Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование международных кредитных отношений

Правовое регулирование межд.кредитных отношений

Кредитные отношения — это отношения, при которых кредитор обязуется передать в пользование заемщику ссуду в денежной или товарной форме, а заемщик в свою очередь обязуется в установленные сроки возвратить ее с уплатой процентов.

В качестве кредиторов чаще всего выступают государ­ства, банки, фирмы, международные организации.

В международной финансовой практике кредитные от­ношения отличаются большим многообразием. Кредиты различают:

— по субъектам — государственные, банковские, фир­менные и международные;

— по объектам — инвестиционные и обычные;

— по форме представления — товарные и денежные;

— по срокам представления — кратко-, средне- и долго­срочные;

— по форме долговых обязательств — вексельные и по договорным обязательствам;

— по срокам погашения — с равномерным, неравномер­ным и одновременным погашением;

— по условиям использования — разовый и возобновляе­мый.

Кредитование во внешнеэкономической деятельности является, как правило, прямым, срочным, целевым, плат­ным и возвратным.

Своеобразную форму кредитования представляют собой кредиты международных банковских консорциумов. Здесь на стороне кредитора выступает большая группа банков­ских учреждений разных стран, что дает возможность мо­билизовать значительные валютные средства. Консолиди­рованная сумма предоставляется заемщику в порядке и на условиях, согласованных между банками — участниками консорциума.

Сложились определенные правила и условия предос­тавления международного кредита. Они включают в себя такие понятия, как валюты займа и валюта платежа, срок и условия погашения ссуды, способы страхования рисков и т.д.Стоимость кредита выражается в годовых процентах путем деления всех расходов по кредиту на фактически ис­пользованную в течение года сумму. При этом наряду с фиксированными процентными ставками применяются и так называемые плавающие ставки, которые пересматрива­ются через определенный период времени с учетом рыноч­ных колебаний.

Наиболее крупными валютными рынками в Западной Европе являются Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Милан, Брюссель; в Северной Америке -Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто; на Востоке — Токио, Гонконг, Сингапур.

Рыночный обмен с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, т.е. их це­ну. При обмене валют, в том числе и через валютные рын­ки, такой обменной пропорцией служит валютный курс, а при взаимном обмене бумажно-кредитных денег — паритет покупательной способности или паритет покупательной силы валют.

По Уставу Международного валютного фонда участни­ки этой организации обязаны не допускать отклонений ры­ночных валютных курсов более чем на 1 % от официально объявленных твердых паритетов.

В настоящее время важнейшими международными эко­номическими и финансовыми организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международ­ных расчетов и др.

На заседании Совета глав государств в г. Москве 22 января 1993 г. было подписано соглашение об учрежде­нии Межгосударственного банка Содружества и утвержден его Устав.

Членами МВФ являются свыше 150 государств. Устав­ной фонд МВФ более 100 млрд. долларов США. Это ги­гантский банк данных и мощный центр анализа в области валютно-кредитной и экономической политики. МВФ спе­циализируется, как правило, на вопросах краткосрочной финансово-экономической стабилизации. Он играет важ­ную роль в процессе координации макроэкономической по­литики ведущих государств мира.

Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Акционерный капитал МБРР — свыше 140 млрд. долларов США (банк ежегодно предоставляет кредиты на сумму до 15 млрд. долларов США). Банк специализируется на долгосрочных кредитах (15-20 лет), направленных на обеспечение структурных сдвигов (изменений) в экономике стран-заемщиков. Программы структурной адаптации МБРР обычно вырабатывает в тесном взаимодействии с МВФ.МБРР имеет два филиала — Международную ассоциа­цию развития (MAP) и Международную финансовую кор­порацию (МФК) и вместе с ними занимает ведущее место в системе финансовой помощи развивающимся странам.

МБРР и МВФ оказывают серьезное влияние на между­народную кредитную и инвестиционную ситуацию, струк­турную перестройку мировой экономики.

БМР — специализированный межгосударственный фи­нансовый институт, объединяющий на акционерной основе часть финансовых ресурсов центральных банков 30 стран. Выполняет функции центрального банка для большинства национальных центральных банков европейских стран. Банк играет активную роль в операциях по компенсации негативных эффектов от международных валютных сделок спекулятивного характера. Выступает в качестве исследо­вательского центра, занимающегося валютно-финансовыми вопросами. Уставной капитал БМР — 1,5 млрд. золотых франков. Из не европейских стран в работе БМР участвуют Канада, ЮАР и Япония.

Республика Беларусь является кредитополучателем и кредитодателем. Банки Республики Беларусь кредитуют субъектов хозяйствования — как граждан, так и юридиче­ских лиц в соответствии с Инструкцией о порядке предос­тавления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Прав­ления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 г. № 226. При этом деятельность банков должна быть направлена на обеспечение проводимой в государстве единой кредитно-денежной политики.

Кредиты предоставляются после заключения кредитно­го договора, в котором указываются цель кредита, сумма, срок, условия, порядок его выдачи и погашения.

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» определил, что текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидента­ми и предусматривающие:

1) предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

2) перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям.

Валютными операциями, связанными с движением ка­питала, является предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений.

Резиденты осуществляют валютные операции, связан­ные с движением капитала, на основании разрешений (ли­цензий) Национального банка, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Для осуществле­ния указанных валютных операций нерезидентами получе­ния разрешений (лицензий) Национального банка не требу­ется.
69 Коллизионные вопросы деликтных отношений

Деликтные отношения – это обязательства из причинения вреда.

Они являются внедоговорными, и чаще всего вина причинителя вреда презюмируется.

Иностранный элемент в деликтном отношении может присутствовать в субъекте, объекте и юридическом факте.

Исторически первой и до настоящего времени основной коллизионной привязкой является закон места причинения вреда (п. 1 ст. 1129 ГК Республики Беларусь).

Развитие принципа наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потерпевшего привело к тому, что закон места причинения вреда был дополнен другими коллизионными привязками:

законом места жительства (или гражданства) потерпевшего;

законом места наступления неблагоприятных последствий;

законом государства, с которым связаны обе стороны деликтных отношений (общее гражданство или место жительства);

Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений: публично-правовой и ча­стноправовой.

Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридически­ми) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется наци­ональным правом соответствующего государства, а в случае определен­ных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Имен­но операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множе­ство правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового

рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы пла­тежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными госу­дарствами, иностранных инвестиций и др.

Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения меж­ду публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями. В этой сфере указанные субъекты:

а) выстраивают отношения по поводу трансграничного перемеще­ния ресурсов, в том числе финансов, инвестиций и т.п. При этом речь может идти как о конкретных перемещениях ресурсов, когда их по­лучателями и отправителями являются публичные лица, так и о ре­гулировании системы МВФКО, ее подсистем на макроуровне;

б) выстраивают отношения по поводу внутренних правовых ре­жимов, в которых действуют частные операторы МВФКО и обраща­ются ресурсы.

Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит пуб­личным лицам. Так, государства договариваются между собой о без­возмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расче­тов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностран­ных предприятий и т.п.

В рамках группы G7+1, МВФ, Всемирной торговой организации (ВТО), отдельных интеграционных объединений государств и между­народными организациями могут согласовываться вопросы управле­ния системой МВФКО или ее подсистемами на макроуровне. В насто­ящее время прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:

1) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;

Читать еще:  Элементы кредитной системы

2) вынесение все большего объема вопросов на международный публично-правовой уровень.

В результате можно констатировать, что формируется глобальная экономико-правовая система.

Правовое регулирование может осуществляться различными спо­собами. Можно выделить несколько критериев классификации и со­ответствующих им набор методов. Например, государства, формули­руя нормы, активно применяют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение. Различают также методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего и наднационального регулирования. С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. Само международное право воздействует на реальность методом ре­гулирования с помощью заключения договоров и посредством меж­дународных обычаев. Методами воздействия на всю систему международных отношений целиком являются методы учреждения между­народных организаций, включая неправительственные, и создания интеграционных (платежных, валютных, экономических и др.) со­юзов. Внутри международных организаций применяют методы при­нятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированно­го большинства, взвешенного голосования.

Юридическая сила постановлений, которые принимаются по устав­ным вопросам деятельности международной организации, касающим­ся отношений государств-членов с организацией или государств между собой, согласно предмету деятельности международной организации зависит от характера международной организации (например, рекомен­дации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст. 66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от воле­изъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.

Юридическая обязательность резолюций международной организа­ции может быть также зафиксирована в нормах национального права. Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридичес­кую силу по сравнению с международно-правовыми или национальны­ми нормами. Особенно это касается резолюций различных неправитель­ственных международных организаций: постановления этих организа­ций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права, однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут ис­пользовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.

Несмотря на то что стандарты международных организаций в ос­новном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международ­ных организаций. В рекомендациях органов международной органи­зации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, про­тиворечащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обяза­ны оправдываться, почему они не выполняют рекомендаций между­народной организации (которые формируются под воздействием ос­новных и специальных принципов и норм международного права).

Государство — член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций междуна­родной организации. Это связано с тем, что они, во-первых, обычно

исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защи­ты национальных и международной валютно-кредитных систем, а также международного и национальных сообществ.

В целом, наиболее заметными тенденциями последних лет являются;

1) по все более широкому кругу вопросов происходит смещение акцентов от метода двустороннего регулирования к многосторонне­му, а от него — к методу наднационального регулирования;

2) происходит смещение акцентов от метода мягкого регулирова­ния (например, политических норм, действующих в рамках большой восьмерки) ко все более жесткому регулированию.

Международную финансовую систему в настоящее время на по­стоянной основе никто не регулирует. МВФ и Мировой банк подклю­чаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов. Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффектив­ности национальным органам регулирования и надзора, сдерживает­ся поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам ми­ровой экономики трудно отказаться.

Международные валютные рынки частично находятся под конт­ролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, приня­тых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках на­циональных валютных систем, можно назвать, например, федераль­ные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иност­ранных инвестициях в Российской Федерации» и др.

Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, опи­санных на стандартном рыночном языке Международной ассоциаци­ей первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котиров­ки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Меха­низмом такого связывания является арбитраж, к которому прибега­ют все глобальные игроки мирового финансового рынка.

Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают ми­ровые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки нахо­дятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам сво­бодного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на меха­низмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.

Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как ком­мерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в миро­вой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредито­способности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета меж­дународных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблига­ций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк между­народных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной ре­зервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по бан­ковскому надзору и установлению единообразного требования мини­мальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.

В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Гло­бальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными кли­ентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.

В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рис­ками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагаю­щие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при прове­дении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые прин­ципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.

Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоя­щее время период активной трансформации. Результатом этих измене­ний должно стать создание стабильных условий для дальнейшего эко­номического роста и равноправного доступа всех стран мира на миро­вые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых докумен­тов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.

Правовое регулирование международных кредитных отношений

Правовое регулирование международных кредитных отношений 3 ( 484—510) [c.261]

Под правовое регулирование в рамках международного экономического права подпадают только публично-правовые международные кредитные отношения, включая и те немногие случаи, когда нормами международного публичного (экономического) права регулируются частные [c.260]

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, государственно-правовая форма организации валютных отношений, оформленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Исторически первой сложилась валютная система на национальной основе. Её характеризуют национальная валюта, условия конвертируемости валюты режим валютного паритета и валютного курса наличие или отсутствие валютных ограничений регулирование международной валютной ликвидности страны регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчётов режим национального валютного рынка и рынка золота статус национальных органов, регулирующих валютные отношения страны. Вслед за национальной валютной системой возникли межгосударственные региональные валютные системы и, наконец, мировая валютная система, развивающаяся на основе международного права в тесной взаимосвязи с соответствующими структурами ООН. В этом отношении мировая валютная система выступает одновременно как институт и как инструмент мировой экономики и политики, позволяющий в пределах принятых норм регулировать международные ва-лютно-финансовые и экономические отношения. [c.34]

Читать еще:  Состав кредитной истории

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ — связи страны с иностранными государствами в сферах торговли, производства, науки и техники. Внешнеэкономические связи представляют собой совокупность возможностей международных экономических отношений для решения экономических и политических задач, направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, производственного, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финан-совых и кредитных отношений с зарубежными странами в целях рационального использования международного разделения труда. Правовая база регулирования внешнеэкономических связей совершенствуется на основе соглашений о валютных и кредитных операциях, об инвестициях, о таможенном тарифе, о применении Гармонизированной системы описания и кодирования товаров как базовой номенклатуры тарифа в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГСТТ). [c.109]

Осуществление предпринимательской деятельности без взаимодействия ее участников с банковскими институтами в современных условиях невозможно. Развитие в Российской Федерации рыночной экономики и становление в связи с этим двухуровневой системы1 потребовали решения в числе первых задач проблемы валютного рынка страны, формирования новой валютной политики. Практически все операции с валютными ценностями на территории Российской Федерации совершаются через банки и небанковские кредитные организации, получившие лицензии Центрального Банка РФ (далее ЦБ РФ) на проведение банковских валютных операций. Совершение банками указанных операций в силу специфики их предмета нуждается в детальном, продуманном правовом регулировании, обеспечивающем приоритетность обращения и устойчивость национальной валюты, повышение авторитета Российского государства в системе мирохозяйственных связей. Создание эффективного правового механизма валютного регулирования позволит в значительной степени укрепить экономический суверенитет Российской Федерации, повысить политическую стабильность в обществе и соответственно роль и влияние России в международных отношениях. [c.398]

Особые место и роль налогообложения в системе экономических отношений, т. е. его равноположенное отношение к общегосударственным (публичным) и корпоративным финансам, делают объективно необходимым развитие идеи о налоговом праве как о самостоятельной области науки и юридической практики, а также позволяют характеризовать его взаимодействие с другими отраслями права. Четкое разграничение отношений собственности, имущественных прав государства, корпораций и граждан приводит и к обособлению, иному предметному наполнению правовых наук, изучающих закономерности и механизмы распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Это важнейшая методологическая проблема, от решения которой зависит равноправие экономических интересов. Мы не будем углубляться в проблему предметного наполнения разделов юриспруденции, связанных с регламентированием тех или иных экономических отношений, ибо это — прерогатива правоведов. Однако можно считать правомерной постановку вопроса об относительно самостоятельном существовании собственно государственного финансового права (привлечение и размещение займов, формирование доходов от государственных имушеств, правопорядок по государственным кредитам и страховым резервам, условия международной торговли и т. д.), кредитного права (преимущественно область управления коммерческими кредитами), страхового права (правопорядок формирования и использования средств страховых фондов), бюджетного права (распространяющегося преимущественно на процедуры разработки и принятия закона о бюджете, сферу бюджетного финансирования, формы межтерриториального бюджетного регулирования, применение норм управления бюджетным дефицитом и т. д.), налогового права (правовое регламентирование всей системы налогообложения). В такой постановке вопроса наука о налогообложении, или налоговедение, становится полноправным элементом политической экономии, как отрасль науки, вырабатывающая систему знаний о формировании налоговых доходов бюджета наряду с сохранением за налогами статуса экономического стимула развитию конкурентного производства, достижению социального равновесия в обществе и постоянному накоплению общественного богатства. Правовой аспект налоговедения исследует особый ее раздел — налоговое право. [c.114]

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ — совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, т.е. имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права, которые имеют международный характер. Международный характер этих отношений может проявляться в том, что в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные государства они связанны с территорией двух или нескольких государств объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Таким образом, нормы международного частного ПРАВА регулируют отношения, возникающие в ходе международного экономического и научно-технического сотрудничества. К области международного частного ПРАВА относятся вопросы гражданско-правового положения иностранцев, иностранных юридических лиц и смешанных обществ, права собственности, обязательственного права (внешнеторговые сделки, договоры морской, железнодорожной и воздушной перевозки, кредитно-расчетные отношения), авторского и изобретательского права, семейного и наследственного права, гражданско-процессуальные вопросы (процессуальные права иностранцев, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и морской арбитраж. В состав международного частного ПРАВА входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит прямое правило, устанавливающее права и обязанности (нормы прямого и непосредственного регулирования). В других случаях норма международного частного ПРАВА указывает лишь, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства. Такая коллизионная норма осуществляет разрешение какого-либо вопроса, но не самостоятельно, а в совокупности с законодательством той страны, на которое она ссылается. Большинство норм международного частного ПРАВА являются коллизионными, в связи с чем его называют иногда коллизионным ПРАВОМ. Международное частное ПРАВО связано с международным публичным ПРАВОМ, ряд его норм непосредственно вытекает из общих начал международного публичного ПРАВА. Связь с международным публичным ПРАВОМ проявляется и в том, что источники международного частного ПРАВА носят двоякий характер часть норм международного частного ПРАВА содержится во внутренних законах государств, часть — в международных договорах и некоторых международных обычаях. Нормы международного частного ПРАВА содержатся как в двусторонних, так и в многосторонних международных договорах. В то же время международное частное ПРАВО отличается от международного публичного ПРАВА главным образом тем, что субъектами международного частного права являются наряду с государствами также граждане и юридические лица. [c.172]

Правовое регулирование международных расчетных и кредитных отношений

Основы международных расчетов и кредитования во взаимоотношениях российских и иностранных организаций. Банковская гарантия, вексель и чек, валютные расчеты. Государственные внешние заимствования Российской Федерации и кредиты, предоставляемые страной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований РФ и предельных размерах государственных кредитов (займов), предоставляемых ею, вносятся Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством РФ программу государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых ею государственных кредитов (займов) на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США. В случае, если выполнение международных договоров и гражданско-правовых соглашений, предусматривающих внешние заимствования РФ или предоставление ею государственных кредитов, требует увеличения упомянутых предельных размеров заимствований (кредитов), такие договоры и соглашения могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.

Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случаях, если: кредит (заем) не включен в программу, указанную выше, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США; или исполнение такого международного договора требует увеличения предельных размеров государственных внешних заимствований России и предоставляемых ею государственных кредитов, утвержденных федеральным законом; ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Россия с 1992 г. является членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, а в 1991 г. стала членом Европейского банка реконструкции и развития. Правительство РФ в установленном порядке получает от имени России от Международного банка реконструкции и развития и ассоциированных с ним организаций займы и предоставляет гарантии по займам в соответствии с положениями соглашений о займах и гарантиях. Минфину РФ поручено осуществлять от имени Российской Федерации операции и сделки, предусмотренные различными положениями соглашений с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. Правительство РФ должно принимать необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств и осуществлению прав, вытекающих из участия РФ в упомянутых международных организациях.

В октябре 1997 г. между Российской Федерацией и Лондонским клубом кредиторов подписано соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Клуб объединяет крупнейшие коммерческие банки, предоставлявшие кредиты социалистическим и развивающимся странам.

Ранее, весной 1996 г., Российская Федерация заключила соглашение о рассчитанной на длительный период реструктуризации долгов бывшего СССР с Парижским клубом официальных кредиторов. В Парижском клубе, по традиции возглавляемом директором французского казначейства, представлены правительства стран-кредиторов.

Читать еще:  Косарева н б основы ипотечного кредитования

Переговорам и заключению соглашений с Парижским и Лондонским клубами предшествовал ряд этапов по урегулированию проблем, относящихся к внешней задолженности Советского Союза. Об отдельных решениях, принятых на этих этапах, говорится ниже.

СССР, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан 28 октября 1991 г. подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам. Стороны признали себя «совместно и солидарно ответственными по задолженности», безотносительно к условиям оригинальных контрактов. 4 декабря 1991 г. «государства, являющиеся или бывшие субъектами СССР, безотносительно к их нынешнему статусу», и СССР, принимая во внимание принципы международного права и положения Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., заключили Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. Договор зафиксировал принятие Сторонами на себя обязательства участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных Сторонами. Доля каждой Стороны в задолженности по долгу на 1 января 1991 г. и активах на момент правопреемства (1 декабря 1991 г.) определялась на основании согласованного Сторонами единого агрегированного показателя. Договором предусматривалось образование Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов. Стороны уполномочили Внешэкономбанк на обслуживание долга.

Итак, в современном международном гражданском обороте применяются два основных способа расчетов: наличный и безналичный, причем для наличного расчета в России установлены законодательные ограничения в зависимости от статуса их субъектов и суммы денежных средств.

В России все расчеты производятся в рублях, за исключением случаев, когда закон допускает расчеты валютными ценностями. Применительно к России, закон разделяет все валютные операции на текущие валютные операции, которые могут производиться без ограничений (их перечень в Законе о валютном регулировании и валютном контроле исчерпывающ) и операции, связанные с движением капитала, которые, как правило, могут проводиться лишь при наличии лицензии ЦБ РФ.

Безналичные расчеты могут совершаться в четырех основных формах: платежными поручениями (наиболее распространенная форма), по аккредитиву (различным его видам), чеками и по инкассо.

Следует отметить, что современной банковской практике нередко применяются такие формы расчетов по инкассо, как платежные требования, оплачиваемые в порядке предварительного акцепта, платежные требования-поручения, требования на безакцептное списание, инкассовые поручения. При этом нормативные акты большинства государств не регламентируют специфические вопросы, связанные с использованием различных форм расчетов по инкассо, ограничиваясь лишь установлением общих принципиальных положений и оставляя детальное регулирование порядка осуществления расчетов по инкассо установленным банковским правилам и применяемым в банковской практике обычаям делового оборота.

Список используемых источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

2. Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе // Собрание законов СССР. 1937. Отд. II. № 18. Ст. 108-110.

3. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР // Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2006. С.476-482.

4. Соглашение о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4467.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 г. №302-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2012. №53. Ст. 7627.

6. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // Собрание законодательства РФ. 1997. №11. Ст. 1238.

7. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 06.12.2011 г. №409-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859; 2011. №50. Ст. 7351.

8. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. — Ст. 4071.

9. Постановление Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // Ведомости РСФСР. — 1992. — № 30. — Ст. 1800.

10. Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа» (в ред. постановления Правительства РФ от 24.08.2004 г. №433) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №35. — Ст. 3639.

11. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395 «Об утверждении Порядка работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1633.

12. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 203 «О проведении валютных операций Министерством обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — №16. — Ст. 1742.

13. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №856 «О проведении валютных операций Министерством иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — №1. — Ст. 305.

14. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 13 мая 2011 г. №2634-У) // Вестник Банка России. — 2011. — №33.

15. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» // Собрание законов СССР. — 1937. — № 52. — Ст. 221.

16. Унифицированные правила по инкассо коммерческих документов 1966 г.: утверждены Международной торговой палатой в новой редакции в 1995 г. Публикация №552. Вступили в силу с 1 января 1996 г. // Справочная правовая система «Гарант». 2013 г.

17. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (USP 600): утверждены Банковской комиссией МТП 25 октября 2006 г. Вступили в силу с 1 июля 2007 г. // Справочная правовая система «Гарант». 2013 г.

18. Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. 1. Нью-Йорк. С. 153.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 465.

20. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие / Валеев Р.Ф., Гущин В.В. — М.: МГИУ, 2008. — 316 c.

21. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие / Под общ. ред.: Безбах В.В., Пучинский В.К. — М.: МЦФЭР, 2004. — 896 c.

22. Дробышев П.Ю. Вексельное право и Конвенция ЮНИСТРАЛ о международных переводных и международных простых векселях / П.Ю. Дробышев. — М., 2006. — 320 с.

23. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. — М.: Дело, 2004. — 480 с.

24. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. №11.

25. Кремер Ю.О. Особенности англо-американского законодательства о векселях // Государство и право. 1997. № 3.

26. Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. — М.: Спарк, 2007.

27. Лазарева Т.П. Влияние актов международной частноправовой унификации на национальное законодательство стран СНГ (на примере расчетных отношений) / Т.П. Лазарева // Журнал российского права. — 2011. — №5. — С. 66-71.

28. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. — М.: Статут, 2004. — 350 с.

29. Международное валютное право. Перевод с немецкого / Эбке В.Ф. — М.: Международные отношения, 1997. — 336 c.

30. Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2006. — 459 с.

31. Садиков О. Н. Важное постановление Президиума Верховного Суда РФ // Юридический мир. — 1997. — № 3. — С. 56-58.

32. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М.: Статут, 2005. — 556 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector