Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вклад маслоу в развитие менеджмента

Научный вклад А. Маслоу

Содержание

Глава 1. Биография и научная работа А. Маслоу. 4

1.1 Биография А. Маслоу. 4

1.2 Научный вклад А. Маслоу. 5

Глава 2.Возникновение теории самоактуализации. 7

2.1 Начало изучения самоактуализации. 7

2.2 Некоторые виды самоактуализации. 9

2.3 Исследование самоактуализирующихся личностей. 10

2.4 Теория человеческой сотивации. 12

2.5 Самоактуализация как процесс и механизм развития личности. 14

2.6 По ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей бытия 17

2.7 Биологизация человека в теории самоактуализации. 20

Список литературы.. 24

Ведение

Актуальность теоретического исследования обусловлена необходимостью каждого человека на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. Сегодня время культурного и социально-экономического кризиса, каждый остается наедине под гнетом жизненных проблем и ему остается черпать силу только из личных способностей и задатков. Это делает актуальной тему моего исследования, так как самоактуализация предусматривает саморазвитие и самоорганизацию индивида, предполагающей наиболее эффективное использование всей совокупности своих сил, навыков и иных ресурсов.

Целью и задачей теоретического исследования является изучение теоретических аспектов самоактуализации личности в работах А. Маслоу. Раскрыть понятие «самоактуализация личности».

Предмет: самоактуализация личности

Глава 1. Биография и научная работа А. Маслоу

Биография А. Маслоу

Старший из семерых детей Самуэля и Розы Маслоу, Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке. Родители его были евреями, иммигрировавшими в США из России.Рос мальчик в многонациональном квартале. Семья была бедной, родители к детям были безразличны и мало о них заботились.Отец так часто обижал и унижал мальчика, что тот искренне поверил в свою никчёмность. Мать же его была грубой и эгоистичной женщиной, от которой дети не видели ни любви, ни заботы.Вдобавок ко всему, Абрахам был единственным евреем среди мальчишек в окрестностях, а потому стал жертвой яростного антисемитизма, подвергаясь постоянным нападкам за свою религию. Всевозможные перипетии жизни заставляют мальчика искать спасения в библиотеке, где он открывает в себе любовь к книгам.

Он учится в Средней мужской школе, где является участником целого ряда тематических клубов. Также, в течение целого года, он принимает участие в выпуске «Латинского журнала» и школьной газеты на темы физики.После окончания школы Маслоу поступает в Нью-Йоркский городской лицей, а по вечерам берёт уроки правоведения. Однако, вскоре осознав, что занятия правом – дело вовсе не его, он бросает дополнительные занятия.

Позже, Абрахам поступает в Висконсинский университет на факультет психологии. Там он занимается исследованиями в области экспериментального бихевиоризма. Благодаря этой работе, в нём упрочилось позитивное мировоззрение. В 1931 г. Абрахам Маслоу получает степень магистра психологии.

В 1928 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте. И этот брак становится для него началом счастливой семейной жизни. Их жизнь в любви и согласии продолжалась до самой смерти Абрахама. От этого союза на свет появилось две дочери.

На протяжении многих лет Маслоу имел проблемы с сердцем, и в 1967 г. пережил серьёзный приступ. Три года спустя, в 1970 г., после второго удара, он умирает.

Американская психологическая ассоциация ежегодно вручает премию Абрахама Маслоу за значительный вклад, вносимый в реализацию перспективных исследований в область дальнейших изучений человеческой души.

Научный вклад А. Маслоу

В 1937 г. Маслоу становится членом профессорско-преподавательского состава Бруклинского колледжа, где проработает до 1951 г. Когда, в 1941 г., США вступила во Вторую мировую войну, Маслоу был уже слишком стар и непригоден для воинской службы. Однако же ужасы войны вдохновляют его на развитие идей мира и влияют на его теории в психологии, помогая создавать науку гуманитарной психологии.

Большой след в душе Маслоу оставил образ жизни и действий двух его научных наставников – психолога Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт, — впоследствии и заложив основу его исследованиям в области душевного здоровья и человеческого потенциала.

В 1943 г., в своей статье «Теория мотивации человека», появившейся в журнале “Psychological Review”, Маслоу предлагает собственную систему иерархии потребностей. Подробное объяснение этой теории было дано в вышедшей в 1954 г. книге «Мотивация и личность».

Маслоу придерживается точки зрения, что у любого человеческого существа есть ряд потребностей, которые, для достижения самореализации, должны быть удовлетворены в определённом порядке. Согласно его классификации, потребности человека располагаются в следующем порядке: физиологические потребность, стремление к безопасности, необходимость принадлежать к определённой социальной группе и быть любимым, тенденция к уважению, потребность к самореализации и тяготение к превосходству. Будучи психологом-гуманистом, Маслоу искренне верит в то, что каждому индивиду для достижения самореализации необходимо полностью осознать свой потенциал. Свою теорию он подкрепляет изучением личностей Альберта Эйнштейна, Генри Дэвида Торо, Рут Бенедикт и т.д. – тех, кому, по его мнению, успешно удалось достигнуть самореализации.

В 1951 г. Маслоу становится профессором в Брандейском университете. Там он будет преподавать до 1969 г., пока не перейдёт в штат Лафлинского института в Калифорнии.

В 1961 г. Маслоу, совместно с психологом Тони Сутичем, основывает журнал “The Journal of Humanistic Psychology”, который публикует научные статьи и поныне.

Основные работы: величайшим вкладом в психологию Маслоу является его теория иерархии потребностей, предложенная им в 1943 г. На этой классификации потребностей основываются многочисленные исследования в области социологии, менеджмента, психологии, психиатрии .

Бихевиористское направление в менеджменте Абрахама Маслоу

Примерно с конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления: Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Абрахам Маслоу, — изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и Т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-к гг. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом».

В самых общих чертах главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытие творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908 — 1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей известную как «пирамида потребностей». В соответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархического расположения потребностей.

Менеджер должен выявить эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценки др.) и производные, или мета — потребности (потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). По мнению Маслоу, базисные потребности человека постоянны, а производственные изменяются. Ценность мета — потребностей одинакова, поэтому не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

Читать еще:  100 сайтов заработка без вложений

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружающего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страхования от несчастных случаев и Т.д.;

3) социальные потребности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участие в совместной трудовой деятельности;

4) престижные потребности — в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, статусе, престиже, призвание и высокой оценке;

5) духовные потребности — в самовыражении через творчество.

Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, Т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, Т.е. мере их реализации в качестве необходимости условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые два типа базисных потребностей в своей иерархии Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становится актуальным для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов. Теория потребности Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.

Во второй половине ХХ в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е гг.).

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие Функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, поддержание лидерства в коллективе, оценка организации и др.

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущие составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать материи (атомы, организмы, предприятия и т.д.). Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающими специфическими функциями.

Системы делятся на закрытые, функционирующие независимо от изменений внешние среды (например, часы) и открытые, связанные с внешним миром (все социально — экономические объекты, организации, бригады и т.д.).

Простая система ориентирована на достижения одной цели. Сложная система стремится к достижению несколько взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества потребляемых ресурсов на выходе входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным.

В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирования образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если в его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становиться менее эффективной — это свидетельствует о том, что менеджер оказывал на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегического развития фирмы), а ежедневно сам занимался вопросами, не доверяя их руководителями среднего звена. Сущность системного подхода к управлению к управлению — мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

Ситуационный, или кейсовый (от лат. Case — ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действии. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственно приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный походы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1-2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения.

Ситуационный подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др.), в ходе которых моделируется весь ход действии и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в не стандартных ситуациях.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Во введении упоминалось имя Абрахама Маслоу как одного из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

  • Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
  • Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
  • Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
  • Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  • Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
  • Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
  • Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.
  • Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.
  • Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей. Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Читать еще:  Дата заполнения вкладыша в трудовую книжку

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховать ся в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в обществен ных мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во- первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.

Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п. Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков.

Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения.

На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их прояёвления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей.

Биография А. Маслоу. Вклад в менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:16, доклад

Краткое описание

Видный американский психолог Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе. Однако не всё было так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Маслоу.docx

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

По дисциплине: Менеджмент

На Тему: «Биография А. Маслоу. Вклад в менеджмент»

Студентка группы ТВ-11 Быленок Е.С.

Видный американский психолог Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе. Однако не всё было так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Мать Маслоу была весьма религиозной женщиной, и постоянно напоминала детям о той расплате свыше, что грозит им за малейшие проступки, не забывая о земных наказаниях, на которые была весьма щедра. Из-за этого отношения мальчика с ней были весьма натянутыми вплоть до её смерти. Поначалу не заладились отношения и с отцом, который часто выпивал, изменял жене, влезал в драки, но позже первенец четы Маслоу помирился с ним.

Но пока Абрахам Маслоу ещё юн, из-за своей национальности одинок и несчастен. Стесняясь своего внешнего вида, мальчик пытался компенсировать щуплость и неказистость занятиями спортом. Не добившись заметных результатов на этом поприще, с тем же рвением Абрахам Маслоу переключился на науку. Друзьями ему стали книги, благо недостатка библиотек в Нью-Йорке не наблюдалось. А летние месяцы проходили в работе в фирме своей семьи, которая занималась производством бочек.

Читать еще:  Капвложения в арендованное имущество

Поддавшись уговорам отца, 18-летний Абрахам Маслоу поступил в Сити-колледж родного города, где приступил к изучению юриспруденции. Но вскоре понял, что это не его стезя. В это же время он увлёкся поведенческой психологией Д. Уотсона. Поэтому в 1930 году в университете Висконсина он получил степень бакалавра именно по психологии. Годом позже – магистра гуманитарных наук, а ещё три года спустя – доктора.

Женился Абрахам Маслоу в 20 лет на Берте Гудман (своей первой любви), с которой был знаком со школы, она же была его кузиной, поэтому чета Маслоу была против этого брака. Но сын не послушал родителей и сочетался браком прямо перед переездом в Висконсин, где и появились на свет две его дочери Эллен Маслоу (впоследствии получившая докторскую степень и ныне работающую психотерапевтом) и Энн Каплан.

В своей almamater Абрахам Маслоу работал с Г. Харлоу, в лаборатории приматов по изучению поведения макак резусов. Докторскую диссертацию он посвятил исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян.

В Нью-Йорк он вернулся в 1937 году уже доктором, где начал работать с Э. Торндайком, известным теоретиком в области научения, в Колумбийском университете. А какое-то время спустя стал преподавателем Бруклинского колледжа, которому посвятил 14 лет. Именно в этот период он познакомился с большинством известнейших психологов, бежавших из Европы, общение с которыми в неформальной обстановке впоследствии оказало влияние на его теорию.

В 1943 году в Психологическом обозрении вышли две небольшие статьи Абрахама Маслоу, которые можно назвать первым шагом к его будущей теории. Он уже разочаровался в бихевиоризме, считая, что человек низводится до состояния стимульно- реактивного механизма. А вот именно то, что делает человека человеком, остаётся за кадром.

В 1951 году Абрахам Маслоу заступил на пост заведующего кафедрой психологии в университете Брэндейс, в Массачусетсе. Тогда же в журнале «Социальной психологии и психологии отклонений» вышла статья, в которой он критиковал А. Кинси за некорректную выборку респондентов в социологическом исследовании на сексуальные темы. Вообще с редакторами психологических изданий у Абрахама Маслоу были напряжённые отношения, его статьи принимались со скрипом или получали отказ в публикации. А вот студенты души не чаяли в своём внешне невзрачном преподавателе.

В 1954 году вышла в свет первая значительная работа «Мотивация и личность», на страницах которой и была рассказана иерархическая теория потребностей, которая сегодня известна всему миру. Абрахам Маслоу представил общественности свою пирамиду, в основании которой были заложены базовые потребности человека, а вершину составила потребность в самоактуализации. Именно её он считал врождённым человеческим стремлением, но прежде чем полностью раскрыть все свои задатки и способности, человек должен полностью удовлетворить все остальные ступени пирамиды. Немало внимания уделил Абрахам Маслоу комплексу Ионы, согласно которому, человек, предпочитая налаженное, но ограниченное существование, избегает дополнительной ответственности, серьёзных жизненных успехов, так как это может привести к потере контроля. Это своего рода барьер к достижению вершины пирамиды потребностей.

В 1961 году Абрахам Маслоу оставил пост заведующего кафедрой, но остался работать профессором психологии.

В 1967-1968 годах он стал президентом Американской психологической ассоциации. А в 1969 году он ушёл в Благотворительный фонд У. Логлина в Менлоу-парк, что в Калифорнии. Здесь он смог заняться философией демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году, 8 июня, сердечный приступ оборвал научные изыскания Абрахама Маслоу.

Однако его книги («Мотивация и личность», «Психология Бытия» и другие) популярны и по сей день.

Школа поведенческих наук.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и др.

психологами, помогли понять причины этого явления. Показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности ,которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. Речь шла о том, производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышение удовлетворительности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Большой вклад в развитие менеджмента внес А. Маслоу разработавший

нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей»

-потребность в самореализации.

-потребность в самоуважении.

-принадлежность к социальной группе.

-потребность в безопасности.

-базисная или основная ступень.

В соответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура

иерархически расположенных потребностей. Согласно этой теории цели

индивидуума ранжируются по степени важности.

Базисные потребности (потребность в пище, безопасности и пр.) и

производственные или мета- потребности (потребность в справедливости ,

благополучии и др.) Базисные являются постоянными, а производственные

изменяются. Ценность мета- потребностей одинакова.

Базисные располагаются по принципу иерархии в восходящем порядке от «низших»

(материальных) до «высших»(духовных) .

1. физиологические потребности и сексуальные.

2. экзистенциальные потребности – в безопасности своего

существования, уверенности в завтрашнем дне , стабильности условий,

жизнедеятельности , определенном постоянстве и регулировании окружающего социума, а в сфере труда – в гарантируемой занятости , страховании от несчастных случаев.

3. социальные потребности – в привязанности ,

принадлежности к коллективу , заботе о других и внимании к себе.

4. престижные потребности – в уважении со стороны «значимых

лиц» , служебном росте, статусе (престиж, призвание и высокой оценки.)

5. духовные потребности — в самовыражении через творчество.

Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные , которые по мере взросления человека и по мере их реализации в качестве необходимости условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первичные (врожденные) , 3 остальные — вторичные (приобретенные).

Согласно принципу иерархии потребностей каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов.

Иерархия потребностей по Маслоу позволяет сделать важное заключение о

мотивирующей силе денег . Деньги не являются решающим мотиватором

производительного и качественного труда. Самым мощным фактором мотивации трудовых процессов является удолетвореннность трудом: радость от работы ,рост личности, свобода в выборе действий, уважение со стороны руководства.

В тех случаях когда человек не удолетворен своей работой, если она ему в

тягость , он испытывает беспокойство даже тогда , когда основные потребности его удовлетворены. Вот почему так важно правильно выбрать профессию, найти себя в работе и именно в ней стремиться к самовыражению. Учитывая, чтопотенциальные возможности человека растут и расширяются , потребность всамовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому можно с уверенностью сказать : процесс мотивации поведения человека через потребности бесконечен.

Отсюда вывод : менеджер должен тщательно изучить своих подчиненных и

четко представлять , какие активные потребности движут ими. Учитывая

динамический характер потребностей человека, менеджеру очень важно заметить изменение этих потребностей и соответственно изменить методы удовлетворения потребностей.

Эта теория была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector