Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современный капитализм права населения

Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Экономики в чистом виде не существует, все экономики смешанные.

Основными чертами рыночной экономики являются:

  1. многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
  2. развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  3. специализация;
  4. более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей:

Модели смешанной экономики

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50%

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Сравнительная таблица экономических систем

Участие государства в хозяйственной деятельности.

Рыночная система характеризуется как хозяйство, которое функционирует в условиях господства рыночных отношений. Здесь экономика регулируется только рыночным механизмом, в том числе законами спроса, предложения, ценообразования и т.д. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

Командная экономическая система, где по существу отрицается рыночный механизм развития экономики, частная собственность. Здесь господствует государственная собственность, централизованное регулирование экономическими процессами. Для такой системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Государственный аппарат смещает равновесие в обществе в пользу создания централизованного, политически и экономически мощного государства независимо от полезности для населения.

Смешанная система – характерна для условий совершенной конкуренции, когда стихийное регулирование рынка оказывается недостаточным, когда государство вмешивается в экономику не административными методами, а экономическими. Прямое влияние государство чаще оказывает в образовавшемся государственном секторе хозяйства. В результате в хозяйстве наличествует и рынок и государство.

Традиционная система, где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Для традиционного общества характерен очень медленный экономический прогресс.

Я считаю, что экономике Российской Федерации свойственны черты переходной экономической системы, когда происходит становление нового типа хозяйства, хотя еще сохраняется прежний тип.

На мой взгляд, к особенностям экономики РФ, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы, можно отнести большую территорию. Вследствие этого в стране недостаточно развиты регионы в социально-экономическом плане. Формирование национального государства затянулось, вследствие чего нет возможности устойчивого развития различных форм хозяйства. Также все это связано с экономической нестабильностью государства.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Читать еще:  Долгосрочное вложение капитала в экономику

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами являются:

  • изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);
  • рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
  • новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;
  • повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;
  • гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);
  • ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;
  • глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Научно-
образовательный
портал IQ

Капитализм порождает одиноких индивидуалистов

Ориентация на Москву

Причину появления эгоизма и асоциального поведения в странах с недавно сформировавшейся рыночной экономикой большинство исследователей видят в коммунистическом прошлом. На этапе экономического и политического перехода люди теряют нравственные ориентиры и то, что еще недавно казалось аморальным, может вполне сойти за норму. Это явление ученые называют аномией. Кристофер Сводер, исследующий, в том числе, процессы аномии, отошел от стереотипных подходов и взглянул на проблему ценностной трансформации в новом ракурсе – не с точки зрения влияния коммунистического прошлого, а последствий капиталистического настоящего.

Идея книги, выпущенной в свет издательством Routledge , начала вырисовываться давно, рассказал Сводер. Еще в студенчестве в 1990-е годы, автора заинтересовал, например, такой факт, что русские ценят дружбу и близкие отношения выше, чем американцы. «Потом я заметил две вещи. Первая – стремительный рост преступности в постсоциалистических обществах в 1990-е годы. Вторая – рост уровня эгоизма среди россиян, о чем свидетельствовали исследования», – пояснил Сводер.

В течение многих лет исследователь собирал материалы для своей книги. Исследовательской базой послужили материалы Всемирного исследования ценностей ( WVS ), а также результаты опросов в трех странах – в России, Китае и Восточной Германии. Опросы непосредственно проводились в Москве, Шанхае и Лейпциге. В каждом городе работала команда исследователей.

Читать еще:  Импорт капитала в россию

Но у Сводера есть и личный опыт погружения в исследуемую среду. В России он провел в целом около четырех с половиной лет, в Германии – около года и в Китае – девять месяцев. «Личные наблюдения позволили мне понять общества в этих странах, сравнить их друг с другом и с другими странами», – говорит Сводер.

Автор объясняет, почему именно Москва стала центром его исследований в России. Еще 15 лет назад этот город стоял одной ногой в коммунистическом прошлом, пишет Сводер. Но сегодня здесь самые шикарные рестораны и клубы в России. Сюда стремятся рабочие-мигранты из Центральной Азии, и в этом городе проживает большинство самых богатых людей страны. По мнению автора, именно в Москве – городе, который находится на острие русского культурного и экономического развития можно увидеть самые актуальные тенденции ценностных трансформаций россиян.

Несмотря на то, что книга основана на научных исследованиях, легкий и оригинальный авторский стиль изложения материала делает ее доступной и интересной для любого читателя. Уже сами названия глав книги звучат многообещающе: «Становление Гомо Экономикуса»; «Стена в голове»: механизмы десоциализации»; «Индивидуализм, амбиции и работа», «Стань сначала богатым!»: материализм и консьюмеризм; «Семейные отношения и дружба»; «Мораль, религия и политка».

Выводы, сделанные Сводером, неутешительны – люди в современных капиталистических обществах вынуждены постоянно находиться в состоянии внутреннего конфликта. Этому способствует рыночная экономика, которая отрывает людей от семьи и друзей, и превращает в индивидуалистов, зацикленных на потребительской гонке, карьере, положении в обществе. Автор не оспаривает пользу и прогресс, который несет собой развитие индивидуализма в современных обществах. Но, например, такие позитивные явления, как саморазвитие и самовыражение, которые порождает индивидуализм, также способствуют давлению на отдельно взятую личность.

Выжить между семьей и работой и завести полезные связи

Личный успех в условиях рыночной экономики труднодостижим, если человек не имеет определенного набора новых современных ценностей. Эти ценности, как поясняет Сводер, связаны с выгодой, амбициями, сфокусированностью на саморазвитии, самовыражении, карьере, упорном труде, создании собственного имиджа, превращении времени в деньги и использовании других для достижения собственных целей. Эти новые ценности помогают людям быть успешными в делах и бизнесе, но они и становятся вызовом, потому что образуют зону напряжения. В этой зоне традиционные ценности – близкие дружеские и семейные отношения – входят в конфликт с новыми ценностями.

«Очевидно, что люди становятся менее ориентированными на семью», – говорит Сводер. И дело даже не в отложенных сроках создания семьи и рождения детей. Люди, уже имеющие семьи, склонны к тенденции уделять больше времени и внимания карьере и работе, чем семье. Это доказывают результаты опросов, проведенных в Москве, Шанхае и Лейпциге. В качестве респондентов автор выбрал бизнесменов и их отцов, чтобы выявить разницу в ценностных ориентирах старшего и младшего поколения. Опросы показали, что бизнесмены сконцентрированы, в первую очередь, на своей работе и самореализации в ней, в то время как их отцы видят в работе, в первую очередь, средство для обеспечения семьи.

Что касается дружеских отношений, исследования показывают, что среди индивидуалистов они имеют ценностный приоритет над семейными. Но, как замечает Сводер, дружеские отношения в условиях рыночной экономики часто превращаются в полезные связи. Этот вопрос автор затронул, в том числе, в своем исследовании, посвященном проблеме одиночества жителей мегаполисов.

Мораль должна быть гибкой

Рост эгоизма в современном капиталистическом обществе – один из аспектов, который освещает Сводер в своей книге. Но главный посыл автора не в известном изречении «О времена! О нравы!», несмотря на то, что эпиграф к книге из «К генеалогии морали» Ницше настраивает на определенный смысл: «… Но довольно! довольно! Я не выношу больше этого. Скверный воздух! Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью …»

В зоне напряжения в эпоху новых рыночных отношений конфликтуют не только семья, близкие отношения и работа, но и мораль с деньгами. Вопросы нравственности и стремления к богатству – вечные для человечества. В своей книге Сводер рассказывает, как этот вопрос решается в современном капиталистическом обществе. Стремление к успеху заставляет людей менять строгие нравственные идеи на более гибкие. «Моральная гибкость» – таким термином оперирует автор, описывая современные процессы психологической и социальной адаптации людей к рыночной экономике. «Чтобы быть успешными, многим людям приходится отказываться от своих прошлых моральных ценностей. Когда человек эксплуатирует или использует в своих целях других, он вынужден меньше думать о таком понятии, как, например, честность», – говорит Сводер.

Читать еще:  Бизнес с минимальным капиталом

Саморазвитие – новая религия капитализма

Нельзя сказать, что традиционные ценности – это на сто процентов хорошо, а новые несут в себе только плохое, замечает Сводер.

Одна из отличительных черт развития индивидуализма в капиталистических обществах связана с ценностями самовыражения и саморазвития. Но реальность такова, что чем больше в обществе пропагандируются и распространяются эти полезные ценности, тем сильнее давление в зоне ценностного конфликта. Темп жизни стремительно ускоряется, потребности человека, в том числе, связанные с самореализацией растут, но у человека, даже, если он превращается из Homo Sapiens в Homo Economicus , по-прежнему две руки, а в сутках 24 часа.

«Сложно одновременно совмещать саморазвитие и самореализацию с семейными обязанностями. И так как работа поощряет, в первую очередь, саморазвитие, а не близкие семейные отношения, культурный сдвиг работает в сторону ценностей самовыражения», – поясняет Кристофер Сводер.

Женский вопрос в XXI веке

Все респонденты из сферы бизнеса, опрошенные в рамках исследований Сводера – мужчины. Автор объясняет это тем, что женщины менее подвержены ценностным трансформациям и менее склонны отказываться от традиционных ценностей. Тем не менее, в данных WVS , которые анализировались в рамках исследования, ответы женщин и мужчин представлены в равных пропорциях. И если мужчины более склонны принимать новые ценности, это не означает, что женщин вопрос ценностного конфликта не касается. Наоборот, женщины в эпоху нового капитализма по естественным причинам оказались под еще большим прессингом, чем мужчины.

С одной стороны, современная экономика поощряет активную позицию женщин в карьере и бизнесе и стремление к самовыражению, с другой, прочные социальные связи и близкие отношения всегда играли и продолжают играть для женщин большую роль, чем для мужчин. А если добавить сюда, например, особенности российской культуры, в которой женщина традиционно несет на себе большую часть бытовой семейной нагрузки, то вырисовывается далеко нерадостная картина ценностного конфликта современной женщины.

В период ценностного сдвига, как отмечает Сводер, мужчины идут по пути наименьшего сопротивления. «Мужчинам проще избавиться от давления, уделяя меньше внимания и времени отношениям. Женщине пойти на такую жертву сложнее», – говорит автор. Почти все исследования показывают, что женщины, несмотря на успешно проявляемую активную позицию в социальной жизни, остаются более семейно-ориентированными, менее склонными к конкуренции и более сострадательными. «В результате женщины переживают большой внутренний конфликт, и они меньше способны адаптироваться к эгоцентричной капиталистической работе, чем мужчины», – говорит Сводер.

Скользкий восточный путь и риски цивилизации

Исследования, проведенные Сводером, подтверждают, что посткоммунистические общества в плане ценностных трансформаций идут тем же путем, что и Запад. А культура капитализма порождает напряжение между старыми и новыми ценностями, как, например, в США, так и в России. Но разница все-таки есть. И она не в пользу посткоммунистических обществ.

Причина в том, что во многих западных странах ученые наблюдают тренд постматериализма. В постматериальном обществе люди меньше обеспокоены потреблением и больше такими вещами, как, например, защита прав или экология. Им более свойственны ценности самовыражения. Россия в этом плане, по данным исследований, движется в противоположную прогрессивному мировому тренду сторону.

«Тренд постматериализма в западных обществах накладывает ограничения на экстремальные формы индивидуализма. Постсоциалистический индивидуализм может быть более радикальным из-за отсутствия постматериального измерения», – замечает Сводер. Кроме того, добавляет он, в посткоммунистических обществах может присутствовать в какой-то степени извращенное – радикальное толкование капитализма – эгоцентричное, аморальное и декадентское.

Автор книги предупреждает, что читатель, ожидающий целительных рецептов, будет разочарован. Книга носит исследовательскую цель. Автор призывает к осознанию проблемы внутреннего ценностного конфликта, с которым сталкиваются современные люди. «Необходим поиск баланса между традиционными и новыми ценностями», – говорит он.

Но реально ли найти этот баланс, либо человечество движется в сторону глобальных изменений, спровоцированных глобальным ценностным переходом? Люди всегда будут существами социальными и не перестанут заботиться друг о друге, замечает Сводер. «Но цена этого при раскрутке новых ценностей может быть все выше и выше. Хочется надеяться, что индивидуализм будет сбалансирован растущим культурным пониманием фундаментальной важности того, что делает человека человеком, а именно, близких отношений», – говорит автор. В противном случае, считает Сводер, человеческая цивилизация может заплатить дорогую цену, когда ее дальнейший путь окажется в конфликте с социальной сутью человека и социальной культурой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector