Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы и финансовая система государства

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Финансы. Финансовая система

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Читать еще:  Где выгоднее вклады

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой бюджетной системой Российской Федерации.

Источник — Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Финансы и финансовая система государства

Финансы – это обобщающий экономический термин означающий: 1) в широком смысле – денежные средства, финансовые ресурсы, которые формируются, распределяются и используются каждым хозяйствующим субъектом и каждым гражданином; 2) в узком смысле – система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу распределения и перераспределения части национального продукта, с целью создания и использования специальных денежных фондов, необходимых для производства определенных общественных благ или для удовлетворения определенных общественных потребностей.

Финансовые отношения возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме, которое происходит независимо от движения стоимости в товарной форме, то есть это одностороннее, самостоятельное и неэквивалентное движение денег, происходящее на безвозвратной и бесплатной основе. Возвратное и платное движение денег характерно для кредитных отношений. Результатом самостоятельного движения денег является формирование специальных фондов денежных средств (у государства, предприятий, населения), которые и выражают материальное содержание финансов. Денежные фонды образуются в процессе производства (материального и нематериального), где создаются новые товары и услуги, а значит, объем финансовых ресурсов страны зависит от величины валового внутреннего продукта.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, предприятия и домохозяйства, каждый из которых находится в разнообразных финансовых отношениях с другими субъектами. Из этого следует, что структурно национальные финансы включают: финансы домохозяйств, финансы предприятий и финансы государства.

Финансы домохозяйств образуются в процессе получения первичных доходов семей из разных источников и последующего их расходования на различные нужды семьи, включая погашение своих финансовых обязательств перед государством (налоги) или какими-либо организациями (уплата членских взносов, взносов на благотворительные цели и др.). Распределяя свои доходы по разным направлениям домохозяйства могут формировать специальные целевые фонды (запасы денег) для отдыха, образования, для лечения, приобретения автомобиля, квартиры и т.п.

Финансы предприятий образуются за счет выручки от продажи произведенных товаров и услуг, которая остается после уплаты установленных законом или договорами платежей в пользу государства или других организаций (страховых компаний, пенсионных, дорожных и других целевых фондов). За счет оставшихся денежных средств предприятия формируют фонды амортизации, развития, непредвиденных расходов и т.п. Основным источником, характеризующим состояние финансовых отношений предприятий, является счет прибылей и убытков. Финансы предприятий являются основой (фундаментом) всей финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.

Финансы государства включают государственный бюджет и внебюджетные фонды, которые подразделяются на социальные (пенсионный, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования) и экономические целевые фонды (дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.). Финансы государства – это центральное звено финансов страны, позволяющее так распределить финансовые ресурсы общества, чтобы наилучшим способом удовлетворить общенациональные потребности.

Движение финансов является надежным источником информации о процессах, происходящих в реальном секторе экономики, и действенным механизмом воздействия на него. Воздействие финансов на реальный сектор экономики с целью достижения устойчивого общеэкономического равновесия происходит по нескольким направлениям, которые называют функциями финансов. К основным функциям финансов относят следующие:

1. Распределительная и перераспределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми средствами для развития в форме целевых денежных фондов. Эта функция осуществляется через бюджетную систему и внебюджетные фонды. Распределительная функция финансов охватывает три последовательные стадии: формирование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, требующихся для нормального развития экономики и общества. При возникновении новых проблем, которые невозможно было предвидеть заранее, осуществляется перераспределение финансовых средств. Такое перераспределение обычно происходит при структурной перестройке национального хозяйства, вызываемой необходимостью более быстрого развития некоторых отраслей, или необходимостью усиленной поддержки малообеспеченных слоев населения страны. Очевидно, что чем больше финансовых ресурсов получает хозяйствующий субъект, тем большими возможностями он располагает как для инвестирования и расширения масштабов своей деятельности, так и для улучшения своего материального благосостояния.

Читать еще:  Понятие и содержание финансовой деятельности государства

2. Стимулирующая функция финансов позволяет оказывать воздействие на развитие отдельных предприятий или отраслей в нужном для общества направлении. Так, например, государство может использовать бюджетные средства на развитие наукоемких производств, определяющих развитие научно-технического прогресса в экономике в целом; меняя ставки налогообложения, государство может стимулировать или сдерживать экономический рост в стране.

3. Контрольная функция финансов позволяет отображать ход воспроизводственного процесса в денежной оценке по его стадиям (создание, распределение, обмен и потребление) и своевременно корректировать возникающие диспропорции между материальными и денежными потоками. Контрольная функция осуществляется поэтапно: в процессе формирования (планирования) фондов финансовых средств; в ходе исполнения намеченных программ; при подведении итогов использования денежных фондов.

Регулирование финансовых отношений осуществляют учреждения, которые разрабатывают и утверждают финансовые программы, организуют их исполнение и контролируют результаты использования финансовых ресурсов. Основные параметры финансовых отношений в России (налоговых, таможенных, страховых, внутреннего и внешнего долга) устанавливает высший законодательный орган власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Практическую разработку финансовых программ (планов) и их реализацию осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах, Главное управление федерального казначейства, а также Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ.

Рис. 14.1. Структура финансовой системы России

Таким образом, финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность учреждений, планирующих и организующих исполнение финансовых процедур, в процессе которых разными способами формируются, распределяются и используются фонды денежных средств предприятий, домохозяйств и государства. Схематично она представлена на рис. 14.1.

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Финансы и финансовая система. Уровни финансовой системы. Государственный бюджет и его структура.

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-де­нежных отношений происходит непрерывный процесс дви­жения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы в переводе означает «наличность, доход»; в широком смысле — «де­нежные средства, денежные обороты». Финансы всегда име­ют денежную форму. Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отож­дествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняе­мым функциям.

Совокупность денежных отношений, возникающих в свя­зи с движением средств денежных фондов, образует фи­нансовые отношения. Финансовые отношения, выражая непрерывное движение сто­имости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяй­ствования и классифицируются следующим образом:

• финансовые отношения, реализуемые с участием межнацио­нальных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), госу­дарств и отдельных юридических лиц, определяемые как меж­дународные (межнациональные) финансы;

• финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государ­ственные (публичные) финансы;

• финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяй­ствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъек­тов (предприятий);

• финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные фи­нансы).

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают, как результат определенных хозяйственных и финансо­вых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в де­нежной форме; представляют собой совокупность выплат и по­ступлений денежных средств экономического субъекта и опосре­дованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Финансовая система— это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством сово­купность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается моби­лизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовые институты — это учреждения (хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся банки, об­щие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные ин­ституты и некоммерческие финансовые институты.

Финансовые органы — органы исполнительной власти различно­го уровня, законодательно наделенные полномочиями по регули­рованию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой си­стемы государства. К ним относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Департамент федерального казна­чейства, Департамент по надзору за страховой деятельностью), Министерство государственного имущества РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Существует несколько уровней финансовой системы:

1. Государственный бюджет — основной финансовый план для образования и расходования государственного фонда денежных средств. Через государственный бюджет происходит реальное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода, формируется централизованный общегосударственный фонд денежных средств. Особенности государственного бюджета:
имеет ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, а превышение доходов — профицит;
формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение финансовой политики;
контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
2. Внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
В настоящее время существуют:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд обязательного социального страхования;
• Фонд обязательного медицинского страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в долях (процентах) фонда оплаты труда. Внебюджетные фонды организационно отделены от бюджетов и пользуются определенной самостоятельностью.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступа к ним в полном объеме. Обособленное (самостоятельное) функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это положение, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.
3. Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле.

Читать еще:  Виды государственных финансовых фондов рф

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании. В России действуют универсальные и специализированные (по отраслям промышленности, видам страхования и т.п.) страховые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страхованию личных и имущественных рисков граждан и юридических лиц.
4. Фондовый рынок занимает особое место среди звень-
ев финансово-кредитной системы. Его можно выделить в
особое звено, так как фондовый рынок представляет со-
бой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых
активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем доходности. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Особенность фондового рынка заключается в том, что его участники рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем вложение денег в ценные бумаги связано с повышенным риском. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
5. Финансы предприятий — средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых
инструментов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия имеют определенную иерархическую структуру и составляют основу финансовой системы страны. Это — децентрализованные финансы.
Источники формирования финансов предприятия:
• собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, целевые поступления, акционерный капитал, паевые взносы и др.);
• средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.). В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширения производства продукции, в том числе используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.

В России государственный бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.

Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

З) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет:

1. федеральный бюджет;

3. местные бюджеты

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами. Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы.

Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы.

Расходы бюджетов — это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям:

· влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне:

а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений;

б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов;

· предметная направленность потоков расходов:

а) военные нужды;

б) вмешательство государства в экономику;

в) содержание государственного аппарата;

г) расходы на социальные цели;

д) предоставление субсидий, кредитов;

а) расходы общефедерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов РФ;

в) расходы местных бюджетов.

Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.

Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:

межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);

национальная оборона (15,6 % расходов);

общегосударственные вопросы (15 %);

национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector