Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность значение и функции государственного кредита

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

ТЕМА 9. Правовые основы государственного кредита. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Виды и формы государственного кредита

Государственный долг

Управление государственным долгом и его обслуживание

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

В целях обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей, государство стремится к максимальному привлечению денежных средств населения и юридических лиц, исполь­зуя для этого разнообразные методы, в том числе государственный кредит. Возникающие при этом общественные отношения образуют институт финансовой системы государства, в свою очередь совокуп­ность финансово-правовых норм, регулирующих названные отноше­ния, объединяет их в самостоятельный институт финансового права.

Государственный кредит — это система урегулирован­ных нормами права общественных отношений, в которых государство выступает в роли заемщика или кредитора в целях формирования, распределения или использования соответствующих централизованных или децентрализо­ванных фондов средств.

Государственный кредит может рассматриваться в различных аспектах — как экономическая и правовая категории.

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом.

Государственный кредит как правовая категория — это сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения или предоставления государством временно свободных денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях добровольности, возвратности, срочности и платности.

Обязательным участником таких отношений выступает государство в лице уполномоченных органов. Чаще всего государство в этих отношениях выступает в роли заемщи­ка средств, что, однако, не исключает возможности предос­тавления на условиях возвратности, срочности и платности государственных денежных средств иным субъектам фи­нансовых правоотношений. В этом случае государство выступает кредитором. В тех случаях, когда государ­ство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

Особенности государственного кредита:

1) Заемщиком в этих отношениях выступают органы государства или местного самоуправления. И, несмотря на то, что они заемщики, все условия кредитных отношений устанавливают именно они, а не кредиторы, которым принадлежат средства. Кроме того, они как органы власти, представляющие публичный финансовый интерес, оставляют за собой право изменить условия, если это крайне необходимо государству или местным органам.

2) Если при банковском кредитовании одним из принципов является обеспечение полученной суммы, то при государственном — специального обеспечения нет.

Отношения, возникающие при заимствования средств государством или местными органами власти, регулируются нормами конституционного, финансового и гражданского права.

Институт государственных и местных заимствований — это урегулированные правовыми нормами отношения, возникающие при заимствовании средств резидентов — юридических и физических лиц, а также других государств и финансовых организаций на условиях добровольности, возвратности, срочности, платности.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

Принцип добровольности. Отношения в области государственного кредита возникают только на добровольных началах, то есть кредиторы — юридические или физические лица покупают ценные бумаги по собственному желанию за свои свободные средства. Кредитор, вступая в отношения добровольно, полностью подчиняется оговоренным условиям, временно отдавая средства в распоряжение государства или муниципального органа. В этих правоотношениях предписания государства или органа местного самоуправления не меняются второй стороной. Потенциальные кредиторы могут и не покупать ценные бумаги, но, если покупают, то только на условиях, установленным заемщиком.

Несмотря на добровольный характер отношений, они имеют не только и не столько гражданско-правовой, сколько финансово-правовой характер и регулируются исключительно методом властных предписаний.

Принцип платности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Платность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды. Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Если банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а его погашение происходит за счет увеличения стоимости прибавочного продукта, то средства, полученные в виде государственного кредита, используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Государственный кредит — это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управления подобное ограничения текущих потребностей может происходить и по принуждению государства.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Читать еще:  Органами управления кредитной организации являются

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованы финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованных с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возврата. Будучи заемщиком, государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возврат и возмещение полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит отличается от банковского кредита видом обеспечения, сроками и порядком использования.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

* поиск финансовых ресурсов для финансирования

* государственных расходов, увязки доходов и расходов;

* регулирование макро- и микроэкономических процессов;

* воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Функции государственного кредита

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование денежных доходов и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Формы гос кредита, классификация займов.

Под формой кредита понимается внешнее проявление тех экономическихотношений, которые выражаеткредит.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственныезаймыхарактеризуютсятем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц,привлекаются для финансирования общественных потребностей путемвыпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1) по эмитентам – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) в зависимости от места размещения – внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные;

4) в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств –закладные и беззакладные ;

6) по характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные и с нулевым купоном;

7) в зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске – обязательствас правом досрочного погашения и без права досрочного погашения;

9) по методам размещения – добровольные, размещаемые поподписке и принудительные.

71. Государственный долг, его содержание и виды.

Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату

В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Классификационные критерии Виды государственного долга.

Централизованный долг государства;

Читать еще:  Техника продаж кредитных продуктов

внутренний долг; внешний долг.

3.сроки образования и погашения. капитальный; текущий.

4.формы долговых обязательств. Облигационные займы; безоблигационные займы.

5. сроки погашения. краткосрочные займы; долгосрочные займы.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.

Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики.

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.

2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:

а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)

б) товарный кредит

в) льготные кредиты.

3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.

Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):

Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.

Функции кредита:

1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:

а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.

б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.

Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.

2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.

3.Контрольная.

Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.

2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.

3. По обращению на рынке:

— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).

— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).

4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).

— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.

Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.

При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.

Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.

7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

Сущность, функции и значение государственного кредита

Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время оно располагает временно свободными денежными средствами. При этом в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит

Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Читать еще:  Проверка дебиторской и кредиторской задолженности

Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.

Госкредит выполняет функции:

1) временного перераспределения;

Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:

• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;

• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;

• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;

• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.

Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.

1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.

2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.

Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:

• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.

К основным задачам госкредита относятся:

1) финансирование бюджетного дефицита;

2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;

3) поддержка секторов и видов деятельности.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

• зарубежные государства, юридические и международные организации.

Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ.

За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.

Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:

1) государственных займов;

2) гарантированных займов.

Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.

Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

• По эмитентам (субъектам заемных отношений):

1) займы, размещаемые федеральными органами власти;

2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.

• В зависимости от места размещения:

1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международньгх финансовых организаций в валюте РФ;

2) государственные внешние заимствования

от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств;

• По обращению на рынке:

1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);

2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.

• По срокам погашения:

1) краткосрочные (до одного года);

2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3) долгосрочные (от пяти лет и более).

• По обеспеченности долговых обязательств:

1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;

2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.

• По характеру выплачиваемого дохода:

3) с нулевым купоном.

Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.

• По методу определения дохода:

1) с твердым доходом;

2) с плавающим доходом.

• В зависимости от сроков погашения:

1) обязательства с правом досрочного погашения;

2) обязательства без права досрочного погашения.

При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector