Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект пбу учет запасов

Проект ПБУ «Учет запасов»

В предыдущих номерах «БП» мы рассмотрели три из четырех проектов новых ПБУ, подготовленных фондом «НСФО» по заказу Минфина России. Сегодня речь пойдет о проекте ПБУ по учету запасов.

Проект нового ПБУ в большей степени, чем действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», приближен к требованиям МСФО. В чем заключаются предлагаемые изменения учета запасов? Какие вопросы нуждаются в дополнительных уточнениях?

Прежде всего расширена сфера применения документа. Помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующим ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не регулируется, на что прямо указано в п. 4 этого стандарта.

Требования проекта ПБУ не распространяются на работы, выполняемые в рамках договоров подряда, а также на финансовые активы, поскольку данные вопросы регулируются специальными документами.

Что касается требований к учету запасов, не находящихся в собственности организации, но полученных в пользование либо распоряжение, в отличие от ПБУ 5/01 они, напротив, вынесены за рамки проекта.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Как правило, переход рисков и выгод совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Может случиться так, что запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет о ситуации отсроченной оплаты, когда по условиям договора сторон право собственности переходит к покупателю по оплате. Тогда при определении момента перехода рисков и выгод организациям предлагается исходить из профессионального суждения.

В ПБУ 5/01, а также Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее — Методические указания), в принципе не упоминается о моменте признания запасов и его зависимости от перехода права собственности. Практическое признание запасов на балансе сегодня ориентируется на наличие права собственности по общему сложившемуся стереотипу (в Методических указаниях определено, что при отсутствии у организации права собственности на поступившие материальные ценности последние учитываются на забалансовых счетах). Более того, в п. 36 Методических указаний говорится о необходимости оприходовать неотфактурованные поставки, то есть поступившие запасы, на которые отсутствуют расчетные документы. Имеются в виду активы без определенного статуса, на которые у организации может отсутствовать право собственности. В проекте ПБУ не изложен порядок учета неотфактурованных поставок. Следовательно, в случае признания данных запасов на балансе организации должны исходить из общего критерия получения вместе с активами соответствующих экономических рисков и выгод, а также из собственного профессионального суждения.

Третье существенное отличие от ПБУ 5/01 — порядок формирования первоначальной стоимости запасов. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода. Однако из проекта ПБУ не ясно, какие затраты следует капитализировать — текущие или будущие. Непонятно также, надо ли начислять соответствующий резерв. Очевидно, данное требование нуждается в дополнительной доработке.

Еще одно нововведение: при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата, как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета подобных расходов. Таким образом, капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна, только если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения.

Что касается порядка включения в стоимость запасов общехозяйственных расходов, на наш взгляд, этот вопрос отражен в проекте недостаточно подробно. Например, общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов. Возникает ряд вопросов: включать ли в себестоимость запасов заработную плату работников отдела закупок? Как поступать с расходами на содержание складов (баз)? Ведь одна часть этих расходов (сортировка, фасовка) согласно проекту по перечню включается в стоимость запасов, а другая не относится к производству и переработке запасов.

МСФО (IAS) 2 «Запасы» освещает данный момент более доступно и допускает включение в стоимость запасов только накладных общепроизводственных расходов. В МСФО накладные расходы подразделены на условно-постоянные и условно-переменные и приведены самостоятельные требования к их включению в себестоимость запасов. На наш взгляд, в проекте ПБУ следовало бы более подробно изложить взаимосвязь между стоимостью запасов и накладными расходами, поскольку разработчики проекта включили в него порядок оценки незавершенного производства.

Значимым моментом является перечисление в проекте затрат, не включаемых в фактические затраты на производство или переработку запасов, среди которых затраты, осуществленные сверх обычного необходимого уровня. В настоящий момент сверхнормативные затраты также отражаются в стоимости запасов согласно общему критерию непосредственной связи с приобретением (производством) запасов. Это новое положение, несомненно, свидетельствует о влиянии МСФО на российскую концепцию учета запасов.

Тем не менее согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» в стоимость запасов не включаются сверхнормативные условно-постоянные производственные накладные расходы. В проекте же российского ПБУ это требование относится ко всем расходам. Таким образом, при резком снижении уровня производства, когда на единицу продукции приходится большая сумма затрат, чем при нормальном производственном уровне, любая возникающая разница по отношению к нормативным затратам будет списываться непосредственно на расходы периода. Подводя итог, следует говорить о том, что по проекту нового ПБУ первоначальная стоимость запасов отражается по фактической стоимости, но не выше, чем их нормативная стоимость.

Существенно изменен подход к определению фактической стоимости запасов применительно к торговым организациям. Напомним, что в настоящий момент торговые организации имеют право относить расходы по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) непосредственно на издержки (п. 13 ПБУ 5/01). Проект ПБУ указанного исключения для торговых организаций не содержит. Установлен общий порядок для формирования фактической стоимости запасов: затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования включаются в себестоимость запасов. Оставили для торговых организаций только право использования альтернативного метода оценки — по цене продаж.

Проект ПБУ теперь допускает альтернативные, расчетные, методы первоначальной оценки запасов 1 . Это способы оценки по плановым (нормативным) затратам или по цене продажи при условии, что указанные способы дают результаты, приближенные к оценке по фактическим затратам. По нашему мнению, данные методы имеют преимущественное отношение к оценке незавершенного производства, готовой продукции, товаров. Очевидно, перед разработчиками проекта стояла сложная задача: надо было втиснуть в рамки одного ПБУ порядок оценки и сырья, и незавершенного производства на всех его этапах, и готовой продукции. Наличие альтернативных вариантов оценки упрощает задачу. В проекте сказано, что оценка по продажной стоимости уместна для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

Что касается последующей оценки запасов, проект предлагает проводить их уценку до предполагаемой цены продажи за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и переработку единицы запасов, а также затрат по продаже (так называемая чистая стоимость возможной продажи). Подобное снижение стоимости необходимо, когда балансовая стоимость каких-либо запасов превышает их чистую стоимость возможной продажи. Признаками этого служит моральное устаревание запасов, полная или частичная потеря их первоначальных качеств либо снижение текущей рыночной стоимости.

Напомним, что по ПБУ 5/01 фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством. При этом снижение стоимости неликвидных запасов должно резервироваться при наличии свидетельств снижения их физических свойств.

Читать еще:  Бухгалтерский учет для чайников скачать бесплатно

Списание на себестоимость

Так же как и ПБУ 5/01, проект предполагает три метода списания стоимости запасов на себестоимость продаж: по средневзвешенной стоимости, ФИФО, по себестоимости единицы — для запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (например, продукция, изготовленная по индивидуальному заказу).

Несмотря на то что проект ПБУ создан на основе МСФО, в нем упущен вопрос формирования себестоимости проданных запасов и оценки незавершенного производства.

Напомним, что действующие правила учета запасов требуют применять к их оценке на конец отчетного периода тот же метод, который используется при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

В отношении признания расходов в проекте говорится: «. в момент признания выручки при продаже запасов их стоимость признается в составе расходов по обычным видам деятельности исходя из способа использования в ходе обычной деятельности». Между тем аналогия с действующим правилом не решает основного вопроса: как оценить себестоимость продаж и остаток незавершенного производства, включающих кроме запасов другие статьи расходов (заработную плату, амортизацию, услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы)? Тем более что ответ на этот вопрос не дает и ПБУ 19/99 «Расходы организации».

1 ПБУ 5/01 не содержит иных вариантов первоначальной оценки запасов. О возможности оценивать запасы по учетной стоимости говорится в Методических указаниях.

Проект пбу учет запасов

Сушкевич О.С., к.э.н. Кожинова Т.В.

Сибирский федеральный университет, Россия

Анализ положений проекта ПБУ «Учет запасов»

Последние два десятилетия в бухгалтерском учете не прекращаются изменения, что связано с переменами в экономической жизни страны и направлением в сторону сближения с МСФО. В Российской Федерации с 1998 года действует специальная программа, согласно которой бухгалтерский учет реформируется, чтобы соответствовать международным стандартам финансовой отчетности. Идет разработка и рассмотрение проектов, включающих скорректированные стандарты, соответствующие международным нормам . Так, исходя из государственной политики, был разработан проект ПБУ «Учет запасов» на основе ПБУ 5/01 и МСФО ( IAS ) 2. Рассмотрим ключевые особенности проекта, отличающего его от действующего ПБУ.

Во-первых, расширена сфера применения ПБУ. К запасам теперь отнесены активы, не прошедшие всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, то есть незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства, неукомплектованные или не прошедшие техническую приемку изделия. На наш взгляд, это является некорректным, так как понятие незавершенного производства не соответствует определению материально-производственных запасов. Под запасами понимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), приобретаемые непосредственно для перепродажи, а также используемые для удовлетворения управленческих нужд организации, поэтому незавершенное производство следует учитывать обособленно.

Во-вторых, из состава запасов теперь исключены сырье, материалы и продукция, предназначенные для использования при создании внеоборотных активов организации. В проекте сказано, что в случае, если материалы, ранее предназначавшиеся для перепродажи, становятся предназначенными для создания внеоборотных активов, организация переводит такие запасы в другой соответствующий вид активов. Следовательно, возникает вопрос, к какому виду активов их нужно относить.

В-третьих, добавлено определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 6 разд. 1 проекта ПБУ запасы будут приниматься к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. В большинстве случаев, данный момент совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Переход к организации экономических рисков и выгод совпадает с передачей активов в случае, если запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности.

Следующей отличительной особенностью является порядок формирования себестоимости запасов при приобретении их на условиях отсрочки (рассрочки) платежа. В этом случае, первоначальная стоимость при приобретении запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа включает в себя сумму, которая была бы уплачена организацией при отсутствии отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной подлежащих в будущем уплате денежных средств учитывается в порядке, установленном для учета расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам на протяжении всего периода отсрочки (рассрочки). Данный пункт предусматривает и МСФО ( IAS ) 2, отсутствующий в действующем положении.

Помимо этого, в проект вводятся правила по определению себестоимости запасов, остающихся при выбытии или извлекаемых в процессе текущего содержания, ремонта, реконструкции и модернизации объектов основных средств и других активов, отсутствовавшие в ПБУ 5/01. Себестоимостью указанных запасов в проекте ПБУ считается наименьшая из следующих величин:

а) текущая рыночная стоимость полученных запасов;

б) суммарная величина балансовой стоимости выбывающих активов и затрат на извлечение запасов (за исключением затрат, осуществляемых во исполнение признанных ранее оценочных обязательств);

В случае, если текущую рыночную стоимость полученных запасов невозможно определить, то организации придется определять себестоимость вышеперечисленных запасов как суммарную величину балансовой стоимости выбывающих активов и затрат на извлечение запасов. Вместе с тем, данная величина может быть завышена по сравнению с реальной стоимостью полученных запасов.

Следует также отметить, что в проекте ПБУ в отличие от ПБУ 5/01 не содержатся регламентации в отношении оценки запасов, поступивших безвозмездно. В результате утверждения проекта ПБУ «Учет запасов» возникает вопрос, как определить себестоимость указанных активов. В действующем положении предусмотрено, что себестоимостью запасов, поступивших безвозмездно, должна быть сумма их рыночной стоимости и затрат, непосредственно связанных с их поступлением (затрат на их доставку, доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях и т.д.).

В свою очередь, в проект добавлены альтернативные методы первоначальной оценки запасов. Теперь помимо оценки по сумме фактических затрат, предприятия вправе осуществлять оценку по цене продаж, по текущей рыночной стоимости и по плановым (нормативным) затратам. В проекте ПБУ «Учет запасов» сказано, что оценка по цене продаж предусмотрена для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

Однако в проекте отсутствует порядок учета материально-производственных запасов, принадлежащих организации, но находящихся в пути, либо переданных покупателю под залог. Также в проекте положения не указано, как должны учитываться неотфактурованные поставки, то есть поступившие запасы, на которые отсутствуют расчетные документы. Поэтому при решении данного вопроса учета бухгалтерам придется опираться только на профессиональные навыки и суждения.

Таким образом, проект ПБУ стал более приближенным к МСФО ( IAS ) 2, хотя и полное соответствие международных и российских требований по учету запасов не достигнуто. Но, несмотря на это, проект ПБУ «Учет запасов» имеет множество недоработок, а некоторые вопросы учета остаются и вовсе нераскрытыми. Поэтому принятие данного проекта по учету материально – производственных запасов повлечет за собой необходимость изменения других нормативных документов по учету запасов и дополнительных разъяснений порядка ведения учета со стороны Министерства финансов РФ.

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (ПБУ 5/01)

2. Проект положения по бухгалтерскому учету «Учет запасов»

Проект ПБУ «Учет запасов»

В предыдущих номерах «БП» мы рассмотрели три из четырех проектов новых ПБУ, подготовленных фондом «НСФО» по заказу Минфина России. Сегодня речь пойдет о проекте ПБУ по учету запасов.

Проект нового ПБУ в большей степени, чем действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», приближен к требованиям МСФО. В чем заключаются предлагаемые изменения учета запасов? Какие вопросы нуждаются в дополнительных уточнениях?

Прежде всего расширена сфера применения документа. Помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующим ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не регулируется, на что прямо указано в п. 4 этого стандарта.

Читать еще:  Бухучет в сельском хозяйстве журнал

Требования проекта ПБУ не распространяются на работы, выполняемые в рамках договоров подряда, а также на финансовые активы, поскольку данные вопросы регулируются специальными документами.

Что касается требований к учету запасов, не находящихся в собственности организации, но полученных в пользование либо распоряжение, в отличие от ПБУ 5/01 они, напротив, вынесены за рамки проекта.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Как правило, переход рисков и выгод совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Может случиться так, что запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет о ситуации отсроченной оплаты, когда по условиям договора сторон право собственности переходит к покупателю по оплате. Тогда при определении момента перехода рисков и выгод организациям предлагается исходить из профессионального суждения.

В ПБУ 5/01, а также Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее — Методические указания), в принципе не упоминается о моменте признания запасов и его зависимости от перехода права собственности. Практическое признание запасов на балансе сегодня ориентируется на наличие права собственности по общему сложившемуся стереотипу (в Методических указаниях определено, что при отсутствии у организации права собственности на поступившие материальные ценности последние учитываются на забалансовых счетах). Более того, в п. 36 Методических указаний говорится о необходимости оприходовать неотфактурованные поставки, то есть поступившие запасы, на которые отсутствуют расчетные документы. Имеются в виду активы без определенного статуса, на которые у организации может отсутствовать право собственности. В проекте ПБУ не изложен порядок учета неотфактурованных поставок. Следовательно, в случае признания данных запасов на балансе организации должны исходить из общего критерия получения вместе с активами соответствующих экономических рисков и выгод, а также из собственного профессионального суждения.

Третье существенное отличие от ПБУ 5/01 — порядок формирования первоначальной стоимости запасов. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода. Однако из проекта ПБУ не ясно, какие затраты следует капитализировать — текущие или будущие. Непонятно также, надо ли начислять соответствующий резерв. Очевидно, данное требование нуждается в дополнительной доработке.

Еще одно нововведение: при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата, как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета подобных расходов. Таким образом, капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна, только если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения.

Что касается порядка включения в стоимость запасов общехозяйственных расходов, на наш взгляд, этот вопрос отражен в проекте недостаточно подробно. Например, общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов. Возникает ряд вопросов: включать ли в себестоимость запасов заработную плату работников отдела закупок? Как поступать с расходами на содержание складов (баз)? Ведь одна часть этих расходов (сортировка, фасовка) согласно проекту по перечню включается в стоимость запасов, а другая не относится к производству и переработке запасов.

МСФО (IAS) 2 «Запасы» освещает данный момент более доступно и допускает включение в стоимость запасов только накладных общепроизводственных расходов. В МСФО накладные расходы подразделены на условно-постоянные и условно-переменные и приведены самостоятельные требования к их включению в себестоимость запасов. На наш взгляд, в проекте ПБУ следовало бы более подробно изложить взаимосвязь между стоимостью запасов и накладными расходами, поскольку разработчики проекта включили в него порядок оценки незавершенного производства.

Значимым моментом является перечисление в проекте затрат, не включаемых в фактические затраты на производство или переработку запасов, среди которых затраты, осуществленные сверх обычного необходимого уровня. В настоящий момент сверхнормативные затраты также отражаются в стоимости запасов согласно общему критерию непосредственной связи с приобретением (производством) запасов. Это новое положение, несомненно, свидетельствует о влиянии МСФО на российскую концепцию учета запасов.

Тем не менее согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» в стоимость запасов не включаются сверхнормативные условно-постоянные производственные накладные расходы. В проекте же российского ПБУ это требование относится ко всем расходам. Таким образом, при резком снижении уровня производства, когда на единицу продукции приходится большая сумма затрат, чем при нормальном производственном уровне, любая возникающая разница по отношению к нормативным затратам будет списываться непосредственно на расходы периода. Подводя итог, следует говорить о том, что по проекту нового ПБУ первоначальная стоимость запасов отражается по фактической стоимости, но не выше, чем их нормативная стоимость.

Существенно изменен подход к определению фактической стоимости запасов применительно к торговым организациям. Напомним, что в настоящий момент торговые организации имеют право относить расходы по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) непосредственно на издержки (п. 13 ПБУ 5/01). Проект ПБУ указанного исключения для торговых организаций не содержит. Установлен общий порядок для формирования фактической стоимости запасов: затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования включаются в себестоимость запасов. Оставили для торговых организаций только право использования альтернативного метода оценки — по цене продаж.

Проект ПБУ теперь допускает альтернативные, расчетные, методы первоначальной оценки запасов 1 . Это способы оценки по плановым (нормативным) затратам или по цене продажи при условии, что указанные способы дают результаты, приближенные к оценке по фактическим затратам. По нашему мнению, данные методы имеют преимущественное отношение к оценке незавершенного производства, готовой продукции, товаров. Очевидно, перед разработчиками проекта стояла сложная задача: надо было втиснуть в рамки одного ПБУ порядок оценки и сырья, и незавершенного производства на всех его этапах, и готовой продукции. Наличие альтернативных вариантов оценки упрощает задачу. В проекте сказано, что оценка по продажной стоимости уместна для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

Что касается последующей оценки запасов, проект предлагает проводить их уценку до предполагаемой цены продажи за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и переработку единицы запасов, а также затрат по продаже (так называемая чистая стоимость возможной продажи). Подобное снижение стоимости необходимо, когда балансовая стоимость каких-либо запасов превышает их чистую стоимость возможной продажи. Признаками этого служит моральное устаревание запасов, полная или частичная потеря их первоначальных качеств либо снижение текущей рыночной стоимости.

Напомним, что по ПБУ 5/01 фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством. При этом снижение стоимости неликвидных запасов должно резервироваться при наличии свидетельств снижения их физических свойств.

Списание на себестоимость

Так же как и ПБУ 5/01, проект предполагает три метода списания стоимости запасов на себестоимость продаж: по средневзвешенной стоимости, ФИФО, по себестоимости единицы — для запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (например, продукция, изготовленная по индивидуальному заказу).

Несмотря на то что проект ПБУ создан на основе МСФО, в нем упущен вопрос формирования себестоимости проданных запасов и оценки незавершенного производства.

Напомним, что действующие правила учета запасов требуют применять к их оценке на конец отчетного периода тот же метод, который используется при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

Читать еще:  Учет сим карт в бюджетном учреждении

В отношении признания расходов в проекте говорится: «. в момент признания выручки при продаже запасов их стоимость признается в составе расходов по обычным видам деятельности исходя из способа использования в ходе обычной деятельности». Между тем аналогия с действующим правилом не решает основного вопроса: как оценить себестоимость продаж и остаток незавершенного производства, включающих кроме запасов другие статьи расходов (заработную плату, амортизацию, услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы)? Тем более что ответ на этот вопрос не дает и ПБУ 19/99 «Расходы организации».

1 ПБУ 5/01 не содержит иных вариантов первоначальной оценки запасов. О возможности оценивать запасы по учетной стоимости говорится в Методических указаниях.

ООО «НГБА»

Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов

8 916 539 36 48

Что изменится в бухучете: поправки в ПБУ и новые ФСБУ

В ближайшие годы Минфин России утвердит новые федеральные стандарты бухучета (ФСБУ) и внесет изменения в ПБУ. Вводить в действие новые правила будут поэтапно – до 2022 года. Как изменения повлияют на работу бухгалтеров и когда придется перестраиваться на новый порядок, читайте в этом обзоре.

Когда обновят стандарты

Новые стандарты бухучета вступят в силу позже, чем планировалось. Минфин скорректировал ранее утвержденные сроки (приказ от 18.04.2018 № 83н).

Так, обязательным с 2019 года будет только один новый стандарт – «Запасы». До этого в 2019 году планировали также начать применять стандарт «Нематериальные активы», но по измененной программе его отложили до 2020 года.

Что изменят в правилах учета

Уже разработаны проекты первых ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Аренда», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Различия между ФСБУ и действующими ПБУ значительные. Приведем лишь несколько моментов для сравнения.

Например, по новому ФСБУ в себестоимость запасов не включают:
– возмещаемые косвенные налоги;
– траты, которые связаны с ненадлежащей организацией производства. Например, сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины;
– затраты, связанные с авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
– обесценение других активов независимо от того, использовали ли их в производстве запасов;
– общехозяйственные расходы;
– расходы на хранение запасов. Исключение: случаи, когда хранение – часть технологии производства;
– расходы на продажу;
– расходы на рекламу и продвижение запасов на рынке;
– расходы на внутреннее перемещение запасов. Исключение: случаи, когда такое перемещение – часть технологии производства;
– иные затраты, которые не связаны с приобретением, заготовкой, переработкой, производством запасов, доставкой их до места использования или продажи, приведением в состояние, необходимое для их использования или продажи.
Об этом – в пункте 20 ФСБУ

Например, по новому ФСБУ в себестоимость НМА не включают траты:
– на деловую репутацию, товарные знаки, фирменные наименования и другие аналогичные объекты. Исключение – затраты, если приобрели их у других лиц;
– исследования независимо от того, был ли в результате таких затрат создан нематериальный актив;
– возмещаемые косвенные налоги;
– поддержание НМА в рабочем состоянии;
– плановые обновления нематериальных активов;
– организацию работы в новом месте или с новыми клиентами и т. д.
Полный перечень – в пункте 25 ФСБУ

В ФСБУ уточнили состав затрат, которые включают и не включают в себестоимость

В качестве незавершенных капитальных вложений учитывают затраты на приобретение, создание, улучшение, восстановление основных средств и других внеоборотных активов до момента, когда объект приведен в состояние, пригодное к использованию.

Незавершенное капитальное вложение признают в качестве актива. Организация признает его в тот момент, когда понесла затраты, если соблюдены условия:

– существует высокая вероятность, что понесенные затраты обеспечат организации получение в будущем экономических выгод в течение более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
– сумму понесенных затрат можно определить.

Незавершенные капитальные вложения по их завершении переклассифицируют в основные средства в тот момент, когда объект готов к эксплуатации и находится в том месте и в том состоянии, в которых организация намерена его использовать

Введено понятие долгового инструмента. В качестве такового понимают:
– либо долговой актив – право на получение от другого лица определенной в договоре денежной суммы;
– либо долговое обязательство – обязанность по уплате другому лицу определенной в договоре денежной суммы.

К долговым инструментам относят:

– государственные и муниципальные ценные бумаги;
– выпущенные и приобретенные корпоративные долговые ценные бумаги (облигации, векселя и т. д.);
– депозитные вклады в кредитных организациях (за исключением денежных эквивалентов);
– предоставленные полученные займы и кредиты;
– дебиторскую и кредиторскую задолженность, возникшую в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (приобретением товаров, работ, услуг), за исключением авансов выданных (полученных);
– дебиторскую задолженность, приобретенную по договорам уступки права требования (за исключением прав требования в счет выплаченных ранее авансов);
– иные долговые инструменты.

Описаны правила определения стоимости долговых инструментов, порядок переоценки и условия, при которых компания прекращает признавать долговой инструмент.

Стандарт не применяется в отношении:
– денежных эквивалентов;
– долевых инструментов (акций, вкладов, паев, долей участия в уставных (складочных) капиталах организаций);
– производных финансовых инструментов;
– прав и обязательств, возникающих у организации по вознаграждениям работников;
– дебиторской и кредиторской задолженности, возникающей по расчетам с бюджетом по налогам и сборам;
– прав и обязательств, возникающих у сторон договоров по приобретению (продаже) продукции, товаров, работ, услуг в связи авансами и другими видами предоплаты

Приведены условия, при единовременном соблюдении которых признают аренду:

– арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
– предмет аренды можно идентифицировать;
– арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды;
– арендатор имеет право определять способ использования предмета аренды.

Классифицировать объект учета аренды нужно будет на дату заключения договора аренды.

Если объект не удовлетворяет условиям для признания аренды, его учитывают по правилам, установленным другими ФСБУ.

Прописаны понятие и состав арендных платежей. Например, в арендные платежи включаются периодические платежи в пользу арендатора в твердой сумме, переменные платежи, которые зависят от ценовых индексов или процентных ставок, и т. д.

Установлен порядок учета аренды арендатором и арендодателем, особенности учета субаренды, безвозмездного пользования. Так, арендатор принимает предмет аренды к бухгалтерскому учету в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде. Стоимость права пользования активом погашается путем амортизации

К документам бухгалтерского учета отнесены первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

Определены требования к документам бухгалтерского учета:
– документы составляют на русском языке. Если регистр оформлен на иностранном языке, то необходим построчный перевод;
– записи указывают в рублях независимо от валюты, которую используют при расчетах, и места ведения деятельности. Если объект бухучета выражен в валюте, то запись делают одновременно и в валюте, и в рублях;
– дата составления первичного учетного документа – это дата его подписания. В документе обязательно указывают дату совершения операции, если она отличается от даты составления документа;
– если первичный учетный документ оформлен на основании другого, то обязательно указание на этот оправдательный документ.

Организация вправе:
– добавлять дополнительные реквизиты;
– оформлять один документ на несколько операций;
– длящиеся операции оформлять периодически или на конец отчетного периода;
– разрабатывать свой учетный документ, который содержит обязательные реквизиты

Организация самостоятельно определяет виды электронной подписи и перечень лиц, которые могут подписать документ

© Материал из БСС «Система Главбух».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector