Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы публичного кредита

Принципы публичного кредита

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Понятие, функции и принципы государственного кредита

государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Читать еще:  Как оценить кредитоспособность

Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция — позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, — на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода гос.ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере гос.кредита.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов).

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды.

67. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты. Понятие «валюта» имеет 2 знач. Во-первых, используется для обозначения нац-ной валюты(бел. руб.),ва-вторых, для указания на иностранную валюту (доллар США). В ФП данное понятие используется для обозначения иностранной валюты. Валюты различаются по степени конвертируемости: свободно конвертируемая, т.е. без ограничений обмениваемая на любые иностранные валюты, и неконвертируемая – где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют. Валютные ценности – иностранная валюта, ценные бумаги – платежные док-ты и фондовые ценности, выраженные в иностранной валюте, драг. металлы, природные драг. камни в сыром и обработанном виде. Законодат-во выделяет в целях валютного регулирования и валютных операций резидентов и нерезидентов. Любые валютные ценности должны иметь легальное происхождение. Для этого они должны быть получены из следующих источников: валютных фондов Правительства и НБ, валютной выручки отт разрешенной внешнеэк-ой деят-ти, взносов иностранных юр. и физ. лиц в уставный капитал совместных предприятий, валютных кредитов.

Понятие, виды и формы публичного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах а) добровольности, б) срочности (e.g. 3 года для предоставляемых бюджетных кредитов), в) возмездности и г) возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Государственный (муниципальный) кредит:

  • В узком смысле – см. выше (гос-во рассматривается только как заёмщик).
  • В широком смысле — совокупность денежных отношений между государством в лице его органов, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами [и др. (иностранными) публичными образованиями] с другой стороны, при которых государство выступает в роли а) кредитора, б) гаранта, в) заемщика.

Основная цель государственного (муниципального) кредита – финансирование бюджетного дефицита.

Источники правового регулирования:

1) КРФ (ч. 4 ст. 75 – принцип добровольности займа: «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе»).

2) БК РФ;

3) ФЗ от 1998 г. N136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

4) Закон о бюджете на текущий бюджетный год;

5) Международные соглашения;

6) ГК РФ (основные понятия – e.g. облигация) – в субсидиарном порядке.

БК РФ: «Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах».

Виды бюджетного кредита (т.е. публичного кредита, где гос-во – кредитор; см. виды и формы займов (гос-во – заёмщик) в вопросе 36):

1) В зависимости от заёмщика: а) внешние (РФ -> иностранные государства и юрики, МФО), б) внутренние (РФ, субъекты, муниципальные образования меж друг-другом внутри бюджетной системы; они же -> отечественным юрикам)

2) В зависимости от уровня бюджетной системы: а) выданные РФ, б) выданные субъектами, в) выданные муниципальными образованиями.

Формами публичных кредитов (т.е. где государство – кредитор) могут выступать:

1) Государственный финансовый кредит — форма бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства

2) Государственный экспортный кредит – то же, что и выше, но для заёмщика – экспортёра

Ч.2 ст. 125 БК РФ: «Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону».

Читать еще:  Принцип солидарности интересов должника и кредитора

3) Государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК РФ) – обеспечивают: а) требования по обязательствам принципала, б) покрытие ущерба при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера; порядок и условия их предоставления – в соответствии с законом / решением публичного образования о бюджете на очередной год; решением Правительства, высшего исполнительного органа субъекта и местной администрации; договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Условия: 1) проведение анализа финансового состояния принципала; 2) предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств; 3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом.

И др.

Публичный долг: понятие, виды, формы, порядок обслуживания.

Публичный долг (государственный или муниципальный – ст. 6 БК РФ) — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя РФ, её субъектом или муниципальным образованием.

Виды:

1) По виду заёмных средств (из ст. 6 БК): а) внешний (обязательства в иностранной валюте; исключения – обязательства субъектов и муниципальных образований перед РФ в иностранной валюте в рамках целевых иностранных кредитов) и б) внутренний (обязательства в валюте РФ + исключения из а) ).

2) По сроку, когда требование «созреет»: а) капитальный, б) текущий (подлежит уплате в текущем бюджетном году)

3) По характеру должника:

а) Государственный долг РФ (ст. 98 БК) – а) по кредитам РФ от кредитных организаций, иностранных государств, МФО и др. субъектов МП, иностранных юриков, б) по государственным ценным бумагам, в) по бюджетным кредитам из других бюджетов и др.,

б) Долг субъекта РФ (ст. 99 БК) – а) по ценным бумагам субъекта, б) бюджетным кредитам других бюджетов, в) кредитам, полученным субъектом от кредитных организаций, иностранных банков и МФО.

в) Долг муниципального образования (ст. 100 БК) – а) по муниципальным ценным бумагам, б) по бюджетным кредитам от других бюджетов, в) кредитам от кредитных организаций.

* В долг каждого из должников также входят обязательства по соответствующим гарантиям – государственной, субъекта и муниципальной. Также, нужно знать, что в структура государственного долга не содержит numerus clausus долговов, ибо ст. 98 к нему отнесены долги по: «иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации».

г) * – Рыжкова: долг государственных предприятий.

Формы:

  1. Кредиты – бюджетные кредиты, кредиты МФО, кредиты иностранных юриков и пр.
  2. Заимствования – посредством выпуска публичных ценных бумаг

Виды займов:

1) По срокам привлечения (из БК):

а) Краткосрочные (РФ, субъект и муниципальщина – меньше 1 года)

б) Среднесрочные (РФ, субъект и муниципальщина – 1 – 5 лет)

в) Долгосрочные (РФ и субъект – 5 -30 лет; муниципальщина – от 5 до 10 лет)

+ Рыжкова: текущие и бессрочные (рентные или пожизненные).

2) По доходности:

а) Процентные («купонные»; доход будет всегда).

б) Выигрышные (лотерейные; как повезет).

в) Смешанные

3) По форме обращения:

а) Рыночные (свободно обращаются).

б) Нерыночные (именные с вытекающей передачей по цессии).

в) Специальные выпуски (?).

4) По признаку держателей ценных бумаг:

а) Реализуемые среди населения;

б) Реализуемые среди юридических лиц;

в) Универсальные займы (как для физ., так и для юр лиц).

5) По форме эмиссии:

а) Облигационные;

б) Безоблигационные (запись по счёту депозитария).

6) По методам определения дохода – могут выпускаться:

а) С твердым доходом;

б) С плавающим доходом.

* Когда ЦБ – кредитор по займу или кредиту, то такими деньгами нельзя финансировать дефицит бюджетов бюджетной системы РФ.

  1. Государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК РФ) – обеспечивают: а) требования по обязательствам принципала, б) покрытие ущерба при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера; порядок и условия их предоставления – в соответствии с законом / решением публичного образования о бюджете на очередной год; решением Правительства, высшего исполнительного органа субъекта и местной администрации; договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Условия: 1) проведение анализа финансового состояния принципала; 2) предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств; 3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом.

Управление долгом (Рыжкова) – совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Обычно под обслуживание понимают: а) своевременные платежи процентов, б) уплата в срок основной суммы долга. Когда обслуживание невозможно нужна реструктуризация.

Методы управления (в т.ч. – реструктуризации):

  • Реструктуризация (ст. 105 БК РФ) — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
  • Рефинансирование — погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;
  • Конверсия[42] — изменение размера доходности (процента) займов;
  • Консолидация — изменение сроков выплаты займа (в сторону увеличения);
  • Унификация — объединение нескольких займов в один;
  • Аннулирование — отказ государства от долговых обязательств (не упоминается в законе).

Методы проведения конверсии (фактически – обмен старых государственных бумаг на новые):

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 919 ;

Принципы публичного кредита

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector