Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая политика государства в социальной сфере

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Финансовая политика государства в социальной сфере – это деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целей и задач государственной социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма.

Финансовая политика в социальной сфере является составной частью общей финансовой политики государства. На практике она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области формирования и использования финансовых ресурсов.

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов социальной сферы представлены на схеме 2.

В условиях переходной экономики сдерживающим фактором развития социальной сферы является дефицит финансовых ресурсов. Он вызван резким сокращением финансирования на федеральном и региональном уровне вследствие экономического спада, несовершенством налоговой политики, недостаточного развития нетрадиционных источников финансирования.

Государственная финансовая политика в социальной сфере предполагает:

§ разработку и обоснование концепции финансового механизма, ее специфики для государственного, коммерческого и неприбыльного секторов экономики;

Формирование и использование финансовых

ресурсов социальной сферы

Источники финансовых ресурсов социальной сферы

Финансовые ресурсы социальной сферы

Я

Использование финансовых ресурсов организациями

социальной сферы по направлениям расходов

§ разработку стратегии и тактики формирования и использования финансов;

§ практическую реализацию целей и задач в области финансов, соответствующих действующей в стране социальной политике.

Финансовый механизм – это система рычагов, посредством которых осуществляется эффективное использование всех видов финансовых ресурсов. В социальной сфере, так же как и в производственной, используются такие методы финансового регулирования, как самообеспечение, субсидирование, налогообложение, кредитование, материальное стимулирование, арендные и лизинговые операции, фондообразование.

Роль государства в разработке и реализации финансового механизма социальной сферы определяется прежде всего правовым обеспечением. Оно представляет собой совокупность Законодательных и иных правовых актов: Законов, Указов Президента, Постановлений правительства, а также нормативной документации: норм, нормативов, инструкций, методических указаний и т.п.

Важной особенностью финансирования социальной сферы является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. При сохранении отраслевого подхода главными становятся три уровня территориального управления: федеральный, субъектов федерации и территориальных единиц органов местного самоуправления. В новых условиях следует признать приоритет территориального принципа формирования и распределения финансовых ресурсов. Последние в значительной части сосредотачиваются в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах. Вместе с этим нельзя недооценивать роль федерального бюджета, который финансирует свои организации и учреждения социальной сферы, а также региональные программы государственного значения. Поэтому центральным вопросом государственной финансовой политики в социальной сфере является выработка приоритетов для выделения бюджетных средств для реализации социальных потребностей в межрегиональном разрезе.

Резкое изменение экономического курса страны обострило неравенство ресурсных потенциалов регионов, которое во многом определяется существенными различиями социально-экономического развития субъектов федерации. Это требует решения множества проблем, особенно в области межбюджетных отношений субъектов федерации и оказания им государственной финансовой поддержки.

Становление бюджетного федерализма в России нуждается в создании принципиально нового механизма межбюджетных отношений, а не в корректировке существующего. Финансовые взаимоотношения между регионами и Федерацией, а также передача основной доли финансирования социальной сферы в бюджеты субъектов федерации и территориальных единиц могут обеспечиваться движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

Исполнительные органы власти при разработке проектов бюджетов имеют право:

§ определять необходимый объем финансирования мероприятий по социально-экономичес­ко­му развитию соответствующих национально-государственных и административно-террито­ри­аль­ных образований в пределах планируемых бюджетных средств в объеме предоставленных субсидий, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

§ увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства и на другие социальные цели;

§ в установленном порядке определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, производить затраты на оказание помощи социально незащищенным категориям населения;

§ определять размеры субсидий бюджетам разных уровней, их целевое назначение;

§ в пределах имеющихся доходов своего бюджета образовывать резервные и целевые фонды;

§ объединять бюджетные средства территорий на договорной основе.

Правительство РФ разрабатывает минимальный потребительский бюджет на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяют минимальные размеры оплаты труда, пенсий, социальных пособий, которые в новых условиях не соответствуют минимальному потребительскому бюджету.

Финансовая помощь регионам осуществляется посредством субсидий и грантов, реализующих принцип регионального бюджетного выравнивания. Эта система корректирует «вертикальные» и уменьшает «горизонтальные» диспропорции. «Вертикальные» диспропорции возникают при несоответствии между поступлениями, закрепленными за данным уровнем власти и его расходными функциями. «Горизонталь­ные» диспропорции предполагают неравные доходы регионов.

Субсидией – называется пособие в денежной (в редких случаях – натуральной) форме, предоставляемое за счет средств государственных бюджетов всех уровней, а также специальных фондов местным органам власти юридическим и физическим лицам, другим государствам. В социальной сфере могут использоваться прямые и косвенные субсидии. Прямые субсидии финансируют необходимые социальные потребности в регионе, в отрасли. Косвенные субсидии могут выражаться в форме льготных условий налогообложения, инвестирования, кредитования и т.п. субъектов социальной сферы.

Грантом называется финансируемый заказ потребителя в форме безвозмездно выделенных денежных средств под конкретное мероприятие высокой социальной значимости на условиях конкурсного отбора. Он всегда заключает в себе признак льготности финансирования в оказании помощи кому-либо.

В настоящее время в России используются следующие пять методов бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты и трансферты (таблица 1).

Доля трансфертов с 5,8% в 1994 г. выросла до 72% в 1996 г. В это же время заметно снизилась доля ссуд (соответственно с 37,6 до 4,2%) , а также, что особенно важно, взаимозачетов.

Причиной этих тенденций являются особенности предназначения и возможности использования различных источников субсидирования.

В соответствии с «Положением о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР)», разработанным министерством финансов РФ, трансфертные платежи предоставляются регионам, получившим статус «региона, нуждающегося в поддержке» и «региона, особо нуждающегося в поддержке». К регионам, нуждающимся в поддержке, относятся регионы, у которых по фактическим данным отчетного года, скорректированным на условия, действующие на начало планируемого года, душевой бюджетный доход ниже среднедушевого дохода, исчисленного по сумме бюджетов всех субъектов федерации.

К особо нуждающимся в поддержке относятся те регионы, у которых среднедушевой бюджетный доход ниже минимального потребительского бюджета и не достаточен для покрытия текущих расходов базового года с учетом их корректировки на соответствующие дополнительные расходы, которые предусмотрены законодательством Российский Федерации в прогнозируемом году.

ФФПР формируется в размере 27% от фактической суммы НДС на товары внутреннего производства, поступающей в бюджетную систему Российской Федерации за счет его части, зачисляемой в Федеральный бюджет (за исключением НДС на драгоценные металлы и камни). С 1995 года регионы – доноры составляли менее 20% субъектов федерации, более 75% регионов получали трансфертные платежи.

Читать еще:  Главной задачей государственного финансового контроля является

Методика реализации трансфертов имеет определенный недостаток. По существу она предполагает финансирование дефицита бюджетов субъектов федерации. Но такой дефицит может быть вызваны неоправданными расходами в регионах. Поэтому представляется рациональным вариантом бюджетного субсидирования финансирование из федеральных бюджетных средств только минимальных социальных гарантий, исходя из набора потребительских товаров и услуг, соответствующих уровню минимального потребительского бюджета на душу населения.

Таким образом, финансовая помощь государства субъектам федерации в форме трансфертов компенсирует отсутствие возможности соответствующих территорий финансировать свои потребности налоговыми поступлениями и прочими доходами.

Финансовая политика государства в социальной сфере требует постоянного совершенствования.

РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Современный уровень цивилизации, оказывающий активное воздействие на развитие общест венных отношений, обусловливает особую направленность функционирования социальной сферы. Социальная сфера не носит пассивный характер. Требуя значительных финансовых ресурсов на са- мозапуск и развитие, она в то же время активно влияет на экономику, экономический рост, динамику валового внутреннего продукта, траекторию движения общества к прогрессу. В частности, без эф фективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здраво охранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, дру гих микро- и макроэкономических показателей. Это обусловливает адекватное отношение к социаль ной сфере со стороны государства, работодателей, предпринимателей и собственников.

Иначе говоря, социальная сфера имеет обратное влияние на общество, экономику, формирова ние доходов государственного бюджета всех уровней. Эффект такого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Допустим, государство, работода тели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, на самом деле — это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Такой пассивный алгоритм подхода к пенсионной системе лежит лишь на поверхности. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительности труда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального стра хования, развития отраслей культуры, здравоохранения, образования, науки — с другой.

Таким образом, экономика и социальная сфера органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов, их согласованного развития как на цен тральном, так и на местном уровнях.

Важная роль в развитии социальной сферы принадлежит экономическим, в том числе финансо вым инструментам. Определение роли финансов, их воздействия на социальную сферу во многом зависит от ее состава и структуры.

Профессор Д.Валовой отмечает, что «социальная сфера — сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здраво охранения».

Профессор Н.Волгина определяет понятие «социально-трудовая сфера» как составную часть «социальной рыночной экономики; ее основные элементы и компоненты: социальная сфера (отрасли социально-культурного комплекса — образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, ЖКХ и другие), социально-трудовые отношения в области формирования и развития рынка труда, занятости, заработной платы, системы социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала и т.д.» [2]. Из данного определения видно, что автор относит к социальной сфере комплекс отраслей, оказывающих социально-культурные услуги.

Функциональное назначение социальной сферы заключается в жизнеобеспечении и жизнесохра- нении граждан. В этой связи важное значение имеет классификация услуг социальной сферы на ви ды, которые сохраняют и обеспечивают жизнедеятельность граждан. Нам представляется, что к услу гам, направленным на сохранение жизнедеятельности граждан, относятся услуги, связанные с охра ной здоровья граждан, социального страхования, пенсионного обеспечения. К услугам, направлен ным на обеспечение жизнедеятельности граждан, относятся услуги, сопровождающие жизнедеятель ность граждан, т. е. это услуги на образование, подготовку, переподготовку кадров, а также связанные с развитием их культурного, спортивного уровня, занятием досуга и т.д.

ледует отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохра нение, в некоторых подотраслях культуры преобладает государственное регулирование отношений. В то же время в бытовом обслуживании, гостиничном и ресторанном деле, коммунальном хозяйстве большинство организаций относится к коммерческому сектору, поэтому в большей степени отноше ния регулируются рыночной конъюнктурой.

Регулирующая роль государства в социальной сфере заметно отличается по тем видам деятель ности, где более развиты рыночные принципы, от тех видов деятельности, где преобладает нерыноч ный сектор. Это существенно сказывается на структуре государственных социальных расходов.

Государство, проводя социальную политику, осуществляет регулирование социально экономических процессов, основанное на правовых, финансовых и организационных нормах. Круг гарантированных социальных обязательств включает в себя, в частности, гарантированное социаль ное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в ряде других случаев — бесплатную медицин скую помощь, общедоступное и бесплатное основное общее среднее образование, бесплатное сред нее профессиональное образование на конкурсной основе, а также бесплатное высшее образование на конкурсной основе в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.

Приоритетной составляющей государственного регулирования социально-экономических про цессов является финансовое регулирование. В этой связи финансовой гарантией конституционных прав граждан являются средства государственного бюджета, направляемые на развитие социальной сферы. Поскольку рыночные принципы сформировались в отраслях социальной сферы, то бюджет ные средства не являются уже единственным источником финансового регулирования, здесь функ ционируют альтернативные источники.

Следует отметить, что на выбор источников финансового обеспечения социальных потребностей граждан, их структуру и состав существенное влияние оказывают содержание самой услуги, специ фика и характер ее предоставления.

Природа продукта социальной сферы заключается в его способности удовлетворять самые раз нообразные социально-культурные потребности граждан. Эта способность обусловливает наличие у продукта определенной потребительной стоимости. При этом социальные услуги могут получать или не получать общественного признания, но потребительной стоимостью все же будут обладать. Дело в том, что потребительная стоимость продукта возникает в момент появления спроса на него. Если продукт не получает общественного признания, но способен удовлетворить потребности конкретных социальных групп, он несомненно имеет определенную потребительную стоимость. Она может иметь специфику и проявляться по-разному, однако расширение границ изучения продуктов организаций социальной сферы за пределы только общественно значимых представляется чрезвычайно важным.

Читать еще:  Налоговая служба это государственная служба

Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в социальной сфере. Они могут иметь как вещественную форму, так и выступать в виде разнообразных услуг.

Услуги, как правило, не имеют вещественной формы, по своей природе они как материальны, так и нематериальны, процесс их производства и потребления совпадает по времени. Услуга как про дукт обладает рядом особенностей — ее нельзя оказывать на запас, накапливать, нельзя перемещать, она отчуждается по мере создания (оказания). Между процессом оказания услуги и ее потреблением отсутствует стадия обмена. Услуга предоставляется для конкретного потребителя и имеет индивиду альное назначение.

Услуга в социальной сфере, имеющая материальный характер, отличается от нематериальной тем, что время производства и потребления не совпадают, но все остальные отличительные характе ристики услуги присущи и материальной форме. Материальный продукт социальной сферы носит вещественный характер и способен сохранять свои потребительские свойства достаточно длительное время.

Одни виды социальных услуг имеют ярко выраженную товарную форму, поэтому для них ха рактерны признаки товара. Другие виды услуг, получая товарную форму, по своей природе остаются нематериальными. Третьи виды услуг вообще не получают товарную форму.

Все это обусловливает особый характер функционирования финансов социальной сферы.

Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав

Финансирование социальной сферы

Социальная политика — область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, социальной защите, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

1. Из всего населения выделяются целевые группы, нуждающиеся в социальной защите.

2. Выбираются методы, обеспечивающие целенаправленную помощь. Для этого осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны и социальным группам населения.

3. Проводится оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп, обследуются семейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной форме. В целях определения объектов социальной помощи применяется Концепция минимально необходимого уровня потребления, т.е. определяется минимальная потребительская корзина.

4. Осуществляется выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и в натуральной формах.

Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовывать социально-ориентированный механизм бюджетного выравнивания:

1. Четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными, местными органами власти в решении задач социального развития и закрепление за соответствующими бюджетами необходимых источников доходов.

2. Расширение полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами.

3. Повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения структуры, прожиточного минимума в целом по стране и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума.

4. Утверждение и обеспечение общефедеральных социальных гарантий, принятие законов и механизмы из реализации.

5. Обеспечение полного финансирования из федерального бюджета государственных пособий гражданам, имеющим детей, социальной защите инвалидов, социальной помощи ветеранам и другие направления.

6. Уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальному блоку путем их объединения в специальный раздел бюджетной классификации с экономическим обоснованием размеров отдельных расходов, а также приоритетов в их распределении.

Целями дальнейшего реформирования социальной сферы являются:

2. Всеобщая доступность и приемлемое качество базовых социальных благ в сфере социального обслуживания населения, в сфере здравоохранения, образования, культуры.

3. Создание экономических условий позволяющих трудоспособному населению на коммерческой основе обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

4. Создание законодательной и нормативно-правовой базы для реализации стратегии социальной политики государства.

5. Развитие институтов в социальной сфере, создающих возможность широкого выбора населения предоставляемых социальных благ и услуг.

Стратегия социальных реформ основана на том, что финансовые ресурсы государства, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, ограничены. В рыночной экономике имеет место многоканальность финансирования социальной сферы:

1. государственное и муниципальное финансирование; 2. частное финансирование; 3. целевое кредитование;

4. благотворительные взносы;

5. иностранное финансирование.

Центральное место в источниках финансирования занимают средства бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. Ассигнования на проведение социальной политики государства подразделяются на следующие статьи:

1. учреждения социального обеспечения и службы занятости;

2. социальная помощь;

3. молодежная политика;

4. пенсии военнослужащим;

5. пенсии и пособия правоохранительных органов;

6. миграционная политика;

7. прочие мероприятия в области социальной политики.

В бюджете 2004 года по разделу 18 «Социальная политика» заложены ассигнования на сумму 161 193 511, 2 тыс. руб. Расходы на социальную политику включают средства, передаваемые из социального бюджета Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством РФ.

Расходы на социальную политику включают финансирование федеральных целевых программ, таких как «Дети — инвалиды», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Молодежь России», «Социальная поддержка инвалидов» и др.

Государственные и муниципальные социальные услуги оказываются бюджетными учреждениями, предоставление которых осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне, называемом минимальными государственными социальными стандартами, которые основаны на расчетах, определяемых в денежном выражении на душу населения и называются минимальной бюджетной обеспеченностью.

При разработке проектов бюджетов РФ и местных бюджетов ежегодно определяются финансовые нормативы, их формирование строится на основе минимальных государственных социальных стандартов.

Основные цели, задачи и функции социальной политики

Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11

Статья просмотрена: 33336 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. А. Основные цели, задачи и функции социальной политики / А. А. Смирнова, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20113/ (дата обращения: 11.04.2020).

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1. Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2. Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3. Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

Читать еще:  Налоги в экономической системе государства

4. Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1) оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2) регулирование доходов населения;

3) демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4) социальная защита;

5) пенсионное обеспечение;

6) социальное обслуживание;

7) социальное страхование;

8) образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

11) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

13) физическая культура, спорт, туризм;

14) экологическая безопасность;

15) защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

— повышение уровня жизни населения;

— формирование эффективной системы социальной защиты;

— регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

— совершенствование пенсионной системы;

— совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

1. стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3. обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4. сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной

2. Обеспечение политической устойчивости власти;

3. Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4. Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5. Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6. Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1. Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

— Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

— Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2. Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3. Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как:

— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,

— присутствие сильных демократических политических институтов,

— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,

— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:

— Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;

— Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы. Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

— Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;

— Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;

— Уровень девиации и преступности;

— Индекс нравственного состояния общества;

— Индекс развития человеческого потенциала;

— Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;

— Уровень социальной конфликтогенности в обществе;

— Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;

— Уровень стабильности институциональной системы;

— Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

1. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector