Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто разрабатывает учетную политику бюджетного учреждения

Формирование учетной политики бюджетного учреждения

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Учетная политика для целей бюджетного учета

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.

Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.

В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с законом о бухгалтерском учете (п. 1 Инструкции № 148н).

Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики — позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:

иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.

При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:

  • Налоговым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.

В отличие от Закона № 129-ФЗ, Налоговый кодекс не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 12 декабрь 2010 год

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год

Для чего оформлять учетную политику

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.
Читать еще:  Учет договора займа между юридическими лицами

В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2020 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

В какие сроки утверждать

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Как правильно утвердить

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.

Зачем и как делать общедоступной

С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Учетная политика: что должно быть обязательно

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

— когда изменились требования законодательства об учете;

— когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

— когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5 :

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

— порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

— правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

Читать еще:  Журнал учета для военкомата

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21 . Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22 . Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25 .

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38 , подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39 , относимых к бланкам строгой отчетности.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1 с т. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п . 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

Учетная политика в государственном (муниципальном) учреждении

Одним из основных документов, регламентирую­щих финансовую деятельность учреждения, явля­ется учетная политика. Как правильно ее соста­вить, рассказывает эксперт — Елена Леонтьева.

— Что включает в себя структу­ра учетной политики?

— Типовая структура учетной поли­тики включает общие положения, по­рядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финан­сово-хозяйственной деятельности, ор­ганизацию бухгалтерского (бюджетно­го) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, представления бюд­жетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

Пунктом 6 Инструкции № 157н определен перечень документов, ко­торые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обяза­тельств; порядок проведения инвента­ризации имущества и обязательств; правила документооборота и техноло­гии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первичных сводных учетных документов; формы первичных учетных документов, при­меняемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым зако­нодательством не установлены обязательные формы; порядок орга­низации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.

— Часто бухгалтерами задается вопрос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?

— Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, кото­рые сомневаются в том, что они нарав­не с казенными и бюджетными учрежде­ниями должны организовывать учетную политику.

В пункте 1 Инструкции № 157н пере­числены субъекты учета, которые фор­мируют учетную политику. Это органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, органы управ­ления государственными внебюджет­ными фондами, государственные академии наук, государственные, муни­ципальные учреждения, иные юридиче­ские лица, осуществляющие полномо­чия получателя бюджетных средств, финансовые органы и органы феде­рального казначейства.

Обратите внимание на термин «го­сударственные, муниципальные уч­реждения». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Инструкции № 157н они должны в обязательном порядке формировать учетную политику.

— Обязаны ли учреждения форми­ровать рабочий план счетов бух­галтерского (бюджетного) учета?

— Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, 174н 183н. У кого-то нет опера­ций по расчетам по государственному долгу, какое-то учреждение не являет­ся администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казен­ные учреждения или органы власти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из это­го, делаем вывод, что каждое учрежде­ние должно в обязательном порядке разработать свой рабочий план счетов учета.

Читать еще:  Затраты списываются без учета выручки

При разработке рабочего плана счетов необходимо учесть ряд поло­жений. Например, казенные учрежде­ния используют бюджетную классифи­кацию Российской Федерации. Будет правильно прописать КБК, КДБ (код доходов бюджета), КРБ (код расходов бюджета), соответствующие операци­ям коды КОСГУ (доходов или расхо­дов), не забывая о порядке включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджет­ного учета. Бухгалтерская проводка выстраивается исходя из рабочего плана счетов. От того, насколько гра­мотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько правильно впоследствии будет составлена и от­четность учреждения.

— Имеет ли право учреждение вводить дополнительные анали­тические коды счетов учета?

— Да, имеет. В пункте 1 Инструкции № 157н написано, что субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной инструкцией, вводить до­полнительные аналитические коды синтетических счетов единого плана счетов. При этом учреждение самосто­ятельно определяет, в каких разделах учета ему необходима детализация аналитики (по основным средствам, материальным запасам, материально ответственным лицам и пр.). Напри­мер, бухгалтер имеет право детализи­ровать удержания из заработной пла­ты по их видам: исполнительные листы, алименты и пр.

В соответствии с Инструкцией № 157н структура счета состоит из 26 знаков, аналитические коды могут быть зашифрованы в 27-29-м знаках. В таблице структуры счетов, которую составляет бухгалтер, необходимо сде­лать дополнительные колонки «Анали­тические коды счетов». И закрепить это в учетной политике.

— Может ли учреждение самосто­ятельно утвердить корреспонден­цию счетов в учетной политике?

— Инструкции № 162н, 174н, 183н со­держат далеко не все варианты кор­респонденции счетов, отражающих раз­личные хозяйственные операции учреждения. Однако каждая опера­ция должна быть отражена на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета.

Учреждение не имеет права само­стоятельно устанавливать корреспон­денцию счетов. Но может разработать ее и согласовать с главным распоря­дителем бюджетных средств (учреди­телем) или органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом. Дело в том, что главный распорядитель (учредитель) формирует сводную отчетность и несет полную ответственность за показатели, кото­рые каждое подведомственное ему учреждение отражает у себя в учете и соответственно в отчетности.

На уровне федерального бюджета ситуация с внесением «своей» коррес­понденции счетов встречается до­вольно часто. Главные распорядители средств федерального бюджета обра­щаются в Минфин за разъяснением отражения в учете тех или иных опе­раций. Минфин направляет разъясни­тельные письма по корреспонденции счетов. Затем в учетной политике ут­верждаются необходимые бухгалтер­ские проводки, в т. ч. и на основании полученных разъяснений.

— В Инструкции № 157н появилось новое понятие — «комиссия по по­ступлению и выбытию активов». Что оно в себя включает?

— В числе функций комиссии — оприходование объектов, имущества, которые выявлены в процессе инвен­таризации либо получены в результате безвозмездной передачи. Под безвоз­мездной передачей понимается даре­ние (с оформлением договора) либо благотворительная акция. Действия ко­миссии в этом случае регламентируют­ся пп. 25, 34 Инструкции № 157н.

В учетной политике обязательно должен быть закреплен состав членов комиссии, которая будет работать во всех направлениях, касающихся по­ступлений и выбытия нефинансовых активов. Например, по договору даре­ния учреждению передали компью­тер. Цена — неизвестна (в договоре да­рения стоимость не оговаривается). Поэтому бухгалтеру необходимо по­лучить экспертное заключение по ней. Он может почерпнуть сведения о стоимости объекта (проанализиро­вав аналогичные товары) из любых ис­точников: Интернета, печатных СМИ, от торгующей организации и пр. Да­лее собирается комиссия, которая вы­носит решение о принятии объекта к учету по определенной стоимости. Бухгалтер ставит объект на баланс в соответствии с этим решением.

Выбытие материальных запасов может осуществляться либо по их фактической стоимости, либо по сред­ней фактической стоимости, либо по стоимости первого или последнего приобретения. Инструкция № 157н предусматривает различные способы для разных групп или видов матзапа-сов. Этот способ должен быть закреп­лен в учетной политике и непрерывно применяться в течение всего финан­сового года.

— Изменился ли порядок проведе­ния инвентаризации имущества и обязательств?

— В Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Инструкции № 157н, в Ин­струкциях № 191н и 33н закреплено обязательное требование проведе­ния инвентаризации перед составле­нием годовой отчетности. Однако со­гласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, учреждениям разре­шается проводить инвентаризациюосновных средств 1 раз в 3 года. По­этому принятая в учреждении перио­дичность проведения инвентариза­ции должна быть обязательно закреплена в учетной политике.

— Каковы рекомендации по фор­мированию графика документо­оборота и учетных документов?

— Насколько полный вы составите график документооборота, настолько четче разделятся полномочия между структурными подразделениями уч­реждения. Особых требований к со­ставу и структуре графика Инструк­ция № 157н не предусматривает.

К нормативным актам, регламенти­рующим применение первичных учет­ных документов, относятся приказ №173н, постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1, постановление Гос­комстата от 11.11.1999 № 100 и др. Если первичный учетный документ утверж­ден одним из этих актов, то учрежде­ние обязано оформлять его согласно принятой форме (без структурных из­менений!). Например, форма авансо­вого отчета утверждена приказом № 173н. Учреждение имеет право рас­ширить колонки, распечатать данную форму на листе формата А4 или A3. Но менять состав информации, содер­жащейся в документе, удалять часть реквизитов — запрещается. А вот если учреждение применяет документ, ко­торый не унифицирован, то его форму следует закрепить в учетной политике, не забывая об обязательных реквизи­тах (п. 7 Инструкции № 157н): наимено­вание и дата составления, наименова­ние участника и содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выраже­нии, наименование должностей и лич­ные подписи указанных лиц.

— Каким образом должна выстраиваться система внутреннего финансового контроля учреждения?

— Положение о контроле является одним из определяющих документов. Внутренний контроль — это процесс управления деятельностью учрежде­ния, ориентированный на обеспече­ние ее эффективности. Контроль состо­ит из трех направлений: наблюдение за работой учреждения, выявление допу­щенных отклонений и нарушений, при­нятие мер по предупреждению и устра­нению нарушений. Выделяют виды контроля: предварительный, текущий и последующий.

Четких указаний, каким должно быть Положение о внутреннем финан­совом контроле, Инструкция № 157н не содержит. Необходимо составить доку­мент, где будет описан порядок осу­ществления контроля в учреждении, все мероприятия контрольного ха­рактера. Например, в январе осу­ществляется проверка целевого на­правления платежей или расходов по контрактам. В апреле — полнота начис­ления зарплаты. В июле при формиро­вании полугодовой отчетности — про­верка форм отчетности, соблюдения контрольных соотношений взаимо­увязанных отчетных форм и т. д.

Не следует забывать и непосред­ственно об отчетности. В текстовой ча­сти пояснительной записки (ф. 0503760), есть приложение 5, в нем также долж­ны быть отражены мероприятия внут­реннего финансового контроля.

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги». Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.

В сентябре специалисты Минфина России отвечают на вопросы подписчиков журнала на бесплатных online-семинарах!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector