Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафы счет учета в бухгалтерский учет

Правила бухучета штрафов по налогам и договорам

Компанию могут оштрафовать налоговые органы, к примеру, за несвоевременную сдачу отчетности. Штрафы могут предъявить контрагенты за нарушение условий договоров. Может случиться и обратное — организация сама получит денежную компенсацию от поставщика, который вовремя не отгрузил товар. Учет санкций в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Неустойка по договору поставки

Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:

1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.

2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.

Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.

Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.

Учет у пострадавшей стороны

В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Проводки будут такими:

Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете

Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде

Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем

Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет

Учет у нарушителя

В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).

Проводки будут такими:

Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка

Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.

ООО «Глобус» отгрузило ООО «Меч» электростанцию на сумму 826 000 рублей, в том числе НДС — 126 000 рублей. ООО «Меч» по условиям договора должно заплатить за товар до 15.05.2017 включительно. Деньги на счет ООО «Глобус» поступили 25.05.2017. Размер неустойки составляет 0,3 % от суммы договора за каждый день просрочки. Начисление неустойки начнется с 16.05.2017. Неустойка = 826 000 х 0,3 % х 10 дней = 24 780 рублей. ООО «Глобус» отразит неустойку в составе внереализационных доходов: Дебет 76 Кредит 91.01 — 24 780 ООО «Меч» отразит неустойку в составе внереализационных расходов: Дебет 91.02 Кредит 76 — 24 780

Штрафы и пени по налогам

Проводки будут такими:

Дебет 99 Кредит 68 (69) — начислен штраф по налогу (страховым взносам).

Дебет 68 (69) Кредит 51 — перечислен штраф по налогу (страховым взносам).

Важно! Налоговые штрафы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Кроме штрафных санкций, за просрочку платежа контролирующие органы могут начислить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ). Пени = Недоимка по налогу x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования. Пени начинают начисляться со следующего дня после наступления срока уплаты налога.

По мнению ФНС, пени нужно начислять вплоть до дня погашения недоимки по налогам, включая и сам этот день (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Суды и Минфин не согласны с таким подходом (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Арбитры и финансисты считают, что за день погашения задолженности пени начислять неправомерно.

Важно! С 01.10.2017 при просрочке более 30 дней пени начисляются исходя из 1/150 ставки рефинансирования (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Чаще всего бухгалтеры списывают пени на счет 99:

Дебет 99 Кредит 68 — начислены пени.

Некоторые специалисты считают, что пени нужно относить на счет 91.

Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).

ИФНС выставила в адрес ООО «Меч» требование об уплате пеней в размере 620 рублей. В учетной политике ООО «Меч» закреплено, что пени отражаются на счете 91. Компания отразит операцию такими проводками: Дебет 91-2 Кредит 68 620 — начислены и отражены в учете пени; Дебет 99 Кредит 68 124 — рассчитано постоянное налоговое обязательство (620 x 20 %).

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Читать еще:  Бухгалтерский учет заработной платы 2020

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Неправильные проводки: последствия применения

Среди бухгалтеров нередки споры, правильна ли та или иная проводка. Разберемся, каковы критерии «правильности» и каких санкций опасаться нарушителям. Елена Диркова, эксперт по бухучету и налогообложению, расскажет об этом статье.

С позиций русского языка «правильный» и «правило» – однокоренные слова. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что в основе правильного действия должно лежать правило. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ч. 1 ст. 30) правила утверждены уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, каковым является Минфин России. Однако не всякий приказ министерства устанавливает правила.

На основании пункта 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» приказы Минфина России, не зарегистрированные в Минюсте России, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Они не могут служить основанием для применения санкций к должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Суды безоговорочно придерживаются этой позиции.

Читать еще:  Утвержденная учетная политика оао пример

Источники правил

Итак, правила бухгалтерского учета содержат лишь те приказы Минфина России, которые прошли государственную регистрацию. А если Минюст России признал приказ не нуждающимся в государственной регистрации, то он носит лишь рекомендательный характер.

Современный бухгалтер должен четко представлять себе, что такое нормативный правовой акт. Это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Источник этого определения – Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста России от 4 мая 2007 года № 88 и в нем же зарегистрированные.

Впрочем, даже зарегистрированные в Минюсте России приказы министерства не устанавливают правила, если они противоречат федеральному закону «О бухгалтерском учете». Такое разъяснение содержится в Информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Правила двойной записи

Многие бухгалтеры убеждены, что правила двойной записи устанавливает Инструкция по применению плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н. Между тем по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается. Это означает, что буквально следовать Инструкции не обязательно.

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана лишь типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, компания может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией (письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. № 07-01-06/56934). При этом финансисты разъяснили, что Инструкция не носит нормативно-правового характера (письмо Минфина России от 15 марта 2001 г. № 16-00-13/05).

Письма не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать общеобязательных предписаний (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 г. № 09АП-10577/2014).

Итак, вопреки своему грозному наименованию, Инструкция по применению плана счетов – не догма. Более того – вводить новые синтетические счета не запрещено и согласовывать такое решение с Минфином России не требуется.

В итоге правила двойной записи нужно искать в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПВБУ) и в ПБУ (а также в принятых к ним Методических указаниях), зарегистрированных в Минюсте России. При этом правилами ПВБУ следует руководствоваться лишь в том случае, если иное не установлено ПБУ (п. 32 ПВБУ).

Наказание за ошибку

Теперь взглянем на проблему неправильных, точнее – ненормативных проводок с другой стороны: а каковы санкции за ошибку?

Неправильное отражение объектов на счетах бухгалтерского учета грозит компании штрафами по статье 120 Налогового кодекса (в сумме от 10 000 рублей). Однако не стоит «пугаться» раньше времени. Грубым нарушением, влекущим ответственность по данной статье, сами по себе ошибочные проводки не являются. Основания для привлечения к ответственности возникают лишь при совокупности (одновременном выполнении) условий: «систематическое (два раза и более в течение календарного года) … неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений».

Итак, чтобы компанию оштрафовали по данной статье, бухгалтеру нужно, помимо двух ошибок в регистрах бухгалтерского учета, допустить еще и две ошибки в регистрах налогового учета, а также две ошибки в бухгалтерской отчетности, причем в течение календарного года.

Так, если бухгалтер допустит две ошибки в корреспонденции счетов по однотипным операциям, то этим он исказит лишь одну статью отчетности. Но если компания формирует отчетность один раз в год – по состоянию на 31 декабря, то статья 120 Налогового кодекса «не сработает». Ведь ошибка в бухгалтерской отчетности будет однократной. А вот если одна из таких ошибок проявится в промежуточной отчетности, то налоговой санкции не избежать. Впрочем, налоговые инспекторы выявлением подобных промахов не увлекаются.

Еще одна санкция за бухгалтерские ошибки, но уже для должностных лиц, предусмотрена статьей 15.11 Кодекса об административных правонарушениях. Но из нее не следует, что сами по себе неправильные проводки порождают грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Состав данного правонарушения образуют искажения любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов. Причина искажений роли не играет.

Забалансовые счета

Обязательно ли применять забалансовые счета? Согласно Инструкции, учет объектов на них ведется по простой системе.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» гласит (ч. 3 ст. 10): бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Получается, что вести забалансовый учет необходимо лишь в тех случаях, когда это прямо предписано нормативными правовыми актами Минфина России.

В частности, на забалансовом учете надлежит отражать арендованные объекты ОС, а также суммы износа ОС у некоммерческих организаций (п. 4, 82, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, зарег. в Минюсте России). При этом на основании пункта 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности информация об объектах ОС, полученных по договору аренды, и об объектах ОС, стоимость которых не погашается. Наконец, учетной политикой большинства компаний закреплено, что регистры налогового учета совпадают с регистрами бухгалтерского учета. Следовательно, неприменение забалансовых счетов (001 «Арендованные основные средства» и 010 «Износ основных средств» соответственно) в указанных ситуациях обернется санкциями по статье 120 Налогового кодекса. А вот оснований для применения статьи 15.11 Кодекса об административных правонарушениях не имеется в принципе. Ведь забалансовые статьи в формах бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, зарег. в Минюсте России) не предусмотрены.

Читать еще:  Резервы в налоговом учете

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, имеющие межведомственный характер (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009).

Отражать на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» основные средства, находящиеся в залоге (например, недвижимость, заложенную в обеспечение кредита), бухгалтер не обязан. Между тем пункт 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» требует раскрывать в пояснениях данные о любых выданных обеспечениях обязательств и платежей. Но данное ПБУ в Минюсте не зарегистрировано, а значит, санкций за его несоблюдение не последует.

Забалансовые счета надлежит применять и при учете МПЗ (п. 10, 18, 155, 156, 158, 159 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, зарег. в Минюсте России). Однако соответствующие сведения раскрывать в отчетности не требуется (п. 27 ПБУ 5/01). Правда, в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо привести информацию о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог. А вот обязанность отражать их стоимость на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» Методическими указаниями не установлена.

Список примеров можно продолжить. Однако мы не ставим перед собой цели дать исчерпывающий их перечень. Главное – чтобы вы уяснили принципы «штрафования». Как видно, несогласованность предписаний регулятора весьма затрудняет работу бухгалтера. Однако в ней есть и положительный момент: неразбериха способствует уклонению от ответственности.

Нормативные проводки

В обязательном порядке нужно соблюдать корреспонденции счетов, установленные ПБУ и ПВБУ. Иллюстрации таких требований мы отразили в таблице (в формулировках указаны не номера счетов, а их наименования).

Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете

shtraf.jpg

Похожие публикации

Когда речь заходит о штрафах для предприятия, в первую очередь возникает мысль о налоговых санкциях. Действительно, это наиболее распространенная ситуация, в которой компания несет подобные затраты. Но в некоторых случаях организации приходится платить и штрафы, не связанные с налоговыми нарушениями. Рассмотрим, в каких случаях это может быть и как отразить штрафы в бухучете.

В каких случаях на компанию могут быть наложены административные санкции

Административный кодекс содержит десятки статей, согласно которым юридическое лицо может быть подвергнуто штрафным санкциям.

Перечислим ряд наиболее распространенных случаев:

  • При нарушении правил дорожного движения водителями, управляющими принадлежащим организации автотранспортом.
  • При нарушениях трудового законодательства, выявленных специалистами Роструда.
  • При нарушениях законодательства о защите прав потребителей торговыми организациями.
  • При нарушениях отдельных требований налогового законодательства, не связанных непосредственно с уплатой налогов (например, сроков сдачи деклараций).

Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете

Общие принципы отражения расходов в бухучете приведены в ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Т.к. штрафы нельзя отнести к расходам, непосредственно связанным с основной деятельностью компании, то они могут быть отнесены к прочим расходам в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99. Приведенный в этом пункте перечень является открытым, поэтому на его основании можно признать в качестве расходов и штрафные санкции.

В соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н для учета прочих расходов применяется счет 91.

Таким образом, если компании начислены штрафы, проводки в бухучете будут связаны с этим счетом. Независимо от типа штрафа – нарушение ПДД или штраф трудовой инспекции – бухгалтерские проводки будут одинаковыми:

ДТ 91.2 – КТ 76 – начисление штрафа;

ДТ 76 – КТ 51 – штраф перечислен в бюджет.

Если предприятие оспаривало штрафные санкции в суде, но проиграло дело, взыскание могут производить судебные приставы. При этом проводки по исполнительному листу будут аналогичными рассмотренным выше.

В отличие от бухгалтерского, положения налогового учета содержат прямой запрет на включение в затраты штрафных санкций, перечисляемых в бюджет (п. 2 ст. 270 НК РФ).

В данном случае возникает постоянная разница между двумя видами учета в сумме начисленных штрафных санкций.

Поэтому, если организация осуществила начисление штрафа, проводки нужно дополнить операциями по отражению налоговых разниц в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО). Чтобы определить его величину, нужно умножить постоянную разницу на текущую ставку налога на прибыль.

ДТ 99 – КТ 68.4 – отражено ПНО

Таким образом, если организации был начислен штраф, проводки касаются не только расчетов с бюджетом, но и возникающих налоговых разниц.

Компенсация штрафов ГИБДД за счет виновного лица

В соответствии со ст. 238 ТК РФ организация имеет право взыскать уплаченный штраф с виновного лица. В данном случае виновным лицом может быть признан водитель.

Если организации – владельцу транспортного средства был начислен штраф ГИБДД, проводки по компенсации ущерба будут следующие:

ДТ 73 – КТ 91.1 – сумма штрафа отнесена на расчеты с виновным лицом;

ДТ 70 – КТ 73 – сумма удержана из зарплаты, или

ДТ 50 – КТ 73 – сумма добровольно внесена в кассу предприятия.

Пример

Водитель Смирнов А.В. на автомобиле, принадлежащем ООО «Альфа», превысил скорость и был оштрафован на 1 тысячу рублей. Чтобы отразить в учете данный штраф за нарушение ПДД, бухгалтерские проводки будут следующие:

ДТ 91.2 – КТ 76 (1000 руб.) – начислен штраф

ДТ 76 – КТ 51 (1000 руб.) – сумма штрафа перечислена в бюджет

ДТ 99 – КТ 68.4 (1000 х 20% = 200 руб.) – отражено постоянное налоговое обязательство

ДТ 73 – КТ 91.1 (1000 руб.) – штраф отнесен на виновное лицо

ДТ 50 – КТ 73 (1000 руб.) – водитель внес сумму в кассу.

Вывод

Административные штрафы в бухучете относятся к прочим расходам организации. В качестве расходов для налога на прибыль их учесть нельзя, что приводит к возникновению налоговых разниц. В отдельных случаях сумму штрафа можно возместить за счет виновных лиц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector