Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие человеческий капитал ввел

Понятие человеческий капитал ввел

Одним из стратегически важных направлений развития экономики России в двадцать первом веке будет плавный переход к экономике инновационного развития, основой для которой будут стоять в приоритете знания, профессионализм сотрудников, творческий потенциал и инновации. Развитие инновационного общества первоначально зависит от инвестиций, вложенных в человеческий капитал. Так, в ходе послания Федеральному Собранию в 2016 г. президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости «сбережения народа и приумножения человеческого капитала как главного богатства страны» [1].

«Человеческий капитал» – это сложная категория, состоящая из профессиональных знаний и потенциала человека (работника) или трудового коллектива, направленная на получение сверхприбыли и обеспечение процесса воспроизводства [2 с. 153]. Исследуя данный термин, мы исходили из основных концептуальных положений теории, основанной американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1979 г. Теодором Шульсом. Он обосновал свою идею о том, что человеческий капитал, как и любой вид капитала, должен подпитываться инвестициями, например в образование и профессиональное обучение. Еще один американский экономист Гэри Стэнли Беккер развил концепцию человеческого капитала, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал, и сформулировал экономический подход к человеческому поведению [3]. Благодаря активному развитию теории о человеческом капитале, вложения в работника стали рассматриваться как источник экономического роста.

По мнению Е.В. Филатовой, «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг» [4, с. 9]. Говоря об «энергии», входящей в состав человеческого капитала, автор, возможно, подразумевает физический капитал, который является самостоятельным экономическим показателем. Так, в трудах А.В. Шобанова, О.Н. Покусаева можно найти разграничения между этими понятиями.

Человеческий капитал подобен физическому, но при этом имеет явные отличия. Такой капитал представляет собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы. Истощение может происходить из-за потери профессиональных навыков. В связи с быстрым развитием технологий не все работники успевают повысить свои профессиональные навыки. Человеческий капитал, как и физический, является исчерпаемым ресурсом и требует особых расходов на «содержание». Его отличительной чертой является то, что устаревает он быстрее, чем физический капитал. Его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих производственных факторов и в спросе на их совместные продукты [5].

Анализируя структуру совокупного капитала, состоящего из физического капитала и человеческого, автор приходит к выводу, что за три столетия соотношение двух капиталов кардинально поменялось (таблица).

Динамика изменения структуры совокупного капитала по годам [6, с. 328]

Процесс формирования человеческого капитала происходит под воздействием шести факторов:

I. Интеграционный фактор – это естественный процесс слияния региональных и мировых трудовых и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающий сближение людей, при этом сохраняя их национальную идентичность. Интеграционный фактор может быть отражен в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный показатель является одним из элементов, способных отразить уровень развития человеческого капитала в государстве. За счет данного фактора можно наблюдать за интеграцией знаний и профессионализма работников.

II. Географический фактор мобильности – это перемещение знаний, навыков, профессионального опыта работника на региональном или международном уровне. Данный фактор отражает способность человека конкурировать на любом трудовом рынке. С развитием международной глобализации мы можем наблюдать за слиянием человеческого капитала разных государств.

III. Социально-демографический фактор предполагает изучение и анализ изменений численности населения, рода занятий и уровня образования. Социально-демографический фактор отражает уровень развития человека и его роль в современном производстве. Анализ человеческого капитала по демографическому фактору позволяет спроектировать структуру будущих трудовых кадров региона или государства. Признаки, на которые следует обратить внимание:

1) возрастающее число женщин, пополняющих экономически-активное население и приобретающих традиционно мужские профессии,

2) старение рабочей силы.

IV. Экологический фактор напрямую зависит от формирования человеческого капитала, так как связан со здоровьем человека. Повышение уровня экологического образования населения на всех ступенях образовательной системы способно обеспечить устойчивое развитие нации. В последние годы принят ряд указов, направленных на улучшение экологической ситуации. Один из таких указов – это Указ Президента РФ от 30.04.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

V. Социально-материальный фактор отвечает за инвестиции, направленные на формирование человеческого капитала. По мнению председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко: «Экономический рост невозможен без серьезных вложений в человеческий капитал» [7]. Вложение средств в человеческий капитал – это прямое воздействие на образование, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда людей. Расходы, которые влияют на повышение производительности труда, можно рассматривать как вложения, так как затраты осуществляются с той целью, что эти расходы будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.

VI. Экономический фактор – это фактор, способствующий развитию национального потенциала. На него способны оказать влияние: уровень экономического развития государства, особенности текущей экономической политики, состояние финансовой системы государства. Именно этот фактор для России является самым слабым. Так, председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в сентябре 2015 г. заявил: «по многим экономическим параметрам, по уровню развития человеческого капитала Россия является, несомненно, одной из развитых стран современного мира. Однако российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы» [8].

Структура человеческого капитала

В условиях инновационного развития экономики современная классификация человеческого капитала состоит из трех базовых уровней, которые в свою очередь потом подразделяются на подуровни (рисунок):

— индивидуальный человеческий капитал (микроуровень) – это базовый уровень, за счет которого формируются последующие звенья;

— корпоративный человеческий капитал (мезоуровень) – это человеческий капитал внутри организации;

— национальный человеческий капитал (макроуровень).

Макроуровень – это национальный человеческий капитал. Структура данного экономического показателя состоит из четырех звеньев: национального капитала здоровья, капитала национально-конкурентного преимущества, политического капитала и социального капитала. Звенья макроуровня формируются на базе звеньев мезоуровня. При этом каждое звено является самостоятельным и не влияет на формирование звеньев своего же уровня. Так на развитие социального капитала, национального капитала здоровья оказывает влияние неосязаемый капитал фирмы, а также интеллектуальный капитал и капитал здоровья индивида. Капитал национально-конкурентного преимущества формируется за счет управленческого капитала фирмы и предпринимательского капитала индивида. А политический капитал образуется за счет корпоративно-политического капитала фирмы и культурно-нравственного капитала индивида. Для каждого вида капитала характерен свой способ управления. Классифицируем способы управления по виду капитала:

1. Национальный капитал здоровья:

— повышение качества оказания медицинских услуг;

— организация мотивирующих мероприятий на уровне спортивно-оздоровительных комплексов;

— воздействие на экологическую среду.

2. Капитал национально-конкурентного преимущества:

— профессиональная подготовка менеджеров на национальном уровне с учетом отраслевой специфики организации;

— профессиональная подготовка кадров на национальном уровне.

3. Национально-социальный капитал:

— воздействие через государственные институты и правовые нормы;

— воздействие через общественные институты.

4. Политический капитал:

— поддержание идеологических взглядов на национальном уровне.

Читать еще:  Маткапитал на строительство жилого дома

Мезоуровень – это корпоративный человеческий капитал, состоящий из четырех взаимосвязанных звеньев (неосязаемый капитал, управленческий капитал, политический капитал, патентный капитал). Корпоративный человеческий капитал формируется на базе индивидуального человеческого капитала, поэтому элементы его напрямую зависят от элементов индивидуального человеческого капитала. Чтобы проследить взаимосвязь одного неосязаемого источника от другого, следует обратить внимание на источники формирования. Трудовые ресурсы фирмы (персонал организации) образуются за счет интеллектуального капитала и капитала здоровья. При этом неосязаемый капитал нуждается в управленческом капитале, то есть в звене, которое будет направлять его трудовую деятельность. Управленческий капитал, в свою очередь, образуется за счет предпринимательского капитала, а также на его формирование оказывает влияние корпоративно-политический капитал. Политический капитал образуется на базе культурно-нравственного капитала индивида. Классифицируем способы управления по виду капитала на мезоуровне:

1. Управленческий капитал организации:

— система методов принятия управленческих решений;

— система методов принятия технологических решений;

— система методов принятия конструкторских решений.

2. Неосязаемый капитал организации:

— знания отдельных работников, прежде всего специалистов;

— система формальных и неформальных связей организации.

3. Патентный капитал:

— воздействие на человеческий капитал через патенты, ноу-хау, лицензии.

4. Политический капитал:

— поддержание идеологических взглядов на корпоративном уровне.

Микроуровень включает в себя индивидуальный человеческий капитал. В свою очередь эта категория делится на пять самостоятельных звеньев: капитал удовлетворенности, интеллектуальный капитал, капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, предпринимательский капитал. Микроуровень характеризует не только профессиональные ресурсы работника, но и способен отразить его предпринимательские качества, а также этическую ответственность индивида. Данный уровень является платформой для формирования последующих двух уровней. При этом звенья, из которых складывается микроуровень, являются самостоятельными и не зависят друг от друга. Классифицируем способы управления по виду капитала на микроуровне:

1. Капитал удовлетворенности:

— воздействие на персонал через стимулирование.

2. Интеллектуальный капитал:

— эффективное управление инновационной активностью персонала.

3. Капитал здоровья индивида:

— анализ уровня здоровья индивида;

— поддержание уровня здоровья.

4. Культурно-нравственный капитал здоровья:

— управление экономической совокупностью затрат, связанных с развитием культурных характеристик индивида.

5. Предпринимательский капитал:

— затраты на развитие предпринимательских способностей.

На сегодняшний день во всех развитых странах именно человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Важнейшую роль играют неосязаемый капитал, человеческий ресурс, знания, опыт, профессиональная подготовка. В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что в силу нематериальной сущности человеческого капитала, нетрадиционных процессов формирования и вхождения в воспроизводственный процесс – с ним связано много неисследованных аспектов. Сегодня возникла объективная потребность всестороннего исследования человеческого капитала на всех его этапах развития (индивидуальном, корпоративном, национальном), характеризующих постиндустриальную стадию развития и нуждающуюся в систематизации существующих теоретических наработок. Потребности реальной экономики заставляют и работников, и руководителей учитывать эффективность затрат в данный вид капитала. Многие крупные корпорации помимо финансовой отчетности предоставляют данные для широкой публики «нефинансовых отчетов», которые имеют отношение к управлению человеческим капиталом на рабочих местах.

Человеческий капитал — что это такое

Общество – это люди, а люди представляют собой социальные слои. Главным образом, ценность каждого социального слоя определяется наличием в нем доли человеческого капитала.

1. Что означает человеческий капитал

Его уровень в каждом социальном слое зависит от соотношения концентрации в нем людей, обладающих способностями выше, чем у других. Человеческий капитал – это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов, которыми располагает человек.

Если объединить понятие «капитал» со значением слова «человек» – то можно уверенно сказать, что речь идет о ценности личных и профессиональных качеств.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

Это нематериальные активы. Это уровень образования и образованности человека.

Предназначение любого капитала – создание прибыли, богатства. Не является исключением и человеческий капитал. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

История возникновения понятия

На английском языке «человеческий капитал» пишется как «human capital».

Впервые это словосочетание произнес Джейкоб Минсер в 1956 году, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 году. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

2. Составляющие человеческого капитала

Внутренние убеждения человека, а равно – его увлечения и желание развиваться обычно определяют социальные факторы.

  • национальность, менталитет
  • отношение к дисциплине
  • самочувствие, здоровье

Главной составляющей человеческого капитала служат накопленные к конкретному моменту времени опыт и знания.

По сути, человеческий капитал – это не что иное, как качества человека.

  • личный, индивидуальный
  • коллективный
  • корпоративный

Отличие человеческого капитала одного социального слоя от другого состоит в сравнении конкурентоспособности уровня накопленных каждым из них интеллектуальных способностей.

3. Финансирование в человеческий капитал

Существуют различные способы вложений в человеческий капитал. Тот факт, что это приносит прибыль – обусловлено тем, что личные и деловые качества конкретного специалиста или группы рабочих способствуют созданию экономического благосостояния для всех сторон.

Инвестиции в человека обычно подразумевают повышение его трудоспособности. Например, это может быть спонсорство:

  • в сфере образования
  • повышения уровня профессиональных навыков
  • в сфере компенсации оплаты за жилье, одежды, питания и прочих бытовых расходов

Чтобы установить размер инвестиций, следует определить исходный уровень – набор информации, которую в себе несет конкретный человек на данный момент времени, и сопоставить ее с желаемым конечным результатом.

4. Индекс человеческого капитала

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса. При расчетах используется специальная методология. Учитываются:

Экономистами предложен метод оценки индекса по формуле. В нее входят такие показатели, как:

  • заработки в течении жизни (Х)
  • размер заработной платы на настоящее время
  • сумма ожидаемой прибыли в возрасте (Х + 1)

Учитывается динамика развития человека от года к году, смена мест его работы, должности, дополнительного образования, результаты деятельности, причины для повышения. Это определяет способность человека приносить доход.

Согласно расчетам, в России человеческий капитал на 2019 год составляет 46% из 70% возможных в сравнении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). При этом, доля людей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОСЭР. Качество образования находится на одинаковом уровне.

5. Как управлять человеческим капиталом

Финансирование в потенциал человека дает инвестору такую же прибыль, как и от вложения в любой другой проект.

Здесь также есть риски:

  • желание человека перейти на другую работу
  • его новые жизненные обстоятельства, снижающие уровень трудоспособности, например, рождение детей, если спонсируемое лицо – женщина
  • наличие части знаний, не дающих полезной отдачи, например, специфического характера

Однако, имеется возможность заключить специальный контракт, по которому спонсируемое лицо обязуется выполнять конкретные задачи определенный период времени без возможности расторгнуть его или изменить условия. Таким образом, обеспечивается гарантия окупаемости вложений. Исключением в данном случае может стать болезнь спонсируемого лица или его смерть.

Человеческий капитал – это высшая форма управления:

Читать еще:  Основоположником теории человеческого капитала является

В конечном итоге, качество управления отображается в экономических показателях.

Можно сказать, что качество и количество информации, которую несет в себе человек, напрямую влияет на экономические показатели не только на предприятии, в компании, но и в городе, регионе или в стране. Имеющаяся у людей информация определяет рост этих показателей, что, соответственно, влияет на конкурентоспособность на мировом рынке.

Человеческий ресурс – это главная ценность страны. Например, в компании Билла Гейтса доля человеческого капитала составляет около 50%, что позволяет его бренду в своем сегменте быть лидером на мировом рынке программного обеспечения операционных систем.

История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.03.2018 2018-03-27

Статья просмотрена: 1049 раз

Библиографическое описание:

Ищук, А. С. История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры / А. С. Ищук. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48943/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье рассмотрены история теории человеческого капитала, трактовки понятия человеческого капитала зарубежных и российских авторов, современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

The article deals with the history of the theory of human capital, the interpretation of the concept of human capital of foreign and Russian authors, modern approaches to determining the structure of human capital.

Keywords: human capital, the theory of human capital, the effectiveness of human capital, the structure of human capital

Понятие «человеческий капитал» соответствует стандартному предлагаемому экономической теорией определению капитала. Капитал принято трактовать как запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Однако неотделимость от личности своего обладателя — это характеристика, отличающая человеческий капитал. Индивидуальный человеческий капитал относится к накопленному запасу профессиональных навыков индивидуума, делая его отличным от других [1].

Появление теории человеческого капитала (ЧК) связано с научными трудами У. Петти, А. Смита и А. Маршалла. В трудах этих ученых можно найти доказательство важности изучаемого вопроса для экономики. Но конечное формирование теории человеческого капитала произошло только в середине 20-го века и связано с трудом американского экономиста Т.Шульца, который предложил макроэкономический подход к оценке и управлению развитием человеческого капитала. Он первым ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора и впервые предложил рассматривать расходы на образование, повышение квалификации, здоровье не только как потребительские расходы, но и как инвестиции в будущее человека. По его мнению, это обеспечит субъекту широкие перспективы выбора места работы, более высокий доход и другие блага [2]. Он утверждал, что благодаря знаниям улучшается благосостояние бедных людей, и оно не зависит от их усилий, земли или техники. Шульц дал следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [2].

В 1964 г. Г. Беккер обосновал эффективность человеческого капитала и сформулировал микроэкономический подход к его управлению. Он пишет: «Расходы на образование, обучение, медицинское обслуживание и так далее — инвестиции в человеческий капитал. Их называют «человеческий капитал», потому что люди не могут быть отделены от их знаний, навыков, здоровья и значения так, как они могут быть отделены от своих финансовых и физических активов» [2]. Г. Беккер перенес понятие человеческого капитала на микроуровень, определил его как совокупность навыков, знаний и умений человека. Беккер отмечал способность человеческого капитала не только накапливаться в процессе инвестирования, но и изнашиваться, причем как материально, так и морально, а следовательно, необходимость дополнительных инвестиций (в повышение квалификации) [2].

В 1976 г. Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала, базирующийся на статистических данных о накопленных инвестициях семьи и государства в восстановление человеческого капитала. Позднее, в 1990-х гг, в работе Дж. Минсера (1994 г.) выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин (1995 г.) предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов [3].

Новый всплеск научных разработок по данной теме произошел в начале 2000-х гг., когда стала активно развиваться концепция интеллектуального капитала как основы фундаментальной стоимости компании. В 2001 г. Э. Брукинг исследовала воздействие человеческого капитала на другие структурные составляющие интеллектуального капитала — организационный и клиентский капитал. В 2004 г. М. Кирнен позиционировал человеческий капитал как важный фактор оценки стратегической конкурентоспособности компании. Позднее разработкой проблем оценки эффективности человеческого капитала в разное время занимались: Т Стюарт, Л. Эдвинссон, К. Свейби, Д. Тобин, Б. Лев, Й. Руус и др. [3].

Вышеперечисленными авторами на высоком теоретическом уровне рассмотрены вопросы структуризации человеческого капитала, механизма его формирования и развития, предложены разнообразные методы оценки стоимости человеческого капитала на микро- и макроуровнях, сформулированы принципы управления человеческим капиталом.

На современном этапе эволюции теории человеческого капитала среди исследователей распространенной является более широкая трактовка — как источника конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта или национальной экономики в целом. Кроме того, сугубо финансовые аспекты оценки человеческого капитала дополнены нематериальной составляющей.

В частности, Дорнбуш Р., Шманлези К. и Фишер С. определяют человеческий капитал не только как совокупность знаний, умений и способности к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, культурные свойства человека — физическую силу, внешнюю привлекательность, коммуникабельность, умение принимать решения, брать на себя ответственность, организаторские способности, утверждая, что наличие образования является лишь предпосылкой, а не гарантией жизненного успеха [3].

Среди современных отечественных исследователей проблем человеческого капитала можно отметить С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, С. А. Курганского и других. Капелюшников Р. И. дает следующее определение этому понятию: «В экономической теории под человеческим капиталом принято понимать запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях» [4].

Традиционным является следующее толкование А. И. Добрынина: «Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [5].

Широкое определение, предложенное экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), охватывает различные аспекты инвестирования в человеческий капитал — как рыночные, так и нерыночные. Согласно определению, данному ОЭСР, человеческий капитал являет собой «умения, навыки, знания, способности, которые воплощены в людях, позволяя создавать им как личное, так и социальное, экономическое благосостояние» [1].

Анализ представлений о человеческом капитале позволяет выделить основные подходы к определению его сущности как капитала: человеческий капитал как инвестиции, запас, активы и фактор производств [2].

Современный человеческий капитал — это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, неразрывно связанный с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.

Читать еще:  Джон стюарт милль теория капитала

Важнейшим вопросом содержательной идентификации человеческого капитала выступает его структура. В этом плане интересен подход А. А. Хоконова [6]: человеческий капитал — сложный синтетический фактор, который агрегирует комплекс социально-экономических, психологических и иных параметров человеческих ресурсов. Структура человеческого капитала представлена на рисунке 1.

А. А. Хоконов отмечает, что качественные системы образования и здравоохранения способствуют генерации качественного человеческого капитала, способного в свою очередь осуществлять высококвалифицированный труд большей сложности, а высокий уровень здравоохранения способствует сохранению высоких темпов производства. Он выделяет высококачественный человеческий капитал.

Рис. 1. Структурные элементы человеческого капитала [6]

Высококачественный человеческий капитал, реализуя себя в сложном труде, создает большую стоимость за единицу времени, а реализуя себя в простом труде, он производит большее количество прибавочного продукта. Созданные стоимость и прибавочный продукт участвуют в образовании национального дохода — источник финансирования воспроизводства рабочей силы (рисунок 2).

Рис. 2. Воспроизводство высококачественного человеческого капитала [6]

Интересен подход Ю. А. Корчагина к классификации человеческого капитала: человеческий капитал по степени готовности к инновациям, созидательности и эффективности можно разделить на пассивный — не участвующий в инновационных процессах, положительный — созидательный, инновационный человеческий капитал, и отрицательный человеческий капитал [7]. Отрицательный национальный человеческий капитал — это деструктивный фактор, выступающий ингибитором позитивных изменений, способствующий неприятию инноваций, т. е. препятствующий общественному прогрессу [7].

Таким образом, под человеческим капиталом следует понимать сформированный в результате осуществления инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, генерирующий в результате производительного использования отдачу как в денежной, так и в неденежной формах (в виде будущих заработков или неденежных выгод). Человеческий капитал обладает специфическими особенностями, отличающими его от физического капитала, основными из которых является носитель-человек, неденежная форма отдачи, высокое влияние на формирование способностей человека к высококачественному труду.

Понятие человеческого капитала и его виды

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего экономики образования и труда. В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт. Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования.

Поэтому человеческий капитал — это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

5. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

6. Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности;

7. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности.

Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов «человеческого капитала», это понятие, как многие термины, представляет собой «метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку». Человеческий капитал — это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector