Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций

Вопрос 3. Правовое регулирование создания кредитных организаций

Создание коммерческого банка представляет собой довольно длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, предопределяющих в будущем деятельность банка. В ходе этого процесса устанавливаются взаимоотношения между будущими учредителями банка, они находят необходимые средства для формирования уставного капитала банка, руководителей банка, соответствующих предъявляемым требованиям, готовятся необходимые документы, которые затем проходят юридическую и иную проверку, в зависимости от результатов которой банк получает либо не получает лицензию.

Теоретический процесс создания банка можно условно разделить на несколько этапов, в частности:

1 – подготовительный этап, на котором учредители банка достигают предварительного соглашения о создании банка и формируют инициативную группу, оговаривают формы и количественные параметры участия каждого из них в формировании уставного капитала банка; на этом этапе заказывается и разрабатывается, как правило юридической фирмой, документация, необходимая для регистрации банка, согласовывается наименование банка; отношения между учредителями регулируются сначала предварительным договором (ст. 429 ГК РФ), а затем учредительным договором (ст. 52 ГК РФ); при создании банка в форме акционерного общества учредители до момента государственной регистрации несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим на этом этапе (ст. 98 и 322 ГК РФ);

2 – этап государственной регистрации, который состоит из трех частей: а) подачи документов в территориальное управление Банка России и получение его заключения; б) направление документов в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России, принятие решения о возможности регистрации и выдача свидетельства о регистрации; в) подтверждение оплаты уставного капитала и выдача лицензии на осуществление банковских операций;

3 – этап расширения круга выполняемых операций, который не является обязательным. И введение которого определяется самим банком; на этом этапе уже работающий банк может получить дополнительные лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц, осуществление операции с драгоценными металлами и генеральную лицензию.

Рассмотрим эти этапы более подробно. На первом этапе формируется инициативная группа учредителей. Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. При этом учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательном порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнить обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители должны располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации. Наличие у юридического лица задолженности перед бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате, является основанием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учредителей кредитной организации.

На первом этапе полное и сокращенное наименование кредитной организации должен быть предварительно согласованы с Банком России. До подписания учредительного (договора о создании) инициативная группа по созданию кредитной организации направляет в Банк России запрос о согласовании полного и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.

На втором этапе для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора о создании общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы:

1) ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор ( в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

3) устав кредитной организации;

4) протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т.д.;

5) свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяется Банком России, но не более одного процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. В случае отказа в регистрации сбор не возвращается;

6) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные налоговыми органами, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости;

9) список учредителей кредитной организации.

Все документы подают в территориальные учреждения Банка России, которые выдают учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

По принятым документам составляется заключение территориального учреждения Банка России. Оно должно содержать полную информацию, на основании которой территориальное учреждение Банка России сделало вывод о возможности регистрации кредитной организации и предоставления ей лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100 % уставного капитала. Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредита организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его стопроцентной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты.

Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала устанавливается Банком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть использованы для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Важной гарантией стабильности банковской системы является законодательное требование о том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

— лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;

Читать еще:  Анализ кредитоспособности предприятия на примере

— генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов.

В ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Таким образом, отказ допускается, в частности, по следующим основаниям:

— несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления в сфере экономики; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации;

— неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;

— несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций

Статья просмотрена: 1829 раз

Библиографическое описание:

Васильева, О. В. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций / О. В. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 538-540. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7090/ (дата обращения: 11.04.2020).

В данной статье анализируются изменения и новеллы в правовом регулировании деятельности кредитных организаций. Перечисляются основные федеральные законы, регулирующие банковскую и финансовую деятельность, принятые в последние годы.

Ключевые слова:коммерческие банки, валютное законодательство, банковская деятельность, кредитование, кредитные организации, небанковские кредитные организации, банковское законодательство.

This article analyzes amendments and innovations in the legal regulation of credit institutions, and lists the major federal laws governing banking and finance, which were adopted in the recent years.

Keywords: commercial banks, foreign exchange legislation, banking, lending, lending institutions, non-bank credit institutions, banking law.

Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на экономику и банковскую систему многих стран мира. Россия не осталась в стороне от общемировых проблем, которые коснулись и российских банков. В соответствии с современными реалиями изменяется и совершенствуется законодательство о банках и банковской деятельности.

С началом кризиса увеличились требования к размеру уставного капитала и собственных средств коммерческих банков. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций сегодня устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, — 90 миллионов рублей [1].

Изменилось и само понятие небанкских кредитных организаций: добавились небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций [1].

Увеличился максимальный размер выплат по вкладам. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов, но не более 700 000 рублей. Ранее суммы выплат составляли 300 000 и 400 000 рублей [2]. Однако эти цифра по-прежнему отстают от выплат по вкладам европейских банков.

23 апреля 2013 Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект об увеличении предельного размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банке, в отношении которого наступил страховой случай. Размер страхового возмещения по вкладам граждан в банках предлагается увеличить с 700 тыс. до 1 млн. рублей.

Валютное законодательство, напротив, подверглось значительной либерализации. С 1 июля 2006 года отменено требование об обязательном резервировании при осуществлении валютных операций. С 1 января 2007 года была отменена предварительная регистрация (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, а также требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации [3].

В настоящее время банки все чаще сталкиваются с проблемой невозврата кредитных средств, значительная часть прибыли банков идет на покрытие резервов по ссудам. Сегодня Положением Банка России 254-П в целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества против ранее существовавших четырех. При этом по ссудам I (высшей) категории качества размер сформированного резерва составляет ноль процентов, по остальным категориям этот размер стал более гибким и определяется интервалом [4].

Более эффективной деятельности банков по кредитованию способствует принятый, но еще не достаточно эффективно действующий Федеральный Закон «О кредитных историях». Информация по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в целях формирования кредитных историй передается банками в бюро кредитных исключительно с согласия заемщиков [5].

Ряд мер направлен на защиту не банков, а вкладчиков. Так с 2010 года по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, что особенно актуально для долгосрочных кредитов в период нестабильности курсов валют. Кроме того, сегодня заемщик имеет право в любое время без комиссий и штрафов досрочно погасить взятый кредит.

Изменения коснулись также законодательства о банковской тайне: увеличился круг субъектов, имеющих право на получение информации, составляющей банковскую тайну. В настоящее время справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией, в том числе, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, органам принудительного исполнения судебных актов, которые ранее не имели таких прав [1].

На коммерческие банки возложены функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета с юридическим лицом в случае отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности [6]. Сегодня коммерческие банки до открытия счета вынуждены выезжать по месту нахождения юридического лица для соответствующей проверки, что в целом не является банковской функцией.

Произошли изменения в самой банковской системе. Тенденция по созданию государственных корпораций коснулась и финансовой сферы. С 2006 года на основании специального закона действует единственный некоммерческий банк в РФ — государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» утратил силу в связи с принятием ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует конкуренцию, в том числе, и в банковской сфере [7]. В 2009 году был принят Федеральный закон «О кредитной кооперации» [8].

Источники правового регулирования финансовых рынков пополнились другими новыми Федеральными законами: «О национальной платежной системе» [9], «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [10], «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], «О центральном депозитарии» [12], «О клиринге и клиринговой деятельности» [13].

Читать еще:  Разновидностью коммерческого кредита является

Правительство РФ одобрило программу развития финансовых и страховых рынков, создание Международного финансового центра в Москве.

Одной из важнейших проблем правового регулирования финансовых рынков является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня эти функции возложены как на ФСФР, так и на Банк России. Следует отметить, что «регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами» [14].

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 14.03.2013) «О банках и банковской деятельности» / «Российская газета», N 27, 10.02.1996.

2. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» / «Российская газета», N 261, 27.12.2003.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле» / «Российская газета», N 253, 17.12.2003.

4. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 24.12.2012) / «Вестник Банка России», N 28, 07.05.2004.

5. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях» / «Российская газета», N 2, 13.01.2005.

6. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / «Российская газета», N 151–152, 09.08.2001.

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» / «Российская газета», N 162, 27.07.2006.

8. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О кредитной кооперации» / «Российская газета», N 136, 24.07.2009.

9. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О национальной платежной системе» / «Российская газета», N 139, 30.06.2011.

10. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» / «Российская газета», N 147, 07.07.2010.

11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Российская газета», N 168, 30.07.2010.

12. Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О центральном депозитарии» / «Российская газета», N 278, 09.12.2011.

13. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О клиринге и клиринговой деятельности» / «Российская газета», N 29, 11.02.2011.

14. Васильева О. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., -2005. — 26 с. С. 21.

Вопрос 3. Правовое регулирование создания кредитных организаций

Создание коммерческого банка представляет собой довольно длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, предопределяющих в будущем деятельность банка. В ходе этого процесса устанавливаются взаимоотношения между будущими учредителями банка, они находят необходимые средства для формирования уставного капитала банка, руководителей банка, соответствующих предъявляемым требованиям, готовятся необходимые документы, которые затем проходят юридическую и иную проверку, в зависимости от результатов которой банк получает либо не получает лицензию.

Теоретический процесс создания банка можно условно разделить на несколько этапов, в частности:

1 – подготовительный этап, на котором учредители банка достигают предварительного соглашения о создании банка и формируют инициативную группу, оговаривают формы и количественные параметры участия каждого из них в формировании уставного капитала банка; на этом этапе заказывается и разрабатывается, как правило юридической фирмой, документация, необходимая для регистрации банка, согласовывается наименование банка; отношения между учредителями регулируются сначала предварительным договором (ст. 429 ГК РФ), а затем учредительным договором (ст. 52 ГК РФ); при создании банка в форме акционерного общества учредители до момента государственной регистрации несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим на этом этапе (ст. 98 и 322 ГК РФ);

2 – этап государственной регистрации, который состоит из трех частей: а) подачи документов в территориальное управление Банка России и получение его заключения; б) направление документов в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России, принятие решения о возможности регистрации и выдача свидетельства о регистрации; в) подтверждение оплаты уставного капитала и выдача лицензии на осуществление банковских операций;

3 – этап расширения круга выполняемых операций, который не является обязательным. И введение которого определяется самим банком; на этом этапе уже работающий банк может получить дополнительные лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц, осуществление операции с драгоценными металлами и генеральную лицензию.

Рассмотрим эти этапы более подробно. На первом этапе формируется инициативная группа учредителей. Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. При этом учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательном порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнить обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители должны располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации. Наличие у юридического лица задолженности перед бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате, является основанием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учредителей кредитной организации.

На первом этапе полное и сокращенное наименование кредитной организации должен быть предварительно согласованы с Банком России. До подписания учредительного (договора о создании) инициативная группа по созданию кредитной организации направляет в Банк России запрос о согласовании полного и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.

На втором этапе для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора о создании общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы:

1) ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор ( в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

3) устав кредитной организации;

4) протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т.д.;

5) свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяется Банком России, но не более одного процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. В случае отказа в регистрации сбор не возвращается;

6) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные налоговыми органами, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости;

9) список учредителей кредитной организации.

Все документы подают в территориальные учреждения Банка России, которые выдают учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

По принятым документам составляется заключение территориального учреждения Банка России. Оно должно содержать полную информацию, на основании которой территориальное учреждение Банка России сделало вывод о возможности регистрации кредитной организации и предоставления ей лицензии на осуществление банковских операций.

Читать еще:  Конечное сальдо по кредиту имеют

Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100 % уставного капитала. Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредита организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его стопроцентной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты.

Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала устанавливается Банком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть использованы для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Важной гарантией стабильности банковской системы является законодательное требование о том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

— лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;

— генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов.

В ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Таким образом, отказ допускается, в частности, по следующим основаниям:

— несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления в сфере экономики; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации;

— неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;

— несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России.

Тема 17. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций

Целью данного практического занятия является определение и оценка знаний полученных студентом при освоении теоретической части семнадцатой темы, а также формирование у них на основании этих знаний следующих компетенций.

Вопросы для обсуждения

Задание 1. Роль и значение кредитных организаций в современной экономической системе (ОК 9.8).

Задание 2. Охарактеризуйте банковскую систему РФ. (ПК 5.3.47)

Задание 3.Порядок создания кредитной организации. (ПК 5.3.51)

Задание 4. Понятие и признаки банковской операции. Виды банковских операций. (ПК 5.3.12)

Задание 5. Формы безналичных расчетов в РФ. (ПК 1.3.5)

Письменные экспресс-контрольные вопросы

Задание 6. Назовите характерные особенности правового статуса кредитной организации. (ОК 9.7)

Задание 7. Назовите признаки, характеризующие банковскую деятельность. (ПК 1.1.5)

Задание 8. Функции и полномочия Банка России как органа государственного регулирования банковской системы. (ПК 5.3.3)

Задание 9. Основания отзыва лицензии кредитной организации. (ПК 5.3.51)

Тесты контроля знаний

Задание 10. По действующему законодательству к кредитным организациям относятся:

1. Организации, которые осуществляют все банковские операции.

2. Организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции.

3. Организации, которые осуществляют банковские и небанковские операции.

4. Организации, целью которых является извлечение прибыли, которые имеют лицензию ЦБ РФ и статус хозяйственного общества, осуществляют предусмотренные федеральным законом банковские операции. (ПК 5.1.4)

Задание 11. По действующему законодательству банком является:

1. Кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

2. Хозяйственное общество, осуществляющее все возможные по законодательству банковские операции.

3. Кредитная организация, имеющая статус акционерного общества.

Задание 12. В случае расчета по непокрытому аккредитиву:

1. Денежные средства плательщика не депонируются в исполняющем банке, а плательщик лишь гарантирует оплату.

2. Все так, как в п. 1, но гарантом выступает исполняющий банк.

3. Сумма аккредитива оплачивается со счета банка-эмитента, открытого в связи с этим расчетом в исполняющем банке.

4. Сумма аккредитива оплачивается со счета банка-эмитента, открытого в банке, являющемся в конкретном расчете исполняющим банком. (ПК 1.3.5)

Литература

1. Глушко А.В. Правовая природа центральных банков // Финансовое право. 2007. № 4.

2. Ефимова Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации // Банковское право. 2007. № 2.

3. Иванов С.А. Место нормативных актов Центрального банка в правовой системе России // Законодательство и экономика. 2002. № 11.

4. Кредитные организации в России: Правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодского. М., 2006.

Нормативные материалы

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28; 2011. № 7.

2. О банках и банковской деятельности. ФЗ от 3 февраля 1996 г. (в ред. от 15 ноября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 6; 2010. № 47.

3. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утв. ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П (в ред. от 22 января 2008 г.) // Вестник Банка России. 2002. № 74; 2008. № 9.

4. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Инструкция ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И (в ред. от 03.12.2010) // Вестник Банка России. 2010. № 23.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector