которого возложен на орган налоговой службы» (п1. ст. 556 НК РК). То есть законодатель относит к налоговому контролю всю контрольную деятельность органов налоговой службы, возложенный на органы налоговой службы, в один правовой институт.

Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений. Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:

— непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) — органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий;

— опосредованно налоговые (таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) — органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.

Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан.

Конечно, практика применения налогового контроля в 2001-2008 годах свидетельствует о проблемах в правоприменении и, как следствие, о необходимости концептуального изменения правового регулирования этого аспекта общественных отношений. Мы полагаем, что главным определяющим признаком налогового контроля является проверка исполнения налогового законодательства (наблюдая за исполнением налогового законодательства) как средство обеспечения реализации государственной власти. По этому признаку налоговый контроль совпадает с понятием контроля в общенаучном значении как философской категории, где: «1) контроль (от франц. Controle) – встречная, вторичная запись с целью проверки первой, то есть проверка, наблюдение; и 2) контроль – (от англ. control) — средство господства, насилия и власти».

Мы полагаем, что как организационная система налоговый контроль состоит из следующих элементов:

1) Субъект контроля;

Субъектом налогового контроля являются специально уполномоченные на проведение налогового контроля государственные органы. В РК – это органы налоговой службы и, в случаях, специально предусмотренных налоговым законодательством, таможенные органы (ст. 556 НК РК). Причем как уже отмечалось выше, в зависимости от предмета проверки, органы налоговой службы и таможенные органы могут быть контролирующими субъектами, так и контролируемыми субъектами.

2) контролируемый субъект;

Контролирующими субъектами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены какие-либо обязанности. Такими лицами являются: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы; 5) государственные и местные исполнительные органы, на которых возложены функции, направленные на исполнение налогового законодательства; 6) банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операции; 7) дебиторы и кредиторы налогоплательщика; 8) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль это

3) объект контроля;

Объектом налогового контроля является регламентированная нормами налогового законодательства деятельность контролируемого субъекта, а именно, деятельность, связанная с исполнением контролируемым субъектом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.

4) предмет контроля;

Предметом налогового контроля является проверка на соответствие налоговому законодательству исполнения контролируемым субъектом, таких обязанностей как: 1) применение надлежащих цен в международных и связанных с ними деловых операциях; 2) исполнение обязанности по регистрации в налоговых органах; 3) исполнение обязанности по сдаче налоговых форм; 4) исполнение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов; 5) исполнение обязанности по исчислению и уплате отчислении; 6) исполнение обязанности по соблюдению порядка применения контрольно – кассовых машин; 7) исполнение обязанности по соблюдению порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства; 8) исполнения уполномоченными государственными и местными исполнительными органами функций, направленных на исполнение налогового законодательства РК; и т.п.

5) виды, формы и методы контроля.

В науке финансового и налогового права традиционной является классификация финансового и налогового контроля по видам, формам и методам. Подобную классификацию для финансового контроля предлагал, например, Э.А. Вознесенский, когда утверждал, что «контроль должен быть классифицирован по трем направлениям: видам, формам и методам его осуществления».

Государственная политика в области налогообложения

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:

— оценку ситуации за истекший период;

— прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений;

— разработку концепции налогообложения;

— утверждение конкретных ставок налогов и сборов;

— утверждение бюджета по налогам.

Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.

В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет призваны осуществлять органы МНС РФ. МНС РФ имеет инспекции в субъектах федерации, в городах и районах. Они являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства и осуществляют свои функции как в отношении федеральных, так и региональных и местных налогов. Инспекции независимы от региональных и местных органов власти, что соответствует принципу единства государственной налоговой политики.

В систему налоговых органов РФ, кроме МНС РФ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Оценка резервов повышения мер по укреплению финансовой устойчивости предприятия
Проведенный анализ финансового состояния ОАО «Донецкая Мануфактура М» показал, что у предприятия неустойчивая финансовая ситуация. В целях укрепления финансовой устойчивости ОАО «ДММ» необходимо изыскать резервы увеличения прибыли предприятия, а также проанализировать их влияние на его финансовые п .

Объекты, ставки и порядок расчета единого налога в системе ЕНВД
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход []. Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета вели .

Основные принципы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе
Экспорт товаров . В Соглашении о налогах в Таможенном союзе под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками, с территории одного государства – участника Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяетс .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector