Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические рекомендации по расчету нмцк

Приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 для обоснования НМЦК

Общие положения

Определение НМЦК по приказу производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных документах.

Расчет требуется разместить в открытом доступе в интернете без указания наименования поставщиков, которые предоставили информацию, но с указанием реквизитов и подтверждающих документов. Обратите внимание, что, учитывая значимость справочной информации, на основании которой выполнен расчет, рекомендуется хранить оригиналы или снимки экрана (скриншоты) вместе с другими документами о закупке (ч. 15 ст. 53, ч. 13 ст. 90 — не менее 3 лет, приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 — 5 лет, а по крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам — постоянно).

Как и 44-ФЗ, приказ 567 от 02.10.2013 об утверждении методических рекомендаций позволяет определить с помощью одного или нескольких из ниже названных методов:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Если это невозможно, заказчик вправе использовать иные методы. О бязательно готовят документ-обоснование о невозможности применения основных.

Порядок расчета НМЦК

Порядок обоснования цены по приказу Минэкономразвития 567 от 02.10.2013 закреплен во второй главе приказа о методических рекомендациях и указывает последовательность действий, которую необходимо сделать в целях осуществления закупки:

  • определить потребность в конкретном товаре и перечень требований к нему;
  • провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации;
  • сформировать описание объекта;
  • проанализировать наличие нормативно-правовых актов в отношении планируемых к закупке групп товаров;
  • установить применимый метод и сформировать обоснование.

Какие документы использовать для обоснования НМЦК

В каждом разделе приказа № 567 указано, какую ценовую информацию, в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, допустимо использовать для расчета НМЦК, — коммерческие предложения потенциальных поставщиков, ответы на запросы цен в ЕИС, общедоступные источники информации, сведения из реестра контрактов, реклама, каталоги, регулируемые тарифы (цены) и т. д.

Распоряжением правительства № 1995-р от 18.09.2017 утвержден закрытый перечень источников информации для определения НМЦК на поставку технических средств реабилитации и услуг. К таким источникам относятся:

  1. Реестр контрактов, которые заключили заказчики, в части информации о ценах на техсредства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика регионов.
  2. Каталог товаров, работ, услуг (если есть информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам).
  3. Предложения поставщиков, в которых указана информация о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС.

Рекомендуем заказчикам хранить документы, которые подтверждают совершение всех действий по обоснованию НМЦК: направление запроса, изучение реестра контрактов и т. п. В п. 2.1 приказа № 567 указано, что оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке. В дальнейшем это позволит заказчикам аргументировать позицию и предоставить контролерам доказательную базу по соблюдению требований закона о контрактной системе и приказа № 567.

Правоприменительная практика

Приказ Минэкономразвития раскрывает расчет НМЦК более детально, нежели закон о контрактной системе. Но письма Минэкономразвития от 13.07.2015 № Д28и-2094, от 18.12.2015 № Д28и-3771, от 12.01.2016 № Д28и-60 разъясняют, что заказчик при определении цены обязан руководствоваться положениями 44-ФЗ, приказ не обязателен к применению, а само Минэкономразвития не наделено компетенцией разъяснять законодательство РФ. Аналогичные выводы содержатся и в письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791.

Арбитражный суд Северо-западного округа подтверждает, что приказ не носит нормативного характера, а направление заказчиком трех запросов для обоснования цены (вместо пяти, по рекомендациям) не нарушает требований действующего законодательства (постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014).

Имеется и обратная судебная практика: если документы не зарегистрированы в Минюсте и не опубликованы в установленном порядке, это не свидетельствует о невозможности применения приказа Минэкономразвития (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2015 № Ф03-3895/2015).

Таким образом, правоприменительная практика по вопросу обязательности применения рекомендаций неоднозначна. Но все-таки указания несут ценность как наглядная помощь заказчику при осуществлении закупочной деятельности. Они содержат формы рекомендуемых обоснований и примеры расчета, разработаны с соблюдением общих принципов закона о контрактной системе.

Дополнительно сообщаем, что при несоблюдении порядка обоснования НМЦК заказчиков привлекают к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.
Читать еще:  Расчет листка нетрудоспособности подробный

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2020 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.
Читать еще:  Ведомость расчета ндфл

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Расчёт НМЦК по рекомендациям Минэкономразвития

Закон о контрактной системе описывает восемь способов расчёта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В статье 22 Закона даются общие понятия и определения этих методов, основные принципы и подходы к каждому из них. Наиболее спорным на сегодняшний день остаётся расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Как рассчитать цену закупки по требованиям Закона о контрактной системе мы уже рассмотрели в статье. В этой статье мы рассмотрим как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта по рекомендациям Министерства экономического развития РФ.

В 2014 году вступил в силу приказ № 567 Минэкономразвития, который утверждает методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта. С одной стороны это рекомендации и в Законе о контрактной системе нет чёткой обязанности по соблюдению этих рекомендаций. Следовательно использование приказа при расчете НМЦК остаётся на усмотрение заказчика. С другой точки зрения это документ, следование нормам которого проверяющие требуют, а за несоблюдение требований которого даже штрафуют.

Из таких кардинально разных точек зрения можно сделать следующий вывод — если вы считаете, что не надо следовать рекомендациям Минэкономразвития и готовы отстаивать своё мнение в контролирующих органах, то делайте расчёт НМЦК только согласно Закона о контрактной системе. Если вы считаете, что лучше перестраховаться, сэкономить силы и время на разбирательства, то соблюдайте рекомендации и рассчитывайте НМЦК по формуле, указанной в приказе. Кстати, забегая вперёд можем сказать, что к расчёту НМЦК по формуле из рекомендаций также есть два подхода.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Читать еще:  Расчет больничного проводки

Согласно рекомендаций заказчик может направить запрос о предоставлении ценовых предложений не менее, чем пяти поставщикам аналогичных ТРУ либо воспользоваться одним из восьми способов, указанных в Законе о КС. Цены предлагается брать актуальные, примерно за год-полтора до планируемой закупки. Иначе придётся использовать коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен.

Разберём на примере как рассчитать НМЦК по предлагаемой формуле.

Заказчику требуется приобрести 5 картриджей для принтеров.

В ответ на отправленные заказчиком пять запросов поступило три коммерческих предложения со следующими ценами: КП №1 — 765,00 руб./шт., КП№2 — 760,00 руб./шт., КП №3 — 785 руб./шт. Средняя арифметическая цена за одну единицу товара составляет 770,00 руб./шт. Для определения однородности значений, необходимо рассчитать коэффициент вариации и среднее квадратичное отклонение.

формула для расчёта среднего квадратичного отклонения, высчитывается следующим образом:

= 765 + 760 + 785 = 2 310,00

(765-770) 2 + (760-770) 2 + (785-770) 2 = (-5) 2 + (-10) 2 + (15) 2 = 25 + 100 + 225 = 350

В итоге получаем = 13,32

— далее считаем коэффициент вариации. Он не может правышать 33 %.

(13,32 / 770)*100 = 1,72

Расчёт НМЦК производится по этой формуле:

И вот здесь необходимо рассказать о двух точках зрения на данный расчёт.

  • По одному мнению необходимо следовать формуле и считать НМЦК следующим образом: (5/3) * 2310 = 3 850,00 руб. — именно эту сумму мы и возьмём для начальной (максимальной) цены нашей закупки.
  • Второе мнение состоит в том, что необходимо количество приобретаемого товара умножить на среднюю цену одной единицы. Тогда получаем 5 * 770 = 3 850,00 руб.

В нашем примере суммы, рассчитанные двумя способами оказались равными. Но бывает так, что эти суммы разнятся. Чаще всего это происходит, когда закупается большое количество товаров (например, 16210 литров топлива) и цена за единицу которого при этом мала.

Например, в коммерческих предложениях будут примерно такие цены: 40,20 руб., 45,35 руб., 42,67 руб. Также расчёт по формуле в таких случаях не всегда даёт следующее равенство 2*3=6. Бывает, утрируя конечно же, 2*3=5,7. Как потом внести такую математику в позицию Плана-графика? Некоторые заказчики находят выход в следующем заполнении: 2*2=4 и 1=1,7.

  • Также рекомендуем наш бесплатный удобный КАЛЬКУЛЯТОР НМЦК ПО 44-ФЗ

Опять-таки повторим — приказ Минэкономразвития только рекомендует использовать данные формулы при расчёте начальной (максимальной) цены контракта. А использовать их или нет и как потом объяснять своё решение при проверке каждый заказчик решает сам.

Дата публикации: 27.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Документы

Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России, размещены на сайте http://www.regulation.gov.ru/ для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения.

Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
anti-corruption@minfin.ru

Проект ведомственного приказа

Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – проект приказа)

Дата публикации: 26.02.2019 г.

Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – проект приказа) Отправить по электронной почте

Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – проект приказа) Поделиться в социальных сетях

Паспорт проекта

ID проекта: 01/02/02-19/00088851

Дата создания паспорта проекта: 26.02.2019

Вид НПА: Проект ведомственного приказа

Название: Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – проект приказа)

Данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с:

Краткое описание проблемы: принятие приказа Минфина России взамен приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – приказ № 567) в связи с передачей полномочий Минфину России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Круг лиц, на которых будет распространено его действие: Участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общая характеристика соответствующих общественных отношений : отношения, возникающие в рамках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: проект приказа направлен на принятие приказа Минфина России взамен приказа № 567 в связи с передачей полномочий Минфину России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Срок публичного обсуждения (дней): 15

Дата начала проведения обсуждения: 26.02.2019 г.

Дата завершения проведения обсуждения: 12.03.2019 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector