Правовое регулирование международных кредитных отношений
Правовое регулирование межд.кредитных отношений
Кредитные отношения — это отношения, при которых кредитор обязуется передать в пользование заемщику ссуду в денежной или товарной форме, а заемщик в свою очередь обязуется в установленные сроки возвратить ее с уплатой процентов.
В качестве кредиторов чаще всего выступают государства, банки, фирмы, международные организации.
В международной финансовой практике кредитные отношения отличаются большим многообразием. Кредиты различают:
— по субъектам — государственные, банковские, фирменные и международные;
— по объектам — инвестиционные и обычные;
— по форме представления — товарные и денежные;
— по срокам представления — кратко-, средне- и долгосрочные;
— по форме долговых обязательств — вексельные и по договорным обязательствам;
— по срокам погашения — с равномерным, неравномерным и одновременным погашением;
— по условиям использования — разовый и возобновляемый.
Кредитование во внешнеэкономической деятельности является, как правило, прямым, срочным, целевым, платным и возвратным.
Своеобразную форму кредитования представляют собой кредиты международных банковских консорциумов. Здесь на стороне кредитора выступает большая группа банковских учреждений разных стран, что дает возможность мобилизовать значительные валютные средства. Консолидированная сумма предоставляется заемщику в порядке и на условиях, согласованных между банками — участниками консорциума.
Сложились определенные правила и условия предоставления международного кредита. Они включают в себя такие понятия, как валюты займа и валюта платежа, срок и условия погашения ссуды, способы страхования рисков и т.д.Стоимость кредита выражается в годовых процентах путем деления всех расходов по кредиту на фактически использованную в течение года сумму. При этом наряду с фиксированными процентными ставками применяются и так называемые плавающие ставки, которые пересматриваются через определенный период времени с учетом рыночных колебаний.
Наиболее крупными валютными рынками в Западной Европе являются Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Милан, Брюссель; в Северной Америке -Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто; на Востоке — Токио, Гонконг, Сингапур.
Рыночный обмен с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, т.е. их цену. При обмене валют, в том числе и через валютные рынки, такой обменной пропорцией служит валютный курс, а при взаимном обмене бумажно-кредитных денег — паритет покупательной способности или паритет покупательной силы валют.
По Уставу Международного валютного фонда участники этой организации обязаны не допускать отклонений рыночных валютных курсов более чем на 1 % от официально объявленных твердых паритетов.
В настоящее время важнейшими международными экономическими и финансовыми организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов и др.
На заседании Совета глав государств в г. Москве 22 января 1993 г. было подписано соглашение об учреждении Межгосударственного банка Содружества и утвержден его Устав.
Членами МВФ являются свыше 150 государств. Уставной фонд МВФ более 100 млрд. долларов США. Это гигантский банк данных и мощный центр анализа в области валютно-кредитной и экономической политики. МВФ специализируется, как правило, на вопросах краткосрочной финансово-экономической стабилизации. Он играет важную роль в процессе координации макроэкономической политики ведущих государств мира.
Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Акционерный капитал МБРР — свыше 140 млрд. долларов США (банк ежегодно предоставляет кредиты на сумму до 15 млрд. долларов США). Банк специализируется на долгосрочных кредитах (15-20 лет), направленных на обеспечение структурных сдвигов (изменений) в экономике стран-заемщиков. Программы структурной адаптации МБРР обычно вырабатывает в тесном взаимодействии с МВФ.МБРР имеет два филиала — Международную ассоциацию развития (MAP) и Международную финансовую корпорацию (МФК) и вместе с ними занимает ведущее место в системе финансовой помощи развивающимся странам.
МБРР и МВФ оказывают серьезное влияние на международную кредитную и инвестиционную ситуацию, структурную перестройку мировой экономики.
БМР — специализированный межгосударственный финансовый институт, объединяющий на акционерной основе часть финансовых ресурсов центральных банков 30 стран. Выполняет функции центрального банка для большинства национальных центральных банков европейских стран. Банк играет активную роль в операциях по компенсации негативных эффектов от международных валютных сделок спекулятивного характера. Выступает в качестве исследовательского центра, занимающегося валютно-финансовыми вопросами. Уставной капитал БМР — 1,5 млрд. золотых франков. Из не европейских стран в работе БМР участвуют Канада, ЮАР и Япония.
Республика Беларусь является кредитополучателем и кредитодателем. Банки Республики Беларусь кредитуют субъектов хозяйствования — как граждан, так и юридических лиц в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 г. № 226. При этом деятельность банков должна быть направлена на обеспечение проводимой в государстве единой кредитно-денежной политики.
Кредиты предоставляются после заключения кредитного договора, в котором указываются цель кредита, сумма, срок, условия, порядок его выдачи и погашения.
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» определил, что текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:
1) предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;
2) перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, является предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней.
Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений.
Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений (лицензий) Национального банка, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Для осуществления указанных валютных операций нерезидентами получения разрешений (лицензий) Национального банка не требуется.
69 Коллизионные вопросы деликтных отношений
Деликтные отношения – это обязательства из причинения вреда.
Они являются внедоговорными, и чаще всего вина причинителя вреда презюмируется.
Иностранный элемент в деликтном отношении может присутствовать в субъекте, объекте и юридическом факте.
Исторически первой и до настоящего времени основной коллизионной привязкой является закон места причинения вреда (п. 1 ст. 1129 ГК Республики Беларусь).
Развитие принципа наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потерпевшего привело к тому, что закон места причинения вреда был дополнен другими коллизионными привязками:
законом места жительства (или гражданства) потерпевшего;
законом места наступления неблагоприятных последствий;
законом государства, с которым связаны обе стороны деликтных отношений (общее гражданство или место жительства);
Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений: публично-правовой и частноправовой.
Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридическими) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется национальным правом соответствующего государства, а в случае определенных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Именно операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множество правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового
рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы платежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными государствами, иностранных инвестиций и др.
Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения между публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями. В этой сфере указанные субъекты:
а) выстраивают отношения по поводу трансграничного перемещения ресурсов, в том числе финансов, инвестиций и т.п. При этом речь может идти как о конкретных перемещениях ресурсов, когда их получателями и отправителями являются публичные лица, так и о регулировании системы МВФКО, ее подсистем на макроуровне;
б) выстраивают отношения по поводу внутренних правовых режимов, в которых действуют частные операторы МВФКО и обращаются ресурсы.
Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит публичным лицам. Так, государства договариваются между собой о безвозмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расчетов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностранных предприятий и т.п.
В рамках группы G7+1, МВФ, Всемирной торговой организации (ВТО), отдельных интеграционных объединений государств и международными организациями могут согласовываться вопросы управления системой МВФКО или ее подсистемами на макроуровне. В настоящее время прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:
1) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;
2) вынесение все большего объема вопросов на международный публично-правовой уровень.
В результате можно констатировать, что формируется глобальная экономико-правовая система.
Правовое регулирование может осуществляться различными способами. Можно выделить несколько критериев классификации и соответствующих им набор методов. Например, государства, формулируя нормы, активно применяют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение. Различают также методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего и наднационального регулирования. С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. Само международное право воздействует на реальность методом регулирования с помощью заключения договоров и посредством международных обычаев. Методами воздействия на всю систему международных отношений целиком являются методы учреждения международных организаций, включая неправительственные, и создания интеграционных (платежных, валютных, экономических и др.) союзов. Внутри международных организаций применяют методы принятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированного большинства, взвешенного голосования.
Юридическая сила постановлений, которые принимаются по уставным вопросам деятельности международной организации, касающимся отношений государств-членов с организацией или государств между собой, согласно предмету деятельности международной организации зависит от характера международной организации (например, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст. 66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от волеизъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.
Юридическая обязательность резолюций международной организации может быть также зафиксирована в нормах национального права. Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций различных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права, однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.
Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международных организаций. В рекомендациях органов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обязаны оправдываться, почему они не выполняют рекомендаций международной организации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права).
Государство — член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций международной организации. Это связано с тем, что они, во-первых, обычно
исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защиты национальных и международной валютно-кредитных систем, а также международного и национальных сообществ.
В целом, наиболее заметными тенденциями последних лет являются;
1) по все более широкому кругу вопросов происходит смещение акцентов от метода двустороннего регулирования к многостороннему, а от него — к методу наднационального регулирования;
2) происходит смещение акцентов от метода мягкого регулирования (например, политических норм, действующих в рамках большой восьмерки) ко все более жесткому регулированию.
Международную финансовую систему в настоящее время на постоянной основе никто не регулирует. МВФ и Мировой банк подключаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов. Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффективности национальным органам регулирования и надзора, сдерживается поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам мировой экономики трудно отказаться.
Международные валютные рынки частично находятся под контролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, принятых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках национальных валютных систем, можно назвать, например, федеральные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.
Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, описанных на стандартном рыночном языке Международной ассоциацией первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котировки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Механизмом такого связывания является арбитраж, к которому прибегают все глобальные игроки мирового финансового рынка.
Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают мировые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки находятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам свободного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на механизмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.
Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как коммерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в мировой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредитоспособности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета международных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблигаций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк международных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и установлению единообразного требования минимальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.
В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Глобальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.
В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рисками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагающие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при проведении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые принципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.
Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоящее время период активной трансформации. Результатом этих изменений должно стать создание стабильных условий для дальнейшего экономического роста и равноправного доступа всех стран мира на мировые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых документов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.
Правовое регулирование международных кредитных отношений
Правовое регулирование международных кредитных отношений 3 ( 484—510) [c.261]
Под правовое регулирование в рамках международного экономического права подпадают только публично-правовые международные кредитные отношения, включая и те немногие случаи, когда нормами международного публичного (экономического) права регулируются частные [c.260]
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, государственно-правовая форма организации валютных отношений, оформленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Исторически первой сложилась валютная система на национальной основе. Её характеризуют национальная валюта, условия конвертируемости валюты режим валютного паритета и валютного курса наличие или отсутствие валютных ограничений регулирование международной валютной ликвидности страны регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчётов режим национального валютного рынка и рынка золота статус национальных органов, регулирующих валютные отношения страны. Вслед за национальной валютной системой возникли межгосударственные региональные валютные системы и, наконец, мировая валютная система, развивающаяся на основе международного права в тесной взаимосвязи с соответствующими структурами ООН. В этом отношении мировая валютная система выступает одновременно как институт и как инструмент мировой экономики и политики, позволяющий в пределах принятых норм регулировать международные ва-лютно-финансовые и экономические отношения. [c.34]
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ — связи страны с иностранными государствами в сферах торговли, производства, науки и техники. Внешнеэкономические связи представляют собой совокупность возможностей международных экономических отношений для решения экономических и политических задач, направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, производственного, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финан-совых и кредитных отношений с зарубежными странами в целях рационального использования международного разделения труда. Правовая база регулирования внешнеэкономических связей совершенствуется на основе соглашений о валютных и кредитных операциях, об инвестициях, о таможенном тарифе, о применении Гармонизированной системы описания и кодирования товаров как базовой номенклатуры тарифа в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГСТТ). [c.109]
Осуществление предпринимательской деятельности без взаимодействия ее участников с банковскими институтами в современных условиях невозможно. Развитие в Российской Федерации рыночной экономики и становление в связи с этим двухуровневой системы1 потребовали решения в числе первых задач проблемы валютного рынка страны, формирования новой валютной политики. Практически все операции с валютными ценностями на территории Российской Федерации совершаются через банки и небанковские кредитные организации, получившие лицензии Центрального Банка РФ (далее ЦБ РФ) на проведение банковских валютных операций. Совершение банками указанных операций в силу специфики их предмета нуждается в детальном, продуманном правовом регулировании, обеспечивающем приоритетность обращения и устойчивость национальной валюты, повышение авторитета Российского государства в системе мирохозяйственных связей. Создание эффективного правового механизма валютного регулирования позволит в значительной степени укрепить экономический суверенитет Российской Федерации, повысить политическую стабильность в обществе и соответственно роль и влияние России в международных отношениях. [c.398]
Особые место и роль налогообложения в системе экономических отношений, т. е. его равноположенное отношение к общегосударственным (публичным) и корпоративным финансам, делают объективно необходимым развитие идеи о налоговом праве как о самостоятельной области науки и юридической практики, а также позволяют характеризовать его взаимодействие с другими отраслями права. Четкое разграничение отношений собственности, имущественных прав государства, корпораций и граждан приводит и к обособлению, иному предметному наполнению правовых наук, изучающих закономерности и механизмы распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Это важнейшая методологическая проблема, от решения которой зависит равноправие экономических интересов. Мы не будем углубляться в проблему предметного наполнения разделов юриспруденции, связанных с регламентированием тех или иных экономических отношений, ибо это — прерогатива правоведов. Однако можно считать правомерной постановку вопроса об относительно самостоятельном существовании собственно государственного финансового права (привлечение и размещение займов, формирование доходов от государственных имушеств, правопорядок по государственным кредитам и страховым резервам, условия международной торговли и т. д.), кредитного права (преимущественно область управления коммерческими кредитами), страхового права (правопорядок формирования и использования средств страховых фондов), бюджетного права (распространяющегося преимущественно на процедуры разработки и принятия закона о бюджете, сферу бюджетного финансирования, формы межтерриториального бюджетного регулирования, применение норм управления бюджетным дефицитом и т. д.), налогового права (правовое регламентирование всей системы налогообложения). В такой постановке вопроса наука о налогообложении, или налоговедение, становится полноправным элементом политической экономии, как отрасль науки, вырабатывающая систему знаний о формировании налоговых доходов бюджета наряду с сохранением за налогами статуса экономического стимула развитию конкурентного производства, достижению социального равновесия в обществе и постоянному накоплению общественного богатства. Правовой аспект налоговедения исследует особый ее раздел — налоговое право. [c.114]
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ — совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, т.е. имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права, которые имеют международный характер. Международный характер этих отношений может проявляться в том, что в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные государства они связанны с территорией двух или нескольких государств объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Таким образом, нормы международного частного ПРАВА регулируют отношения, возникающие в ходе международного экономического и научно-технического сотрудничества. К области международного частного ПРАВА относятся вопросы гражданско-правового положения иностранцев, иностранных юридических лиц и смешанных обществ, права собственности, обязательственного права (внешнеторговые сделки, договоры морской, железнодорожной и воздушной перевозки, кредитно-расчетные отношения), авторского и изобретательского права, семейного и наследственного права, гражданско-процессуальные вопросы (процессуальные права иностранцев, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и морской арбитраж. В состав международного частного ПРАВА входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит прямое правило, устанавливающее права и обязанности (нормы прямого и непосредственного регулирования). В других случаях норма международного частного ПРАВА указывает лишь, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства. Такая коллизионная норма осуществляет разрешение какого-либо вопроса, но не самостоятельно, а в совокупности с законодательством той страны, на которое она ссылается. Большинство норм международного частного ПРАВА являются коллизионными, в связи с чем его называют иногда коллизионным ПРАВОМ. Международное частное ПРАВО связано с международным публичным ПРАВОМ, ряд его норм непосредственно вытекает из общих начал международного публичного ПРАВА. Связь с международным публичным ПРАВОМ проявляется и в том, что источники международного частного ПРАВА носят двоякий характер часть норм международного частного ПРАВА содержится во внутренних законах государств, часть — в международных договорах и некоторых международных обычаях. Нормы международного частного ПРАВА содержатся как в двусторонних, так и в многосторонних международных договорах. В то же время международное частное ПРАВО отличается от международного публичного ПРАВА главным образом тем, что субъектами международного частного права являются наряду с государствами также граждане и юридические лица. [c.172]
Правовое регулирование международных расчетных и кредитных отношений
Основы международных расчетов и кредитования во взаимоотношениях российских и иностранных организаций. Банковская гарантия, вексель и чек, валютные расчеты. Государственные внешние заимствования Российской Федерации и кредиты, предоставляемые страной.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований РФ и предельных размерах государственных кредитов (займов), предоставляемых ею, вносятся Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством РФ программу государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых ею государственных кредитов (займов) на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США. В случае, если выполнение международных договоров и гражданско-правовых соглашений, предусматривающих внешние заимствования РФ или предоставление ею государственных кредитов, требует увеличения упомянутых предельных размеров заимствований (кредитов), такие договоры и соглашения могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случаях, если: кредит (заем) не включен в программу, указанную выше, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США; или исполнение такого международного договора требует увеличения предельных размеров государственных внешних заимствований России и предоставляемых ею государственных кредитов, утвержденных федеральным законом; ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Россия с 1992 г. является членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, а в 1991 г. стала членом Европейского банка реконструкции и развития. Правительство РФ в установленном порядке получает от имени России от Международного банка реконструкции и развития и ассоциированных с ним организаций займы и предоставляет гарантии по займам в соответствии с положениями соглашений о займах и гарантиях. Минфину РФ поручено осуществлять от имени Российской Федерации операции и сделки, предусмотренные различными положениями соглашений с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. Правительство РФ должно принимать необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств и осуществлению прав, вытекающих из участия РФ в упомянутых международных организациях.
В октябре 1997 г. между Российской Федерацией и Лондонским клубом кредиторов подписано соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Клуб объединяет крупнейшие коммерческие банки, предоставлявшие кредиты социалистическим и развивающимся странам.
Ранее, весной 1996 г., Российская Федерация заключила соглашение о рассчитанной на длительный период реструктуризации долгов бывшего СССР с Парижским клубом официальных кредиторов. В Парижском клубе, по традиции возглавляемом директором французского казначейства, представлены правительства стран-кредиторов.
Переговорам и заключению соглашений с Парижским и Лондонским клубами предшествовал ряд этапов по урегулированию проблем, относящихся к внешней задолженности Советского Союза. Об отдельных решениях, принятых на этих этапах, говорится ниже.
СССР, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан 28 октября 1991 г. подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам. Стороны признали себя «совместно и солидарно ответственными по задолженности», безотносительно к условиям оригинальных контрактов. 4 декабря 1991 г. «государства, являющиеся или бывшие субъектами СССР, безотносительно к их нынешнему статусу», и СССР, принимая во внимание принципы международного права и положения Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., заключили Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. Договор зафиксировал принятие Сторонами на себя обязательства участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных Сторонами. Доля каждой Стороны в задолженности по долгу на 1 января 1991 г. и активах на момент правопреемства (1 декабря 1991 г.) определялась на основании согласованного Сторонами единого агрегированного показателя. Договором предусматривалось образование Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов. Стороны уполномочили Внешэкономбанк на обслуживание долга.
Итак, в современном международном гражданском обороте применяются два основных способа расчетов: наличный и безналичный, причем для наличного расчета в России установлены законодательные ограничения в зависимости от статуса их субъектов и суммы денежных средств.
В России все расчеты производятся в рублях, за исключением случаев, когда закон допускает расчеты валютными ценностями. Применительно к России, закон разделяет все валютные операции на текущие валютные операции, которые могут производиться без ограничений (их перечень в Законе о валютном регулировании и валютном контроле исчерпывающ) и операции, связанные с движением капитала, которые, как правило, могут проводиться лишь при наличии лицензии ЦБ РФ.
Безналичные расчеты могут совершаться в четырех основных формах: платежными поручениями (наиболее распространенная форма), по аккредитиву (различным его видам), чеками и по инкассо.
Следует отметить, что современной банковской практике нередко применяются такие формы расчетов по инкассо, как платежные требования, оплачиваемые в порядке предварительного акцепта, платежные требования-поручения, требования на безакцептное списание, инкассовые поручения. При этом нормативные акты большинства государств не регламентируют специфические вопросы, связанные с использованием различных форм расчетов по инкассо, ограничиваясь лишь установлением общих принципиальных положений и оставляя детальное регулирование порядка осуществления расчетов по инкассо установленным банковским правилам и применяемым в банковской практике обычаям делового оборота.
Список используемых источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
2. Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе // Собрание законов СССР. 1937. Отд. II. № 18. Ст. 108-110.
3. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР // Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2006. С.476-482.
4. Соглашение о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4467.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 г. №302-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2012. №53. Ст. 7627.
6. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // Собрание законодательства РФ. 1997. №11. Ст. 1238.
7. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 06.12.2011 г. №409-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859; 2011. №50. Ст. 7351.
8. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. — Ст. 4071.
9. Постановление Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // Ведомости РСФСР. — 1992. — № 30. — Ст. 1800.
10. Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа» (в ред. постановления Правительства РФ от 24.08.2004 г. №433) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №35. — Ст. 3639.
11. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395 «Об утверждении Порядка работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1633.
12. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 203 «О проведении валютных операций Министерством обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — №16. — Ст. 1742.
13. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №856 «О проведении валютных операций Министерством иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — №1. — Ст. 305.
14. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 13 мая 2011 г. №2634-У) // Вестник Банка России. — 2011. — №33.
15. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» // Собрание законов СССР. — 1937. — № 52. — Ст. 221.
16. Унифицированные правила по инкассо коммерческих документов 1966 г.: утверждены Международной торговой палатой в новой редакции в 1995 г. Публикация №552. Вступили в силу с 1 января 1996 г. // Справочная правовая система «Гарант». 2013 г.
17. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (USP 600): утверждены Банковской комиссией МТП 25 октября 2006 г. Вступили в силу с 1 июля 2007 г. // Справочная правовая система «Гарант». 2013 г.
18. Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. 1. Нью-Йорк. С. 153.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 465.
20. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие / Валеев Р.Ф., Гущин В.В. — М.: МГИУ, 2008. — 316 c.
21. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие / Под общ. ред.: Безбах В.В., Пучинский В.К. — М.: МЦФЭР, 2004. — 896 c.
22. Дробышев П.Ю. Вексельное право и Конвенция ЮНИСТРАЛ о международных переводных и международных простых векселях / П.Ю. Дробышев. — М., 2006. — 320 с.
23. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. — М.: Дело, 2004. — 480 с.
24. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. №11.
25. Кремер Ю.О. Особенности англо-американского законодательства о векселях // Государство и право. 1997. № 3.
26. Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. — М.: Спарк, 2007.
27. Лазарева Т.П. Влияние актов международной частноправовой унификации на национальное законодательство стран СНГ (на примере расчетных отношений) / Т.П. Лазарева // Журнал российского права. — 2011. — №5. — С. 66-71.
28. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. — М.: Статут, 2004. — 350 с.
29. Международное валютное право. Перевод с немецкого / Эбке В.Ф. — М.: Международные отношения, 1997. — 336 c.
30. Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2006. — 459 с.
31. Садиков О. Н. Важное постановление Президиума Верховного Суда РФ // Юридический мир. — 1997. — № 3. — С. 56-58.
32. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М.: Статут, 2005. — 556 с.