Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воинский учет внешних совместителей

Работа по совместительству: на что нужно обратить внимание

Порядок приема

Начнем с того, что прием на работу по совместительству проводится в том же порядке, что и в отношении основных работников. Но все же некоторые отличия важно учесть. Необходимые документы при таком трудоустройстве — паспорт и пенсионное страховое свидетельство. Необязательные — ИНН, свидетельство о браке и рождении детей. Диплом об образовании обязательно потребуется, только если трудоустройство предполагает наличие специальных знаний и навыков. В остальных случаях работодатель его не спрашивает. Важное отличие этого перечня от списка документов при приеме основного работника в том, что здесь отсутствует трудовая книжка — она должна находиться по месту основного трудоустройства.

Если на основной работе человек трудится в опасных и вредных условиях, то работать совместителем в таких же условиях он не вправе. Например, водителем устроиться нельзя, если на основном месте гражданин уже работает водителем.

Работников кадровой службы интересует вопрос: нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя при приеме в организацию. Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719, обязывают работодателей вести воинский учет принятых на работу граждан. В положении не указывается, что учет необходимо вести только по основному месту. Отсюда вывод, что каждый работодатель обязан вести воинский учет сотрудников, в том числе и организация-работодатель, имеющая совместителей.

В трудовом контракте с работником-совместителем важно указать вид занятости. Формулировка обязательно должна включать слова «работа по совместительству». По желанию вписывают индивидуальный рабочий график с учетом временного ограничения — не более 4 часов в день. В любом случае, даже если график не указан, это занятость на неполный рабочий день. Продолжительность рабочего времени сотрудника-совместителя определяется статьей 284 ТК РФ .

Договор, заключенный с совместителем, имеет срочный характер на основании ст. 59 ТК РФ , если в этом есть необходимость. В остальных случаях заключается бессрочный контракт. Часто возникает вопрос: можно ли взять по совместительству, если нет основного места работы или это запрещено? Статья 282 ч. 2 ТК РФ говорит о том, что такой труд производится в свободное от основной деятельности время. Но прямого запрета на прием совместителя без основного места трудоустройства ни один нормативно-правовой акт не содержит. Что делать в случае, когда работодатель хочет убедиться в том, что сотрудник трудоустроен? Чтобы не полагаться лишь на слова, следует запросить справку с его основного места трудоустройства или заверенную свежей датой копию трудовой книжки. Но не стоит забывать о том, что, по ст. 65 ТК РФ , требовать с работника дополнительные документы нельзя.

Принимая такого сотрудника, важно убедиться, что он не входит в категорию граждан, подпадающих под запрет работы по совместительству или с ограничениями на дополнительную занятость. Так, на основании статей 282 и 329 ТК РФ , запрещено совмещать труд на нескольких рабочих местах следующим категориям:

  • несовершеннолетние граждане младше 18 лет;
  • работающие во вредных или опасных условиях труда;
  • водители транспортных средств.

Кроме этого, на совместительство существуют ограничения. Это касается:

  • депутатов Государственной думы — им нельзя нести государственную службу и одновременно работать с коммерческой целью;
  • руководителей организаций, которые вправе трудиться у другого работодателя лишь с разрешения собственника или уполномоченного органа организации, где они уже работают.

Трудовая книжка и совместительство

О том, что трудовая книжка на работе по совместительству не ведется, знают все работники кадровых служб. Но если работник просит внести запись еще об одном месте трудоустройства (а он имеет на это право), работодатели порой теряются. Как внести запись, если трудовая книжка находится у другого работодателя? Где брать необходимые сведения? Как быть, если хронология записей нарушится?

Что следует помнить о трудовой книжке совместителя:

  1. Запись вносится только по просьбе (лучше письменной) работника.
  2. Внести запись вправе только работодатель по основному месту труда (п. 20 правил, утвержденных постановлением правительства № 225 от 16.04.2003).
  3. Записи вносятся на основании предоставленных копий приказов о приеме и увольнении или на основании справки о периоде работы.
  4. Если совместитель уже работал до того, как произведена запись о приеме на основное место, ее все равно вписывают.
  5. При внесении записи обязательно указывают тип трудоустройства.
  6. Заверить такую запись своей печатью вправе основной работодатель.

Указанные процедуры регламентируются ст. 66 ТК РФ и инструкцией, утвержденной постановлением Минтруда РФ № 69 от 10.10.2003 (п. 3.1).

Если совместитель — генеральный директор

Как следует из ст. 276 ТК РФ , вести дополнительную трудовую деятельность директор вправе только с согласия уполномоченного органа либо собственника организации основного места трудоустройства. Следовательно, если он трудоустраивается в другое юридическое лицо, понадобится не образец-согласие работодателя на работу по совместительству, а письменное разрешение от имени учредителей с основного рабочего места.

Если препятствия отсутствуют, трудоустройство является возможным, и заключается контракт с директором. Образец такого договора доступен для скачивания внизу страницы. Он отличается обязательным указанием вида занятости — внешнее совместительство и имеет срок действия на основании сразу двух частей ст. 59 ТК РФ :

  • так как работник — руководитель организации;
  • и так как он совместитель.

В остальном пункты трудового договора с директором-совместителем аналогичны типовому договору с руководителем организации.

Совместительство внутреннее и внешнее

Как правило, говоря о совместительстве, мы имеем в виду труд в другой организации в свободное от основных обязанностей время. Но оно есть и внутреннее. Это труд у одного и того же работодателя по двум видам занятости — основному и дополнительному. В этом случае обязательно составляются два трудовых договора на каждый из видов деятельности. Важно, что договоры составляются на разные должности с разными обязанностями, а выполняться дополнительная работа должна в свободное время, т. е. вне основного графика.

Читать еще:  Форма учета движения трудовых книжек

Совместительство — это не совмещение

Из-за схожести звучания эти понятия часто путают. Чтобы различать их, следует выделить особенности совмещения, которых нет у совместительства, как внутреннего, так и внешнего:

  1. Занятость у того же работодателя в рабочее время.
  2. Выполнение дополнительных обязанностей, возложенных на временной или постоянной основе.
  3. Наличие в трудовом договоре пункта о совмещении основной должности с дополнительными обязанностями или дополнительного соглашения о возложении обязанностей по другой должности.

Совместитель работает вне графика основной работы, совмещающий — в рабочее время. Важно обратить внимание на то, что труд по совмещению оплачивается дополнительно. Запись о совмещении в трудовую книжку не вносится, дополнительная работа возлагается на сотрудника на основании приказа и дополнительного соглашения к трудовому договору. Еще один частый вопрос: где взять справку о совмещении должности к основной работе, если нет записи в трудовой книжке сотрудника-совместителя? Для этого он обращается к работодателю, который на основании приказа предоставляет справку.

Отпуск совместителя

Лица, которые имеют и основное место работы, и совместительство, пользуются теми же привилегиями, что и основные работники: правом на отпуск и оплачиваемым больничным листом. Отпуск оформляется аналогично обычным отпускам, но следует помнить, что он оформляется в то же время, что и на основной работе ( ст. 286 ТК РФ ). Сотрудник-совместитель обязан поставить в известность второго работодателя о предстоящем отпуске по основному месту трудоустройства. В этом случае второй работодатель предоставляет ему отпуск, невзирая на срок работы в компании.

Увольнение совместителя

Полностью законное и официальное оформление по совместительству предполагает, что увольнение сотрудников-совместителей проходит в стандартном порядке. Основания для увольнения исчерпываются ст. 77 Трудового кодекса . Главное отличие — отсутствие обязанности выдать сотруднику трудовую книжку, поскольку у работодателя она не хранится. Но расчет в день увольнения ( ст. 80 ТК РФ ) никто не отменял, это необходимо строго соблюдать. Часто возникает вопрос: увольнять или изменять вид занятости работникам-совместителям, если они уволены с основного места трудоустройства? Если работник изъявляет желание сделать работу, которую он выполняет как совместитель, основной, он обращается к работодателю с таким заявлением.

Однако у работодателя не возникает обязанность принимать такого работника на основную работу на основании ст. 288 ТК РФ . Это подтверждает и судебная практика. Совместителям, ожидающим прием на основную работу по месту совместительства после потери прежней основной работы, было отказано, и суд подтвердил законность этого решения.

Важно, что значение имеет очередность событий. Если организация приняла решение о приеме нового работника на основное место работы, уволив прежнего с совместительства по ст. 288 ТК РФ раньше, чем обратился с заявлением работавший совместитель, суд вправе встать на сторону работодателя. Если невзирая на просьбу совместителя принять его на работу по основному договору, приняли другого сотрудника, суд сочтет права работника ущемленными и примет решение в его пользу. Следует письменно предупредить работника о том, что компания намерена расторгнуть с ним договор из-за приема основного работника за две недели до события. Экземпляр уведомления выдается на руки под подпись. В случае отказа получить документ уведомление зачитывается вслух при свидетелях, о чем составляется акт.

Оформление трудовых отношений с совместителями, как и оформление увольнений этих категорий работников, встречается реже, чем работа с обычными сотрудниками. Но если помнить о некоторых важных нюансах, это не вызовет затруднений.

Военный билет при оформлении внешнего совместителя

Вопрос: Можно ли отказать в приеме на работу мужчине призывного возраста, который еще не служил в армии? Правомерно ли при трудоустройстве требовать исключительно военный билет или справку о том, что у потенциального работника есть отсрочка от армии?

Ответ от 02.07.2014:

Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). О причинах отказа работодатель обязан сообщать в письменной форме, если лицо, устраивающееся на работу, просит это сделать (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

При этом не допускается отказывать в трудоустройстве по мотивам, не связанным с деловыми качествами (ч. 2 ст. 64 ТК РФ). К таковым, в частности, относится возраст. Полагаем, что под это подпадает и «призывной» возраст, который в данном случае рассматривается работодателем как мотив для отказа в трудоустройстве. Соответственно, тот факт, что потенциальный сотрудник достиг призывного возраста, но еще не отслужил в армии, не может быть основанием для отказа в приеме на работу. Подобный отказ является нарушением трудового законодательства, которое повлечет для работодателя ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Кроме того, отметим, что при приеме на работу согласно абз. 5 ч. 1 ст. 65 ТК РФ от лица, подлежащего призыву на военную службу, можно потребовать документы воинского учета. В данном случае потенциальный работник сможет предоставить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. При этом неправомерно требовать предоставлять для принятия на ту или иную должность исключительно военный билет или справку об отсрочке, поскольку запрещается требовать документы, помимо тех, что предусмотрены ТК РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

Организация вправе принять на работу гражданина, у которого отсутствует документ воинского учета. При этом, по нашему мнению, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.
При заключении трудового договора организации следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении указанного договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Читать еще:  Зачем нужен табель учета рабочего времени

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.
Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается представлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу.
Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, которые в нарушение требований законодательства не предъявляют документы воинского учета, представляется возможным.

Как вести воинский учет

По закону все организации обязаны вести воинский учет своих сотруднико в п. 7 ст. 8 Закона от 28.03.98 № 53-ФЗ (далее — Закон № 53-ФЗ) , но подавляющее большинство работодателей об этом даже не подозревает. Прозрение наступает, как правило, после звонка из военкомата с требованием представить соответствующую отчетность. Мы решили разъяснить нашим читателям основные «воинскоучетные» вопросы.

Кто должен этим заниматься

По общему правилу вся ответственность за состояние воинского учета в организации лежит на руководител е п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение о воинском учете) . Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу.

Внимание

Предприниматели, имеющие наемных работников, не обязаны вести воинский уче т п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ ; Постановление Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08 .

Нередко такой работой руководители пытаются нагрузить своих бухгалтеров, особенно если те попутно занимаются еще и кадрами. В таком случае у бухгалтера есть все основания:

  • отказаться выполнять лишнюю работу;
  • требовать заключить договор о совместительстве либо взять на себя «воинские» обязанности в порядке совмещения должностей с соответствующей доплато й статьи 282, 285, 60.2, 151 ТК РФ .

Кто из работников подлежит воинскому учету

Эту информацию мы свели в небольшую таблицу.

В чем состоит работа по ведению воинского учета

Она заключается в сборе определенной информации о сотрудниках, подлежащих воинскому учету. Вот пошаговые действия.

ШАГ 1. Принимая на работу таких сотрудников, проверяем у них наличие документов воинского учета, а также смотрим паспорт на предмет отметок о воинской обязанност и подп. «а», «б» п. 30 Положения о воинском учете .

Заметим, что, с одной стороны, документы воинского учета входят в перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договор а ст. 65 ТК РФ . С другой стороны, отказать в приеме на работу из-за непредставления таких документов нельз я статьи 3, 64 ТК РФ . При этом сообщить в военкомат о приеме сотрудника, не имеющего документа воинского учета, нужно, как и о приеме сотрудника, имеющего такой докумен т подп. «г» п. 30, подп. «б» п. 32 Положения о воинском учете .

ШАГ 2. Заполняем раздел II личной карточки работника (форма № Т-2) согласно документам воинского учет а п. 27 Положения о воинском учете; Указания, утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 и просим его поставить дату и подпись в подтверждение того, что все указано верно.

ШАГ 3. Разъясняем работнику порядок исполнения им обязанностей по воинскому учет у подп. «в» п. 30 Положения о воинском учете . На деле можно просто выдать ему один экземпляр распечатанной главы IX «Обязанности граждан по воинскому учету» из Положения о воинском учете, а на втором экземпляре работник пусть напишет «Ознакомлен» и поставит дату и подпись.

ШАГ 4. По мере необходимости вносим в личную карточку работника, подлежащего воинскому учету, известные вам сведения об изменении его семейного положения, образования, места жительства и состояния здоровь я подп. «е» п. 32 Положения о воинском учете .

В Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организация х Методические рекомендации, утв. Генштабом Вооруженных Сил 11.04.2008 (далее — Методические рекомендации) , помимо личных карточек, содержится внушительный перечень документов, которые надо разработать и вест и разд. IV Методических рекомендаций . Но этого смело можно не делать. Ведь Рекомендации не были официально опубликованы, а значит, не обязательны к применени ю ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; пп. 8— 10 Указа Президента от 23.05.96 № 763 .

Что и когда надо подавать в военкомат

В военкомат по месту расположения фирмы или в орган местного самоуправления (если в конкретной местности нет военкомат а п. 2 ст. 8 Закона № 53-ФЗ ; пп. 8, 33 Положения о воинском учете ) нужно направлять:

  • в двухнедельный сро к п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ ; подп. «а», «б» п. 32 Положения о воинском учете — сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учет е приложение № 9 к Методическим рекомендациям .

Аналогичный срок отведен для ответа на запрос военкомата о названных категориях гражда н подп. «б» п. 32 Положения о воинском учете ;

  • ежегодно в срок до 1 ноябр я подп. «в» п. 32, п. 34 Положения о воинском учете — списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет приложение № 11 к Методическим рекомендациям .

За непредставление в военкомат указанных сведений или списков предусмотрен штраф для руководителя или лица, ответственного за военно-учетную работу, — от 300 до 1000 руб. ст. 21.1, ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ

Читать еще:  Счета и субсчета бухгалтерского учета

А еще работодатели обязаны оповещать своих сотрудников о том, что на их имя в организацию пришла повестка из военкомат а п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ ; подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете . За неисполнение этой обязанности тоже есть штраф для руководителя (ответственного лица) — от 500 до 1000 руб. ст. 21.2 КоАП РФ

Но если с момента совершения этих нарушений уже прошло 2 месяца, штрафа можно не опасатьс я ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ .

Бывают ли «военные» проверки?

Да, районные военкоматы и органы местного самоуправления могут прийти с проверкой и оценить, как на фирме ведется воинский учет. Для организаций с численностью работников менее 500 человек периодичность таких проверок не может быть чаще одного раза в 3 года пп. 3, 5— 7 Порядка (приложение № 2 к Инструкции) . Но даже если в ходе проверки выявятся какие-либо огрехи в ведении воинского учета, бояться нечего — никаких санкций за это не предусмотрено.

А еще военкомат может раз в год назначить организации сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, имеющимися у военкомат а подп. «д» п. 32 Положения о воинском учете; приложение № 12 к Методическим рекомендациям .

Как вы смогли убедиться, воинский учет не так страшен, как могло показаться на первый взгляд. Но нельзя не признать, что, обязывая работодателей его вести, государство как будто берет их в помощники по поиску уклонистов. А это, согласитесь, совсем не входит в предпринимательскую сферу.

Воинский учет

Grafinya, подать сведения в военкомат о приеме работника с указанием, что военный билет не предоставлен, как следует из разъяснений Минтруда.

Кстати, только что позвонила в свой военкомат, так как на совместителей ничего не подаем, мне еще раз сказали что «не надо, и сверку по ним тоже не проводим и проводить не будем».

Вопрос: Правомерен ли отказ работодателя в приеме на работу работника на условиях совместительства, если он не представил документ воинского учета, ссылаясь на ст. 283 ТК РФ, где в перечне документов отсутствуют документы воинского учета? Прав ли работодатель, обосновывая свою позицию тем, что на воинский учет необходимо ставить всех работников, в том числе и совместителей?

Ответ: Отказать работнику в трудоустройстве по совместительству при отсутствии документов воинского учета работодатель не вправе. В перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора по совместительству, документы воинского учета не входят. При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу по установленной форме. Если по запросу работодателя документы воинского учета не будут работником представлены, работодателю следует проинформировать военный комиссариат.

Обоснование: Статья 60.1 Трудового кодекса РФ устанавливает право работника заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Перечень документов, предъявляемых при приеме на работу по совместительству, установлен в ст. 283 ТК РФ.

При приеме на работу по совместительству работник предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность), при необходимости — диплом либо иной документ об образовании и (или) о квалификации, а также справку о характере и условиях труда по основному месту работы, если работа по совместительству связана с вредными или опасными условиями труда (согласно ст. 282 ТК РФ работник может выполнять «вредную» работу только по одному месту работы).

В отличие от ст. 65 ТК РФ, содержащей требование о предъявлении документов воинского учета военнообязанными и лицами, подлежащими призыву на военную службу, ст. 283 ТК РФ такого требования не содержит.

Таким образом, отказ работодателя в приеме на работу внешнего совместителя по причине непредставления документа воинского учета будет неправомерным.

Вместе с тем отсутствие у работодателя данных, необходимых для ведения воинского учета работника-совместителя, может привести к привлечению должностных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обязанность по ведению воинского учета работников организации установлена Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение о воинском учете).

В целях выполнения требований вышеназванных актов работодатель должен принять меры для организации воинского учета принятого на работу военнообязанного совместителя.

Поэтому работодателю следует затребовать от работника документы воинского учета в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (пп. «а» п. 30 Положения о воинском учете).

В течение двух недель с даты принятия на работу работник, осуществляющий воинский учет в организации, обязан направить сведения о принятии подлежащих воинскому учету граждан в военкомат (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 53-ФЗ; пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете). Сведения направляются по форме согласно Приложению N 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008.

В случае непредставления документов воинского учета на основании пп. «г» п. 30 Положения о воинском учете работодателю следует проинформировать военный комиссариат.

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения о воинском учете).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector