Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет ос в бюджетных учреждениях проводки

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Учет ос в бюджетных учреждениях проводки

С 1 января 2017 года начал действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008). Одновременно с новым ОКОФ вступили в силу новая редакция Классификации основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, Таблица соответствия кодов, утвержденная приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458.
По основным средствам, которые приобретены до 2017 года, менять амортизационную группу и срок полезного использования не нужно (письмо Минфина России от 12.11.2015 № 03-03-06/1/65459). Новый ОКОФ разработан в соответствии с Системой национальных счетов (СНС 2008) ООН, Европейской комиссии, Международного валютного фонда и группы Всемирного банка. Обязанность применения ОКОФ для целей бухгалтерского учета установлена и пунктом 45 Инструкции № 157. Теперь ОКОФ включает 7 обобщающих видов основных фондов:
100 «Жилые здания и помещения»,
200 «Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель»,
300 «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты»,
400 «Системы вооружений»,
500 «Культивируемые биологические ресурсы»,
600 «Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы»,
700 «Объекты интеллектуальной собственности».
Некоторые из них подразделяются еще на подвиды.
Новый код состоит из 12 знаков. Группировки основных фондов значительно изменились, поэтому переход на новый ОКОФ вызывает много вопросов. Например, в прежнем ОКОФ машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь являются отдельными группировками, а в новом ОКОФ они объединены в одну.

Инвентарный учет

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н). Инвентарным объектом ОС может быть:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При наличии в комплексе частей с разным сроком полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей.
В качестве одного инвентарного объекта учитываются здание и надворные постройки, обеспечивающие его функционирование (сарай, забор, колодец и др.). Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Инструкцией № 157н, Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н; далее — Инструкция № 174н) и Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н) не установлено каких-либо требований к порядку формирования учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила и выбранный вариант в учетной политике.
Например, объектам основных средств присваивается инвентарный номер, учитывающий структуру основных средств данного учреждения, а также источники их приобретения.

Читать еще:  Запасные части в бухгалтерском учете это

Приложение к Положению
об учетной политике на 2017 год

Структура кодовых обозначений, присваиваемых инвентарным номерам объектов основных средств

Уникальный инвентарный номер основного средства состоит из 11 знаков и формируется следующим методом:

Безвозмездная передача основных средств в бюджетных учреждениях – как отражать в учете с 2019 года

с изменениями от 29.11.2019

С 2019 года бюджетные учреждения при отражении бухгалтерских записей применяют новые коды КОСГУ. В связи с этим изменения претерпели и операции по безвозмездной передаче имущества в бюджетных учреждениях.

Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств

Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

Учет безвозмездной передачи основных средств

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

Выбор бухгалтерских записей для отражения передачи основных средств будет зависеть от того, кому передается имущество.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям того же публично-правового образования, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям другого публично-правового образования (межбюджетная передача), применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 251 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 251 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям». С применением кода КОСГУ 281 отражаются операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, внутри одного бюджета (пп. 10.8.1 п. 10 Порядка № 209н*(2)).

Если передача основных средств осуществляется государственными (муниципальными) организациями (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет 2 401 20 284 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 284 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

При безвозмездной передачи основных средств физическим лицам могут применяться такие проводки:

  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
  • Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.

Их применение Инструкцией N 174н не урегулировано, поэтому требует согласования с учредителем, финансовым органом.

Учет безвозмездного поступления основных средств

Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.

При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:

  • Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
  • Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:

  • Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.

Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:

  1. Выбор КОСГУ к счету 401 10 19Х.
  2. Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
  3. Следует ли отражать поступление амортизации.

Выбор КОСГУ зависит от типа контрагента, от которого поступают основные средства:

  • 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
  • 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;
  • 198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;
  • 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Читать еще:  Как быстро выучить бухучет

Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.

Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется стандартом «Основные средства»*(3).
И тут возможно 2 ситуации:

  1. Основные средства поступают от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
  2. Основные средства поступают от иных контрагентов.

В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:

  • Дебет 2 401 10 195 Кредит 2 104 ХХ 411.

Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.

Примечание. В данной статье не приводятся корреспонденции для поступления (передачи) основных средств в случае наличия показателей по объектам на счетах 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов».

*(1) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

*(2) Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.

*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам

Автор: Ю. Васильев /к.э.н., генеральный директор КГ «Аюдар»

При переходе на новые правила учета больше всего вопросов вызывает учет основных средств. Это связано с рядом факторов, один из которых – новое понятие объектов основных средств. С 1 января 2005 года при отнесении объектов к основным средствам не учитывается стоимостной критерий. В соответствии с п. 10 Инструкции № 70н[1] к основным средствам относятся материальные объекты независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения более одного года. Другой фактор – это новый порядок определения первоначальной стоимости основных средств. И, наконец, третий – новый порядок определения остаточной стоимости основных средств. В данной статье будут рассмотрены вопросы определения первоначальной стоимости материальных объектов, которые будут использованы в качестве основных средств.

Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 107н к основным средствам относились объекты, срок эксплуатации которых превышал 12 месяцев, а их стоимость на дату приобретения – 50-кратный минимальный размер оплаты труда.

Для учета основных средств в бюджетном учете предназначен счет 0 101 00 000 «Основные средства», к которому открываются следующие аналитические счета:

0 101 01 000 «Жилые помещения»;

0 101 02 000 «Нежилые помещения»;

0 101 03 000 «Сооружения»;

0 101 04 000 «Машины и оборудование»;

0 101 05 000 «Транспортные средства»;

0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;

0 101 08 000 «Мягкий инвентарь»;

0 101 09 000 «Драгоценности и ювелирные изделия;

0 101 10 000 «Прочие основные средства».

Учет основных средств ведется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов[2]. Кроме объектов, входящих в его состав, бюджетному учету подлежат: ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на счете 010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) на счете 010108000 «Мягкий инвентарь»;

посуда в составе счета 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

Кроме того, в составе основных средств бюджетные учреждения учитывают:

– законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, если иное не предусмотрено договором аренды;

– капитальные вложения в многолетние насаждения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Инвентарный номер

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (смонтированных на одном фундаменте и представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенной работы.

Читать еще:  Новые табеля учета рабочего времени 2020

Если у одного объекта несколько частей имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) также являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный порядковый номер. При этом объекты стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкий инвентарь, посуда любой стоимости составляют исключение из данного правила, то есть им не присваиваются инвентарные номера. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает в себя те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть тот же инвентарный номер, что и на основном объекте. Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

До 2005 года инвентарный номер состоял из восьми цифр. В пункте 48 Инструкции № 107н была представлена структура, в соответствии с которой должен был формироваться инвентарный номер. Таких требований Инструкция № 70н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов. Инвентарные номера нужно присваивать не только основным средствам, но и непроизведенным и нематериальным активам.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода, когда он находится в учреждении. Инвентарные номера списанных объектов основных средств вновь принятым к бюджетному учету объектам не присваиваются.

Оценка основных средств

В отличие от ранее действовавших правил с 1 января 2005 года при определении первоначальной стоимости основных средств учитываются все затраты, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации. К таким затратам относятся:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);

– суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

– регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

– затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Учет основных средств ведут в полных рублях. Суммы копеек относят на счет 0 401 01 280 «Прочие расходы».

Приобретение основных средств за счет бюджетного финансирования

Рассмотрим на конкретном примере отражение операций по приобретению основных средств за счет финансирования из бюджета.

Пример 1.

Школа приобрела за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборка мебели осуществлялась силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.

В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС и затраты по сборке.

Для учета указанных затрат Планом счетов предусмотрен счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Операции по вложениям в объекты основных средств за счет бюджетного финансирования отражаются по дебету счета 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства в корреспонденции с кредитом счетов: 1 302 17 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (в части расчетов с поставщиком мебели), 1 302 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг» (в части расчетов с транспортной организацией), а также счета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» и счетов учета начисленных на заработную плату налогов: 1 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 1 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (в части начисленной заработной платы работникам, участвовавшим в монтаже оборудования).

Суммы НДС, относящиеся к приобретенным материальным ценностям, полученным работам, услугам за счет бюджетных средств, на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» не выделяются, а учитываются в составе капитальных вложений (п. 166 Инструкции № 70н).

В учете учреждения операции будут отражены следующим образом:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector