Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет затрат по гособоронзаказу

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

При запросе заказчика исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, которого привлекает для исполнения контракта. Срок предоставления данной информации ограничен пятью рабочими днями.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Читать еще:  Гражданско правовой договор с врачом образец

Как вести раздельный учет в 2020 году

Новый порядок раздельного учета

Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:

  1. Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
  2. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  3. Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
  4. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  5. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  6. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  7. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  8. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  9. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.

В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку). Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Раздельный учет результатов ФХД

До вступления в силу поправок раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведут получатели целевых средств. Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

Помимо обязательств по ведению раздельного учета, для получателей целевых средств в рамках госзаказа вводятся и другие требования. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит утвердить порядок его ведения в учетной политике и вести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Вот основной порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для получателей целевых средств (приложение к приказу № 4н):

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление осуществляется по особым требованиям.

Раздельный учет гособоронзаказа

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести головные исполнители и исполнители по каждому контракту (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ). Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками.

Вот что надлежит сделать головным исполнителям и исполнителям для организации раздельного учета:

  • открыть специальные счета в ФК (инициировать казначейское сопровождение);
  • создать отдельные аналитические счета бухгалтерского учета для регистрации расходов по каждому контракту;
  • раскрывать структуру цены по статьям калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции гособоронзаказа ведется в форме приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006);
  • составлять перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 200);
  • фиксировать другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных результатов контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП № 47 прописано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения — да, надо.

Но есть исключение. Правила, которые установлены ПП 47 о раздельном учёте не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федбюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

На сайте Казначейства опубликовали совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019. В нем раскрываются правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В письме органы власти делают вывод, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по правилам, которые утверждены приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Такие выводы делают, несмотря на изменения, внесенные в постановление правительства № 47 от 19.01.1998 о правилах ведения организациями, которые исполняют госзаказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Суть изменений в том, что правила перестали работать для юрлиц, которые пользуются деньгами, полученными на основании госконтрактов и подлежащими казначейскому сопровождению по правилам бюджетного законодательства.

Логика ведомств

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Читать еще:  Журнал учета для военкомата

В положениях пп. «в» п. 6 постановления правительства № 1765 от 30.12.2018 предусмотрено, что при казначейском сопровождении целевых средств надлежит прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса, по правилам, установленным приказом Минфина № 4н от 10.01.2019. Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

В пп. «ж» п. 36 постановления правительства № 1702 от 28.12.2018 об утверждении правил казначейского сопровождения средств гособоронзаказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 459-ФЗ от 29.11.2018, установлена обязанность головного исполнителя (исполнителя) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения в порядке, установленном приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу

Закупки в рамках государственного оборонного заказа – один из надежных и доступных способов загрузить работой предприятия из разных сфер деятельности. Главная цель их проведения – удовлетворение нужд и потребностей Министерства обороны, других ведомств и государственных корпораций, обеспечивающих обороноспособность страны. Раздельный учет по гособоронзаказу – обязательное условие участия в реализации федеральной программы с финансированием из бюджета.

Определение и правовая база

Гособоронзаказ (другие названия – ГОЗ, государственный оборонный заказ) – это закупки продукции, поставляемой для нужд Министерства обороны, других профильных федеральных ведомств и государственных корпораций, отвечающих за обороноспособность России. Речь идет не только об оружии или военной технике, но и большом количестве товаров (продукты питания, обмундирование и т.д.), строительных и ремонтных работах или оказании различных услуг.

Заказчиком ГОЗ выступает Минобороны, другие федеральные ведомства и госкорпорации («Росатом» или «Роскосмос»). Гособоронзаказ финансируется из федерального бюджета, что становится для поставщиков ключевым аргументом для участия в подобных закупках.

Деятельность по организации и реализации ГОЗ регламентируется базовым Федеральным законом — №275-ФЗ, принятым 29.12.2012 года. Положения документа дополняются многочисленными нормативно-правовыми актами, разработанными Правительством РФ, Минфином, ФАС, ЦБ РФ и другими органами государственного управления.

Право принимать участие в поставках продукции в рамках гособоронзаказа получают юрлица после заключения с заказчиком государственного контракта. №275-ФЗ вводит понятие «исполнитель ГОЗ», под которым понимается юрлицо, созданное или привлеченное головным поставщиком продукции в рамках кооперации. Обязательные условия участия в реализации гособоронзаказа:

  • определение полного состава исполнителей ГОЗ;
  • обоснование привлечения каждого;
  • выбор уполномоченного банка для банковского сопровождения деятельности;
  • ведение раздельного учета и работа со спецсчетом по гособоронзаказу;
  • предоставление госзаказчику возможности контролировать исполнение поставки и ценообразование товара, услуги или работы.

Заказчик имеет право затребовать любую перечисленную информацию. Срок ее предоставления исполнителем – не более 5 суток.

Банковское сопровождение деятельности в рамках гособоронзаказа

Обязательное условие участия в поставках продукции для нужд обороноспособности страны – открытие специального отдельного счета по гособоронзаказу, который используется исключительно в рамках исполнения конкретного государственного контракта. При заключении нескольких договоров для каждого из них открывается отдельный счет.

Его наличие гарантирует возможность оперативного и четкого отслеживания расходования денежных средств, полученных из федерального бюджета в рамках ГОЗ. Допускается пополнение счета собственными средствами. В этом случае разрешается их последующая компенсация из ресурсов целевого финансирования.

Функции контроля над расходованием средств, выделенных на исполнение гособоронзаказа, возложена на уполномоченный банк. При нарушении установленных правил он имеет право приостановить операции по счету.

Определение и правила организации раздельного учета

Раздельный учет финансовой хозяйственной деятельности по гособоронзаказу – это комплекс мероприятий по расходованию и отражению в бухгалтерии движения денежных средств, выделенных в рамках конкретного государственного контракта. Главные особенности работы бухгалтера в этом случае состоят в следующем:

  • обязательное подтверждение и обоснование каждой финансовой операции по счету;
  • разработка и подробное описание правил и способов учета во внутренней документации предприятия;
  • важный нюанс – законодательство не регламентирует эту деятельность, отдавая ее на откуп хозяйствующему субъекту.

Стандартная последовательность действий по организации раздельного учета затрат и формирования результатов в рамках гособоронзаказа:

  • выбор способа учета расходов;
  • разработка правил калькулирования себестоимости поставляемой продукции;
  • определение методики распределения затрат на каждый из заключенных государственных контрактов и т.д.

Обязательным требованием к ведению раздельного учета по ГОЗ выступает наличие на любом из оформленных бухгалтерских документов ИГК – идентификатора государственного контракта. Важное значение для правильной работы бухгалтерии имеет грамотный выбор программного обеспечения – желательно, специализированного. Чаще всего осуществляется ведение раздельного бухгалтерского и налогового учета по гособоронзаказу в 1С.

Отчетность в рамках исполнения ГОЗ

Еще одно обязательное требование к исполнителям ГОЗ – регулярное оформление отчетности. Она обязательная для предприятий, в которых работают представительства Министерства обороны. Остальные участники гособоронзаказа отчитываются о финансовых результатах раздельного учета затрат по гособоронзаказу по запросу государственного заказчика.

Название документа – отчет об исполнении госконтракта. Его форма регламентирована >ПП №47, подписанного руководителем Правительства РФ 19.01.1998 года. Срок подачи отчета – до 10 числа месяца, который наступает за отчетным.

Основные требования к оформлению документа:

  • составление отчета отдельно по каждому госконтракту;
  • расчеты проводятся с нарастающим итогом, начиная с даты заключения контракта до момента составления документа;
  • в отчете отражаются все операции, совершенные по специальному счету;
  • необходимость оформления документа сохраняется до полного исполнения контракта;
  • цифры в отчете указываются до копеек, процентные показатели – с точностью до десятых долей.

Компания «БАЛИОТ» предлагает бухгалтерские услуги по ведению раздельного учета по гособоронзаказу. Работы выполняются профессиональными бухгалтерами с большим опытом и доскональным знанием особенностей бухучета подобной деятельности. Важный дополнительный плюс – доступная цена услуг в сочетании с предоставлением персональных бонусов и скидок.

Раздельный учет по гособоронзаказу

razdelnyy_uchet_po_gosoboronzakazu.jpg

Похожие публикации

Заключение государственного контракта гарантирует исполнителю большие объемы, достойную и своевременную оплату и юридическую прозрачность сделки. Но заключение такого контракта, особенно если он проходит по линии Министерства обороны РФ, обязывает исполнителя соблюдать ряд учетных нюансов. В частности, по контрактам гособоронзаказа существует обязанность вести раздельный учет по каждому из них. Как его организовать и на какие нормативные документы при этом следует опираться, узнайте далее.

Для чего нужно вести раздельный учет по гособоронзаказу?

Исполнитель госконтракта обязан вести персонифицированный учет по гособоронзаказу (ГОЗ). Такое требование закреплено в законе № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», который обязывает обеспечить раздельный учет в разрезе каждого заключенного контракта:

Читать еще:  Карточка учета объекта основных средств

головных исполнителей (пп.18 п.1 ст. 8 закона № 275-ФЗ);

исполнителей-субподрядчиков (пп.16 п.2 ст.8 закона № 275-ФЗ).

Несмотря на то, что для нужд Министерства обороны исполнители осуществляют поставку товаров и оказание услуг в обычном режиме, такие поставки все же отличаются от рядовых коммерческих сделок.

Во-первых, они проводятся для федеральных нужд. Во-вторых, связаны с обеспечением государственной безопасности. Эти два обстоятельства придают контракту особую значимость. С одной стороны, подробная детализация учета усложняет работу исполнителя, а с другой – позволяет государству более детально следить за исполнением бюджета и целевым расходованием средств.

Что конкретно требуется от исполнителей госконтракта в рамках ГОЗ?

Обширный перечень требований к исполнителям госконтрактов установлен в следующих нормативных документах (кроме уже упомянутого закона № 275-ФЗ):

закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (о контрактной системе в сфере госзакупок);

закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. (о закупках отдельными видами юрлиц);

приказ Минстроя РФ № 22/пр от 25.01.2014 г.

ПБУ 9/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина № 32н от 06.05.1999 г.;

постановление Правительства РФ № 47 от 19.01.1998 г. (о правилах ведения раздельного учета при выполнении федеральных госзаказов).

В целом эти требования сводятся к следующему:

ведение аналитических счетов для учета расходов гособоронзаказа по каждому контракту отдельно;

расчет себестоимости единицы продукции в разрезе статей калькуляции согласно Приложению 1 к Приказу Минпромторга РФ № 334 от 08.02.2019 г.;

общепроизводственные и общехозяйственные затраты по гособоронзаказу учитывать в разрезе номенклатур согласно Приложениям 5-6 к Приказу № № 334 от 08.02.2019 г.;

Таким образом, суть раздельного учета в рамках ГОЗ сводится к детализации расходов и прибыли по гособоронзаказу и группировке их по утвержденным статьям калькуляции и номенклатурам. Такой подход позволяет заказчику в лице государства унифицировать статьи затрат на нужды обороны и получить наглядную статистику расхода бюджетных средств в разрезе конкретных целей. Исполнителям же, несмотря на трудоемкость учета, такой подход позволяет проще отчитаться перед заказчиком.

Как организовать учет по контрактам ГОЗ

Для соблюдения учетных требований по контрактам ГОЗ необходимо наладить аналитический учет по счетам:

Для детальной аналитики к указанным счетам открываются субсчета:

первого порядка (для персонификации затрат по каждому контракту);

второго порядка (для детализации затрат в рамках отдельно взятого контракта).

Порядок кодировки счетов аналитического учета необходимо определить самостоятельно и закрепить в учетной политике. Счета аналитического учета, созданные для целей раздельного учета также нужно включить в рабочий план счетов.

Непосредственно ведение раздельного учета по ГОЗ строится по следующим правилам:

прямые затраты оформляются проводками:

Дт 20 Кт 70 и т.д.

общепроизводственные и общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на основное производство:

косвенные расходы по каждому контракту распределяются в соответствии учетной политикой (п.7 ПБУ 1/2008).

Отнесение затрат на счета 25 и 26 следует проводить в соответствии с их номенклатурой, определенной в приказе № 334 от 08.02.2019 г. Так, на ГОЗ допустимо отнести расходы:

на износ (амортизацию), ремонт и содержание ОС;

на содержание управленческого аппарата;

на внутризаводские процессы;

на аренду производственного оборудования;

на ДМС и добровольное пенсионное страхование (в пределах норм, утв. приказом № 334 – пп. «и» п. 23);

При этом в приказе № 334 отсутствуют расходы:

на рекламу и представительство;

на сувениры и т.п.

Исполнителю контакта необходимо строго контролировать, чтобы на расходы по ГОЗ не были отнесены те затраты, которые отсутствуют в перечне приказа № 334.

На что обратить внимание при разработке методики раздельного учета

Чтобы в полной мере отчитаться перед заказчиком и проверяющими, необходимо не только наладить детализированный аналитический учет, но и закрепить в учетной политике организации методику раздельного учета.

Для этого организации следует разработать Положение по раздельному учету по госконтрактам в рамках ГОЗ. Оно может быть оформлено:

в виде самостоятельного раздела учетной политики;

в форме приложения к учетной политике;

в виде отдельной инструкции.

Способ оформления документа выбирает сама организация. Но в любом случае его следует обязательно утвердить приказом руководителя и неукоснительно применять с даты утверждения, предварительно ознакомив с документом всех причастных и ответственных лиц.

В качестве основы для разработки методики следует принять специализированные отраслевые инструкции. Для ГОЗ таким документом будет Постановление Правительства РФ № 47 от 19.01.1998 г., которое определяет, что для контрактов ГОЗ:

общеорганизационные затраты необходимо вести раздельно по каждому контракту;

первичные документы следует оформлять на каждую группу изделий отдельно;

финансовый результат определяется как разница между ценой контракта и фактическими затратами.

Указанные нюансы учета, а также приведенный в Постановлении перечень затрат, включаемых в себестоимость, и порядок их учета следует отразить в собственном варианте Методики.

Также необходимо отразить:

какие формы учетных документов будут применяться;

технологию документооборота по исполнению госконтракта;

порядок контроля за ведением раздельного учета.

Для чего нужен идентификатор ГОЗ в счетах-фактурах?

Согласно Постановлению Правительства РФ № 625 от 25.05.2017 г. со второго полугодия 2017 г. при отгрузках по госзаказу необходимо указывать в отгрузочных документах идентификатор госконтракта (ИГК):

20-значный уникальный номер для обычных контрактов;

25-значный — для контрактов в рамках ГОЗ (п. 4 приложения к приказу Министра обороны РФ № 475, Федерального казначейства № 13н от 11.08.2015).

Номер формирует госзаказчик. От исполнителя требуется указывать ИГК во всех документах, связанных с возникновением обязательств по контракту (в т.ч. в счетах-фактурах), и о полученных по нему платежах.

Для отражения в счете-фактуре номера ИГК отведена строка № 8 в блоке информации, размещенном над основной таблицей счета-фактуры. Заполнять ее необходимо, если:

счет-фактура относится к поставке товаров, работ, услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств;

если договор не относится к государственной тайне.

В противном случае в данной строке необходимо поставить прочерк.

Заключая контракт в рамках ГОЗ, исполнитель должен быть готов к обеспечению полноценного аналитического учета по каждому контракту отдельно и к детализации в рамках отдельно взятого контракта. Методику раздельного учета ГОЗ необходимо закрепить в учетной политике. При ее разработке следует учитывать требования законодательства к учету расходов по госконтрактам и отраслевые учетные нюансы. Номенклатура детализируемых затрат должна соответствовать утвержденному перечню, а любые отклонения необходимо согласовывать с заказчиком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector