Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет акциза на нефтяное сырье

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 декабря 2019 г. № 03-13-12/98006 О ставке акциза на нефтяное сырье

В связи с письмом о согласовании проекта ответа на обращение УФНС России по вопросу применения положений пункта 8 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления акциза Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нефтяное сырье признается подакцизным товаром.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон) подакцизным товаром признано нефтяное сырье.

В соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом обложения акцизом признается направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке.

Ставка акциза на нефтяное сырье определяется налогоплательщиком за 1 тонну по формуле, установленной пунктом 8 статьи 193 Кодекса. При ее расчете применяется удельный коэффициент (Спю), характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья, при определении которого используются величины, характеризующие количество нефтяного сырья (Vнс), направленного на переработку, и количество реализованных в налоговом периоде нефтепродуктов (по видам нефтепродуктов — Vпб, Vсв, Vкс, Vт), произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку.

Пунктом 2 статьи 195 Кодекса установлено, что при совершении указанной операции датой направления нефтяного сырья на переработку признается день фиксации данного факта с использованием средств измерений.

Согласно пункту 27 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при совершении операции по направлению нефтяного сырья на переработку, умноженные на коэффициент 2 и увеличенные на величину Кдемп, которая определяется налогоплательщиком по формуле и учитывает реализованные в налоговом периоде на территории Российской Федерации объемы автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенные из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона вышеуказанные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.

Таким образом, осуществляемая налогоплательщиком в 2019 году операция по направлению на переработку нефтяного сырья, приобретенного в собственность в 2018 году, признается объектом обложения акцизом в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса в редакции Закона.

В то же время в случае, если такое сырье было передано в производство до даты вступления Закона в силу, то объекта обложения акцизом при переработке нефтяного сырья в отношении остатков незавершенного производства, не возникает.

Что касается определения коэффициента Спю, применяемого при определении размера ставки акциза на нефтяное сырье, и величины Кдемп, которая оказывает влияние на размер налогового вычета суммы исчисленного акциза на нефтяное сырье, то количество реализованных в налоговом периоде нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья, определяется независимо от того, что нефтяное сырье, из которого эти продукты произведены, было приобретено налогоплательщиком и направлено на соответствующие производственные мощности (передано соответствующей организации, оказывающей услуги по переработке) на переработку до начала указанного налогового периода.

Обзор документа

Минфин разъяснил особенности налогообложения акцизом нефтяного сырья, а также расчета коэффициента Спю, применяемого при определении размера ставки акциза, и величины Кдемп, которая влияет на размер налогового вычета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарии и мнения

Законодательные изменения в порядке исчисления акцизов касаются, в основном, нефтяников. Этому посвящён Федеральный закон от 03.08.18 № 301-ФЗ.

Новый подакцизный товар

В соответствии с пп. 13.1 п. 1 ст. 181 НК РФ с 01.01.19 появится новый вид подакцизного товара — нефтяное сырьё. А в пп. 13.2 п. 1 ст. 181 НК РФ — тёмное судовое топливо.

Согласно пп. 34 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения признаётся направление нефтяного сырья, принадлежащего компании, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку — или на собственных производственных мощностях, или на мощностях организации, оказывающей услуги по переработке.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 183 НК РФ в отношении нефтяного сырья не облагаются акцизами операции, перечисленные в пп. 1, 6 — 13 п. 1 ст. 182 НК РФ. Напомним, что указанный пп. 1 — это реализация на территории России лицами произведённых ими подакцизных товаров. Иначе говоря, продажа сырой нефти акцизом не облагается. Акцизом облагается её переработка.

Читать еще:  Расчет краткосрочной ликвидности

Налоговая база определяется как объём направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определённый по данным средств измерений, указанных в свидетельстве о регистрации (п. 15 ст. 187 НК РФ).

Как указано в п. 2 ст. 195 НК РФ, датой направления нефтяного сырья на переработку признаётся день фиксации данного факта с использованием средств измерений, указанных в свидетельстве о регистрации.

Ставка налога на нефтяное сырьё определяется по сложной формуле, установленной в п. 8 ст. 193 НК РФ, и прямо зависит от стоимости нефти на мировых рынках, глубины её переработки и места переработки.

Обратите внимание! В новом пп. 8 п. 4 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что сумма исчисленного при переработке нефти акциза в стоимость товаров, получаемых в результате переработки нефтяного сырья, не включается.

Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции — п. 3.3 ст. 204 НК РФ.

Новое свидетельство о регистрации

В главе об акцизах появится с 01.10.2018 новая статья — 179.7. Теперь компании, перерабатывающие нефтяное сырьё, могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья в бензин, керосин, дизтопливо и тому подобное.

Чтобы получить свидетельство, нужно иметь производственные мощности для переработки сырья, средства измерения сырья, а также соответствовать одному из трёх требований:

  • быть под санкциями против России;
  • за три предыдущих налоговых периода произвести и реализовать в России прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол в совокупности в количестве более чем 5000 тонн и соотношение объёма производства указанных продуктов переработки нефтяного сырья к объёму нефтяного сырья, направленного на переработку, в совокупности за указанный период должно составить более 0,1;
  • заключить до 01.06.19 с госорганами соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

После получения заявления на получение свидетельства налоговики обязаны в течение 15 рабочих дней или выдать его, или отказать.

Обратите внимание! Эта статья начинает своё действие с 01.10.18. Иначе говоря, у компаний есть три месяца до 01.01.19, чтобы решить вопрос с подготовкой документов, подачей заявления и получением свидетельства о регистрации.

За выдачу свидетельства нужно будет уплатить госпошлину в размере 3500 рублей — пп. 9.4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Согласно п. 27 ст. 200 НК РФ, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при передаче нефтяного сырья в переработку.

При этом сумма вычета корректируется на коэффициент, учитывающий объёмы бензина и дизтоплива пятого класса, реализованных на территории России.

Перечень документов, которые нужно представить налоговикам, чтобы получить вычет, приведён в п. 28 ст. 201 НК РФ.

Порядок возмещения прописан в ст. 203.1 НК РФ. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщикам, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

Чтобы получить возмещение, налогоплательщику нужно предоставить налоговикам заявление о возмещении, где взять на себя обязательство вернуть в бюджет деньги, если решение о возмещении суммы налога будет отменено.

Как гарантию возврата средств нужно вместе с заявлением представить банковскую гарантию.

С 01.01.19 вместо банковской гарантии можно представить договор поручительства, о котором говорится в п. 2.2 ст. 184 НК РФ. В случае чего налоговики взыщут средства, не уплаченные налогоплательщиком, именно с его поручителя.

Облегчения для экспортёров

Напомним, что согласно п. 2 ст. 184 НК РФ экспорт подакцизных товаров освобождается от уплаты акциза. При этом некоторые имеют право не платить акциз даже при отсутствии банковской гарантии — п. 2.1 ст. 184 НК РФ.

Для этого нужно чтобы совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учёта сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляла не менее 10 млрд руб. С 01.10.18 эта сумма резко снижается — до 2 млрд руб.

Аналогичное снижение суммы сделано и для экспортёров, желающих получить право на возмещение — п. 2 ст. 203.1 НК РФ. Получить освобождение от уплаты акциза можно также имея договор поручительства. С 01.10.18 с 10 млрд рублей до 2 млрд руб. снижено требование к совокупной сумме налогов, уплаченных поручителем такого налогоплательщика акцизов.

Также для поручителя сумма его обязательств по действующим договорам поручительства (включая и заключаемый договор поручительства), заключённым в соответствии с НК РФ, на дату представления заявления о заключении договора поручительства, увеличена с 20% до 50% стоимости чистых активов поручителя. Процент, напомним, высчитывается по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства.

Читать еще:  Калькулятор расчета пени за просрочку

Оформление экспортной документации с 01.10.18 будет проще. Изменения аналогичны тем, которые произошли в части расчётов НДС при экспорте. Обратите внимание! Даже в случае с акцизами упор будет делаться на положение п. 17 ст. 165 НК РФ, где указано, что таможенники передают свои данные об экспортных операциях налогоплательщиков налоговикам. Если данные таможенников не будут совпадать с теми, что есть у налоговиков, то налоговики вправе истребовать у экспортёра копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы ЕАЭС. (Особенности представления документации прописаны в п. 7.3 ст. 198 НК РФ).

Экспортёры могут представлять налоговикам реестры таможенных деклараций в электронной форме. Если налоговики потребуют представить копии документов из реестра, налогоплательщику на это даётся 30 календарных дней, а не 20, как было раньше.

При реализации товаров, экспортируемых за пределы ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в электронный реестр, могут представляться налоговикам без соответствующих отметок российских таможенников из места убытия.

Если сведения, представленные налоговикам экспортёром, не совпадают с данными от таможенников, то ему даётся 15 календарных дней с момента получения претензии от налоговиков для представления пояснений и документов. Если он не сможет этого сделать, ему придётся начислить и уплатить акциз.

Транспортные (товаросопроводительные) или иные документы, подтверждающие перемещение товаров из РФ в другие страны ЕАЭС, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком налоговикам в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Налоговики, проводя камеральную проверку, имеют право выборочно требовать показать некоторые документы из указанного перечня. На это экспортёру даётся 30 календарных дней с даты получения требования. Не будет документа — не будет освобождения от уплаты акциза.

Обратите внимание! Если одни и те же документы подтверждают применение ставки 0% по НДС и освобождение от уплаты акциза, то два раз их предъявлять налоговикам не нужно. Следует предоставить налоговикам уведомление с указанием реквизитов документа, которым, (или приложением к которому), были представлены истребуемые документы, и наименования налоговой инспекции, в который они были представлены.

Акциз на нефтепродукты в 2019 году: расчеты, примеры

В соответствие со статьей 181 НК РФ прямогонный и автомобильный бензин, а также керосиновое топливо и автомобильные масла подлежат налогообложению акцизным сбором. В статье разберем, как рассчитывается и начисляется акциз на нефтепродукты в 2019 году, как определяется дата подакцизной операции в целях начисления акцизного сбора, каковы сроки подачи налоговой декларации и уплаты акциза на нефтепродукты в бюджет.

Кто и когда начисляет акциз на нефтепродукты в 2019 году

Акциз на нефтепродукты в 2019 году

Статьей 181 НК РФ установлен следующий перечень нефтепродуктов, отнесенных к подакцизным товарам:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
  • авиационный керосин;
  • средние дистилляты;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол.

Акциз на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол начисляется организацией, которая имеет лицензию на переработку нефтепродуктов по факту наступления первого из событий:

  • получение прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола путем его приобретение на основании договора с российской организацией;
  • оприходование подакцизного товара в целях последующей переработки.

Акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла начисляется:

  • производителем при передаче подакцизного товара структурному подразделению для последующей переработки, реализации, собственного использования.
  • продавцом нефтепродуктов по факту передачи подакцизного товара на торговую точку (АЗС) для реализации.

Акциз на авиационное топливо начисляется лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, по факту получения авиационного керосина с связи с приобретением на правах собственности у российской организации.

Ставки акциза на нефтепродукты в 2019 – 2021 годах

В июне 2019 году Правительство пошло на встречу нефтяных компаний и снизило акцизные ставке на бензин и дизтопливо на 3.000 руб. и 2.000 руб. соответственно. Субъекты рынка нефтепродуктов, в свою очередь, в ответ на фискальные послабления пообещали властям сдерживать рыночную цену на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

На основании ФЗ-301 от 03.08.2019 года, на период с 01.07.2019 года по 31.12.2021 года установлены следующие ставки акциза на бензин и нефтепродукты:

Рекомендация Р-Х/2020 — ОК Нефтегаз «Отрицательный акциз при реализации продукции нефтепереработки»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

Читать еще:  1с инвентаризация расчетов с контрагентами

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» — смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 1219 просмотров | 355 загрузок

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector