Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован

Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

за счет эмиссии денег (монетизация дефицита),

за счет займа у населения своей страны (внутренний долг)

за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

• эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа.

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать — это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

• по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит

• данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

• существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

• необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

• невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

• необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

• при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Что такое бюджетный дефицит

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль кратко

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов из-за экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.

Неэффективность финансовой системы государства.

Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.

Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.

Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.

Доходы от продажи государственного имущества.

Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Кредиты иностранных государств.

Кредиты зарубежных банков и фирм.

Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

Денежная эмиссия . Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.

Секвестирование бюджета . Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Фискальная политика. Государственный бюджет. дефицит бюджета. Государственный долг

Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития. Механизм действия фискальной политики включает две части: 1) дискреционную фискальную политику, осуществляемую через преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (государственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей; 2) недискреционную фискальную политику или политику встроенных стабилизаторов, основанную на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от цикла деловой активности.

Цель фискальной политики – обеспечение неинфляционного производства в условиях полной занятости и стимулирование экономического роста.

Прежде чем мы перейдем к анализу сущности фискальной политики, остановимся на основных ее компонентах: государственном бюджете и налоговой системе.

Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, как правило на год, утвержденная в законодательном порядке.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единобразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов.

4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках дохода.

5. Принцип обязательности – раз бюджет принят, надо его исполнять.

Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек.

Обычно под государственным бюджетом понимают не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно- территориальных властей. С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений.

Расходная часть обычно включает:

1. Финансирование социальной сферы;

2. Содержание вооруженных сил;

3. Финансирование народного хозяйства;

4. Содержание государственного аппарата управления;

5. Обслуживание государственного долга;

Соотношение между статьями расходов зависит от многих факторов: положения страны в мировом хозяйстве, уровня развития, роли государств и роли государственного сектора в экономике, политической ситуации, национальных особенностей и т. д. Но в целом тенденция такова: структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28 %, а социальные – 47,3 %. В других странах социальная сфера порой поглощает свыше 50 % бюджетных расходов.

Финансирование народного хозяйства обычно включает: а) капвложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на различные государственные программы. Удельный вес этих расходов варьируется в пределах 10 – 20 %, все зависит от масштабов государственного сектора.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами, но, как правило, такая ситуация бывает крайне редко. Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит бюджета, как уже было отмечено – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это дефицит федерального бюджета при естественном уровне безработицы, равном 6 %. Разность между реальным и структурным дефицитом определяется как циклический дефицит.

Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. К примеру, в период подъема деловой активности сокращается циклический дефицит за счет снижений выплат пособий по безработице, больших налоговых поступлений в бюджет. В то же время может нарастать структурный дефицит, в частности, по причине увеличения расходов на оборону или на проведение различных социальных программ.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести следующие:

— спад общественного производства;

— неоправданно раздутые социальные программы;

— возросшие затраты на финансирование ВПК;

— оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

— практика финансирования государством убыточных, малорентабельных предприятий;

— несовершенство налоговой системы, позволяющее отдельным производителям получать необоснованные налоговые льготы, укрывать свои доходы от налогообложения;

— чрезмерные расходы на содержание аппарата управления.

Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Существует несколько вариантов его покрытия. Можно финансировать дефицит бюджета за счет выпуска новых денег. Последствия такой меры общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Чтобы этого избежать, большинство стран в своих конституциях закрепили независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти, который не обязан финансировать правительство.

Другой вариант покрытия – это государственные займы как внутренние так и внешние. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, (например, у пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков. Последняя форма финансирования бюджетного дефицита в развитых станах обычно практикуется местными властями. Правительство же может рассчитывать на кредит у Центробанка только в исключительных, специально оговоренных законом случаях, так как регулярное его кредитование может привести к инфляционным процессам.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Размещая ценные бумаги на денежном рынке, государство забирает финансовые средства, которые могли бы стать инвестициями. Кроме того, если государство расширяет предложение своих облигаций, то снижается их курс, и повышаются процентные ставки. Инвестиционные же расходы обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, государственное заимствование будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов, сдерживая, таким образом, развитие экономики. В экономической науке данное явление получило название «эффекта вытеснения».

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. По поводу первой опасности можно отметить следующее: частные фирмы могут обанкротиться, государство не может, так как правительство, в отличие от фирм, обладает широкими возможностями выполнять свои финансовые обязательства. Каким образом? 1) Через рефинансирование- государство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций; 2) путем взимания новых налогов, которые идут на выплаты процентов и общей суммы государственного долга; 3) с помощью создания новых денег. Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга, который составляет большую часть государственного долга, такова, что мы как бы должны сами себе. В то время как государственный долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами страны как перед налогоплательщиками, большая часть того же самого долга одновременно является активами граждан как держателей облигаций. Поэтому можно сказать, что будущие поколения, наследуя государственные долги, одновременно становятся наследниками правительственных облигаций на эту же сумму.

Тем не менее, рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

Читать еще:  Налоговый резидент иностранного государства это

1. Выплата процента по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Деньги от менее обеспеченных переходят к более обеспеченным, которые, как правило, и являются держателями облигаций;

2. Повышение ставок налогов для финансирования государственного долга может подорвать действия экономических стимулов, уменьшить инвестиции в производство, усилить социальную напряженность в обществе, и т. д.;

3. Внешний долг предполагает передачи части созданного внутри страны продукта за рубеж;

4. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. Так, если платежи по внешнему долгу составляют 20 – 30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности, страны, то привлекать новые займы из – за рубежа становится трудно, страна может попасть в положение безнадежных должников;

5. Если государство, «выталкивая» частные инвестиции, расходует взятые в долг денежные средства на строительство мостов, автострад, портов и т. д., или вкладывает инвестиции в «человеческий капитал» в системе здравоохранения и образования, то тем самым укрепляется будущий потенциал страны. Но, если прирост правительственных расходов происходит за счет увеличения расходов потребительского характера, то будущее поколение может унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и иметь соответственно более низкий уровень жизни.

Рост государственного долга наблюдается сегодня практически во всех странах.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг)

· Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита

государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

· Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется,

т.е. это неинфляционный способ финансирования

· Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение

(продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

· По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать

государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

· Возможность получения крупных сумм

· Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как

самой суммы долга, так и процентов по долгу)

· Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего

· Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты

внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

· При дефиците платежного баланса возможность истощения

золотовалютных резервов страны

11.5. Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место).

Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государствен-

ного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает

вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения

налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести

к снижению уровня их благосостояния

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector