Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование финансового рынка в рф

Государственное регулирование финансового рынка.

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

 создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

 защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

 контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

 соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

 предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

 принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

 регулирование выпуска и оборота финансовых активов;

 регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

 регулирование прав и обязанностей участников рынка;

 создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;

 создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;

 контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:

• процедур выпуска и оборота финансовых активов;

• разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

• деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

• деятельности иностранных участников рынка.

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.

Лекция 3. Государственное регулирование финансового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

· всех участников финансовых операций;

· все виды деятельности;

· все виды операций на финансовом рынке.

— государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен-ными органами;

— регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;

— общественное регулирование или регулирование через обществен­ное мнение.

Цели регулирования финансового рынка:

* поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

* защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

* обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

* создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стиму­лы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

* в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начи­наний и нововведений;

* воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (Рис. 10.3.)

Рис. 10.3. Регулирования финансового рынка

Основными принципами регулирования РЦБ являются:

— разделение подходов в регулировании отношений между эмитен­том и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием про­фессиональных участников рынка — с другой;

— выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

— обеспечение конкуренции между участниками рынка;

— обеспечение гласности нормотворчества;

— соблюдение принципов преемственности российской системы регулиро-вания финансового рынка и учет опыта мирового рынка.

Читать еще:  В государственных финансах выделяют

Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (Рис. 10.4.).

Рис. 10.4. Механизмы регулирования финансового рынка

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:

идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);

концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;

установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операцион­ных и учетных стандартов);

контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (ре­гистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением право­вых и этических норм, применение санкций);

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютно­го, фискального, налогового).

Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:

1) Высшие органы государственной власти:

2) Специальные институты финансового регулирования:

* Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регу­лирует их обращение;

* Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредит­ных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осу­ществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к опе­рациям;

* Антимонопольный комитет устанав­ливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их ис­полнением;

* Департамент страхового надзора регулирует деятельности на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.

Косвенное или экономичес­кое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную полити­ку, государственные капиталы, государственную собственность и ресур­сы.

Основные направления косвенного регулирования:

* контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставлен-ных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

* изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчисле­ний;

* гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);

* внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и

* внешнеполитическая деятельность – это развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.

Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.

Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

рыночное саморегулирование – это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;

административное саморегулирование посредство формирования саморегулирующих организаций.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий под­держки, что выражается в присвоении им государственного статуса са­морегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являют­ся организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в каче­стве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные эконо­мические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:

· Организаторы финансового рынка (биржи);

Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:

-деятельность по управлению ценными бумагами;

-деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

-деятельность по организации торговли ценными бумагами.

Разновид­ностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами является:

1. Предоставление места для рынка, т. е. места, где может происхо­дить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вто­ричная их перепродажа.

2. Выявление равновесной биржевой цены.

3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и спо­собствование передаче прав собственности.

4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов.

5. Создание механизма для беспрепятственного разрешения споров.

6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в бирже­вом зале. Выполнение данной функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответ­ствуют предъявляемым требованиям. Эти требования фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.

Листинг – это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже. Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

Читать еще:  Государственная налоговая служба рф

В российской практике оценка качества ценных бумаг базируется на:

• рейтинговой оценке ценных бумаг;

• расчете ключевых, стандартных в международной практике показателей качества ценных бумаг.

Расчет ключевых показателей качества увязывает оценку биз­неса эмитента и рыночную стоимость его ценных бумаг (на­пример, курсы ценных бумаг могут сопоставляться с прибыль­ностью эмитентов и выплаченными дивидендами, количе­ством продукции, производимой эмитентом (сырья, нефти и т.д.) на единицу рыночной стоимости ценной бумаги).

В конечном итоге, саморегулирование финансового рынка направленно на достижение высо­коликвидного рынка и предполагает установление квалификацион­ных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Развитие рыночных отношений в современной экономике России невозможно без государственного регулирования финансового рынка. Государство является субъектом управления и регулирования экономической системы нашей страны в лице отдельных конкретных органов, которые имеют соответствующие полномочия.

Государственное регулирование финансового рынка можно рассматривать как некоторую функцию управления, благодаря которой обеспечивается функционирование процессов управления в определенных параметрах. Государственное регулирование финансового рынка предусматривает:

— регламентацию хозяйственной стороны жизни, которая образует определенные правила поведения хозяйствующих субъектов, их права и обязанности, ответственность, в том числе, некоторые запреты, способствующие не допущению ущерба участникам рынка финансов.

— формирование экономических и организационных структур, которые обеспечивают необходимый контроль соблюдения норм хозяйственного поведения субъектов финансового рынка, которые непосредственно занимаются хозяйственными отношениями

— выработку определенной экономической и социальной политики, эффективного применения данной политики на практике.

В экономике нашей страны место государственного регулирования финансового рынка определяется наличием определенных факторов.

Переход от административного строя экономики к рыночной предполагает обязательное снижение уровня государственного контроля. Однако в России роль государства в экономических процессах постоянно преувеличивается. Кроме этого в нашей стране существует наличие устойчивых исторических традиций, которые поддерживают роль государства в управлении процессами. На данном этапе такая ситуация приводит к тому, что промышленные предприятия впадают в зависимость от денежного капитала государства.

В условиях любого рода кризиса роль государства, как стабилизатора ситуации, естественно, возрастает, а в период образования различных реформ именно государству должна принадлежать роль образования определенной системы.

В условиях изменения хозяйственного механизма страны, которая сопровождается исчезновением старых институтов и появлением новых субъектов рынка, которые уже не обладают подобным доверием, возможный риск по любой операции на рынке возрастает. Именно поэтому участие государства во всех сферах деятельности может дать определенную стабильность и уверенность.

Кроме этого многие субъекты финансового рынка в условиях перестройки были созданы по решению вышестоящего руководства, тем самым сразу оказались под контролем государства, соответственно, не имели никакой возможность действовать и развиваться самостоятельно.

И наконец, неразвитая инфраструктура на периферии привела к тому, что увеличилась дистанция в социальном и экономическом уровне развития между регионами и остальной частью России.

Государственное регулирование финансового рынка и обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг на 2016 г.

экономические науки

  • Запольских Юлия Альфредовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • Тухватуллина Аделина Фаргатовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
  • УЧАСТНИКИ РЫНКА
  • РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Похожие материалы

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

По данным ЦБ, в первом квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг — до 832 организаций на конец периода (875 на начало года). При этом количество профучастников некредитных финансовых организаций (профучастники-НФО) за первые три месяца 2016 года снизилось на 5,2%, до 475. Количество кредитных организаций, имеющих лицензию профучастников (профучастники-КО), на конец квартала составило 357 (-4,5% к началу года) (рисунок 1).

Читать еще:  Государственное налоговое планирование и прогнозирование

Рисунок 1. Динамика количества организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.).

Всего за первый квартал 2016 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).

За первые три месяца 2016 года произошел ряд изменений в нормативном регулировании, регулирующем деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, установлен порядок приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядок принятия Банком России решений об аннулировании лицензии и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых лицензиатом к письменному заявлению об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, а также порядок их оформления.

Рисунок 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2016г. (ед.)

Кроме того, вступили в силу подзаконные нормативно-правовые акты, отменяющие некоторые правовые акты в части квалификационных экзаменов, порядка лицензирования и саморегулируемых организаций. Подобная деятельность регулятора направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит повысить прозрачность рынка.

Во втором квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг – на 4,1%, до 798 компаний. На конец квартала действовало 457 некредитных финансовых организаций (профучастников-НФО) и 341 кредитная организация (профучастника-КО) с лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг (рисунок 3).

За период с апреля по июнь включительно у профессиональных участников рынка ценных бумаг было аннулировано 112 лицензий. Низкая рентабельность бизнеса и ужесточение регулирования остаются основными причинами ухода компаний с рынка: среди причин отзыва лицензий на долю собственных заявлений приходится 40,2% (45 лицензий).

Рисунок 3. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.)

Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2016 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2016 года).

В целях дальнейшего совершенствования регулирования в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг во II квартале 2016 года был принят ряд нормативных актов Банка России. В частности, утверждены требования к организации системы учета документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги. В рамках нормативной деятельности регулятора Банком России разработаны методические рекомендации по определению предельных размеров позиций клиентов при совершении некоторых видов сделок. Эти рекомендации предназначены для участников торгов, предоставляющих клиентам возможность заключения сделок с иностранной валютой на организованных торгах, и клиринговых организаций, осуществляющих клиринг по итогам организованных торгов иностранной валютой.

Список литературы

  1. Государственное регулирование финансового рынка [Электронный ресурс] / Сайт ЮнайтедТрейдерс. – 9 янв. – 2014. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/2766-gosudarstvennoe-regulirovanie-finansovogo-rynka.html
  2. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за I квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_070716.pdf
  3. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за II квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_16Q2.pdf
  4. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [Электронный ресурс ] / Официальный сайт Правительства РФ. – 2011. – Режим доступа: http://government.ru/archive/

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector