Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный целевой кредит это

Целевой кредит

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами целевой кредит можно потратить только на то, что является объектом кредитование в договоре с банком.

Это могут быть, к примеру: покупка жилья или оплата медицинских услуг, однако ни на что другое полученные деньги не могут быть потраченными.

Виды целевого кредита

Существует большое количество видов целевого кредита. Такое разнообразие объясняется большим количеством объектов целевого кредитования. Вот самые распространенные из них.

Кредит на строительство дома

Однако, несмотря на широкое применение, у этого займа существуют отличительные черты, которые могут стать проблемой для потенциального клиента банка.

  1. Первым обязательным условием договора по целевому кредиту на строительство дома является наличие залога и (или) поручителей. Причем чём залог требуется, в основном, имущественный и чем выше будет стоимость имущественного залога, тем больше вероятность одобрения целевого кредита на строительство дома (например – строительство дачи).
  2. Вторым обязательным условием договора станет внесение первоначального взноса, который составляет от 15% до 30% от занимаемой суммы.

Так же отличительной чертой этого целевого кредита станет достаточно высокая процентная ставка. Это обусловлено высокими рисками банка, при выдаче больших сумм в кредит.

Целевой потребительский кредит

Самыми популярными направлениями целевого потребительского кредита, за последние десять лет, стали:

  • кредит на образование;
  • кредит на развитие частного хозяйства;
  • рефинансирование кредита.

При этом у данного кредита есть уникальное условие – это отсрочка платежа, которая может быть предоставлена банком по причинам академического отпуска или наступления армейской службы.

С 2009 года популярность среди заемщиков стал набирать кредит на погашение старого кредита. В этом случае ставки по второму кредиту более выгодны клиенту банка и за счет полученных денежных средств, он погашает задолженность по старому кредиту. Но стоит помнить, что в случае получения целевого кредита на рефинансирование старого кредита ни на что другое деньги не могут быть потрачены.

Целевой государственный кредит

Это кредит, который выдается государством для поддержания различных сегментов производственно-хозяйственной деятельности в стране. Это могут денежные средства, выданные правительством страны, в виде кредита, на поддержание субъектов малого бизнеса, сельского хозяйства или возмездного финансирования научно-технического прогресса.

Иностранный целевой кредит

Можно выделить схожие черты между государственным и иностранным целевым кредитом, но существенным отличием будет определение валюты кредитных отношений. Во втором случае – это может быть только иностранная валюта.

В статье 93.5 БК РФ прописаны цели, на которые могут быть израсходованы полученные денежные средства по договорам иностранных целевых кредитов и условия их выдачи:

  1. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) могут предоставляться Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам;
  2. Предоставление бюджетных кредитов, указанных в предыдущем пункте, осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита;
  3. Основания, порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются условиями соответствующих договоров;

Целевой ипотечный кредит

Ипотечные целевые кредиты наряду с целевыми кредитами на строительство дома, набирают всё большую популярность среди населения. Иногда это единственный способ приобрести долгожданную собственную жилплощадь.

Основные условия кредитных договоров на ипотечный целевой кредит следующие:

  • диапазон предоставляемых сумм кредита от ста тысяч рублей до 25 миллионов рублей;
  • срок предоставления кредита от трёх до тридцати лет;
  • обязательное наличие залога;
  • интервал годовой процентной ставки составляет от 11 до 24 процентов;
  • внесение первоначального взноса, размер которого определяется в каждом случае индивидуально;
  • возможно досрочное погашение суммы кредита, без выплаты не начисленных процентов.

Таким образом можно сделать вывод о том, что единственным фактором, который способен остановить рост разновидностей целевого кредита, может быть только ограниченность потребительского спроса и ограниченность фантазии банковских служащих.

Преимущества и недостатки

Данный вид кредита имеет неоспоримые преимущества:

  1. более низкие годовые процентные ставки, в сравнении с прочими банковскими кредитами;
  2. сниженные риски для банка, так как ещё на этапе формирования условий кредитного договора, можно в полной мере оценить вероятность возврата выдаваемого заема, так как банк абсолютно уверен в цели кредита.

Однако существуют и недостатки, из-за которых продолжают существовать альтернативы целевого кредита:

  • большой пакет запрашиваемых документов. Так как банк наверняка знает, на какие цели будут потрачены денежные средства, могут быть запрошены дополнительные документы, для дополнительной гарантии вероятности возврата займа;
  • при оформлении целевого кредита с обязательным предоставлением залога, потенциальный клиент понесет дополнительные расходы, связанные с: экспертной оценкой стоимости залога (квартиры, земельного участка и т.д.), страхованием имущества и т.д.

Самым главным нюансом целевого кредита остается его целевое использование. То есть только на те цели, которые были прописаны в кредитном договоре. В противном случае банк может потребовать немедленно погашения оставшейся суммы кредита и уплаты штрафа, который будет предусмотрен условиями договора.

Статья 194. Незаконное получение и нецелевое использо­вание кредита

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ, ЦЕННЫХ БУМАГ И ИНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Рассматриваемая норма предусматривает уголовную ответ­ственность за два преступления: незаконное получение креди­та (ч. 1 ст. 194 УК РК) и нецелевое использование кредита (ч. 2 ст. 194 УК РК). Названные преступления объединены в одну статью в связи с общностью непосредственного объекта пре­ступления, которым являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе банковской дея­тельности, а также кредитов банка. Дополнительным объектом преступления выступают имущественные интересы кредиторов.

Предметом преступления по ч. 1 ст. 194УК РК являются кредит, дотации либо льготные условия кредитования.

Объективная сторона незаконного получения кредита, до­таций либо льготных условий кредитования выражается:

1) в представлении банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе индивидуального предпринимателя или организации;

2) в представлении банку или иному кредитору заведомо ложных сведений об иных обстоятельствах, имеющих суще­ственное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования. При этом заведомо ложными сведения­ми является любая информация, не соответствующая действи­тельности. Данная информация может содержаться в предоставляемых в банк или иную организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, документах: балансах, бизнес-планах, технических обоснованиях и т. п.;

3) в несообщении банку или иному кредитору информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекраще­ние кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограниче­ние размеров выделенного кредита или дотаций, если вышеуказанные деяния причинили крупный ущерб.

Верховный Суд РК в нормативном постановлении «О неко­торых вопросах квалификации преступлений в сфере экономи­ческой деятельности» от 18 июня 2004 г. дает разъяснение, что при решении вопроса о том, имели ли существенное значение заведомо ложные сведения для получения кредита, дотаций либо льготных условий кредитования, необходимо выяснять, была ли у виновного реальная возможность их получения без предо­ставления таких ложных сведений на основании других также предоставленных кредитору действительных данных. В случае, когда для предоставления кредита, дотаций либо льготных усло­вий кредитования кредитору были достаточны иные предъяв­ляемые ему неложные сведения, то уголовная ответственность индивидуального предпринимателя или руководителя органи­зации по ст. 194 УК РК не наступает. Действия, предусмотрен­ные ст. 194 УК РК, влекут уголовную ответственность незави­симо от факта возврата незаконно полученных либо использо­ванных не по прямому назначению кредитных средств (п. 11 нормативного постановления от 18 июня 2004 г.).

В данном случае речь идет о том, что виновное лицо не пред­ставляет информацию, которую он обязан сообщить банку или иной организации, осуществляющей отдельные виды банков­ских операций. Эта информация должна иметь важное значе­ние для продолжения кредитования, дотирования или представ­ления льготных условий кредитования. Например: о наложе­нии ареста на имущество или счета заемщика, о ликвидации организации, которая является гарантом, признание заемщика банкротом и т. п.

Кредит — предоставление в долг товаров и денег; ссуда де­нег или товара как капитала на условиях возврата через извест­ное время эквивалента этой суммы плюс определенный про­цент.

Дотация — ассигнования из государственного бюджета для покрытия убытков предприятий и организаций, доходы кото­рых по установленным оптовым ценам реализации продукции не покрывают физических затрат на нее или если последние больше розничных цен на эту продукцию.

Читать еще:  Условия кредитной сделки кредитный договор

Льготные условия кредитования — предоставление кредита (ссуды) на льготных условиях. Ими могут быть низкие процент­ные ставки, долгосрочный кредит (на срок более 5 лет), предо­ставление кредита без обеспечения (залога, поручительства, гарантии), так называемый бланковый кредит.

Предоставление кредита регулируется гражданским законо­дательством РК. По кредитному договору кредитор обязуется представлять деньги заемщику в размере и на условиях, оговоренных договором, а заемщик обязуется возвратить получен­ную сумму и уплатить вознаграждение. Современная экономика страны характеризуется всесторонней поддержкой государ­ством развития малого предпринимательства, о чем свидетель­ствует принятие Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О приоритетных и региональных программах поддержки и раз­вития малого предпринимательства в Республике Казахстан» от 7 июня 1997 г. и Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г.

Разработка правовой базы малого предпринимательства пре­следует не только цели создания условий, максимально благо­приятных для субъектов малого предпринимательства, совер­шенствования механизма финансового и информационного обеспечения их деятельности, но и цели разграничения неза­конного и законного предпринимательства. В этой связи зако­нодательными актами предусмотрены не только права, но и обязанности предпринимателей. Так, в вышеназванном Указе Президента РК высказана необходимость создания механизма стимулирования банков второго уровня для кредитования ими субъектов малого предпринимательства с учетом приоритетов их развития, определяемых Правительством РК.

В соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности ссудной операцией является представление денег банком другим лицам на условиях возвратности и платности, обеспеченности и целенаправленности. Принцип возвратности означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды (кре­дита), должны быть возвращены банку или иному кредитору в установленные (оговоренные в договоре) сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций (принцип срочности). Возвратность кредитов может обеспечи­ваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и дру­гими способами, предусмотренными законодательством РК или договором. За предоставление кредита взимается определенная плата в виде процента от кредитной суммы (принцип платнос­ти). Банковский кредит всегда выдается на строго определен­ные цели (принцип целенаправленности).

В целях снижения риска при осуществлении ссудных опе­раций разрабатывается Положение о внутренней кредитной политике банка, утверждаемое его Наблюдательным советом. Этим Положением устанавливаются условия предоставления кредитов. Кредит предоставляется лишь в том случае, если его возвратность и платность могут быть обеспечены хозяйствен­ным положением, финансовым состоянием или имуществом заемщика либо его целевым использованием.

Заведомо ложные сведения о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе могут быть представлены кредитору до или во время подписания договора, а также после его подписания с целью сокрытия обстоятельств, которые могли бы воспрепятствовать представлению кредита, дотаций, льготных условий кредитования.

Состав, сформулированный законодателем в ч. 1 ст. 194 УК РК, материальный. Преступление признается оконченным, если это деяние причинило «крупный ущерб». В примечании к ст. 189 УК РК дается понятие «крупного ущерба», которое применимо для всех уголовно-правовых норм, содержащихся в главе 7 Осо­бенной части УК РК.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 194УК РК, следует отличать от завладения кредитными средствами путем мошен­ничества (ст. 177 УК РК), поскольку последнее является спо­собом хищения чужого имущества путем обмана или злоупот­ребления доверием, когда умысел направлен на противоправ­ное и безвозмездное, с корыстной целью изъятие и обращение чужого имущества в свою пользу или в пользу других лиц. Принезаконном же получении кредита, дотации или льготных усло­вий кредитования умысел направлен на временное получение кредита либо дотации с последующим, пусть и несвоевремен­ным возвращением кредитору денежных средств и ассигнова­ний, выданных в виде дотации.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-лет­него возраста, индивидуальный предприниматель, а также ру­ководитель коммерческой или некоммерческой организации, уполномоченный на заключение кредитного договора.

С субъективной стороны анализируемое преступление харак­теризуется виной в форме прямого умысла: лицо сознает обще­ственно опасный характер своего деяния, предвидит, что в ре­зультате представления заведомо ложных сведений или несо­общения информации, которую банк должен знать, оно полу­чит кредит и желает получить кредит, хотя изначально очевид­но, что предоставленная сумма будет им несвоевременно воз­вращена.

В части 2 ст 194 УК РК предусмотрена уголовная ответствен­ность за использование государственного целевого кредита либо кредита, выданного под гарантии государства, не по прямому назначению, если это причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Предметом данного преступления является государственный целевой кредит или кредит, выданный под гарантии государ­ства.

В соответствии со ст. 19 Закона РК «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 г. Министерство финансов РК от имени Пра­вительства РК вправе предоставлять кредиты в пределах сумм, предусмотренных в республиканском бюджете.

Государственный целевой кредит — это ссуда в денежной или натуральной форме, выдаваемая в рамках различных государ­ственных программ, законов или иных подзаконных актов РК. Примерами данных актов могут быть: Закон РК от 12 апреля 1993 г. о кредитовании отраслей агропромышленного комплекса или финансирование государственных мероприятий; постанов­ление Правительства РК «О кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создание рабочих мест» от 12 февраля 1998 г. либо постановление Правительства РК «О реализации программы кредитования малого предпринима­тельства в рамках кредитной линии Европейского Банка Реконст­рукции и Развития» от 19 сентября 1997 г. и некоторые другие.

Кредитор в этом случае приобретает право контроля за це­левым использованием выданного кредита, а заемщик обязан обеспечить ему возможность такого контроля Незаконное по­лучение целевого кредита (путем предоставления ложных све­дений о тех или иных целевых программах — их необходимости, стоимости и т. д.) либо нарушение заемщиком условий целево­го использования кредита предоставляет кредитору право тре­бовать достаточного возврата суммы кредита и уплаты причи­тающихся процентов, а также право отказаться от дальнейшего кредитования.

Кредитом, выданным под гарантию государства, является кре­дит, по которому Правительство РК обязуется частично или полностью погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установ­ленный срок. При этом заемщиком может быть только рези­дент РК (п. 8 ст. 1). Резиденты РК —это юридические лица, созданные в соответствии с законом РК, с местом нахождения в РК, а также их филиалы и представительства с местом нахож­дения в РК и за ее пределами (п. 32 ст. 1). Кредит, выданный под гарантию государства, является одним из средств обеспе­чения возвратности кредита.

Объективная сторона анализируемого преступления выра­жается в действии — виновное лицо использует кредит не по прямому назначению, что означает использование кредита на цели, не предусмотренные кредитным договором.

Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 194 УК РК наступает в случае причинения «крупного ущерба» гражданину, органи­зации или государству, понятие которого дано в примечании к ст. 189 УК РК. Например, при совершении данного преступле­ния существенно ухудшается экономическое положение банка или иного кредитора.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется виной в виде прямого умысла. Индивидуальный предприниматель или руководитель организации сознает, что использует предмет преступления не по прямому назначению, предвидит возможность или неизбежность причинения круп­ного ущерба и желает совершить эти действия.

Субъект незаконного использования кредита специальный: индивидуальный предприниматель или руководитель органи­зации, физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего воз­раста 1 .

Ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита (И. Козаченко, Я. Васильева, «Российская юстиция», N 5, май 2000 г.)

Ответственность за незаконное получение
государственного целевого кредита

Происходящие в стране изменения затронули все сферы общественной жизни. В результате реформирования системы финансового контроля сложилась крайне сложная ситуация по исполнению бюджетов различных уровней. Не последняя роль в ее возникновении принадлежит получившим распространение фактам нецелевого использования бюджетных средств.

Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служат основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Несмотря на то, что полномочиями применять финансовые санкции обладают органы федерального казначейства, реально производить взыскания вправе только органы государственной налоговой службы. Однако отсутствие денежных средств на счету организации приводит к тому, что предписания органов федерального казначейства остаются без исполнения.

Нет ожидаемого эффекта и от мер гражданско-правового характера. Так, в рамках реализации государственной программы «Обеспечение жильем военнослужащих» на выделенные из федерального бюджета средства построен 30-квартирный дом, однако жилье распределено между работниками ТОО «Совхоз Кузьмичевский» Городищенского района Волгоградской области. Выселение этих лиц в соответствии со ст.ст. 48 и 100 ЖК РСФСР возможно только с предоставлением другого жилья. Поскольку свободного жилищного фонда у администрации района не было, военнослужащие остались без квартир. К сожалению, примеров подобного характера на практике встречается не мало.

Читать еще:  Объект кредитования это

В сложившейся ситуации законодатель был вынужден предложить более жесткие способы разрешения проблемы: в новый УК РФ введена ст. 176, ч. 2 которой предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Объективная сторона данного состава предусматривает два вида преступного деяния: незаконное получение государственного целевого кредита и использование законно или незаконно полученного государственного целевого кредита. И в том, и в другом случае для привлечения к уголовной ответственности необходимо причинение крупного ущерба и установление причинной связи между деянием и последствиями. Рассмотрим подробнее условия применения данной нормы.

Незаконное получение государственного целевого кредита. Утверждаемый ежегодно Государственной Думой федеральный бюджет включает финансовую помощь отдельным регионам страны или отраслям экономики.

Порядок предоставления целевых кредитов предусмотрен письмом Минфина РФ от 3 июля 1992 г. N 2-9 «О предоставлении кредитных ресурсов для нормализации платежей в народном хозяйстве». Согласно данному документу целевой государственный кредит выдается на основании письменного разрешения руководства Министерства финансов РФ или руководителя соответствующего финансового органа под гарантию, обеспечиваемую залогом товаров, находящихся в обороте и переработке у предприятия. Для получения государственного целевого кредита предприятие предоставляет следующие документы: справку-расчет; проект соглашения о предоставлении целевого государственного кредита; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; справку финансового органа о просроченных платежах в бюджет; прогноз прибыли; расшифровку долгосрочных финансовых вложений по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.

Для акционерных обществ требуется еще предоставление списка акционеров и размер их доли в уставном капитале.

Таким образом, под незаконным получением кредита следует понимать представление финансовому органу, дающему разрешение на получение государственного целевого кредита, заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, необходимых для получения такого кредита. Данные сведения должны влиять на волю кредитора в процессе принятия им решения о кредитовании. Заведомая ложность этих сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные фактического характера, искажающие смысл и содержание информации в них, или сделаны оценки, осознанно основанные на неверной информации.

Часть 1 ст. 176 УК определяет понятие «незаконное получение кредита» как получение кредита или льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации. Отличие же ч. 1 от ч. 2 ст. 176 УК состоит лишь в источнике финансирования и предмете преступления, а признак незаконности получения кредита относится к ним обоим. Следовательно, под незаконностью получения государственного целевого кредита следует понимать также представление заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии только другому субъекту кредитования.

Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению. Понятие и виды нецелевого использования разъяснены в письме Министерства финансов РФ от 16 апреля 1996 г. N 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета», согласно п. 4 которого под использованием кредита не по прямому назначению понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, не сопровождается неправовыми действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых средств. Если при выделении средств формулируются две или несколько целей, то недостижение одной из них, означает в целом использование средств нецелевым.

На практике нецелевое использование бюджетных средств может проявиться:

— в направлении средств на банковские депозиты, в приобретении различных активов (валюты, ценных бумаг) с целью их последующей продажи;

— в осуществлении взносов в уставной капитал другого юридического лица, в оказании финансовой поддержки;

— в расходовании средств при отсутствии оправдательных документов, в неоформлении или неправильном оформлении первичных документов;

— в недостаче материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;

— в расходовании средств сверх норм, установленных Министерством финансов РФ.

Крупный ущерб как последствие незаконного получения государственного целевого кредита причиняется субъекту, выдавшему кредит. Размер крупного ущерба законодательно не определен, что может породить проблемы на практике. Денежное выражение крупного ущерба нельзя определять по аналогии, как это предлагают отдельные авторы, ибо это запрещено ч. 2 ст. 3 УК. По нашему мнению, возможны следующие варианты выхода из данной ситуации: во-первых, законодатель может внести поправку в примечание к ст. 171 УК и распространить действие критериев определения размеров крупного ущерба и на ст. 176 УК; во-вторых, можно обобщить судебную практику в целом по данной категории дел, а Верховный Суд РФ на базе полученных данных определит размер крупного ущерба и даст толкование данного понятия.

Однако крупный ущерб может иметь не только денежное выражение. Исходя из смысла ст. 176 УК, он может также выражаться в нарушении нормальной работы организаций, оказывающих услуги населению; в предоставлении льгот лицам, которые не имеют на это право, в ущерб льготникам; в причинении существенного вреда гражданам в результате неполучения выделенных средств на осуществление государственной целевой программы.

Субъектом данного преступления являются лица, которые окончательно утверждают документы, необходимые при подаче заявки на получение государственного целевого кредита, а также лица, имеющие право принятия решений о распоряжении полученными кредитными средствами.

доктор юридических наук, профессор УрГЮА,

заслуженный деятель науки РФ,

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита

И. Козаченко — доктор юридических наук, профессор УрГЮА, заслуженный деятель науки РФ

Статья 194. Незаконное получение и нецелевое использо­вание кредита

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ, ЦЕННЫХ БУМАГ И ИНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Рассматриваемая норма предусматривает уголовную ответ­ственность за два преступления: незаконное получение креди­та (ч. 1 ст. 194 УК РК) и нецелевое использование кредита (ч. 2 ст. 194 УК РК). Названные преступления объединены в одну статью в связи с общностью непосредственного объекта пре­ступления, которым являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе банковской дея­тельности, а также кредитов банка. Дополнительным объектом преступления выступают имущественные интересы кредиторов.

Предметом преступления по ч. 1 ст. 194УК РК являются кредит, дотации либо льготные условия кредитования.

Объективная сторона незаконного получения кредита, до­таций либо льготных условий кредитования выражается:

1) в представлении банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе индивидуального предпринимателя или организации;

2) в представлении банку или иному кредитору заведомо ложных сведений об иных обстоятельствах, имеющих суще­ственное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования. При этом заведомо ложными сведения­ми является любая информация, не соответствующая действи­тельности. Данная информация может содержаться в предоставляемых в банк или иную организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, документах: балансах, бизнес-планах, технических обоснованиях и т. п.;

3) в несообщении банку или иному кредитору информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекраще­ние кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограниче­ние размеров выделенного кредита или дотаций, если вышеуказанные деяния причинили крупный ущерб.

Верховный Суд РК в нормативном постановлении «О неко­торых вопросах квалификации преступлений в сфере экономи­ческой деятельности» от 18 июня 2004 г. дает разъяснение, что при решении вопроса о том, имели ли существенное значение заведомо ложные сведения для получения кредита, дотаций либо льготных условий кредитования, необходимо выяснять, была ли у виновного реальная возможность их получения без предо­ставления таких ложных сведений на основании других также предоставленных кредитору действительных данных. В случае, когда для предоставления кредита, дотаций либо льготных усло­вий кредитования кредитору были достаточны иные предъяв­ляемые ему неложные сведения, то уголовная ответственность индивидуального предпринимателя или руководителя органи­зации по ст. 194 УК РК не наступает. Действия, предусмотрен­ные ст. 194 УК РК, влекут уголовную ответственность незави­симо от факта возврата незаконно полученных либо использо­ванных не по прямому назначению кредитных средств (п. 11 нормативного постановления от 18 июня 2004 г.).

Читать еще:  Льготные займы и кредиты

В данном случае речь идет о том, что виновное лицо не пред­ставляет информацию, которую он обязан сообщить банку или иной организации, осуществляющей отдельные виды банков­ских операций. Эта информация должна иметь важное значе­ние для продолжения кредитования, дотирования или представ­ления льготных условий кредитования. Например: о наложе­нии ареста на имущество или счета заемщика, о ликвидации организации, которая является гарантом, признание заемщика банкротом и т. п.

Кредит — предоставление в долг товаров и денег; ссуда де­нег или товара как капитала на условиях возврата через извест­ное время эквивалента этой суммы плюс определенный про­цент.

Дотация — ассигнования из государственного бюджета для покрытия убытков предприятий и организаций, доходы кото­рых по установленным оптовым ценам реализации продукции не покрывают физических затрат на нее или если последние больше розничных цен на эту продукцию.

Льготные условия кредитования — предоставление кредита (ссуды) на льготных условиях. Ими могут быть низкие процент­ные ставки, долгосрочный кредит (на срок более 5 лет), предо­ставление кредита без обеспечения (залога, поручительства, гарантии), так называемый бланковый кредит.

Предоставление кредита регулируется гражданским законо­дательством РК. По кредитному договору кредитор обязуется представлять деньги заемщику в размере и на условиях, оговоренных договором, а заемщик обязуется возвратить получен­ную сумму и уплатить вознаграждение. Современная экономика страны характеризуется всесторонней поддержкой государ­ством развития малого предпринимательства, о чем свидетель­ствует принятие Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О приоритетных и региональных программах поддержки и раз­вития малого предпринимательства в Республике Казахстан» от 7 июня 1997 г. и Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г.

Разработка правовой базы малого предпринимательства пре­следует не только цели создания условий, максимально благо­приятных для субъектов малого предпринимательства, совер­шенствования механизма финансового и информационного обеспечения их деятельности, но и цели разграничения неза­конного и законного предпринимательства. В этой связи зако­нодательными актами предусмотрены не только права, но и обязанности предпринимателей. Так, в вышеназванном Указе Президента РК высказана необходимость создания механизма стимулирования банков второго уровня для кредитования ими субъектов малого предпринимательства с учетом приоритетов их развития, определяемых Правительством РК.

В соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности ссудной операцией является представление денег банком другим лицам на условиях возвратности и платности, обеспеченности и целенаправленности. Принцип возвратности означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды (кре­дита), должны быть возвращены банку или иному кредитору в установленные (оговоренные в договоре) сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций (принцип срочности). Возвратность кредитов может обеспечи­ваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и дру­гими способами, предусмотренными законодательством РК или договором. За предоставление кредита взимается определенная плата в виде процента от кредитной суммы (принцип платнос­ти). Банковский кредит всегда выдается на строго определен­ные цели (принцип целенаправленности).

В целях снижения риска при осуществлении ссудных опе­раций разрабатывается Положение о внутренней кредитной политике банка, утверждаемое его Наблюдательным советом. Этим Положением устанавливаются условия предоставления кредитов. Кредит предоставляется лишь в том случае, если его возвратность и платность могут быть обеспечены хозяйствен­ным положением, финансовым состоянием или имуществом заемщика либо его целевым использованием.

Заведомо ложные сведения о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе могут быть представлены кредитору до или во время подписания договора, а также после его подписания с целью сокрытия обстоятельств, которые могли бы воспрепятствовать представлению кредита, дотаций, льготных условий кредитования.

Состав, сформулированный законодателем в ч. 1 ст. 194 УК РК, материальный. Преступление признается оконченным, если это деяние причинило «крупный ущерб». В примечании к ст. 189 УК РК дается понятие «крупного ущерба», которое применимо для всех уголовно-правовых норм, содержащихся в главе 7 Осо­бенной части УК РК.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 194УК РК, следует отличать от завладения кредитными средствами путем мошен­ничества (ст. 177 УК РК), поскольку последнее является спо­собом хищения чужого имущества путем обмана или злоупот­ребления доверием, когда умысел направлен на противоправ­ное и безвозмездное, с корыстной целью изъятие и обращение чужого имущества в свою пользу или в пользу других лиц. Принезаконном же получении кредита, дотации или льготных усло­вий кредитования умысел направлен на временное получение кредита либо дотации с последующим, пусть и несвоевремен­ным возвращением кредитору денежных средств и ассигнова­ний, выданных в виде дотации.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-лет­него возраста, индивидуальный предприниматель, а также ру­ководитель коммерческой или некоммерческой организации, уполномоченный на заключение кредитного договора.

С субъективной стороны анализируемое преступление харак­теризуется виной в форме прямого умысла: лицо сознает обще­ственно опасный характер своего деяния, предвидит, что в ре­зультате представления заведомо ложных сведений или несо­общения информации, которую банк должен знать, оно полу­чит кредит и желает получить кредит, хотя изначально очевид­но, что предоставленная сумма будет им несвоевременно воз­вращена.

В части 2 ст 194 УК РК предусмотрена уголовная ответствен­ность за использование государственного целевого кредита либо кредита, выданного под гарантии государства, не по прямому назначению, если это причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Предметом данного преступления является государственный целевой кредит или кредит, выданный под гарантии государ­ства.

В соответствии со ст. 19 Закона РК «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 г. Министерство финансов РК от имени Пра­вительства РК вправе предоставлять кредиты в пределах сумм, предусмотренных в республиканском бюджете.

Государственный целевой кредит — это ссуда в денежной или натуральной форме, выдаваемая в рамках различных государ­ственных программ, законов или иных подзаконных актов РК. Примерами данных актов могут быть: Закон РК от 12 апреля 1993 г. о кредитовании отраслей агропромышленного комплекса или финансирование государственных мероприятий; постанов­ление Правительства РК «О кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создание рабочих мест» от 12 февраля 1998 г. либо постановление Правительства РК «О реализации программы кредитования малого предпринима­тельства в рамках кредитной линии Европейского Банка Реконст­рукции и Развития» от 19 сентября 1997 г. и некоторые другие.

Кредитор в этом случае приобретает право контроля за це­левым использованием выданного кредита, а заемщик обязан обеспечить ему возможность такого контроля Незаконное по­лучение целевого кредита (путем предоставления ложных све­дений о тех или иных целевых программах — их необходимости, стоимости и т. д.) либо нарушение заемщиком условий целево­го использования кредита предоставляет кредитору право тре­бовать достаточного возврата суммы кредита и уплаты причи­тающихся процентов, а также право отказаться от дальнейшего кредитования.

Кредитом, выданным под гарантию государства, является кре­дит, по которому Правительство РК обязуется частично или полностью погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установ­ленный срок. При этом заемщиком может быть только рези­дент РК (п. 8 ст. 1). Резиденты РК —это юридические лица, созданные в соответствии с законом РК, с местом нахождения в РК, а также их филиалы и представительства с местом нахож­дения в РК и за ее пределами (п. 32 ст. 1). Кредит, выданный под гарантию государства, является одним из средств обеспе­чения возвратности кредита.

Объективная сторона анализируемого преступления выра­жается в действии — виновное лицо использует кредит не по прямому назначению, что означает использование кредита на цели, не предусмотренные кредитным договором.

Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 194 УК РК наступает в случае причинения «крупного ущерба» гражданину, органи­зации или государству, понятие которого дано в примечании к ст. 189 УК РК. Например, при совершении данного преступле­ния существенно ухудшается экономическое положение банка или иного кредитора.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется виной в виде прямого умысла. Индивидуальный предприниматель или руководитель организации сознает, что использует предмет преступления не по прямому назначению, предвидит возможность или неизбежность причинения круп­ного ущерба и желает совершить эти действия.

Субъект незаконного использования кредита специальный: индивидуальный предприниматель или руководитель органи­зации, физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего воз­раста 1 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector