Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Надзор за кредитными организациями

Глава 10. Надзор и контроль за деятельностью некредитных финансовых организаций. Участие в организации деятельности по предупреждению несостоятельности (банкротства) и ликвидации некредитных финансовых организаций

Глава 10. Надзор и контроль за деятельностью некредитных финансовых организаций. Участие в организации деятельности по предупреждению несостоятельности (банкротства) и ликвидации некредитных финансовых организаций

10.1. В рамках предоставленных полномочий территориальное учреждение осуществляет следующие функции.

10.1.1. Контролирует соблюдение некредитными финансовыми организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, осуществляет надзор за их деятельностью, применяет к некредитным финансовым организациям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10.1.2. Осуществляет анализ финансового состояния и оценку экономического положения некредитных финансовых организаций.

10.1.3. Организует и осуществляет работу с некредитными финансовыми организациями, в деятельности которых выявлены нарушения и недостатки, негативные тенденции и ситуации, а также осуществляет контроль за исполнением некредитными финансовыми организациями, у которых аннулированы лицензии на осуществление профессиональной деятельности на. рынке ценных бумаг, требований законодательства Российской Федерации к процедурам прекращения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Контролирует исполнение планов восстановления платежеспособности некредитных финансовых организаций.

10.1.4. Участвует в работе временных администраций некредитных финансовых организаций.

10.1.5. Рассматривает информацию (обращения) налоговых, правоохранительных органов и иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам деятельности некредитных финансовых организаций.

10.1.6. Вносит сведения в реестры и иные информационные базы, ведение которых осуществляется Банком России, и выдает выписки из них.

10.1.7. Проводит изучение, анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России по вопросам регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, вносит в центральный аппарат Банка России предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России по указанным вопросам.

10.1.8. Участвует в рассмотрении вопросов, касающихся деятельности бюро кредитных историй.

По поручению соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Банка России осуществляет взаимодействие с бюро кредитных историй, субъектами, пользователями, источниками формирования кредитных историй и иными лицами по вопросу деятельности бюро кредитных историй, участвует в проверках бюро кредитных историй, выдает предписания об устранении нарушений, организует и осуществляет работу, связанную с производством по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации о кредитных историях.

10.1.9. Участвует в рассмотрении вопросов, касающихся лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг.

10.1.10. Осуществляет иные функции в области надзора и контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций, предупреждения несостоятельности (банкротства) и ликвидации некредитных финансовых организаций.

10.2. Отделение осуществляет функции, предусмотренные пунктом 10.1 настоящего Положения, в порядке, определенном нормативными и иными актами Банка России и организационно-распорядительными документами Главного управления, изданными в рамках его компетенции.

Надзор за деятельностью кредитных организаций

Центральный Банк Российской Федерации является органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов — это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст. 56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) несения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, являются:

Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.

Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Читать еще:  Кредитные вложения в россии

Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

— несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

— допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

— нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в отсутствие учета или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

Таким образом, общей целью банковского надзора является:

— поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

— обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

— защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Банковский надзор — это самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения.

Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций (ст.73 ФЗ «О ЦБ РФ»).

По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой классификации). Приведем их краткую характеристику.

Первая модель — основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию.

Вторая модель – ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.

Коммерческие банки и финансовые институты в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения – бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.

Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов и другие органы федерального уровня.

К «смешанной модели» можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

К числу стран, принявших «смешанную модель», можно условно отнести Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора по двум направлениям, одно из которых – обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе – обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором – Служба по финансовым рынкам.

Читать еще:  Международные долгосрочные кредиты подразделяются на

Третья модель — характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности.

Четвертая модель — объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочия мегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степени Ирландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделения центрального банка.

Российское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие государственные органы. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Тема 7 Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Банковский надзор

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

правил проведения операций;

нормативов отчетности и бухучета;

нормативов ликвидности и достаточности капитала;

ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;

анализ отчетности и баланса финорганизации;

изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;

проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;

контроль законности полученных доходов;

контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;

проверку формирования резервов;

анализ управления рисками;

изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;

выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств.

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета;

надзор за инвалютными операциями;

надзор за обеспечением собственной ликвидности;

другие.

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением;

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор.

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов;

методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки;

методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам;

методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям.

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

Читать еще:  История ипотечного кредитования в россии

предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;

изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;

запрет на проведение банком отдельных операций;

запрет на реорганизацию банка;

штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;

требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;

принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);

крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка.

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Банк России централизовал надзор за кредитными организациями

Банк России завершил централизацию банковского надзора. Об этом сообщает во вторник, 23 октября, пресс-служба регулятора.

«Произошло значимое событие для банковского сектора: завершен важный этап масштабной реформы банковского надзора, стартовавшей в 2017 году. Банковский надзор полностью перешел от регионально-распределенной модели к централизованной модели», — отмечает заместитель председателя Банка России Ольга Полякова.

В релизе ЦБ поясняется, что кредитные организации, ранее поднадзорные Волго-Вятскому и Сибирскому главным управлениям Банка России, 23 октября перешли под надзор службы текущего банковского надзора (СТБН), созданной в марте 2017 года. Таким образом, на данный момент СТБН переданы функции надзора за кредитными организациями от всех территориальных учреждений Банка России.

«Отныне непосредственно банковский надзор будут осуществлять два структурных подразделения: это департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями и служба текущего банковского надзора», — указывает Полякова.

В пресс-службе ЦБ уточняют, что в настоящее время служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за 474 кредитными организациями, департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями — за системно значимыми банками и кредитными организациями, входящими в их банковские группы (28 банков). Кроме того, департамент финансовой стабильности осуществляет надзор за небанковской кредитной организацией — центральным контрагентом «Национальный Клиринговый Центр».

Кураторы всех кредитных организаций расположены в Москве. Непосредственное взаимодействие с кредитными организациями в регионах обеспечивают региональные сотрудники СТБН, которые участвуют в надзоре, в том числе в качестве уполномоченных представителей Банка России, посещают кредитные организации, оперативно информируют кураторов о существенных событиях в деятельности кредитных организаций и регионального банковского сектора.

«Основными целями реформы банковского надзора являются обеспечение единых подходов и стандартов в надзорной работе на всей территории страны, повышение оперативности и эффективности надзорных действий, внедрение консолидированного подхода к оценке принимаемых кредитными организациями рисков, оптимизация взаимодействия регулятора с кредитными организациями», — подчеркивается в сообщении регулятора.

«Это независимость; это возможность применения единых, унифицированных подходов без каких-либо региональных различий; это управляемость», — резюмирует Полякова, говоря о преимуществах централизованной модели банковского надзора. «При этом мы сохраняем лучшие практики, сформировавшиеся за все эти годы», — добавляет она.

Зампред ЦБ также обращает внимание на то, что, говоря о реформировании банковского надзора, «неверно делать акцент только на организационных изменениях». «Самыми главными задачами для нас являются на сегодняшний день развитие проактивного и риск-ориентированного надзора, основанного на диалоге с кредитной организацией, и дальнейшее развитие консолидированного надзора», — заключает Полякова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector