Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное участие в капитале

Компании с государственным участием, сколько их

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Читать еще:  Как определить стоимость собственного капитала

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

БКС Брокер

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Последние новости

Рекомендованные новости

Набиуллина. О текущей ситуации в экономике и на финансовых рынках, а также новых мерах поддержки

Мексика заявила, что нашла консенсус с ОПЕК+ и США по сокращению добычи нефти

Позитивный Disney

Четыре интересных бумаги на следующую неделю

ЦБ продал Минфину акции Сбербанка по 189,44 руб.

Ход торгов. Нефтегазовый сектор не оценил договоренности ОПЕК+

Продажи АЛРОСА в марте обвалились из-за коронавируса

Продажи Черкизово выросли во всех сегментах по итогам I квартала

Адрес для вопросов и предложений по сайту: website4@bcs.ru

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Участие государства в структуре капитала компании

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Леонова, И. В. Участие государства в структуре капитала компании / И. В. Леонова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54985/ (дата обращения: 10.04.2020).

В современной российской экономике сложилась ситуация, когда существуют отрасли, в которых государственное участие в структуре капитала занимает ведущее место, в частности: энергетика, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, банковский сектор, пенсионные и страховые фонды.

Участие государства в структуре капитала компаний можно разделить на три группы: [1]

1) компании, в которых государству принадлежит пакет в размере 100 %;

2) компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

3) компании, в которых государство выступает миноритарным акционером.

1) При сохранении государством 100 % капитала компании, что объясняется стратегической важностью отраслей, в которых они функционируют, государство направляет и координирует работу компаний через своих уполномоченных в акционерном обществе.

В государственных компаниях отсутствует собрание акционеров. Его заменяет совет директоров, который создается государственным органом. Данный совет осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа в обществе, который формируется государством.

2) Компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, являются компаниями со смешанной собственностью.

Анализируя смешанную собственность, важно подчеркнуть, что наряду с отнесением организаций к определенным группам по доле собственности государства, также происходит процесс отнесения организаций к двум категориям: публичным и непубличным. Публичные и непубличные акционерные общества различаются в размещении и обращении акций на фондовый рынок, что корректирует корпоративное управление. Компании, публично обращающие свои акции на фондовом рынке, вынуждены сталкиваться с повышенными требованиями к раскрытию данных и корпоративному управлению. Для таких предприятий, акции которых в открытом доступе, особую значимость также приобретают взаимоотношения государства и миноритарных акционеров. Выступая в роли доминирующего акционера, государство может действовать вразрез с интересами миноритарных акционеров и способствовать принятию необходимых государству решений на общем собрании акционеров при отсутствии учета мнения миноритариев. Государство также имеет возможность контролировать совет директоров и его состав. Государство может иметь и другие политические и государственные задачи, реализация которых затрагивает интересы миноритарных акционеров.

Читать еще:  Текущий и капитальный публичный долг

Государство заинтересовано в восприятии его акционерами как прозрачного и предсказуемого субъекта, который всецело соблюдает их права. Уважая права миноритарных акционеров, государство положительно влияет на свою репутацию, в результате чего изменяются котировки акций и привлекаются инвестиции с внешних рынков. Размещение акций государственных компаний на рынке привело к увеличению влияния государства на экономику, так как появилось средство воздействия на нее в более широких масштабах.

Акционерные общества с государственным участием управляются уполномоченными государством в органах управления акционерного общества (чаще всего, это госслужащие). В таких организациях создается собрание акционеров, которое обеспечивает принятие решений посредством большинства голосов его членов.

Представитель государства играет важную роль в организации. Он не является простым контролером, представляющим государство. Представитель является также активным участником управления, который вырабатывает политику компании, реализует ее, принимает решения, занимается разработкой стратегии развития компании. В том числе через представителей государством оказывается воздействие на величину и направленность инвестиций и на другие аспекты деятельности компании с государственным участием. При управлении предприятием государству необходимо обеспечить баланс интересов всех сторон — держателей акций.

3) Компании, в которых государству не принадлежит контрольный пакет акций.

В этой ситуации государство выступает в роли обыкновенного акционера, который получает прибыль от собственности — дивиденды. Имея в собственности часть акций организации, государство имеет возможность реализовать одну из важнейших функций менеджмента в управлении государственной собственностью — «отрицательный контроль», заключающийся в том, что совету директоров общества необходимо учитывать мнение государства в принятии важных постановлений. Минимальный пакет акций дает возможность государству запрашивать созыв внеочередного собрания акционеров для обсуждения необходимых вопросов и призывать проверки финансовой деятельности компании ревизионной комиссией.

В случаях если в акционерных обществах с минимальной долей государства не предусмотрено право «золотой акции», уполномоченный государства имеет возможность существенно повлиять на принятие важных решений через создание блоков с другими инвесторами.

Нет сомнений, государство, являясь собственником в том или ином акционерном обществе, вносит особенности в корпоративное управление, в том числе в случаях, если государство обладает небольшим пакетом акций. Государство через своих представителей имеет все рычаги воздействия на стратегическую политику компании для достижения своих целей, но принятие и реализация решений зависят, в том числе, и от других акционеров.

Благодаря государственным компаниям государство становится активным участником финансового рынка, способным влиять как на экономику страны в целом, так и на показатели эффективности деятельности компаний.

Рис. 1. Количество акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (ред. от 20.11.2018) [2]

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. Проведенный анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах той или другой стороны. [3]

Список акционерных обществ, входящих в перечни:

  1. Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», г. Москва
  2. Акционерное общество «ДОМ.РФ», г. Москва
  3. Акционерная компания «АЛРОСА», г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
  4. Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», г. Москва
  5. Внешторгбанк, г. Москва
  6. Газпром, г. Москва
  7. Международный аэропорт Шереметьево, г. Москва
  8. Нефтяная компания «Роснефть», г. Москва
  9. Современный коммерческий флот, г. Москва
  10. Российские железные дороги, г. Москва
  11. Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей», г. Москва
  12. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев, Московская область
  13. Корпорация «Росхимзащита», г. Москва
  14. «Первый канал», г. Москва
  15. «РОСНЕФТЕГАЗ», г. Москва
  16. «Зарубежнефть», г. Москва
  17. Объединенная судостроительная корпорация, г. Санкт-Петербург
  18. Росагролизинг, г. Москва
  19. Российский Сельскохозяйственный банк, г. Москва
  20. РусГидро, г. Красноярск
  21. Системный оператор Единой энергетической системы, г. Москва
  22. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г. Москва
  23. Российские сети, г. Москва
  24. Открытое акционерное общество «Объединенная зерновая компания», г. Москва
  25. Корпорация «Московский институт теплотехники», г. Москва
  26. Открытое акционерное общество «Росгеология», г. Москва
  27. Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», г. Москва
  28. «Российские ипподромы», г. Москва
  29. Роскартография, г. Москва
  30. РОСНАНО, г. Москва
  31. ГЛОНАСС, г. Москва
  32. Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», г. Москва
  33. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество), г. Симферополь, Республика Крым
  34. Акционерное общество «Гознак», г. Санкт-Петербург
  35. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк», г. Москва.
  1. Концерн «Океанприбор», г. Санкт-Петербург
  2. Концерн «Моринформсистема-Агат», г. Москва
  3. Росспиртпром, г. Москва
  4. «Центр технологии судостроения и судоремонта», г. Санкт-Петербург
  5. «Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора», г. Санкт-Петербург
  6. Государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс», г. Москва
  7. Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», г. Санкт-Петербург
  8. Приокский завод цветных металлов, г. Касимов, Рязанская область
  9. Производственное объединение «Кристалл», г. Смоленск
  10. Новороссийский морской торговый порт, г. Новороссийск, Краснодарский край
  1. Государственная транспортная лизинговая компания, г. Москва
  2. Трансинжстрой, г. Москва
  3. Корпорация развития Северного Кавказа, г. Ессентуки
  1. Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос. Быково, Московская область

Система управления публичными государственными активами децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Для оценки участия государства в структуре капитала компании вводится показатель «Эффективная доля государства» — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур. [4]

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Государственный капитал

Понятие государственного капитала

Термин «государственный капитал» употребляется в двух значениях – широком и узком.

Читать еще:  Депозит с капитализацией что это

В широком смысле под государственным капиталом понимают любые вложения государства в экономику, участие государства в воспроизводственном процессе. В узком смысле под государственным капиталом (или «официальным капиталом») понимают средства государственного бюджета, принимаемые из-за границы или перемещаемые за границу по решению межправительственных организаций или правительства.

Таким образом, первое определение охватывает достаточно широкий спектр способов участия государства в экономике, а второе – лишь в аспекте внешнеэкономической деятельности (внутренняя деятельность государства не принимается в рассмотрение).

Государственный капитал в широком смысле

Степень вмешательства государства в экономику определяется экономическим строем конкретной страны. В условиях административной (плановой, командной) экономики это вмешательство велико, в условиях рыночной – существенно меньше, но тоже имеется. Государство не только создает правовое поле, но и осуществляет деятельность в так называемом «государственном секторе», имеет «государственную собственность».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К государственному капиталу могут быть отнесены здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и другие элементы капитала, из которых извлекается доход и которые принадлежат государству.

Одной из распространенных форм существования государственного капитала в российских условиях является капитал учреждений и предприятий со смешанным частно-государственным участием.

Понятие государственного капитала является комплексным, отражающим сущность участия государства в экономике и охватывающим пространственную, юридическую, функционально-хозяйственную и другие стороны этого процесса.

Существенной особенностью государственного капитала является двоякая цель его функционирования. С одной стороны, как любой другой капитал, он должен приносить прибыль. С другой стороны, целью государственного капитала (и только его) является обеспечение условий функционирования для различных субъектов экономики. Таким образом, государственный капитал должен поддерживать деловую активность в целом, смягчать или ликвидировать «провалы рынка». Цели являются противоречивыми, что приводит к снижению эффективности функционирования государственного капитала, служит причиной низкой рентабельности многих государственных компаний.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный капитал в узком смысле

Узкий смысл термина «государственный капитал» связан с внешнеэкономической деятельностью, а именно – международным движением капитала. В этом значении государственный капитал принимает формы предпринимательского и ссудного капитала. Движение капитала осуществляется в форме займов, ссуд, инвестиций, иностранной помощи. Ключевым при этом для отнесения капитала к категории государственного является происхождение средств – из государственного бюджета.

По сроку вложения такой капитал может быть разделен на три категории:

  • долгосрочный капитал (на срок более 5 лет);
  • среднесрочный капитал (до 1 года до 5 лет);
  • краткосрочный капитал (до 1 года).

Цели вложений могут быть различными. Очень часто основной целью является не прямое получение прибыли, а некие более отдаленные результаты, в частности, налаживание отношений между государствами. Ярким примером являются займы, предоставляемые Российской Федерацией некоторым иностранным государствам, которые заведомо не смогут вернуть займ. Такие долги впоследствии списываются в обмен на некие преференции – право построить военную базу, обязательства по поставкам по льготным ценам, отказ от территориальных притязаний и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Банк с государственным участием

Банк с государственным участием – кредитная организация, на принятие решений в которой государство оказывает существенное влияние.

Принято считать, что госучастие в банковской системе сказывается на ее стабильности и надежности. Кроме того, создание банков с государственным участием, как правило, объясняется тем, что существуют сектора экономики, финансирование которых потенциально либо невыгодно, либо слишком рискованно для частных финансовых институтов, – например, сельское хозяйство и другие аналогичные отрасли.

Государственное влияние на деятельность банков может осуществляться в разной степени. Здесь можно рассматривать следующие их виды.

  • Полностью государственные банки. Классический пример такой организации – Банк России.
  • Кредитные организации, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. Причем какая-то часть собственности в таких банках может принадлежать частным инвесторам, в том числе и иностранным. Такими кредитными организациями являются Сбербанк, ВТБ.
  • Банки, где государство владеет блокирующим пакетом акций.
  • Финансовые организации, которыми государство владеет не напрямую, а опосредованно через принадлежащие ему холдинги и предприятия, управляющие, в свою очередь, банками. Например, государству принадлежит пакет акций нефтегазовой компании, владеющей банком.
  • Банки, оказавшиеся под управлением государственных органов в результате применяемых к ним процедур по результатам деятельности. Например, кредитные организации, где действует внешний управляющий, направленный Банком России, или где проводится процедура санации Агентством по страхованию вкладов.
  • Кредитные организации, куда направлен уполномоченный представитель ЦБ. Как правило, это происходит тогда, когда государство или Центробанк выделяет крупный кредит коммерческому банку.

Поскольку виды государственного участия в банковском секторе разнообразны и не всегда поддаются точному учету, на регулярной основе статистика по этой проблеме не ведется. Однако существуют исследования, согласно которым государство в России оказывает непосредственное влияние более чем на 50 кредитных организаций. Причем практика показывает, что на долю этих 50 из 900 с лишним банков приходится около 40% всех собственных активов банковского сектора страны. Они выдали более 45% всех кредитов организациям и частным лицам, привлекли почти 50% всех размещенных в России вкладов.

Роль государственных кредитных организаций в банковской системе РФ оценивается неоднозначно. С одной стороны, во времена кризиса именно они получают в первую очередь государственную поддержку в виде кредитов под низкий процент, обеспечивая тем самым ликвидность платежной системы. Такие банки служат оплотом надежности для частных компаний и частных вкладчиков, проводят государственную политику по снижению процентных ставок для реального сектора экономики, задают общий уровень цен ипотечного кредитования, а значит, содействуют тому, чтобы россияне могли покупать жилье.

С другой стороны, система государственного участия в банковском секторе создает не в полной мере честную конкуренцию, поскольку такие кредитные организации имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам.

В мировой практике развитых стран роль государства в банковском секторе зачастую ограничена. Обычно оно занимается регулированием финансовой системы в целом, в лучшем случае оказывает помощь кредитным учреждениям в ситуации кризиса. Долевое участие в финансовых институтах характерно в большей степени рынкам развивающихся стран. И в исторической перспективе постепенно происходит отказ от государственного вмешательства в банковский сектор по мере развития экономики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector