Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовые рычаги экономической политики государства

Билет 27. Государство на финансовом рынке: цели, функции, экономические рычаги. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Основная цель государственной политики по развитию финансового рынка состоит в том, чтобы увеличить доступ к финансовым услугам, сокращая число тех, кто вынужден отказаться от их использования в силу неоправданно высокой стоимости, каких-либо дискриминационных ограничений или несоответствия требованиям потенциальных клиентов.

1) выявление недостатков в той или иной области финансового рынка;

2) поддержка эффективных и упорядоченных сегментов рынка;

3) защита потребителей финансовых рынков и услуг;

4) стабилизация финансовой системы и поддержка доверия и уверенности в её стабильности.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей .

Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

Эмиссия ценных бумаг — установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.

Существуют особенности эмиссии государственных и муниципальных долговых обязательств. Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Генеральные условия должны включать указание на:

— вид ценных бумаг;

— форму выпуска ценных бумаг;

— срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

— особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

— ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Эмитент принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии, включающие указание на:

— вид ценных бумаг;

— минимальный и максимальный сроки обращения;

— номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

— порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

— размер дохода или порядок его расчета

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:

— о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

— о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

— об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных

Условия эмиссии подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию государственных долговых обязательств, возникших в результате эмиссии, регулируются бюджетным законодательством РФ.

Эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств. Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.

Допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации, для исполнения обязательств по указанным ценным бумагам. Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.

Обращение государственных ценных бумаг. Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Инфраструктура финансового рынка. Банковская система — центральное звено инфраструктуры финансового рынка. Структура банковской системы. Ссудный потенциал банковской системы. Денежный и депозитный мультипликаторы.

Рыночной экономике необходима инфраструктура — система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конкуренции не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура — кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности.

Банковская система является центральным звеном этой кредитной инфраструктуры. В российской экономики банковская система имеет двухъярусное строение: первый ярус — центральный (государственный) банк, второй — коммерческие, ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведений), инвестиционные и другие, управляемые центральным банком.

Билет 2.Финансовая политика: цели, задачи, рычаги

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Цели финансовой политики — зависят от сформированных национальных интересов, от внешней и внутренней концепции, от имеющихся ресурсов у государства, от демографических проблем, географических проблем и иных факторов.

Читать еще:  Система органов государственной налоговой службы

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачи финансовой политики — связаны как правило с эпохой и стадией развития государства. В общем виде, могут быть сформированны следующим образом:

· Создать условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов

· Финансовыми методами оптимально отрегулировать и стимулировать экономические и социальные процессы другие задачи.

Специфика мероприятий которые относятся к финансовой политике, состоит в том, что они проводятся на основе исполнения и формирования денежных накоплений и доходов

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

— бюджет: средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;

— цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность — в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

— налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

— экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

Билет 3. Типы финансовой политики

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

1. Классический тип финансовой политики (конец 18 века, А. Смит, д.Рикардо) — суть этой политики:

· Невмешательство государства в экономику

· Сохранение свободной конкуренции

· Рыночный механизм отводится главная в регулировании хозяйственной жизни

Такая политика предусматривала ограничение государственных расходов, повышение налогов, называется — реструктуризация

2. Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип

Неоклассический тип получил своё распространение семидесятые годы ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени. Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в году. Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, создавала возможность осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики — достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

Финансовые рычаги основаны на стимулах и санкциях

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.

Читать еще:  Направления современной налоговой политики государства

Суть и составные элементы финансового механизма.

1

Финансовый механизм – совокупность форм и методов управления финансовой деятельность государства, которые применяются обществом с целью обеспечения условий для экономического и социального развития государства. По сути – это методические, организационные и правовые положения и основы, которые определяют функционирование финансов в экономике государства, их практическое использование для достижения соответствующих целей и заданий.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма в государстве, которая в значительной мере определяет характер не только хозяйственного механизма, а и экономической системы.

2

Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей предпринимательских структур и населения осуществляются на основе соответствующих нормативных актов и методических положений, которые определяют технику мобилизации и использования этих ресурсов, а также обязанности субъектов, которые берут участие в этих процессах.

Характер влияния финансового механизма на экономическое и социальное развитие страны определяется тем, что распределительные отношения являются вторичными сравнительно с отношениями производства, т.е. распределить можно только тогда, когда уже что-то создано. С другой стороны, процесс распределения на пассивно отображает производство, а осуществляет влияние на него через разные формы, методы и органы управления финансовыми отношениями.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением ряда тактических заданий, и поэтому финансовый механизм реагирует на все особенности текущего состояния в экономике и социальной сфере страны. Влияние финансового механизма на развитие экономики, разрешение социальных задач и исполнение других государственных функций является очень существенным. Фин. Механизм влияет как на объём, так и на отраслевую и региональную структуру ВВП, объёмы и динамику инвестирования.

Назначение финансового механизма сводится к 2 его основным функциям, в которых проявляется содержание финансового влияния государства на социально-экономическое развитие –

финансовое регулирование и финансовое обеспечение.

Финансовое регулирование –это метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов. Оноосновано на правовом регламентировании распределительных отношений в обществе или на отдельном предприятии.

Выделяют такие виды финансового регулирования:

1. по сальдовому методу.

2. по нормативному методу.

Сальдовый метод предусматривает выделение его элементов в распределении дохода, т.е. один элемент явл. результативным, а другие – расчётными. Сальдовый метод несёт стимулирующую нагрузку.

Нормативный метод складывается из того, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются касаемо объекта распределения. Нормативный метод также называют налоговым, т.к. сумма доходов распределяется согласно установленным ставкам.

Основными элементами финансового регулирования являются:

— налогообложение (извлечение части дохода предприятий и населения в бюджет и государственные целевые фонды);

(дотации – это средства, которые передаются из бюджета бюджетам более низкого уровня безвозвратно для балансировки их доходов и расходов;

субсидии – это средства, которые передаются на финансирование целевых расходов, т.е. это безвозвратные текущие целевые выплаты;

субвенции – это бюджетные средства, которые передаются бюджету другого уровня или юридическому лицу на финансирование целевых расходов на определенный установленный срок.).

Финансовое обеспечение –это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.

Финансовое обеспечение осуществляется в 3 формах:

— оренда (передача имущества в пользование на определённый срок и за определённую плату)4

— инвестирование (вклад средств в те или иные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).

1.Самофинансирование – обязательное условие успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой не только покрытие затрат собственными доходами, но и возможность осуществлять расширенное воспроизводство и развитие предприятия.

2.Бюджетное финансирование –предоставление денежных средств на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, которое осуществляется на безвозвратной основе за счёт средств государственного или местного бюджетов.

Бюджетное финансирование осуществляется в таких формах:

Сметное финансирование — метод безвозвратного, безоплатного отпуска денежных средств на содержание учреждений, которые находятся на полном финансировании из бюджета, на основе финансовых планов – смет.

Государственное финансированиеинвестиций на основные объекты экономического и социального развития. Государственные инвестиции в Украине осуществляются в таких основных формах: капитальные расходы (расходы развития) государственного и местных бюджетов, бюджетное финансирование государственных целевых программ, а также инвестиционные вложения за счёт бюджетов развития местных бюджетов.

Займы из бюджета государственным предприятиям – это финансовая поддержка государственных и других предприятий, в которых более 50% имущества является государственной собственностью.

3. Кредитование –форма финансового обеспечения, которая состоит во временном использовании заёмных средств. Основным видом кредит явл. банковский кредит, который предоставляется субъектам кредитования всех форм собственности на условиях, предусмотренных кредитным договором.

Основными составными элементами финансового механизма являются:

1. Финансовое планирование и прогнозирование.

2. Финансовые показатели.

3. Финансовые рычаги.

4. Нормы и нормативы.

5. Финансовое право.

6. Информационное обеспечение.

7. Финансовый контроль.

Финансовое планирование представляет собой деятельность по формированию централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов, которые направлены на расширенное воспроизводство, социальные потребности и удовлетворение других потребностей общества.

Значимое место в управлении финансами занимает прогнозирование – предвидение вероятного финансового состояния субъектов финансовых отношений, обоснованность показателей финансового плана. С помощью финансового прогнозирования определяются реальные возможности объёмов финансовых ресурсов и показатели финансовых планов на период, который прогнозируется, разрабатывается концепция финансовой политики на определённый перспективный период.

Система показателей, которые используются в рамках финансового механизма, характеризирует состояние и развитие финансовых отношений в обществе.

Финансовые показателиэто величины, которые характеризуют создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства. Они определяют колличественную и качественную характеристики хозяйственных явлений и процессов при функционировании финансов как составной части финансовых отношений.

Финансовые показатели делятся на сводные и индивидуальные.

Сводные показатели характеризуют экономические явления и процессы на макроуровне, определяют общие пропорции, дают финансовую оценку эффективности общественного производства. Индивидуальные характеризуют экономические процессы на микроуровне, детализируют сводные и дополняют их.

Финансовые рычаги – это система управления финансовым механизмом, средство действия финансового метода.

В состав финансовых рычагов входят :

1. Доходы и расходы. Политика доходов и расходов является базой и главным инструментом государственной политики. Условия формирования политики доходов и расходов имеют принципиальное значение для обеспечения функционирования всей рыночной системы.

2. Прибыль. Знание основных механизмов формирования прибыли, эффективное управление её распределением обуславливает значение прибыли как главной движимой силы рыночной экономики.

Читать еще:  Методами формирования государственных финансов являются

3. Налоги. Через налоги государство способно увеличивать эффективность рыночного механизма.

4. Амортизационные отчисления. Соответствие амортизационных нормативов реальным условиям воспроизводства является важным элементом государственной амортизационной политики.

5. Ставки процента. Уровень процента на денежном рынке является базовым для определения процента на всём рынке заёмных капиталов и поэтому регулирование его выступает весомым средством денежно-кредитной политики государства.

Финансовые рычаги основаны на стимулах и санкциях.

Для заинтересованности субъектов хозяйствования в достижении определённых результатов используются финансовые стимулы. К ним относятся фонды, которые формируются из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства, финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы.

Финансовые санкции –особые формы организации финансовых отношений, которые призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в исполнении взятых обязательств.

Наиболее распространёнными из них явл. штраф и пеня.

Штраф –мера материального влияния на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил.

Пеня –применяется при несвоевременном исполнении денежных обязательств и начисляется на каждый день просрочки.

Нормы и нормативы.

Нормыпредставляют собой абсолютный размер расходов на расчётную единицу.

Нормативы –относительные показатели, которые устанавливаются в процентах к базе расчётов.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, которые регламентируют финансовые отношения. На его основе базируется вся финансовая деятельность государства, которое через своё финансовое законодательство регламентирует и регулирует финансовые отношения в обществе. Фин. право приходит в действие с помощью финансового законодательства. Его основой явл. : Конституция Украины. В его состав входят законы Украины, Указы президента, Постановления Верх.Рады, Каб. Министров, распоряжения местных органов власти.

Информационное обеспечение. Финансовая информация является носителем и основой научного познания финансового механизма организации экономики. Без финансовой информации не могут действовать финансовые методы, рычаги, с помощью финансовой информации усиливаются экономические связи между предприятиями, отраслями, регионами, государствами.

Финансовый контрольэто комплекс мероприятий, которые осуществляются государством с целью успешного достижения поставленных ею целей в сфере финансов.

Финансовый контроль направлен на рациональное использование бюджетных средств и средств централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения, придерживание финансовой дисциплины. Он направлен на поиск резервов увеличения финансовых ресурсов за счёт снижения затрат материальных и трудовых ресурсов на производство.

Фин. контроль осуществляют органы гос. власти.

Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи

Финансовая политика-совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач. ,

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. 3 Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

— управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

— общность функций всех финансовых учреждений;

— общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

— зависимость от конечной цели;

— макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

— соответствие интересам всех членов общества;

— использование экономических законов;

— учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала 5 (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества

Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий,целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения.Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов,и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

— бюджет: средства из бюджета на развитие той или иной отрасли,комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить,а можно и не выделять;

— цены, тарифы.И в условиях рыночной экономики государство,как известно,вмешивается в процесс ценообразования,устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность– в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте,в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того,у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования,устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

— налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности.Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок,преференций и других льгот,предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

— экспортно-импортные пошлины, тарифы.Государство,манипулируя уровнем (делает их низкими,льготными или высокими,невыгодными)экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов,которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

Задачами финансовой политики являются:

— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

— установление рационального,с точки зрения государства,распределения и использования финансовых ресурсов;

— организация,регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector