Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое налоговая политика государства

Налоговая политика государства

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Налоговая политика

Комментариев пока нет. Будь первым! 22,691 просмотров

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Понятие и задачи

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов:

  1. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
  2. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • государственные займы,
  • ужесточение налогообложения,
  • производство денег – сеньораж.

В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Виды налоговой политики

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Читать еще:  Независимый государственный финансовый контроль

Налоговая политика государства

Важнейшим инструментом регулирования рыночной экономики является налоговая политика. Манипулируя налоговой политикой государство стимулирует экономическое развитие страны либо сдерживает его.

По определению Панского В.Г. налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов.

Цели налоговой политики зависят от многих факторов, важными из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства.

При проведении налоговой политики государство преследует следующие цели : экономические, фискальные, социальные, международные.

Экономические – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

Фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Социальные – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Выделяют следующие формы налоговой политики: максимальных налогов, экономического развития и разумных налогов.

Проводя политику максимальных налогов, государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Такая политика не оставляет надежд налогоплательщику и обществу на экономическое развитие. Она производится государством, как правило, в тяжелые времена его развития, такие как война, экономический кризис.

Такая налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 году. Вместе с тем, каких либо предпосылок для проведения политики максимальных налогов тогда не существовало, что привело к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков практически не оставалось финансовых ресурсов для развития производства. Экономика с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогов. По большинству налогов государство собирало лишь половину доходов. Такая ситуация ставила под сомнение целесообразность функционирования Российской налоговой системы.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам составлял от 25 до 40%. Укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства в России, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Политика экономического развития предусматривает максимально возможные размеры налоговой нагрузки, но при этом государство учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс на предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель такой политики: приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной деятельности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, которая грозит перейти в экономический кризис. Эта политика была использована в США в начале 80-х гг. ХХ в., которая получила название «рейганомика».

Политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть её состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. Эта политика характерна для современной России.

При анализе налоговой политики необходимо различать такое понятие как субъекты налоговой политики.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Субъекты Федерации и муниципальные образования имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленных НК РФ. Им дано право устанавливать конкретные налоговые ставки, льготы и другие элементы налогообложения в соответствии с положением НК РФ. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать наиболее выгодные условия их хозяйствования и для экономического развития региона в целом.

Государство воздействует на развитие экономики, применяя такие инструменты регулирования налоговой политики как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством регулирования доходов государства является налоговая ставка. Изменяя налоговую ставку, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование.

При этом государство может использовать различные ставки налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируются не только уровень доходов налогоплательщиков, но и формирование бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам, централизованная налоговая система является достаточно гибкой. Это обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальным развитием экономики.

Читать еще:  Формы и методы государственного финансового контроля

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Предоставляя налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, государство активизирует различные экономические процессы.

Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. В Российской Федерации освобождено от уплаты на лога на добавленную стоимость ввозимое из зарубежных стран технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, предназначенные в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В ближайшей и отдаленной перспективе важнейшим направлением экономической политики Российского государства является развитие инновационной деятельности, что станет составной частью и налоговой политики в части предоставления льгот организациям, занимающимся разработкой и внедрением новых технологий, новой техники, новой продукции.

Уже с 1 января 2008 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается: выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новых технологий и продукции или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (п. 16 ‘ ст. 149 НК РФ).

В целях поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».

Полное освобождение от уплаты налогов таких объектов налогообложения как доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Такие освобождения практикуются, в основном, на срок 3-5 лет. В российской налоговой практике освобождены от уплаты налогов доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств на срок 5 лет, считая с года регистрации этих хозяйств.

Важным инструментом регулирования налоговой политики являются налоговые санкции. С одной стороны, они нацелены на выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, они способствуют использованию налогоплательщиком наиболее эффективных форм хозяйствования.

Серьезным инструментом налоговой политики является также формирование налоговой базы. От этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств налогоплательщиков, что создает дополнительные ограничения либо стимулы для развития производства, возможностей применения инвестиционных проектов и соответствующего снижения или роста экономического развития.

Практика многих стран в области налогообложения предусматривает различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. В случае применения ускоренной амортизации списывается в расходы не соответствующая физическому износу сумма основного капитала, что приводит к снижению налогооблагаемой прибыли, а значит и налоговых выплат.

Этот вид амортизации создает условия для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода списания амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

В целях поощрения развития малого предпринимательства и сельского хозяйства по специальным налоговым режимам «Упрощенная система налогообложения», «Единый сельскохозяйственный налог» Налоговым кодексом РФ предусмотрено единовременное (равномерно в течение календарного года) списание в расходы затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств с момента ввода их в эксплуатацию в период применения указанных режимов налогообложения без начисления амортизации.

Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

2.5. Налоговая политика государства

Содержание налоговой политики во многом определяется целями и задачами, которые стоят перед государством.

Эффективность налоговой политики проявляется в оптимальном соотношении интересов государства и налогоплательщиков. Государ-ство заинтересовано в росте налоговых поступлений, субъекты хо-зяйствования — совсем наоборот.

Таким образом, основным вопросом налоговой политики является обоснование таких ставок налогов, которые стимулировали бы предпринимательскую активность, с одной стороны, а с другой — обеспечивали бы пополняемость бюджета (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Цели налоговой политики

Фискальная — заключается в изъятии части создаваемого ВВП в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды для финансирования государственных расходов.

Экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, регулирования спроса и предложе-ния, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Социальная — предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения путем перераспределения ВВП.

Экологическая — предполагает защиту окружающей среды путем усиления роли экологических налогов и штрафных санкций.

Контрольная — информация контролирующих органов необходима государству для принятия решений в области планирования и функционирования отдельных налогов и налоговой системы в целом.

Международная — укрепление экономических связей с другими странами путем заключения двухсторонних и многосторонних согла-шений по устранению двойного налогообложения, снижению торго-вых таможенных пошлин и т.п.

В зависимости от характера и масштаба решаемых задач, длительности периода налоговую политику подразделяют на:

Налоговую стратегию, которая предполагает разработку концепции развития налоговой системы страны. Среди стратегических целей можно выделить, например, облегчение налогового бремени для предпринимателей, построение стабильной налоговой системы и др.

Налоговую тактику, которая предполагает решение задач конкретного периода времени. Например, во время экономического кризиса в качестве мер антикризисного регулирования могут быть приняты такие решения, как: снижение ставок отдельных налогов, введение рассрочки в уплате налогов и др.

Читать еще:  Государства заключают налоговые соглашения в целях

Налоговая политика бывает внутренней и внешней. Основными целями и задачами внешней налоговой политики являются:

усиление налогового контроля при совершении импортно-экс- портных операций;

разработка мер по избежанию двойного налогообложения;

разработка путей сближения налоговых систем разных стран.

Внутренняя налоговая политика разрабатывается для решения

внутренних задач, стоящих перед экономикой страны на определенном этапе времени.

Существуют три типа налоговой политики государства:

й тип — Политика максимальных налогов;

й тип — Политика разумных налогов;

й тип — Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

Основной целью политики максимальных налогов является максимизация налоговых поступлений в бюджет. Для этого государство вводит высокие ставки налогов и, как правило, убирает или существенно сокращает налоговые льготы. Очевидно, что такая налоговая политика должна вводиться лишь в экстренных случаях — военные действия, экономический кризис и т.п. Однако следует отметить, что введенная в 1992 году политика максимальных налогов привела к очень негативным результатам — спаду производства, закрытию промышленных предприятий, разорению фермерских хозяйств, резкому сокращению покупательского спроса, росту цен и многолетней зависимости от импорта.

Политика разумных налогов предполагает снижение ставок налогов и, как следствие, сокращение налоговых поступлений, уменьшение социального обеспечения. Однако в целом такая налоговая политика способствует развитию предпринимательской активности.

Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий предполагает направление большей части налоговых поступлений на реализацию социальных программ. Существенным недостатком такой политики является развитие инфляционных процессов.

Следует отметить, что экономически развитые страны используют сочетание всех трех типов налоговой политики.

Россия начала в 1992 году проведение экономических реформ, используя первый тип налоговой политики. Однако в стране на тот момент не было создано необходимых предпосылок — ни экономических, ни социальных, ни политических. Результат известен — резкое сокращение объемов производства, закрытие множества предприятий и организаций, резкое снижение налоговых поступлений в бюджет и др.

Таким образом, возникла необходимость реформирования существовавшей на тот момент налоговой политики. С 1 января 1999 года была введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ. Заложенные в его основу налоговые преобразования предопределили реализацию второго типа налоговой политики.

Главной целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильных экономических и финансовых условий для развития реального сектора экономики. Предполагалось снизить налоговое бремя путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, упростить налоговую систему, сократить количество налогов, повысить эффективность контрольных мероприятий, создать равные условия для налогоплательщиков, отменить ряд необоснованных льгот.

Весь период реформирования налоговой системы РФ можно разделить на следующие этапы:

Первый этап налоговой реформы (2000-2001 гг.). В этот период были отменены такие налоги и сборы, как: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий.

С 01.01.2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ. По состоянию на 01 января 2001 г. вторая часть НК РФ состояла лишь из 4-х глав: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН. Позднее были введены в действие следующие главы: гл. 25 «Налог на прибыль организаций»; гл. 25.1 «Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»; гл. 25.2 «Водный налог»; гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» и др.

В этот период была введена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13%, установлена регрессивная шкала налогообложения по ЕСН.

Второй этап налоговой реформы (2002-2003 гг.).На этом этапе произошли значительные изменения в налогообложении прибыли — с 01.01.02 г. появилась 25 глава НК РФ «Налог на прибыль». Была изменена система налогообложения природных ресурсов — введена в действие глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Главой 28 НК РФ введен в практику транспортный налог.

Характерной особенностью этого этапа реформирования налоговой системы является введение специальных налоговых режимов, которые освободили предпринимателей от уплаты некоторых налогов. Так, были введены в действие главы: 26.1 НК РФ «Система нало-гообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)», 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменен-ный доход для отдельных видов деятельности».

Третий этап налоговой реформы (2004-2008 гг.). В этот период был отменен налог с продаж, снижена базовая ставка НДС с 20 до 18%, изменен порядок уплаты НДС.

Введены в действие новые главы НК РФ: 25.3 «Государственная пошлина», которая внесла изменения в порядок исчисления и взимания государственной пошлины на территории РФ (со вступлением в силу этой главы был отменен налог на операции с ценными бумагами); 30 «Налог на имущество организаций».

Особенно следует отметить, что начиная с 2005 г. существенно снижена базовая ставка ЕСН с 35,6 до 26%. С 01.01.10 планируется отмена ЕСН и замена его страховыми выплатами в социальные вне-бюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхо-вания, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом бу-дут изменены ставки страховых выплат и порядок их взимания.

В заключении необходимо отметить, что период кардинальных изменений налоговой системы практически завершен. В настоящее время одной из серьезных задач, которая стоит перед правительством, является задача легализации бизнеса. А для этого нужна стабильная налоговая система. Поэтому все вносимые в настоящее время изме-нения, как правило, направлены на усовершенствование уже суще-ствующей системы налогообложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector