Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вклад школы научного управления заключается в

Вопрос 4. Вклад школы научного управления;

Сторонники школы научного управления стремились доказать что управлять можно научно, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент.

Основоположником школы научного управления считают Фредерика Тейлора. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда (НОТ).

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Школа научного управления, разработанная им, основывалась на трех положениях, послуживших исходными принципами в последующем развитии различных теорий управления:

1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.

3.Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Считая главной целью максимальный рост производительности труда, Тейлор пришел к убеждению о возможности расчленения каждой технологической операции на элементарные составные части и определения с помощью хронометража наиболее рациональных способов работы, включающих лучшие элементы трудового процесса лучших рабочих. Устраняя все нерациональные движения, Тейлор разработал оптимальные методы выполнения трудовых операций.

Точный учет трудового времени потребовал стандартизации орудий труда, рабочих операций и движений, введения инструкционных карт и системы слежения за ходом работ. Это позволило ввести планирование, калькуляцию затрат, обоснованно рассчитывать себестоимость продукции и ее отпускную цену. Изменение организации производства привело к необходимости изменения организации управления. В этих условиях система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм.

Именно эта сторона учения Тейлора нашла широкое применение на промышленных предприятиях. Сотрудничество же между администрацией и рабочими и равномерное распределение ответственности между ними как отметил сам Тейлор, достигнуты не были.

Обычно полагают, что труд — естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление «рестрикционизм» или сейчас это называют «работа с прохладцей» (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать, как ведет себя рабочий с груженой тачкой и без. С груженой тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень — большое зло, но еще более серьезная болезнь — систематическая РСП, умышленная медлительность.

Основные положения концепции Тейлора:

1. признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства.

2. расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование.

3. планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделенями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения работ;

4. увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков.

5. подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованями и их обучение.

Тейлором были сформулированы две основные задачи менеджмента:

— обеспечение наибольшего процветания предпринимателя

— повышение благосостояния каждого работника.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон Г. Он сформулировал 12 принципов производительности труда:

  1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
  2. Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.
  3. Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.
  4. Дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.
  5. Справедливое отношение к персоналу.
  6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
  7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.
  8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
  9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
  10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
  11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.
  12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства.Он обеспечил создание массового сборочного конвейерного производства и развитие автомобильной отрасли. Заменив ручной труд на машинный, Форд сформулировал основные принципы организации производства:

1. максимальное разделение труда, специализация.

2. широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.

3. размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. регламентированный ритм производства продукции.

5. механизация транспортных операций.

Таким образом, сочетание непрерывности и скорости обеспечило эффективность производства. Методы производства, разработанные Фордом, имели большое значение не только для автомобилестроения, но и для множества других отраслей.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента

Начало ХХ века относится к переломному времени для развития и становления четырех основных школ, которые способствовали развитию теории управления персоналом и процветанию организации в целом. Основные школы менеджменты являются: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления. Каждая из четырех школ имела свои определенные представления о процессе управления, имела разные методические приемы и т.д.

Все это послужило значительным вкладом в развитие вопросов управления. Классическая организационная теория была одной из четырех направлений, которые систематизировали теорию управления персоналом и организацией. В процессе данной теории способствовало обеспечению эффективное функционирование организации в процессе ее жизнедеятельности.

Читать еще:  Организовать бизнес без больших вложений

Теория научного управления стала основным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые ученые и руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть также эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Старания основоположников школы научного управления были направлены на достижение главной цели – как можно эффективнее повысить производительности труда на предприятиях. Для достижения этого были разработаны жесткие системы принципов, способствующие эффективному налаживанию процесса организации труда, производства и управления [5].

Основополагающий вклад в формирование и разработку классической школы научного управления принадлежит Ф. Тейлору. Но прежде чем Ф. Тейлор сформулировал общую концепцию классической школы управления, отдельные идеи высказываюсь Ч. Бэббидж, Г. Меткаф, Г. Таун и т.д.. По мнению Меткафа Г., который считал, что управление ресурсами и цехами есть искусство, которое зависит от применения конкретных принципов, Г. Таун предлагал разработать научные принципы управления и в дальнейшим обмениваться управленческим опытом.

Не смотря на все попытки в становлении школы, именно Ф.У. Тейлор смог сформулировать и объединить научные труды и основать классическую школу научного управления организации. Основателями школы научного управления в первые стали использоваться такие параметры при управлении организации, как:

— анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.

Из истории становления научной школы и проводя анализ творческого наследия представителей данной школы, приходим к мнению, что, решая задачи повышения эффективности производства, были рассмотрены целый спектр теоретических организационно-методических вопросов с точки зрения менеджмента [13]:

1) был определен важнейший принцип в менеджменте – принцип соответствия по Ф. Тейлору, смысл этого состоит в том, что каждому работнику следует поручать такой вид деятельности, который соответствует его интеллектуальным и физическим возможностям;

2) реальные подходы к необходимости научного подхода и подготовки кадров, предложили Л. Гилберт, Г. Форд, Г. Гантт и т.д. Не смотря на распространенные мнение о том, что обучение кадров является непроизводительной тратой. По мнению Г. Гантта, который считал, что данные затраты представляют полезные расходы. Под задачей руководителей компании является обучить необходимых сотрудников и корректировать процесс их развития. Также важным представляется мнение Г. Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом генералов высококвалифицированных». Г. Форд являлся сторонником процесса учебы сотрудников, использования разносторонних знаний в процессе производства и управления организацией;

3) по предложению Ф. Тейлора, Г. Гантта, Г. Эмерсона и Г. Форда изменена система заработной платы сотрудников предприятий. В соответствии с научно-обоснованными методами стали оплачивать труд каждого рабочего в соответствии с его индивидуальной выработкой, а не в зависимости от уровня групповой выработки. Г. Форд впервые на своем предприятии ввел обязательный минимум заработный платы – 6 долларов в день. Была разработана первая научно обоснованная методика премиальной системы оплаты труда;

4) осознана необходимость гармонии интересов предпринимателя и рабочего, правда, пока только в деле научной организации труда (Г. Форд);

5) обоснована и внедрена система научной организации труда на предприятиях и в организациях (все представители направления);

6) была обоснована и внедрена научная организация рабочего места сотрудников предприятия (Г. Форд, Г. Эмерсон);

7) на ряде предприятий в США были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов НОТ, пропагандировалась мотивация труда, основанная на вознаграждении и уважении личности рабочего.

Система Ф. Тейлора и его последователей нашла широкое практическое применение в начале XX в. в работе промышленных предприятий США, Германии, Англии, Франции, Швеции и дала ожидаемые результаты. Отмечая заслуги данной школы, П. Друкер подчеркивает, что «применение знания Тейлора к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет».

Предприниматели не могли не заинтересоваться научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1912 г. 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление в промышленности, на транспорте, в строительстве и не только в США, но и в Англии, Франции и других странах. В этот период в США и европейских странах значительно возросло число различных школ и семинаров по управлению. В высших учебных заведениях регулярным стало чтение курсов по управлению [4, с.18]. И хотя вначале наибольшее внимание привлекали вопросы производства, бизнеса, со временем начали формироваться концепции научных принципов управления, применимых в равной степени во всех областях человеческой деятельности.

Вместе с тем следует признать, что в рассматриваемый период человеческому фактору в организации не уделялось должного внимания. Системной теории менеджмента в период первой школы не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы менеджмента; принцип соответствия, принцип социальной ответственности бизнеса перед обществом. Из методов управления доминировали командно-административные методы и методы экономического стимулирования. Оформлялись функции кадрового менеджмента: планирование персонала, отбор, мотивация и стимулирование, обучение, но реализация их была низкотехнологичной.

Во многом такое положение вещей оправдано тем, что в конце XIX начале XX в. академическая социология и психология была далека от изучения практических проблем промышленности, наука в то время лишь интенсивно накапливала фактический материал. Лишенные профессиональной помощи со стороны ученых, менеджеры предприятий искали собственные пути решения социальных проблем труда, в том числе и кадровой проблемы.

Ф.У. Тейлор, Г. Форд, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт, Г. Эмерсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладающими широкой гуманистической ориентацией. Это была новая генерация менеджеров, резко отличавшихся по образу мысли и стилю жизни от своих предшественников. Конечно, каждый из них был глубоко индивидуален и непохож на других, но вместе они определили целую эпоху в развитии менеджмента в США и в целом мире.

Читать еще:  Идеи малого бизнеса без вложений

Исходя из всего вышеуказанного, можно перечислить основные моменты вклада школы научного управления в теорию менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения и обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

5. Отделение планирования от самой работы

Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение.

Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Вклад школы науки управления в теорию менеджмента.

· Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико- математических.

· Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

· Использование информационных технологий в управлении.

· Разработка общей теории управления.

Влияние школы науки управления растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

· Френк и Лилия Гилберт;

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

· методы переобучения рабочих;

· сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

· Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

· Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Школы управления. Их сущность и вклад в науку управления.

· школа науки управления

научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне

Читать еще:  Создание интернет магазина без вложений

классическая школапопыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией

бихевиористская школа понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имеет ключевое значение для достижения успеха организации

школа науки управления использует количественные методики, такие, как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность

Вклад различных школ в науку управления.

Школа научного управления:

Ø Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи

Ø Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения

Ø Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задачи

Ø Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности

Ø Отделение планирования и обдумывания от самой работы

Классическая школа управления:

Ø Развитие принципов управления

Ø Описание функций управления

Ø Систематизированный подход к управлению всей организацией

Бихевиористская школа:

Ø Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности

Ø Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом

Количественная школа управления

Ø Углубление понимания сложных управленческих

проблем благодаря разработке и применению моделей

Ø Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

3. Виды и сущность подходов к науке управления.

концепция управленческого процесса возникла в рамках классической школы

системный подход рассматривает организацию как открытую систему

ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию.

Понятие управления. Инструменты управления, их сущность.

Управление— по-английски «менеджмент» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях Менеджмент призван создавать фирме конкурентные преимущества

Иерархия, организация – основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура – то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Понятие организации, виды организаций, их сущность. Составляющие успеха организаций.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей

Одна из самых значимых характеристик организации – ее взаимосвязь с внешней средой

Существуют организации: формальные и неформальные.

Желание добиться успеха характерно для многих. Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Составляющие успеха организации:

Одной из самых значимых характеристик организации является ее

взаимосвязь с внешней средой.

Характеристики внешней среды организации.

Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенного воздействия.

Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и

приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

Факторы, обусловливающие развитие международного бизнеса:

· менее высокие производственные издержки за границей

· стремление уйти от торговых ограничений

· производств.и инвестиционные возможности, открывающиеся в других странах.

Чтобы преуспеть в международной среде, руководитель должен

понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке.

Среда прямого воздействия. Влияние факторов среды прямого воздействия.

Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенного воздействия.

Основные факторы среды прямого воздействия:

· поставщики трудовых ресурсов и капитала

· законы и органы государственного регулирования

Среда косвенного воздействия. Влияние факторов среды косвенного воздействия.

Факторы, не оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде косвенного воздействия.

Переменные среды косвенного воздействия :

Внутренние переменные среды организации, их влияние..

Основные переменные внутренней среды организации:

Структура организации — логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации

Сфера контроля — число людей, которые подчиняются непосредственно данному руководителю

Цели — конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достичь члены организации, работая вместе. Формулирование и сообщение целей – важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.

Задача — это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

Технология — любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы, инструменты, навыки и знания.

Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение

и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны

стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своем единстве они

рассматриваются как социотехнические подсистемы. Совершенствование

одной переменной, например, технологии, не обязательно может вести к

повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

Требования менеджеров к инженерам.

Требования менеджеров к инженерам:

· способность к творчеству,

· стремление к сотрудничеству,

· с готовностью корректирует свои личные позиции и цели в соответствии с позициями и целями своей организации,

· быстро усваивает систему и политику своей организации,

· схватывает, что и как нужно сделать по данной работе, без объяснений со стороны руководителя;

· выясняет, каковы планы администрации и каковы проблемы, с которыми сталкивается организация;

· действует, исходя прежде всего из интересов организации;

· поддерживает политику и мероприятия организации своим положительным отношением;

· активно и демонстративно проявляет свои способности на пользу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector