Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементом государственных финансов является

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

2.3. Государственная финансовая система и ее звенья.

Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (ИД). Через это звено перераспределяется до 40 % ИД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней – предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы – государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т. п.

Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т. п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946–1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства – железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.

В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.

Финансовая система, ее элементы;

Финансовая система является сложным социально-экономическим объектом.

Финансовая система представляет собой комплекс институтов, инструментов, форм и методов организации финансовых отношений, предназначенных для формирования, распределения и использования денежных средств, а также управления ими.

Классификационным признаком финансовых отношений является роль субъекта в общественном воспроизводстве (государственные финансы, страхование, финансы предприятий). Под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений, но и совокупность финансовых учреждений.

Понятие «система» широко используется практически во всех научных дисциплинах и имеет множество различных определений и трактовок. Как правило, под системой понимается «совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую целостностью и окруженную средой»[9]. Из этого определения вытекают следующие основные свойства системы:

· система целостна и имеет границу, отделяющую ее от внешней среды;

Читать еще:  Государственное финансирование проектов это

· система состоит из нескольких частей – подсистем (расчленимых компонентов) и элементов (нерасчленимых компонентов);

· части системы находятся во взаимосвязи друг с другом.

Среди систем различных типов и видов в рамках рассматриваемой проблемы представляют наибольший интерес системы следующих классов:

· открытые, то есть системы, осуществляющие двусторонний обмен с внешней средой веществом, энергией и информацией;

· самоуправляемые, то есть системы, которые самостоятельно определяют (вырабатывают) и реализуют (исполняют) процедуру управления своим поведением;

· экономические –часть системы более высокого порядка – социально-экономической системы. Это система общественного производства, то есть совокупность производительных сил и производственных отношений, – сложная, динамическая система, охватывающая весь процесс общественного воспроизводства.

Финансовую систему можно отнести к открытой, сложной, самоуправляемой экономической системе.

В целом, финансовая система России состоит из трех укрупненных подсистем:

· финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (элементы, звенья).

1. Государственные финансы:

3. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий):

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

· финансы некоммерческих организаций.

Рис. 1. Финансовая система РФ

Каждый элемент финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны (рис. 1).

Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны. Они обеспечивают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным источником формирования государственного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государственного бюджета финансовыми ресурсами.

Государственные финансы охватывают часть денежных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет.

Внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства РФ и региональных органов власти, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.

Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов.

Как самостоятельный элемент финансовой системы часто выделяют страхование. Страхование – экономические отношения по созданию и использованию денежных фондов для возмещения ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в жизни и деятельности субъектов экономики.

К финансовой системе иногда относят и финансы домашних хозяйств (граждан), которые представляют собой денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета.

Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Денежные расходы семейного бюджета подразделяются на: налоги, платежи, потребительские расходы, сбережения и накопления. Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.

Финансовый портфель – это совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

Финансовый портфель семьи включает три портфеля:

· потребительский (покупка товаров длительного пользования);

· накопительный (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведения искусства и др.);

· инвестиционный с целью получения дохода и увеличения капитала (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

Раньше отечественная финансовая наука не признавала существования финансов домашних хозяйств. На Западе финансы домашних хозяйств давно рассматриваются как составная часть финансовой системы. В нашей экономической литературе только в последние годы появились публикации по вопросам финансов домашних хозяйств, и экономисты стали рассматривать эти финансы как элемент общей финансовой системы страны.

Также в финансовой системе выделяют региональные финансы.

Региональные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социально-экономического развития территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет доходов бюджетов.

В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.

В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость[10]. Низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции могут стать источниками угрозы национальной безопасности страны.

Эффективная и надежная финансовая система общества создает предпосылки для устойчивого развития отечественной экономики. Достижение надежности и прозрачности финансовой системы предполагает решение нескольких задач: совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита, регулирование и развитие страхового сектора, укрепление финансовой базы исполнения социальных обязательств государства на основе накопления и инвестирования средств, государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней[11].

Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Фонды финансовых ресурсов используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой опреде­ленный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финан­совые звенья (институты).

Читать еще:  Структура государственных финансов россии

Финансовая система представляет собой совокупность различ­ных сфер или звеньев финансовых отношений, каждое из которых ха­рактеризуется особенностями в формировании и использовании фон­дов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система — это система форм и методов аккумулиро­вания, распределения и использования фондов денежных средств госу­дарства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений — совокупно­стью государственных органов управления, осуществляющих финансо­вую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода по­средством применения специфических форм и методов аккумулирова­ния и использования фондов денежных средств государства и (или) му­ниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдель­ные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой систе­мы определенным образом влияет на публичную финансовую деятель­ность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих звеньев (рис. 5):

1) бюджетная система, которую, в свою очередь, образуют феде­ральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды;

3) государственный кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций различных форм собственности, объеди­нений. предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Рис. 5. Финансовая система РФ

Первые четыре звена финансовой системы (общегосударственные финансы) относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент (финансы хозяйствующих субъектов) от­носится к децентрализованным финансам, поскольку финансы пред­
приятий различных форм собственности обладают определенной само­стоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия са­мостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Финансы предприятий — основа финансовой системы. Они непо­средственно участвуют в процессе материального производства. Госу­дарственные финансы играют в системе ведущую роль. От обеспечен­ности централизованных фондов финансовыми ресурсами зависит об­щее финансовое положение страны. Государственные финансы обеспе­чивают темпы развития всех отраслей народного хозяйства.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой си­стемы РФ. В ее состав входят наиболее крупные фонды денежных средств. Бюджетная система имеет три уровня:

• региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

• местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Бюджетная система является организационной формой функцио­нирования бюджета. Совокупность фондов денежных средств, входя­щих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового сувере­нитета государства. Посредством распределения денежных средств че­рез бюджетную систему государство финансирует реализацию обще­ственных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элемен­том социально-экономической деятельности государства. Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Внебюджетные фонды являются самостоятельным звеном финан­совой системы, представляющим собой совокупность денежных средств, обособленных от бюджета соответствующего уровня, имею­щим собственные доходные источники и предназначенным для матери­ального обеспечения строго определенных общественных целей.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и могут быть государственными либо муниципальными. Эти фонды обособленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения допол­нительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития про­блемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных про­грамм. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых и одновременно наиболее затратных государ­ственных потребностей, таких как пенсионное обеспечение, здраво­охранение.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических лиц и граждан, а также добровольных безвоз­мездных перечислений.

Государственный и муниципальный кредиты представляют со­бой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образова­ния) денежных средств, а также отношения по предоставлению госу­дарственных гарантий.

Обязательное государственное страхование представляет собой отношения по защите имущественных и связанных с ними неимуще­ственных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Развитие страхования как звена финансовой системы в блоке централи­зованных финансов обусловлено наличием у государства социальной функции и, следовательно, принципа социальной направленности фи­нансовой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспе­чение, выплата пособий по безработице, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специаль­ностей и т.п.). Финансирование таких расходов осуществляется через формирование страховых фондов и последующее их распределение. Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из спо­собов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход
государства. Страховые взносы граждан и юридических лиц, мобили­зованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. При этом случаи, влекущие необходи­мость выплаты страховой суммы, наступают не всегда, тогда государ­ство имеет возможность направлять аккумулированные таким образом денежные средства на материальное обеспечение иных общественных потребностей либо на финансирование капитальных вложений.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой де­нежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъек­тами (предприятиями, организациями) при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных ак­тивов и финансовых ресурсов (включая децентрализованные фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает фи­нансы предприятий всех форм собственности. Как звено финансо­вой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Читать еще:  Государственная финансовая политика рф

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости фи­нансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчиво­сти системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это правило предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, а также постоянный обмен информацией.

Государственные финансы

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Содержание

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов [1] .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М .: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Государственный долг
  • Государственные ценные бумаги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Государственные финансы» в других словарях:

Государственные финансы — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

Государственные финансы — (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

государственные финансы — Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО «ЕЭС… … Справочник технического переводчика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

государственные финансы — ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

Государственные финансы — (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

Государственные финансы — PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector