Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет радиоактивных источников

Учет и контроль РНИ

Радиоактивные вещества (РВ) входят в состав радионуклидных источников (РНИ) и подлежат учету и контролю в организациях. При истечении назначенного срока службы радионуклидные источники могут быть переведены в радиоактивные отходы (РАО), которые также подлежат учету и контролю. Требования к системе учета и контроля РВ и РАО определяются федеральными нормами и правилами НП-067-11 [1] и санитарными нормами и правилами ОСПОРБ-99/2010 [2].

В НП-067-11 определены задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

  • учет производства (образования), получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО;
  • учет радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу;
  • учет радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами;
  • учет и контроль РВ;
  • учет и контроль РАО, размещаемых в пунктах хранения и захоронения;
  • обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;
  • обеспечение своевременного перевода РВ в категорию РАО;
  • обеспечение своевременного выявления несанкционированных действий в отношении РВ и РАО и информирование об этих действиях информационного аналитического центра системы государственного учета и контроля РВ и РАО и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • обеспечение расследования инцидентов, связанных с утратой или обнаружением РВ и РАО;
  • обеспечение своевременного представления отчетов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
  • Учет и контроль РВ и РАО проводиться с использованием информационных технологий, предусматривающих предоставление информации, обмен информацией в электронной форме, что требует специальной подготовки специалистов, занимающихся учетом и контролем в организации.

В организации в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются:

  • ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности;
  • ОРИ, если активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности;
  • РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО;
  • Ядерные материалы (ЯМ), включая изделия из обедненного урана, не состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ;
  • РВ, содержащиеся в ОЯТ, подлежат учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
  • радионуклиды, содержащиеся в выбросах в атмосферу;
  • радионуклиды, содержащиеся в сбросах сточных вод.

Учет и контроль РВ, РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ, РАО. Должна быть разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
В организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ, РАО, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Лица, осуществляющие работы по учету и контролю РВ и РАО, должны иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240.

В инструкции организации (территориально обособленного подразделения) следует определить:

  • перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ, РАО;
  • порядок организации работ по учету и контролю;
  • структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем;
  • порядок постановки на учет и снятия с учета РВ, РАО;
  • применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;
  • перечень и формы учетных и отчетных документов;
  • порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю;
  • порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ, РАО;
  • порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ, РАО;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • процедуры оценки технологических потерь РВ, РАО (для производств).

В организации должны проводиться следующие виды инвентаризации РВ, РАО:

Первичная инвентаризация должна проводиться в организации один раз при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
Плановая инвентаризация должна проводиться:

  • для РВ — в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, включая ОЯТ, не реже одного раза в год;
  • для РАО — в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, — не реже одного раза в 5 лет.
  • Внеочередная инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ, РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ, РАО.

Носителями учетных данных об РВ и РАО являются:

  • подлинники приходно-расходных документов;
  • паспорта (формуляры, сертификаты);
  • подлинники учетных документов — журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные документы, установленные в организации;
  • электронные базы данных.

Федеральные нормы и правила [1] устанавливаю требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Должностные лица и персонал, осуществляющий учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение, периодическое повышение квалификации и проверку знаний не реже одного раза в три года. Должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в организации, должны проходить переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

Читать еще:  Методические указания по воинскому учету

Требования к 3.5. поставке, учету, хранению источников излучения определены также в [2] (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 N 43)
Поставка юридическим или физическим лицам источников излучения и изделий, содержащих их, за исключением делящихся материалов, проводится по заявкам. Поставка источников излучения проводится без заявок, если их характеристики соответствуют требованиям пункта 1.8 Правил [2].
Передача от одного юридического или физического лица другому источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от контроля и учета в соответствии с п. 1.7 Правил [2]., производится с обязательным информированием органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту нахождения как передающего, так и принимающего ИИИ юридического или физического лица.

Получение и передача источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от необходимости оформления лицензии в соответствии с п. 1.8 Правил, разрешается только для юридических или физических лиц, имеющих лицензию на деятельность в области использования ИИИ.
Юридическое или физическое лицо, получившее источники ионизирующего излучения, письменно извещает об этом органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Юридические и физические лица обеспечивают сохранность источников излучения и должны обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.

Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи.

Все поступившие источники ионизирующего излучения подлежат учету.

Радионуклидные источники ионизирующего излучения учитываются по радионуклиду, наименованию препарата, фасовке и активности, указанным в сопроводительных документах.

Приборы, аппараты и установки, в которых используются радионуклидные источники ионизирующего излучения, учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника излучения, входящего в комплект.

Генераторы короткоживущих радионуклидов учитываются по их наименованиям и заводским номерам с указанием номинальной активности материнского нуклида.

Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, учитываются по наименованиям, заводским номерам и году выпуска.

Радионуклиды, полученные с помощью генераторов, ускорителей, ядерных реакторов, учитываются по фасовкам, препаратам и активностям.

Источники ионизирующего излучения выдаются ответственным лицом из мест хранения по требованиям с письменного разрешения руководителя или лица, им уполномоченного. Выдача и возврат источников излучения регистрируется. Допускается электронная форма регистрации с защитой информации от несанкционированных изменений.

В случае увольнения (перевода) лиц, допущенных к работам с источниками излучения, администрация юридического лица или физическое лицо принимает по акту все числящиеся за ними источники ионизирующего излучения.

Расходование радиоактивных веществ, используемых в открытом виде, оформляется внутренними актами, составляемыми исполнителями работ с участием лиц, ответственных за учет и хранение источников излучения и за радиационный контроль. Акты утверждаются юридическим или физическим лицом и служат основанием для учета движения радиоактивных веществ.

Юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников излучения.
В случае обнаружения хищений и потерь источников излучения следует немедленно информировать вышестоящую организацию и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Источники ионизирующего излучения, не находящиеся в работе, должны храниться в специально отведенных местах или в оборудованных хранилищах, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Активность радионуклидов, находящихся в хранилище, не должна превышать установленных в технической документации допустимых.
При создании временных хранилищ источников излучения вне территории организации, в том числе для гамма-дефектоскопических аппаратов, используемых в полевых условиях, необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам. Мощность эквивалентной дозы на наружной поверхности такого хранилища или его ограждения, исключающего доступ посторонних лиц, не должна превышать 1,0 мкЗв/ч.

Устройства для хранения источников излучения должны быть сконструированы так, чтобы при закладке или извлечении отдельных источников излучения персонал не подвергался облучению от остальных источников излучения. Дверцы секций и упаковки с источниками излучения должны легко открываться и иметь отчетливую маркировку с указанием наименования источника и его активности. Лицо, ответственное за учет и хранение источников излучения, должно иметь карту-схему их размещения в помещении для хранения.

Стеклянные емкости, содержащие радиоактивные жидкости, должны быть помещены в металлические или пластмассовые упаковки.

Радионуклиды, при хранении которых возможно выделение радиоактивных газов, паров или аэрозолей, должны храниться в вытяжных шкафах, боксах, камерах, с очистными фильтрами на вентиляционных системах, в закрытых сосудах, выполненных из несгораемых материалов, с отводом образующихся газов.

Радионуклидные источники ионизирующего излучения, не пригодные для дальнейшего использования, должны своевременно списываться и сдаваться на переработку или захоронение.

VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ» (НП-067-16)

VIII. Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

VIII. Инвентаризация радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов

Читать еще:  Учет недостачи при инвентаризации

51. В организации должны проводиться следующие виды инвентаризации РВ и РАО:

52. Инвентаризация РВ и РАО проводится по структурным подразделениям в соответствии с установленным в организации порядком.

53. Плановая инвентаризация должна проводиться по структурным подразделениям, осуществляющим обращение с РВ и РАО (должна быть обеспечена инвентаризация всех учетных единиц с РВ, РАО в соответствующих подразделениях):

для РВ — в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в 12 календарных месяцев (для РВ в отработавшем ядерном топливе инвентаризация проводится в соответствии с частотой проведения физической инвентаризации ядерных материалов, установленной в соответствующей зоне баланса материалов);

для РАО — в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, не реже одного раза в 60 календарных месяцев.

54. Внеплановая инвентаризация должна проводиться в случае:

изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации;

полного прекращения работ с РВ и РАО;

установления факта аномалии, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО;

после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

в иных случаях по решению руководителя организации, соответствующего органа управления использованием атомной энергии, Ростехнадзора в пределах их компетенции.

55. Для проведения инвентаризации распорядительным документом руководителя организации должна быть назначена инвентаризационная комиссия, определены структурные подразделения организации, в которых проводится инвентаризация, определены дата начала и сроки проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения РВ и РАО на период инвентаризации, включая отправление и получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов) без разрешения председателя инвентаризационной комиссии. В случае проведения одновременной инвентаризации в нескольких структурных подразделениях могут назначаться несколько инвентаризационных комиссий.

56. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее трех человек, включая председателя. В случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится на основании распорядительного документа руководителя организации.

57. Для проведения инвентаризации на основе учетных данных составляется список наличного количества РВ и РАО на дату начала инвентаризации.

По результатам инвентаризации комиссия составляет список фактически наличного количества РВ и РАО, который подписывают все члены инвентаризационной комиссии.

58. До начала инвентаризации учетные единицы с РВ и РАО должны быть приведены в состояние, позволяющее проверить их наличие, целостность и идентификационные признаки.

При проведении инвентаризации должно быть определено фактическое наличие РВ и РАО и должна быть осуществлена проверка его соответствия списку наличного количества.

59. При проведении инвентаризации должны быть оценены результаты применения СКД за период между инвентаризациями и сделаны выводы о наличии или отсутствии несанкционированного доступа за указанный период.

60. При проведении инвентаризации должны проводиться проверки атрибутивных признаков учетных единиц с РВ и РАО, а также проверка фактического наличия (отсутствия недостачи или излишка) РВ и РАО с использованием средств изменений (проверка атрибутивных признаков и фактического наличия проводится аналогично требованиям пунктов 42 и 43 настоящих Правил) в соответствии с программой измерений.

61. Объем измерений и применения технических средств при проведении инвентаризации должен быть определен с учетом технических особенностей мест хранения, дозовых затрат персонала и возможности проведения указанных работ.

Если проведение измерений и применение технических средств сопряжено с необоснованным облучением персонала, а также для пунктов хранения РАО, конструктивные особенности которых не позволяют извлечь из них РАО без проведения сложных технических мероприятий, то допускается проверка фактического наличия РВ и РАО по отсутствию несанкционированного доступа к ним в соответствии с результатами применения СКД.

Для законсервированных пунктов хранения РАО в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия допускается проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб учетным данным в местах доступа в хранилище, проверку целостности конструкции хранилища, обеспечивающей сохранность размещенных в нем РАО, анализ других СКД.

Аналогично для эксплуатирующихся хранилищ РАО, имеющих в своем составе отдельные помещения, участки, залы, выработки, скважины, в которых дальнейшее размещение РАО не планируется или невозможно, и в случае сохранения целостности конструкции этих объемов и обеспечения отсутствия доступа в них допускается в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия для РАО на таких объектах проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб в местах доступа в данные объекты.

62. При обнаружении в результате инвентаризации неучтенных, бесхозяйных РВ и РАО, обнаружении расхождений в результатах измерений и учетных данных, а также в других случаях (при необходимости) могут быть выполнены учетные измерения для определения фактического наличия и количества РВ и РАО.

63. По результатам инвентаризации должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии. В случае проведения инвентаризации одновременно в нескольких структурных подразделениях акт инвентаризации составляется по каждому структурному подразделению (допускается оформлять один акт, в таком случае в акте должна быть указана информация и выводы по каждому структурному подразделению).

В акте должны быть отражены:

результаты проверки ведения учетных документов, проверки наличия учетных единиц РВ и РАО;

результаты измерений, выполненных при проведении инвентаризации (если проводились);

результаты проверки СКД;

список фактически наличного количества РВ и РАО;

Читать еще:  Лучшие семинары по бухгалтерскому учету

выводы о наличии РВ и РАО;

все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков;

особые мнения членов комиссии (при наличии).

Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем организации. Результаты измерений, результаты проверки СКД и список фактически наличного количества РВ и РАО могут быть оформлены в виде приложений к акту.

Комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности при получении, учёте и хранении, выводу из эксплуатации и утилизации, источников ионизирующего излучения (генерирующих) на территории Ростовской области

1. Общие положения.

1.1. Настоящий «Комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности при получении, учёте и хранении, выводу из эксплуатации и утилизации, источников ионизирующего излучения (генерирующих)» (далее инструктивно-методическое письмо) разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1.1.1 Федеральный Закон РФ от 09.01.1996г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»,

1.1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

1.1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

1.1.4. СП 2.6.1.2612-10 2.6.1. Ионизирующее излучение. Радиационная безопасность «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.02.2001);

1.1.5. СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.07.2011);

1.2. Настоящее инструктивно-методическое письмо содержит комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности при обращении (получение, учёт и хранение, проведение плановой инвентаризации, выводу из эксплуатации и утилизация) с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) на территории Ростовской области, носит рекомендательный характер, и не является нормативно-правовым актом;

1.3. Требованиями руководствуются:

1.3.1. Юридические лица, при получении, учёте и хранении, выводу из эксплуатации и утилизации источников ионизирующего излучения (генерирующих);

1.3.2. Управление Роспотребнадзора по Ростовской области и его территориальные отделы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением требований радиационной безопасности юридическими лицами при получении, учёте, хранении, выводе из эксплуатации и утилизации источников ионизирующего излучения (генерирующих) на территории Ростовской области;

1.3.3. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» и его филиалы в рамках своих полномочий при осуществлении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, ведении регионального банка данных радиационно-гигиенических паспортов предприятий и учреждений.

2. Руководители юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), на территории Ростовской области обеспечивают:

2.1. Приобретение источников ионизирующего излучения (генерирующих) по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области;

2.2. Оформление заказ-заявки в 4-х экземплярах с учётом требований п.

3.5.1 ОСПОРБ-99/2010, (форма заказ-заявки приведена в Приложении №1 к настоящему инструктивно-методическому письму);

2.3. Предоставление заказ-заявки, оформленной в установленном порядке, с сопроводительным письмом в Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области на согласование;

2.4. Информирование (письменное) Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и его территориальные отделы о получении источников ионизирующего излучение (генерирующих) с предоставлением копий документов (накладные, договор-поставки, акты передачи и пр.), подтверждающих правомочность владения данным источником ионизирующего излучения, согласно требованиям п. 3.5.4. ОСПОРБ-99/2010;

2.5. Учёт поступивших источников ионизирующего излучения (генерирующих) производить согласно требованиям п. 3.5.4. ОСПОРБ-99/2010 в приходно-расходном журнале по наименованиям, заводским номерам и году выпуска с учётом рекомендуемой формы (Приложении №2).

2.6. Проведение ежегодной инвентаризации источников ионизирующего излучения (генерирующих) в соответствии с требованиями п.3.5.12 ОСПОРБ-99/2010 и оформление соответствующего акта;

2.7. Предоставление результатов ежегодной инвентаризации источников ионизирующего излучения (генерирующих) на бумажном носителе в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области и его территориальные отделы в рамках ежегодной радиационно-гигиенической паспортизации (не позднее 1 апреля после отчётного года);

2.8. Согласование с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области передачу источников излучения другому юридическому лицу, согласно требованиям п. 3.5.2. ОСПОРБ-99/2010;

2.9. Вывод из эксплуатации и утилизацию источников ионизирующего излучения (генерирующих) проводить в соответствии с требованиями СП 2.6.1.2612-10 (раздел 3.6), СанПиН 2.6.1.2891-11:

2.9.1. Решение о выводе радиационного объекта из эксплуатации принимается комиссией после комплексного обследования радиационного и технического состояния оборудования с оформлением соответствующего акта.

2.9.2 Работы по выводу радиационного объекта (рентгеновского аппарата) из эксплуатации должны выполняться специально подготовленным персоналом объекта или персоналом других организаций, имеющих соответствующую лицензию.

2.9.3. Рентгеновская трубка должна быть демонтирована, приведена в состояние, исключающее возможность использования её в качестве источника ионизирующего излучения (ИИИ)с оформлением акта, компоненты трубки утилизируются как производственные отходы.

2.9.4. Металлические части рентгеновского аппарата могут быть утилизированы на предприятии, осуществляющим деятельность по сбору, хранению и переработке металлолома, с оформлением соответствующего акта приёма.

2.9.5. Копии документов (дефектная ведомость, акт на списание, акт утилизации и пр.), подтверждающие вывод из эксплуатации и утилизацию компонентов рентгеновской трубки и рентгеновского аппарата, направлять в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области и его территориальные отделы в установленном порядке с сопроводительным письмом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector