Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование налогов

7. Государственное налоговое регулирование

7. Государственное налоговое регулирование

7.1. Содержание государственного налогового регулирования

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Читать еще:  Структура финансовой системы государства

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты

Государственное налоговое регулирование необходимо для того, чтобы осознанно воздействовать на экономическое состояние страны и деятельность хозяйствующих субъектов (зарегистрированных как ИП, ООО и т.д.). Данный процесс – прямая обязанность государства.

Содержание этой статьи:

Общее представление о государственном налоговом регулировании

Государственное налоговое правовое регулирование – особая система, включающая методы, приемы и инструменты, осуществляющие управленческую функцию в сфере налогообложения.

Регулирование необходимо для обеспечения возможности государственным органам целенаправленно вмешиваться в экономику в условиях рынка и осуществлять контроль за экономической ситуацией в РФ.

Принятие подобных мер преследует следующие цели:

  • позаботиться о создании максимально комфортных условий для роста денежных вливаний в бюджетно-финансовую сферу страны на базе производственного роста;
  • стимулировать продажи и доходную часть экономики (на основе экономического подъема) при помощи оказанного влияния на разные направления хозяйственной части и экономики страны в целом.

Важно: налоговое правовое регулирование обладает особенностью – наличием четкой макроэкономической стратегии и осознанным воздействием на экономику, отличающимися непрерывностью и относительным постоянством. Такое воздействие касается не ряда предприятий, а всей экономики Российской Федерации.

О том огромном значении для любого государства, которое имеет налоговое правовое регулирование, спорить не приходится.

Именно благодаря продуманным действиям осуществляется постепенное экономическое развитие и успешное преодоление кризисных явлений вроде дефляции.

Содержание государственного налогового регулирования

  1. Роль налогов проявляется, в первую очередь, в том, что это важный инструментарий регулирования ВВП и национальной доходной части Российской Федерации. При распределении и перераспределении ВВП и НД, происходит осуществление фискальной и регулирующей функции налогообложения. Государством оказывается намеренное влияние на экономические процессы, при помощи формирования налоговыми методами доходной части.
  2. Влияние, которое налоги оказывают на капитал на всех этапах его кругооборота. Выполняя свои функции, они способствуют воздействию на процессы инвестирования (в том числе вложение денег в бизнес) путем их ускорения или замедления. Регулирование налоговой политики подразумевает оказание влияния на спрос и предложение инвестиций. Для этого широко применяются процессы косвенного налогообложения. Мировая практика может похвастать накоплением богатого опыта в сфере регулирования инвестиционных источников посредством применения различных преференций. Таким образом, государству удается осуществлять контроль за процессом массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, ведь доход – основа спроса и конечный результат функционирования капитала.
  3. Налоги на деятельность и состояние экономики воздействуют не напрямую. Особенность подобного влияния заключается в том, что осуществляется оно с небольшой задержкой по отношению к тем тенденциям пропорций и темпов экономического роста, которые действуют на данный момент. Об эффективной составляющей принципа обратной связи можно говорить лишь тогда, когда необходимые меры регулирования будут приняты вовремя.
  4. Регулирование налоговых отношений помогает добиться эффективного воздействия на структурные компоненты общественного производства. Посредством необходимых механизмов, у государственных органов появляется возможность создавать нужные условия для того, чтобы накопление капитала осуществлялось в быстрых темпах и в максимально приоритетных направлениях.
  5. Кроме того, регулирование налоговой политики позволяет выравнивать уровни развития в региональной плоскости, за счет процесса стимуляции ускоренного роста в регионах и на территориях, отличающихся экономической нестабильностью. Такое становится возможным благодаря созданию более лояльного местного налогового режима для расположенных там предприятий, экономических зон.
  6. Регулирование налоговой политики не оставляет без внимания и социальные сферы. Расходы тех учреждений, которые занимаются инвестициями подобных предприятий, обычно исключены из прибыли, облагаемой налогами.
  7. Являющиеся основными инструменты учета и контроля компонентов, отвечающих за охрану окружающей среды и ее грамотного использования.
  8. Благодаря возможности осуществления косвенного и подоходного налогообложения, осуществляется государственное регулирование потреблений личного характера и платежеспособного спроса населения. Это удается осуществлять посредством определения необлагаемых минимумов, а также социальных и имущественных вычетов стандартного образца (к примеру, налоговый вычет при покупке квартиры) в тех случаях, когда налогообложению подвергаются физические лица.

back to menu ↑

Инструменты государственного налогового регулирования

Мировая практика обладает наиболее распространенными методами государственного регулирования в плоскости налогообложения:

  • случаи, при которых состав или структура налогов претерпевает изменения;
  • возможность заменять одни формы или способы налогообложения другими;
  • посредством изменения и дифференциации ставок в этой области;
  • воздействие на льготы и скидки, осуществление переориентации по их направлениям, объектам и плательщикам;
  • возможность в ряде случаев освобождать от налогов полностью, или частично (к примеру, льготы по транспортному налогу);
  • возможность отсрочить платеж или аннулировать образовавшийся долг.
Читать еще:  Понятие и содержание финансовой деятельности государства

Регулирование налоговой политики в области экономики наделяет особой значимостью оптимизацию составляющих структур системы налогообложения и соответствующих ставок.

Этот процесс в своей основе имеет стремление достичь равновесия в плоскости налогов.

Чтобы построить рациональную налоговую систему, необходимо полагаться на экономически обоснованное содержание ее внутренней структуры, прежде всего, параметров налоговых баз и налоговых ставок.

Государственное налоговое правовое регулирование разделяет сферу способов воздействия на два направления:

Налоговое стимулирование

В основе этого инструмента воздействия лежит ряд аспектов:

  • возможность устанавливать низкие налоги;
  • необходимость оптимизировать состав и структуру налоговой базы, ставок отдельных налогов;
  • возможность производить льготирование.

Данный тип инструментов имеет своей целью оказать влияние на экономическое состояние в целом, отдельные сферы, отрасли и социальные процессы, а также на поведение налогоплательщиков.

Главной формой стимулирования в этой части является налоговое льготирование.

Налоговое сдерживание

Подобная сфера регулирования менее распространена. Это связано с тем, что она имеет направленность сдерживать развитие отдельных экономических отраслей и инвестиционную активность.

Делается это с целью не допустить кризиса перепроизводства, что в современной экономике явление относительно редкое. России в ближайшие годы это точно не грозит.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка

Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Читать еще:  Теории государственных финансов российских экономистов

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Налоговое регулирование

Под термином «налоговое регулирование» следует понимать практическую разработку методов воплощения в жизнь планов в области налогов, а также формирования и корректировки налоговой системы в целом. Этот процесс находит свое воплощение в налоговых и бюджетных заданиях, различных установках и концепции на определенный период времени. В целом налоговое регулирование справедливо считается одним из наиболее гибких элементов в системе налогового менеджмента.

Какие методы применяются в процессе налогового регулирования?

Комплекс методов, используемых в процессе налогового регулирования, можно условно разделить на четыре группы:

  • налоговые льготы;
  • налоговые санкции;
  • административное влияние;
  • оптимизация бюджетно-налоговой сферы.

Последняя группа считается наиболее эффективной, поскольку предполагает установление жесткого режима расходной части местных бюджетов. Тогда как доходная часть пополняется за счет разнообразных дотаций, субсидий и трансфертов. Таким образом, достигается оптимальный баланс между доходами и расходами на местном уровне.

Метод предоставления налоговых льгот и введения санкций считается наиболее эффективным в условиях динамических изменений процессов воспроизводства. В подобной ситуации принятие нового налогового закона, как правило, оказывает значительное влияние на экономическое положение в стране. Как показывает практика, для стабилизации отношений наиболее эффективными являются указанные косвенные методы, предусматривающие введение на государственном уровне новых льгот или санкций.

Цели налогового регулирования

Различают следующие цели налогового регулирования:

  • фискальную, направленную на максимальное наполнение бюджета за счет налогов;
  • регулирующую, направленную на достижение баланса как между разнообразными слоями общества, так и между государственными и частными интересами (если перед налоговой системой стоит регулирующая цель, то налоговое бремя пропорционально распределено между различными участниками хозяйственных отношений);
  • стимулирующую. Если перед системой налогообложения поставлена стимулирующая цель, то наблюдается ослабление налогового бремени в одних областях и его усиление в других. Так, если деятельность является невыгодной, но важной в социальном плане, то налоги для нее уменьшаются. А экономически выгодные сферы бизнеса облагаются сборами по повышенным ставкам.

Налоговое регулирование: основные принципы

Чтобы налоговое регулирование было максимально эффективным оно должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • государственные интересы должны совпадать с общественными;
  • при определении налогов должно учитываться материальное состояние налогоплательщика;
  • налоги не могут носить дискриминационный характер;
  • размер налогов и льгот не может зависеть от формы собственности или происхождения капитала;
  • нормативные акты в сфере налогообложения должны быть сформулированы предельно точно и не допускать двойственных толкований;
  • все неясности и сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector