Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально психологический анализ

5.1. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества

5.1. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества

В настоящей главе будет рассмотрена психология экономических реформ, последовавшего за ними социального кризиса и особенности предпринимательства в России конца XX и начала XXI столетий.

Мы начнем с психологического анализа основных групп населения, которые приняли участие в российских реформах; при этом нас, конечно же, интересует социальная направленность этих групп, их состояние и отношение к тем лозунгам, которые провозглашались реформаторами на первоначальном и дальнейших этапах реформ.

Основная масса советских людей (имеется в виду этап, предшествовавший развалу Советского Союза) характеризуется так называемой аффилированной направленностью. Для аффилиации характерны стремление людей присоединиться к определенной социальной группе, идентификация с этой группой, стремление получить одобрение группы, потребность в эмоционально-доверительных отношениях и страх отвержения[47].

Положительными сторонами людей данного типа являются: ориентация на групповые интересы и ценности, чувство поддержки и коллективизма, преданность группе. В частности, для русского характера всегда была присуща большая степень терпения как реакция на сложную и даже катастрофическую ситуацию (это качество как характерную черту русской нации, определившую победу в Великой Отечественной войне, отметил И. В. Сталин, подводя итоги этой войны).

К недостаткам этого типа людей следует отнести конформизм, слабо развитую экономическую предприимчивость, неумение и нежелание наживать капитал.

На другом полюсе социальной структуры российского общества находилась группа людей, для которых был характерен мотив манипулирования социальными структурами общества в процессе достижения личных политических и экономических целей. Характерным проявлением манипулятивной направленности личности является так называемый макиавеллизм — сложное свойство личности, объединяющее цинизм, пренебрежение конвенциональной моралью и использование других людей в личных целях.

Людям с высоким уровнем макиавеллизма присущи: эмоциональная холодность, прямолинейность, доминантность, независимость, ориентированность на силу, статус, нацеленность на задачу, отчужденность и использование других в своих целях. Людей с низким уровнем макиавеллизма характеризуют: эмпатия, желание сотрудничать, нравиться, ориентация на конвенциональную мораль, доверчивость (аффилированые типы, о которых сказано выше).

Макиавеллист актуализирует потребность других людей в сотрудничестве, желании иметь хорошие отношения, хорошо выглядеть в глазах окружающих, эмоциональную восприимчивость и зависимость от мнения группы.

Основное условие успеха манипуляции — высокая степень эмоциональной вовлеченности жертвы во взаимодействие. Вовлеченность — промежуточное звено между индивидом и действием; быть вовлеченным — значит взять на себя обязательство. Если мы вовлечены в действие, мы утрачиваем критику к происходящему и стремимся выполнить предписываемые нам действия. Успешным манипуля-тивное воздействие, осуществляемое людьми с высоким уровнем макиавеллизма, делает не его плохая распознаваемость и скрытность, а то, что люди без склонности к макиавеллизму позволяют собой манипулировать, в целом воспринимая, осознавая и адекватно оценивая действия людей, имеющих такую склонность. Именно они, настроенные на сотрудничество и кооперацию, делают основной вклад в успех манипуляции и достижения людей с высоким уровнем макиавеллизма[48].

Психологический анализ неудач российских реформ в значительной степени объясняется тем, что их идеологами являлись в основном люди с макиавеллистической направленностью, которые эксплуатировали высокую степень доверия и эмоциональную вовлеченность значительных групп населения, для которых была характерна аффилированная вовлеченность и слепая вера в лозунги реформаторов.

Это, в свою очередь, привело к так называемой «ваучерной приватизации», в результате которой огромные богатства нашей страны оказались в руках олигархов-манипуляторов. В дальнейшем эта сравнительно небольшая группа увеличила свои богатства путем манипуляции с залоговыми аукционами и т. п.

Новые владельцы оказались плохими хозяевами полученных в результате манипуляций миллиардными состояниями. Им не хватало ответственности за полученные богатства. И уж совсем они не собирались отвечать за бывших собственников этих богатств, которых они обобрали и кинули на произвол судьбы, и результатом этого последнего цикла манипулятивных реформ явилась социальная депрессия.

В течение последних 15 лет эпохи реформ Россия все более приобретала статус сырьевого придатка развитых стран остального мира. Да и собственно сырьевые ресурсы разрабатывались новыми хозяевами весьма поверхностно. Так, нефтяные скважины опустошались примерно на 40% своего потенциала, разведка новых месторождений полезных ископаемых практически не проводилась.

Страна вес более отставала в самой стратегии своего развития. В наиболее развитых и продвинутых странах мира приоритетом развития становились не добыча полезных ископаемых и даже не новые технологии. Главным приоритетом становился интеллектуальный человеческий потенциал, развитие системы научных знаний.

А в это время в России, стране, которая еще недавно занимала передовые позиции в мире в области образования, именно система образования в результате бесконечной смены реформ все более превращалась в отстающую отрасль. В течение последних 15 лет семь раз менялся статус органа (комиссии, комитета и т. п.), которому поручалось осуществление в стране молодежной политики (наши молодые программисты систематически занимали первые места на международных конкурсах). Практически государственная политика отсутствовала, а талантливых студентов и аспирантов западные фирмы систематически «вербовали», соблазняя большими заработками или блестящими условиями для карьеры. Из страны параллельно с нефтью, газом и лесом утекало главное богатство — молодые умы, которые могли обеспечить будущее успешное развитие России.

Разумеется, в социальной структуре российского общества кроме двух указанных выше групп имелся целый ряд других, их потенциал и особенности определялись, в частности, национальной общностью (некоторые из них весьма амбициозно ставили вопрос о суверенитете), религией (в России имелось и имеется более 20 миллионов мусульман), принадлежностью к различным религиозным сектам (иеговистам и др.), но основное направление реформ задавалось сравнительно небольшой группой манипуляторов. И это направление подхватывалось, распространялось и внедрялось в основном благодаря людям с аффилятивной направленностью.

И одновременно с существованием выделенных групп основную часть российского общества представляли просто честные труженики, которые работали, заботились о близких и воспитывали своих детей. Эти люди продолжали бесплатно трудиться на заводах даже после того, как им в течение полугода не платили зарплату. Именно эти люди продолжали бесплатно лечить людей, учить детей в школе, которая была лишена всякой экономической помощи. Именно эти люди продолжали поддерживать в стране основы правопорядка, в то время когда их «коллеги» покинули правоохранительную систему.

Только благодаря этой категории людей стране удалось противостоять деструктивным тенденциям реформаторов. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Социально-психологический анализ общения

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.

Исследование психологов и социологов показывают, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима), пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.

Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему челове-ческого общения.

Различают несколько типов общения.

Общение на уровне социальных ролей (ролевое общение) – начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой ролью, фиксируется то место, которое занимает человек в системе общественных социальных отношений.

Под межличностным отношением подразумевается (наиболее встре-чающаяся модель общения) участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Деловое общение можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении (в отличие, например, от светского) всегда есть цель.

Читать еще:  Сальдо текущего счета платежного баланса

Типы общения определяют по тем правилам, выполнение которых подразумевается. Так, если правила «светского» общения основаны на кодексе вежливости, то в основе деловых отношений лежит кодекс, основанный на принципах кооперативности. Он содержит следующие правила:

— правило необходимости и достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

— правило качества информации;

— правило соответствия (не отклоняйся от темы);

— правило стиля (выражайся ясно);

— правило коммуникативного этикета.

По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:

1. Связующая роль – важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.

2. Формирующая роль. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).

3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и остаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения». Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждения означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего – шизофрении. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддерживание у человека «минимума подтвержденности».

4. Четвертая функция состоит в организации и поддержании межличностных отношений на уровне определяемых эмоциональных контактов.

5. Пятая функция общения – внутриличностная, то есть общение человека с самим собой.

Виды межличностных отношений. В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправданно и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем, можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних убеждений человека, его интровертной мотивацией.

Манипуляция это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого отношения давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль над собой и своей жизнью.

Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организация межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Фазы общения. Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться самому. Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке тем, затем – мотивационный зондаж. Цель его – понять мотивы собеседника и его интересы. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Это всегда критический момент в отношениях. В противоположность перерыву, разрыв отношений – это конец контактов. И ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.

Средства общения. В психологии категория «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (то есть эмоционально-оценочного) характера.В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65 % информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:

кинетические, то есть зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

просодические, то есть ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения) и экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;

такесенические, то есть динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

проксемические, то есть ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

В таблице 12.1 приведена трактовка некоторых невербальных сигналов.

Социально-психологический анализ общения

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.

Исследование психологов и социологов показывают, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Читать еще:  Анализ изучающий экономические явления и процессы

Под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима), пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.

Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему челове-ческого общения.

Различают несколько типов общения.

Общение на уровне социальных ролей (ролевое общение) – начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой ролью, фиксируется то место, которое занимает человек в системе общественных социальных отношений.

Под межличностным отношением подразумевается (наиболее встре-чающаяся модель общения) участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Деловое общение можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении (в отличие, например, от светского) всегда есть цель.

Типы общения определяют по тем правилам, выполнение которых подразумевается. Так, если правила «светского» общения основаны на кодексе вежливости, то в основе деловых отношений лежит кодекс, основанный на принципах кооперативности. Он содержит следующие правила:

— правило необходимости и достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

— правило качества информации;

— правило соответствия (не отклоняйся от темы);

— правило стиля (выражайся ясно);

— правило коммуникативного этикета.

По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:

1. Связующая роль – важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.

2. Формирующая роль. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).

3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и остаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения». Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждения означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего – шизофрении. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддерживание у человека «минимума подтвержденности».

4. Четвертая функция состоит в организации и поддержании межличностных отношений на уровне определяемых эмоциональных контактов.

5. Пятая функция общения – внутриличностная, то есть общение человека с самим собой.

Виды межличностных отношений. В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправданно и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем, можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних убеждений человека, его интровертной мотивацией.

Манипуляция это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого отношения давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль над собой и своей жизнью.

Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организация межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Фазы общения. Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться самому. Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке тем, затем – мотивационный зондаж. Цель его – понять мотивы собеседника и его интересы. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Это всегда критический момент в отношениях. В противоположность перерыву, разрыв отношений – это конец контактов. И ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.

Средства общения. В психологии категория «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (то есть эмоционально-оценочного) характера.В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

Читать еще:  Анализ чувствительности excel таблица данных

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65 % информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:

кинетические, то есть зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

просодические, то есть ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения) и экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;

такесенические, то есть динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

проксемические, то есть ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

В таблице 12.1 приведена трактовка некоторых невербальных сигналов.

Методика социально-психологического анализа межличностных отношений.

Понятие «межличностные отношения»

Межличностные отношения по-другому называют взаимоотношения. Они представляют собой субъективные связи, которые возникают при взаимодействии людей и сопровождаются эмоциональными переживаниями участников.

Возникают и развиваются межличностные отношения в общении, которое в свою очередь влияет на межличностные отношения.

Таким образом, к компонентам структуры межличностного взаимодействия относятся межличностные отношения и общение.

Межличностные отношения между отдельными людьми сопровождаются переживанием каких-либо эмоций и выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения могут быть как официальные, так и неофициальные, они могут быть деловыми и личными, эмоциональными и рациональными, паритетными и субординационными.

Официальные или формальные отношения возникают на должностной основе. Главными регуляторами официальных отношений выступают уставы, постановления, приказы, законы. Эти отношения должностные, имеющие правовую основу.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На основе личных взаимоотношений складываются неофициальные отношения, которые официальными рамками не ограничиваются.

Что касается деловых взаимоотношений, то в основе их возникновения лежит совместная работа людей.

Кроме совместной деятельности людей между ними могут возникать личные взаимоотношения, в основе которых лежат чувства по отношению друг к другу. Эти взаимоотношения носят чисто субъективный характер.

Личные отношения могут быть на уровне знакомства, дружбы, товарищества, это могут быть интимные отношения.

Отношения знакомства предполагают знание людей по имени, возможный поверхностный контакт, просто разговор на какую-либо тему.

К более тесным положительным и равноправным отношениям относится товарищество, складывается оно на основе общих интересов, для проведения досуга в компании.

Тесные отношения с людьми, в основе которых лежит доверие и привязанность, общность интересов будут уже дружбой.

К виду личных отношений относятся и интимные отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Характеризуются интимные отношения откровенностью, привязанностью, близостью между людьми.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В основе рациональных отношений лежит разум и расчет, и строятся такие отношения для извлечения ожидаемой или реальной пользы, и, наоборот, на эмоциональном восприятии друг друга строятся эмоциональные отношения, при этом может не учитываться объективная информация о человеке. Таким образом, получается, что рациональные и эмоциональные отношения не совпадают. В рациональные отношения можно вступать, даже испытывая неприязнь к человеку, делая это во благо достижения общей цели или личной выгоды.

К неравноправным отношениям относятся субординационные отношения – это отношения руководства и подчиненных. Паритетные же отношения означают равноправие между людьми, при которых люди выступают как независимые личности.

Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений

Межличностные отношения формируются исходя из особенностей личностей, взаимной информированности партнеров друг о друге.

Их формирование происходит на основе характерных особенностей общающихся, таких как: пол, возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, личностные характеристики.

В детстве уже проявляется своеобразие между полами, мальчики активнее вступают в контакты, взаимодействуют со сверстниками, принимают участие в коллективных играх. Подобная картина характерна и для мужчин.

У девочек более узкий круг общения, общаются они только с теми, кто им больше нравится. Круг общения женщин также значительно меньше, чем у мужчин.

Потребность женщины в самораскрытии значительно больше в межличностном общении. Женщины чаще жалуются на одиночество.

Для мужчины значимыми являются деловые качества партнера, а для женщин качества, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Женский стиль в межличностных отношениях направлен на уменьшение социальной дистанции, на установление психологической близости с людьми и в дружеских отношениях они опираются на доверие, эмоциональную поддержку и интимность. У женщин дружеские отношения менее устойчивы.

Для мужчин межличностные отношения характеризуются большей предметностью и сдержанностью, их стиль направлен на поддержание своего имиджа, на показ своих достижений.

Что касается возраста, то в межличностных отношениях постепенно утрачивается юношеская открытость, на них накладываются социокультурные нормы.

При вступлении молодых людей в брак круг контактов сужается, межличностные отношения проявляются в основном в производственной и родственной сферах.

Межличностные отношения вновь начинают расширяться, когда дети уже подросли, а в старшем и преклонном возрасте весомость приобретают интерперсональные отношения.

Старые дружеские отношения играют большую роль в преклонном возрасте.

На межперсональные отношения в разных этнических общностях влияние оказывает положение человека в обществе, его статус, принадлежность к социальным слоям.

В отношении темперамента установлено, что холерики и сангвиники контакты устанавливают довольно легко, а вот флегматики и меланхолики испытывают значительные затруднения.

Межперсональные связи в парах будут устойчивыми в сочетании «меланхолик – флегматик», «меланхолик – сангвиник», «флегматик – сангвиник».

Формирование межличностных отношений затрудняют внешние физические недостатки, которые негативно сказываются на «Я-концепции».

Наиболее устойчивыми являются межличностные отношения, которые проявляются в результате совместной трудовой деятельности.

Опыт общения формирует социальный контроль над проявлением своих эмоций.

Оценивать свои особенности объективно позволяет адекватная самооценка, она позволяет выбирать соответствующий стиль межличностных отношений.

Если самооценка завышена, то она привносит элементы высокомерия и снисходительности в отношениях, а если занижена, то вынуждает подстраиваться к стилю, который предлагает партнер по общению.

Такие личные качества, как самовлюбленность, высокомерие, самодовольство, тщеславие, догматизм, двуличие, неискренность, затрудняют развитие межличностных отношений.

Методология исследования межличностных отношений

Специалисты в первую очередь выделяют следующие методы:

  • метод социометрии;
  • референтометрический;
  • метод изучения сплоченности коллектива;
  • метод ценностно-ориентационного единства.

На самом деле их значительно больше.

Социометрическая методика разработана американским психологом Дж. Морено, эта методика оценивает межличностные отношения неформального типа – симпатии, антипатии, привлекательность, предпочтительность.

Референтометрическая методика дает возможность оперативного получения данных относительно особенностей межличностных отношений в группе, о статусной структуре взаимности предпочтений.

Суть методики сводится к мотивационному ядру межличностных выборов и предполагает проведение двух основных экспериментальных этапов:

  • На первом этапе выясняется картина внутригрупповых межличностных предпочтений с помощью социометрической или референтометрической процедуры.
  • На втором этапе каждый испытуемый составляет списочный ряд своей группы, упорядоченный по определенным качествам.

Следующим методическим приемом является изучение сплоченности коллектива – методика Р.О. Немова. Членам группы необходимо указать 10 положительных и отрицательных характеристик явления, значимого для всей группы. На основе ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик. Составляются они так, чтобы включенными в них оказались характеристики хотя бы одного члена группы.

Социометрический метод позволяет определить качественные показатели предпочтения, безразличия, отвержения, обнаруженные членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Суть социометрии сводится к тому, что исследуемые выбирают или отвергают партнеров для совместного проведения свободного времени, учебы, работы. В основе этого метода лежит вопрос «С кем бы ты хотел работать, учиться, проводить время?» По количеству выборов можно судить о степени популярности того или иного индивида.

С помощью референтометрии выясняется степень значимости каждого члена группы. В данном случае она дает возможность определить, чье мнение поддерживает большинство членов группы, а чье мнение на данном этапе большинству безразлично.

Референтометрический метод и социометрия направлены на анализ специфических межличностных предпочтений.

Референтометрический опрос в традиционной форме проводится индивидуально.

Показателем сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство. Оно фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы относительно значимых целей, ценностей. Частота совпадений служит показателем ценностно-ориентационного единства и не приводит к нивелировке личности в группе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector