Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль государства в чистом капитализме

Рыночная экономика («Чистый» капитализм, капитализм эпохи свободной конкуренции).

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.

Характерные черты, этой экономической системы следующие.

1. Частная собственность на средства производ­ства и природные ресу­рсы.

2. Саморегулирование экономики. Рынок координирует хозяйственную деятельность людей и управляет ею.

3. Главный стимул эконо­мической активности – личная выгода. Поведение участников системы мотивировано личными, эгоистическими интересами. Но именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов.

4. Соблюдаются принципы свободы предпринимательства и выбора. Владелец капитала обладает свободой вкладывать капитал куда, когда, где угодно самому владельцу. Запретных отраслей для свободного предпринимательства нет. Аналогично и для потребителя.

5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимума прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.

6. В системе наличествует множество производителей и потребителей одного и того же продукта, притом в такой степени, что банкротство или приход в рыночную систему десятков новых производителей существенного значения для рынка не имеет.

7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них не имеет реальной экономической власти, чтобы как-то менять ситуацию на рынке.

8. В результате действия чистой, или совершенной, конкуренции достигается максимальная эффективность использования ресурсов и обеспечивается господство принципа: максимум прибыли при минимуме издержек.

9. Минимум вмешатель­ства государства в эко­номику. Предполагается, что реальной необходимости во вмешательстве государства в функционирование системы «чистого» капитализма нет.

10. Действует принцип: производится только то, что покупается.

Необходимо заметить, что экономической системы, отвечающей всем этим десяти требованиям, не существовало никогда и не существует сейчас. Это, скорее, некий идеал рыночной системы, к которому капиталистическая система должна была стремиться.

Если сгруппировать основные черты, «плюсы» и «минусы» рыночной системы, то картина предстанет следующая (табл. 1).

Таблица 1. – Характеристика рыночной системы

Таким образом, рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, самостоятельно, независимо друг от друга принимаемых частными лицами и фирмами, преследующими свои собственные цели. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные вопросы экономики.

Командная экономика(западная терминология), или административно-хозяйственная система(отечественная терминология).

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

google_protectAndRun(«ads_core.google_render_ad», google_handleError, google_render_ad); Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер.

Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951 г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого является отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнаи назвать такую экономику «экономикой дефицита».

Характерные черты, этой экономической системы следующие.

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы). Ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

4. Централизованное, сознательное установление народнохо­зяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления.

5. Централизованное распределение предметов потребления.

6. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда – монополизм производителей.

7. Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей.

8. В итоге: господство производителя над потребителем. На рынках при такой системе покупается только то, что производится. Выбора у потребителя нет. Общественная оценка труда производителя искажается и, рано или поздно, становится ложной, субъективной. Эффективность системы неуклонно падает.

Однако и такая система в чистом виде нигде в мире не существовала. С той или иной степенью приближения к приведенной схеме она господствовала в СССР и странах мировой социалисти­ческой системы. Анализируемая система, хотя и располагала множеством достоинств (о них чуть ниже), все же не могла не прийти в экономический и социальный тупик.

Недостатки плановой системы

1. Общественная собственность уста­навливалась директивно при отсутствии на то экономических и социальных условий и оснований. Такое установление начали с того, к чему должны были прийти в результате длительного развития плановой системы. Артели, кооперативы, а затем колхозы постепенно превратились, по существу, в составную часть государственной, общественной собственности, были интегрированы в нее, перестав быть самостоятельными формами собственности.

2. Экономика плановой системы со временем неминуемо превратилась в затратную.

Во-первых, из-за отсутствия конкуренции возможность учета общественных затрат была сведена к нулю.

Во-вторых, если по плану было положено израсходовать определенные средства – их и надо было израсходовать. Экономия средств декларировалась, как бы поощрялась, но на следующий год фонды урезались именно на сумму сэкономленного.

3. Огромные трудности в реализации результатов НИОКР. Практически исчезал стимул у непосредственных производителей к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса, а следовательно, тормозится и сам НТП.

4. Несовершенство трудовых отношений привело к тому, что труд стал делиться на производительный и непроизводительный. Соответственно указанные виды труда и оплачивались: первый – выше, второй – ниже. Ко второму виду, например, относился труд учителей и медицинских работников, научной и педагогической интеллигенции, инженерно-технического персонала, работников духовной сферы – артистов, художников, композиторов и т.д. По существу, умственный труд был не востребован при командной экономике.

5. Существовал колоссальный разрыв в уровнях применяемых технологий в гражданских и военных отраслях народного хозяйства. Достижения в технологиях военно-промышленного комплекса практически не передавались в гражданские, ВПК превратился в государство в государстве.

Читать еще:  Понятие человеческий капитал ввел

6. Формировался уровень жизни населения, удовлетворявший только минимальные потребности людей, и происходило это на фоне колоссальных привилегий партийной, советской и хозяйственной элиты.

В то же время плановая система обладала рядом исключительных достоинств, ценность которых особенно заметна после их потери.

1. Устойчивое экономическое развитие. Отсутствие инфляции и резких циклических колебаний в экономике.

2. Гарантированная социальная защищенность населения. Как результат – уверенность людей в своем будущем.

3. Право на труд. Отсутствие безработицы.

4. Относительное равенство всех граждан в доступности образования, здравоохранения, достижений культуры.

5. Всемерная поддержка науки, фундаментальных и прикладных исследований.

6. Воспитание молодежи в духе высокой нравственности и морали.

И как итог приведенных достоинств –

7. Способность концентрации значительных ресурсов в отдельных сферах хозяйствования для решения наиболее острых, крупных социальных и экономических проблем.

Таким образом, командная (плановая) экономика – централизованно-управляемая экономическая система, базирующаяся на государственной собственности, в которой ответы на все основные вопросы экономики дает государство.

Все основные ресурсы составляют собственность государства, и именно оно координирует действия хозяйствующих субъектов: распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, решая, что производить, какими способами производить, как распределять произведенные товары.

Все эти решения принимаются на основе долговременных планов, часто приводящих к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.

Смешанная экономика

Необходимо отметить, что в настоящее время, абсолютно рыночной экономики не существует. В каждой стране государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем.

В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, не выгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, государство корректирует рыночное распределение продукта. Таким образом, для большинства развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Действительно, в чистом виде реализовать ту или иную экономическую систему не представляется возможным. Если экономическая система США была и есть ближе к «чистому» капитализму, а бывшего СССР – к командной экономике, то ни там, ни тут системы не были действительно чистыми.

В СССР в той или иной форме сохранилась частная собственность, а относительная экономическая самостоятельность социалистических предприятий, хозяйственный расчет, наличие усеченного, но все же рынка смягчали тоталитарность господствующей системы.

В США же на долю государственного сектора уже сейчас приходится около 30% промышленного производства. И хотя государственные предприятия действуют в условиях рыночной системы, свойства «чистого» капитализма сильно смягчаются регулирующим воздействием госсобственности, кредитно-финансовой политикой государства.

Экономическая система общества. Типы экономических систем

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система, в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

• социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1 : 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма — от домашнего хозяйства до государственного;

• государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Читать еще:  Капиталистическая монополия это в истории

• ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика — саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

• низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

• всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

• высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

• защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

• сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

• координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

• особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

• особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм — это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Роль государства в чистом капитализме

► Почему в разных странах складываются национальные системы и модели капитализма, имеющие свои особенности?
► Какие типы или модели капитализма существуют в настоящее время?
► Незавершённость российской модели капитализма, её основные характеристики.

§ 20. Альтернативные экономические системы*

Экономические системы в XIX–XX вв. В XIX в. свободное предпринимательство существовало в относительно чистом виде, а «невидимая рука» (по Адаму Смиту – конкуренция) всесильного рынка приводила в движение экономику в большей мере, чем воля государств. В конце XIX – начале ХХ в. начали формироваться монополии (олигополии), которые представляли естественную угрозу свободному предпринимательству, конкурентным механизмам рынка. Государство медленно, но методично стало вторгаться в экономическую сферу, в том числе через принятие антитрестовского (антимонопольного) законодательства, регулирование денежных потоков, условий торговли на внутренних рынках и т.д. Таким образом, это был естественный процесс, обусловленный усложнением производства.

Первая мировая война ведущих капиталистических стран за экономический передел мира обнажила его глубокий внутренний кризис как мировой системы, в том числе и как системы либеральной (свободной, нерегулируемой) экономики. Суть кризиса состояла в неспособности капиталистической системы адаптироваться к новым условиям и в неэффективности существовавших методов воздействия на экономику. Поэтому закономерно, что война, помимо колоссальных человеческих, культурных и материально-технических потерь, привела к усилению экономических функций государства, его регулирующей роли. Эта тенденция получила развитие в течение всего ХХ в. Едва экономики стран оправились от ударов мирового кризиса 1929–1933 гг., как разразилась Вторая мировая война, потребности которой вновь усилили функции государства как организатора военной экономики.

Другой особенностью ХХ в. стало появление (и гибель) мировой социалистической системы. Возникшая вначале в России (СССР), а затем в восточноевропейских странах и Китае, эта система трансформировалась в полноценную альтернативную мировую экономическую систему. Экономический рост социалистических стран на протяжении десятилетий проходил достаточно устойчиво, в то время как в основных капиталистических странах росли настроения пессимизма и ожидания скорой гибели капитализма (40–70-е гг. XX в.).

«Чистый» капитализм, свойственный для эпохи свободной конкуренции, который развивался на протяжении нескольких веков (его расцвет пришёлся на XIX в.), характеризуется почти абсолютной собственностью на ресурсы, безраздельным действием системы рынка и цен, складывающихся в ходе конкурентной борьбы. Эта система базируется на предположении, что поведение каждого её участника мотивируется его личными эгоистичными интересами, направленными на получение максимальной прибыли путём принятия индивидуальных решений. Рыночная система является естественным механизмом, который трансформирует решения индивидов, обеспечивая успех (доход, прибыль) или неудачи (потери). Производство товаров и услуг в условиях полной (чистой) конкуренции, так же как и их предложение, означает, что на рынке действует огромное число самостоятельных продавцов и покупателей товара с суверенным волеизъявлением. Таким образом, экономическая власть имеет «рассеянный» характер.

Читать еще:  Как оплатить дом материнским капиталом

Социализм, в свою очередь, был основан на государственной собственности и директивно-плановом распределении финансовых ресурсов, рабочей силы, сырья и т.д. Никаких самостоятельных агентов рынка не существовало, поскольку не было частной собственности.

Позиции сторонников «чистого» капитализма были очень схожи с позициями сторонников «чистого» социализма, которые не признавали принцип частной собственности и идеи рыночного социализма, что привело к краху социалистической экономической системы. Но если при социализме абсолютизировалась роль государства как главного регулятора экономики, то сторонники «чистого» капитализма абсолютизировали роль частных агентов, отрицая любую форму государственного вмешательства в экономику. Это была другая крайность, основанная на устаревших догматических позициях.

Если бы «чистый» капитализм был органически эффективен, то мировая экономическая система не понесла бы таких огромных потерь в ходе кризиса 1929–1933 гг.

После Второй мировой войны капиталистические правительства стали на путь энергичного огосударствления экономики и использования возможностей государства для нейтрализации гибельного пути. И наконец, в 2008–2010 гг. правительства многих стран мира использовали исключительно государственные возможности для преодоления мирового кризиса. Таким образом, при появлении серьёзной опасности для экономической системы капитализма немедленно мобилизуется и используется государственная машина. Когда такая опасность исчезает, усиливаются нападки на государство, которое «социализирует» капитализм и «вводит планирование».

После окончания Второй мировой войны мир разделился на два гигантских блока: СССР с его сателлитами в Восточной Европе, которые находились за «железным занавесом», и остальной мир. При этом страны вне «железного занавеса» были далеко не однородны. Великобританией управляли лейбористы, социалисты занимали главенствующее положение во Франции, Италии, Австрии, Новой Зеландии и всей Скандинавии. Одновременно различные формы диктатур удерживали свои позиции в Испании, Португалии и Латинской Америке. Сторонники «чистого» капитализма терпели крах и не видели путей выхода из кризиса. Все жили в тревожном ожидании «прихода социализма».

Спасение пришло оттуда, откуда его меньше всего ожидали теоретики либерального капитализма, – от активизации роли государства в экономике. Выдающийся британский экономист Дж. Кейнс выдвинул развёрнутую теорию макроэкономического регулирования на основе усиления регулирующей роли государства. Она на долгие десятилетия стали теоретической базой экономической политики развитых стран. В результате экономика западных стран вновь стала расти, повысилась конкурентоспособность, возрос уровень жизни населения благодаря грамотной социальной политике государств. Приспособление «чистого» капитализма к новым реалиям, адаптация капитализма к огосударствлению, учёт опыта социализма буквально спасли капитализм от краха.

В мире сложились две основные альтернативные экономические системы – капиталистическая и социалистическая. Возникли некие промежуточные системы на «периферии» развитых капиталистических и социалистических стран – в регионах развивающегося мира («третий мир»). И уже этот обновлённый капитализм выиграл главное соревнование с социализмом. В 1989– 1991 гг. мировая социалистическая система исчезла. В результате практически все страны стали на путь капиталистического развития, даже Китай, который официально называл себя социалистической страной.

Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Все капиталистические государства имеют общую экономическую базу и методологические принципы. Во-первых, это принцип частной собственности, который охраняется законом. Во-вторых, отсутствие директивной системы управления экономикой. Вместо неё действуют конкурентные механизмы, основанные на законах спроса и предложения. Имеющиеся отличия определяются историей каждого государства и народа, населяющего это государство, природно-климатическими и географическими условиями, традициями и обычаями народа и др. Многое при этом зависит от условий формирования капитализма: развивался он на собственной базе (Западная Европа) или был привнесён извне (США, Канада, Австралия, Россия).

Развитым странам присущи высокий уровень дохода на душу населения, высокий уровень жизни большинства населения, большой запас произведённого капитала. Население развитых стран, как правило, занято высокоспециализированными видами деятельности. В развитых странах проживает около 15% населения мира – около 1 млрд человек. Развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению их доли в мировом производстве за счёт «новых индустриальных стран».

Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов и хозяйственное освоение территорий. Им присущи следующие основные черты:

• социальная ориентированность государства и экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоёв населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.);

• большие капиталовложения в науку (2–4% ВВП) и внедрение её достижений в производство, высокий интеллектуальный уровень труда;

• высокая доля расходов на медицину, образование, культуру;

• большие расходы на охрану окружающей среды (3–4% ВВП);

• сокращение доли добывающих отраслей промышленности при повышении доли высокотехнологичных и наукоёмких отраслей;

• перенос «тяжёлых», загрязняющих производств на периферию развитых центров капитализма; передача производств, требующих низкой квалификации труда, в развивающиеся страны.

экономика в капитализме

Экономика бывает плановая (при социализме) и рыночная (при капитализме) .

Социализм — общественно-экономический строй, основа которого — общественная собственность на средства производства (на деле означает, что средства производства находятся в руках у государства) .
Капитализм — строй, при котором производство и распределение основано на частной собственности (свобода предпринимательства)

При плановой экономике все распределяется централизованно и заранее по существующему плану определяется — кому что и сколько производить.

При рыночной экономике эти процессы подчиняются законам свободного рынка — производится то, на что есть спрос в данный момент времени.

Какой же есть у обычного человека выбор в плане основного процесса его жизнеобеспечивающей деятельности — работе — при капитализме и социализме?

Рыночная экономика
1. работать на государство — быть госслужащим
2. работать на частного работодателя — быть наемным работником
3. работать на себя — быть предпринимателем
4. не работать вообще — быть безработным

Плановая экономика
1. Работать на государство — в госсекторе (другого сектора у экономики нету)
Вот и все!

Свои отношения с государством в плановой социалистической экономике у простого человека разорвать не получится никак. При попытке не работать на государство в конце концов работать на него все равно придется, но уже в другом, не столь, как говорится, отдаленном месте.
Как это произойдет (за что вас могут осудить и посадить) :
попытка работать на себя — нетрудовой доход,
частное предпринимательство, спекуляция (уголовные статьи) ,
нанять кого-то на работу — эксплуатация,
быть официально безработным — тунеядство (тоже статья УК)

Выбор не завидный, точнее скажем прямо — выбора нет вообще.

Стоит упомянуть еще о том, что в капиталистической стране, если человека ну уж совсем ничего не устраивает, но он всегда имеет возможность уехать в другую страну — кстати, она может быть хоть социалистической, хоть капиталистической. Из соц-страны выбраться обычно бывает нельзя, в крайнем случае временно на чуть-чуть и лишь в такую же соц-страну (иначе «измена родине» со всеми вытекающими) .

1. В капиталистическом государстве с рыночной экономикой человек имеет абсолютно все то же самое, что и в социалистическом с плановой, плюс огромное количество вариантов и совершенно неограниченный выбор иметь и делать все, что ты хочешь (в рамках закона, конечно) .

2. В соц-стране граждане выбора такого не имеют и делают лишь одно — непрерывно и постоянно работают на государство. За любую попытку самостоятельно что-либо решить (работать — не работать, на себя — на него — на государство) гражданин становится преступником, которого органы власти карают довольно сурово (вплоть до расстрела) .

Где жить и как, на кого работать и что делать? Решать Вам, и решение это должно быть полностью осознанным, потому что от него зависит Ваше будущее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector