Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственного кредита в рф

Виды и формы государственного кредита

Дефицит Государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения дополнительных средств от физических и юридических лиц для его покрытия. Такая форма привлечения средств – кредит.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов.

Государство может выступать в следующих ролях:

Государственный кредит – форма кредита, при которой заемщиком выступает государство или органы местного самоуправления.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный кредит имеет 2 вида:

1. – выпуск государственных займов;

– обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. – казначейские ссуды – выражают денежные отношения оказания финансовой помощи государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которых заинтересовано государство. Казначейские ссуды выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Государственный займ – осуществляется в виде продажи государственных ценных бумаг, замов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок и за определенную плату.

Источники государственного кредита:

– временно свободные средства, которые появляются у предприятий, банков, пенсионного фонда, страхового фонда, населения.

Кредит берется для:

1. финансирования бюджетного дефицита;

2. финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия;

3. финансирования местных органов власти;

4. регулирования денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита может производится в соответствии:

1. со сроками погашения;

2. с доходностью;

4. с местом и способом размещения.

Займы бывают натуральные и денежные, по праву эмиссии — государственные и местные, по месту размещения – внутренние и внешние.

1. текущие (1, 3, 6 мес.);

2. краткосрочные (1, 3 года);

3. среднесрочные (3 – 10 лет);

4. долгосрочные (10 – 50 лет).

По методам размещения – добровольные и принудительные. Займы могут размещаться на фондовом рынке, но функции по распространению государственных займов закреплены за ЦБ РФ.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов ведет к большой внутренней задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг – сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начислением процентов, с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате и через определенный срок.

Государственный долг – долговые обязательства органов государственной власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным гарантиям.

Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новых займов.

Государственное кредитование – форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам. Основная сфера государственных кредитов – капиталовложения. Основные отрасли финансирования – сельское хозяйство, жилищное строительство, отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

Государство как гарант на рынке ссудных капиталов – это особая форма государственных кредитов, банкротства, риска по задержке платежа, политических беспорядков и прочие. Управление государственным долгом – совокупность действий государства, связанная со своевременным погашением долга, выплатой процентов, проведением конверсии, консолидации и унификации займов, выпуском новых займов, проведением денежной политики и прочие.

21. Понятие и содержание государственного долга

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости, от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы, Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующею уровня используют все полномочия.

Читать еще:  Платность кредита является принципом кредитования

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранкой валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Виды государственного кредита

Понятие и функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой экономические отношений, которые складываются между государством и физическими и юридическими лицами, зарубежными странами, международными организациями по вопросам движения денежных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. Государственный кредит, являясь звеном финансовой системы, обеспечивает формирование и использование денежных централизованных фондов страны, которые включают государственный бюджет и внебюджетные фонды всех уровней.

Читать еще:  Отдел кредитного контроля

Помимо всего прочего, государственный кредит – это форма дополнительной мобилизации финансовых ресурсов государством с целью выполнения им своих функций и финансирования общегосударственных потребностей. Он касается вторичного распределения стоимости ВВП, существенных объемов денежных средств, которые не распределяются посредством бюджетной сферы.

Современное государство может быть одновременно и кредитором, и должником. Как мощный экономический агент, располагающий огромными средствами, оно дает взаймы и берет одновременно. В реальной жизни чаще всего государство является заемщиком. Кроме того, государство может быть гарантом возврата займов субъектов экономики, в деятельности которых заинтересовано. Государственный кредит необходим по причине возможной несбалансированности расходов и доходов бюджета государства, которая покрывается за счет привлечения земных средств. Погасить дефицит государственного бюджета можно двумя путями: посредством инфляции и госдолга.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственный кредит как финансовая категория выполняет следующие функции:

  • Распределительную, которая позволяет распределять имеющиеся денежные средства согласно экономическим потребностям в целом и необходимости поддержки направления экономико-социальной деятельности;
  • Регулирующую, при которой государство посредством вступления в кредитные отношения оказывает влияние на денежное обращение, процентные ставки, уровень производства и занятости и т.д.;
  • Контрольную, которая выражается в контроле со стороны государства целевого использования средств, сроков их возврата и своевременности уплаты процентов.

Виды государственных кредитов

Государственный кредит составляют различные взаимосвязанные компоненты и виды.

Государственный кредит может быть централизованным, когда выпуск ценных бумаг осуществляет правительство государства, и децентрализованным, при котором выпуск осуществляют местные органы власти.

Местные займы – это важная составляющая финансовой системы регионального самоуправления. С их помощью проводится мобилизация временно свободных денежных средств для развития конкретного региона. Децентрализованные государственные кредиты и местные займы в будущем могут стать особым финансовым инструментом налаживания хозяйственной деятельности страны. Эмитент облигаций займов местного уровня обязан предоставить все необходимые данные о своем финансовом и экономическом состоянии, на основании которых потенциальные инвесторы принимают решение о покупке данных облигаций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В облигациях местного займа содержатся следующие реквизиты:

  • Наименование ценных бумаг;
  • Наименование эмитента;
  • Фактический адрес эмитента;
  • Номинальная цена облигаций;
  • Сроки погашения;
  • Размеры процентов;
  • Номер свидетельства, подтверждающий выпуск облигаций и т.д.

Выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период их размещения было реализовано более половины всего числа.

В случае, если главная доходная часть бюджета региона – это отчисления, субвенции, дотации, полученные из вышестоящего бюджета, то объемы выпуска облигаций местного уровня должны согласовываться Министерством финансов. Эффективность использования займов местного уровня зависит от такого субъективного фактора, как уровень квалификации специалистов, организующих на местах размещение облигаций.

Также государственные кредиты могут быть внутренними, размещаемыми в данном государстве, и внешними, размещаемыми за рубежом и т.д. При этом в размещении внутренних займов могут активно участвовать нерезиденты страны.

Кредит государству могут предоставлять международные кредитные учреждения и банки других стран. Необходимые предпосылки выгодного размещения внешних займов государства на международной фондовой бирже это: авторитет страны, финансовое благополучие, общественно-политическая стабильность и необходимый уровень кредитоспособности.

Также в зависимости от срока погашения государственные займы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Слишком большой срок погашения государственного займа считается нецелесообразным, поскольку его погашение перекладывается на будущие поколения граждан данного государства. Долгосрочные займы становятся бременем для государственного бюджета, препятствуют его нормальному функционированию.

Роль государственного кредита

Кредит государства играет важную роль в экономике любой современной промышленно развитой страны. Являясь ранее чрезвычайным источником доходов, государственный кредит в настоящее время – это обычный инструмент пополнения централизованных денежных фондов. Государственные займы в некоторых случаях становятся альтернативой налогообложению.

Активная политика государственных заимствований приводит к росту государственного долга. Возрастающая роль государственного кредита в промышленно развитых странах обуславливает пристальное внимание, уделяемое правовому регулированию данной сферы.

Государственный кредит, как составная часть финансовой системы, используется для установления баланса в бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политике.

Пользование международным кредитом имеет политический характер, выражающийся в обеспечении политических и экономических интересов данной страны в международных отношениях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Отправить по почте

Глоссарий

Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Читать еще:  Кредитная масса определение

Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.

Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.

Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.

Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.

Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector