Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы анализа опросов

Опрос как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:38, научная работа

Описание работы

Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРОС — МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Определение метода опроса 5
1.2. Принципы классификации опроса 9
2. ВИДЫ ОПРОСА
2.1. Анкетирование и его разновидности 11
2.2. Интервьюирование и его характеристика 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Кафедра экономико-правовых основ управления

По дисциплине: Основы научных исследований

ОПРОС КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнила: Петрюк Д.В.

Руководитель: Елисеева Е.Н., к.п.н.

1. ОПРОС — МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1. Определение метода опроса 5

1.2. Принципы классификации опроса 9

2.1. Анкетирование и его разновидности 11

2.2. Интервьюирование и его характеристика 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].

Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения.

Объектом работы является опрос. Он является одним из основных средств коммуникации при проведении опроса. Как составление анкеты и проведение интервью, так и способы работы с ними имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода.

Предметом исследования являются условия проведения опроса.

Целью данной работы является изучение опроса как метода исследования.

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

  • раскрыть содержание и значение опроса как одного из методов общения;
  • ознакомиться с основными видами опроса;
  • рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;

Методологической базой данного реферата послужили труды социологов И.Ф Девятко, который выделяет ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод и др., В.В. Никадрова, который подробно описывает стратегию социологического исследования и др.

Преимущества и недостатки метода наблюдения отмечены в трудах В.И. Добренькова и Г.В. Осипова, где они приводят аргументы как в плюсы и минусы данного метода социологического наблюдения.

Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ построения опроса, правильного его конструирования, сочетания вопросов и коммуникативных блоков позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет исследователю и респонденту легко сотрудничать.

  1. ОПРОС-МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИН ФОРМАЦИИ.

Опрос в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов. Метод опроса изобретен не социологами. Во всех отраслях знания, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода (анамнестические опросы врача при приеме больного, опрос свидетелей какого-либо криминального происшествия следователем, интервью, проведенное журналистом для получения интересующей его информации, и др.). Метод опроса широко практиковался в отечественной социологии еще в 1920-е годы. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что он является наиболее распространенным и информативным, но не универсальным. Грамотное его использование требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной. [9, с.42].

1.1.Определение метода опроса

Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки [10, c.460].

Опрос – предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять — таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

  1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
  2. Респондент заинтересован в опросе.
  3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
  4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
  5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
  6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
  7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
  8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
  9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
  10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
  11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
  12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
  13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Читать еще:  К методам анализа чувствительности относят

Метод опроса используется в ряде случаев:

  • Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена

документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

  • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики

недоступны для наблюдения.

  • Когда предметом изучения являются элементы общественного

или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

  • В качестве контрольного (дополнительного) метода для

расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации [4, с.138].

1.2.Принципы классификации опросов

Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:

  1. по характеру опрашиваемой совокупности:
  • массовые
  • экспертные

Массовые — при проведение опроса, респондент выступает от

собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опраши-

ваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.

Экспертные — при проведение опроса, респондент выступает

как выразитель мнения группы людей, или как специалист в

определенной области. Число опрашиваемых людей может быть

от 1 до несколько десятков.

Очные – вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.

Заочные – вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.

Сплошной – есть определенная группа до 200 человек, и

опрашивается вся совокупность людей.

Выборочный – так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.

Панельные – применяется при изучение общественного явления в

динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.

  1. по месту проведения:
    • по месту жительства
    • по месту работы или учебы

По месту жительства – это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.

По месту работы или учебы — опрос может быть на производственную или политическую темы.

Стандартизированные – проводятся по заранее подготовленному

  1. в зависимости от характера по лучения информации:
    • письменные
    • устные

Письменные – это анкеты

  1. специфическим видом опроса является, отрос экспертов –

специалистов по исследуемой области [7, c.299].

Методы опроса в исследовании (теоретический материал)

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района г.Волгограда

Методы опроса в исследовании

Принева Юлия Алексеевна,

Волгоград – 2014г.

Методы исследования в педагогической деятельности – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности» – такое определение проводится в Российской педагогической энциклопедии.

Методы исследования в педагогики разделяют на:

Теоретические методы – методы, которые позволяют объяснить, интерпретировать полученные практические знания, так как главная функция науки – объяснение.

Абстракция –метод исследования, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их невозможен без абстракции.

К онкретизация — изучаемый объект, например, занятие, включается в многообразие различных связей и отношений (содержание обучения на занятии, принципы, методы, приемы обучения, структура занятия, и т.п.). Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием.

Анализ – метод исследования, при котором целое педагогическое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого.

Синтез- есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей.

С равнения — сопоставление объектов с целью выявления черт сходства, черт различия или того и иного вместе. В результате сравнения различных объектов получают о них более глубокое представление.

Индукция – метод познания, суть которого состоит в переходе от единичного знания об отдельных предметах и явлениях данного класса к выводу об общих предметах и явлениях этого класса, от части элементов класса – ко всему классу.

Дедукция – это заключение от общего к частному, от общего знания о предметах данного класса к единичному, частному знанию об отдельных предметах класса.

Моделирование – «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели)

Эмпирические методы : методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности.

Наблюдение – как научный метод – это «целенаправленный и планомерный процесс сбора информации», осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.

Эксперимент — классический педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям(внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным, условия эксперимента должны быть строго фиксированными,. эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать). Классический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп.

Психологические методы – это основные пути и приемы научного познания явлений психики и их закономерностей

Социологические методы дают возможность педагогам-исследователям и практикам иметь, помимо традиционных критериев успешности работы школы (статистическая отчетность, учет успеваемости и т.д.), также и дополнительную не менее ценную информацию, позволяющую, кроме количественных параметров, проанализировать и качественную сторону работы любого звена в системе и вовремя предпринять необходимые корригирующие воздействия.

Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами) . При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном – как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.

В педагогическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников и студентов (поступках, мнениях, интересах и т.д.) и для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

В случаях, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса – интервью. Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.

Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседника и одновременно вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях испытуемых, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления внутренних состояний, таких, как жесты, мимика, поза, интонация.

Читать еще:  Статистический анализ связей

Анкетирование – это наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое.

Анкета – не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или как удобно для исследователя, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.

Под вопросами анкеты понимаются все речевые сообщения (высказывание, незаконченное предложение, таблица) как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировках и побуждающие респондента письменно реагировать на него.

В зависимости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга.

Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа, но и в то же время здесь исследователю зачастую трудно выразить, какой именно аспект вопроса подлежит обсуждению, а отвечающему трудно определить границы вопроса и сформулировать ответ самостоятельно. Например: «Какой литературой Вы пользуетесь чаще всего в своей работе?» .

Закрытым называется вопрос, предлагающий респонденту выбор одного или нескольких готовых вариантов ответов, т.е. он изначально ограничивает возможности респондента выразить свои мысли, втискивая их в жесткие рамки предлагаемых ответов. Если открытый вопрос служит активизации респондента, то закрытый, напротив, дает ему готовое знание и требует выразить только согласие или несогласие с ним.

Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно. Например: · Что повлияло на выбор Вами учительской профессии?

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Данные виды анкетирования предполагают индивидуальное консультирование респондентов по технике заполнения, контроль со стороны анкетера за качеством заполнения анкет.

В педагогических исследованиях всегда необходимо выяснение каких-либо знаний, информированности респондентов. Постановка вопроса о знаниях направлена на определение степени информированности испытуемых о тех или иных фактах, событиях, отношениях. Информированностью (осведомленностью) называется мера соответствия тех или иных сведений, которыми располагает респондент, объективной действительности – реальным фактам, событиям, высказываниям.

Наиболее простой и распространенный способ измерить информированность основан на самооценочной осведомленности респондента. В таких случаях чаще всего ставятся вопросы типа: «Знаете ли Вы. », «Слышали ли Вы. », «Насколько хорошо Вам известны. » и т.п. При этом исследователю необходимо иметь в виду, что самооценочная осведомленность не отражает реальных знаний респондента и бывает, как правило, завышенной.

Информация, полученная в результате педагогического исследования с помощью социологического метода, должна отвечать требованиям надежности, обоснованности и точности.

Надежность (достоверность) полученной информации заключается в ее однозначности при проведении повторной проверки и в получении разными исследователями одинаковых результатов, достигнутых независимо друг от друга.

Обоснованност ь (валидность) информации определяется прежде всего характеристиками применяемого исследователем метода и заключается в его способности измерять именно те свойства изучаемого объекта, которые интересуют исследователя. Например, нельзя считать обоснованным исследование, в котором информация об эффективности применяемых методов обучения получена при помощи анкеты, разработанной для определения уровня осведомленности учителей о новых педагогических технологиях.

Точность информации определяется чувствительностью применяемых исследователем методик к измерению интересующих его свойств. Например, исследователь может разделить весь массив испытуемых на две большие группы – относительно высокого уровня осведомленности по интересующему его вопросу и относительно низкого уровня этой осведомленности. Если же он в своем исследовании применит дополнительные средства для более углубленного разделения по данному признаку (выявит различные степени уровней осведомленности уже внутри групп), то он получит еще более точную информацию.

Все указанные методы исследования широко используются в педагогической практике, помогают достигать положительного результата в образовательном процессе.

Источник: С.И. Брызгалина «Введение в научно-педагогическое исследование»

Виды маркетинговых опросов

В основе любого эффективного и прибыльного бизнеса находится глубокая маркетинговая работа. Специалисты проводят исследования рынка, собирают данные, анализируют их, строят гипотезы и делают соответствующие выводы. Эти многочисленные мероприятия помогают компаниям выстроить четкую стратегию продвижения бизнеса. Делается это уже с учетом новых тенденций и процессов развития рынка.

Одним из важных методов исследований является маркетинговый опрос. Полученная в его процессе первичная информация служит одной из основ для построения бизнеса.

Что такое маркетинговый опрос

Компаниям очень важно иметь обратную связь от целевой аудитории, потребляющей их товары или услуги. В условиях жесткой конкуренции они должны быть в курсе того, что думают по поводу их продукта потребители. Метод опроса помогает узнать мнение и получить массу другой полезной информации. Фактически, он напоминает социологическое исследование, только его данные используются не в социологии, а в маркетинге.

Главная задача каждого конкретного опроса – задать вопросы реальным или потенциальным потребителям продукта. Если маркетолог компании будет проводить исследование среди нецелевой аудитории, такое исследование будет неэффективным.

Например, нет никакого смысла проводить опрос по детским товарам среди аудитории, не имеющей детей. Так же не стоит задавать вопросы по компьютерным играм тем, кто в них не играет, или спрашивать об автомобилях у тех, кто не является автолюбителем. Поэтому прежде чем приступать к исследованию, нужно понять, где может быть сосредоточена нужная аудитория. В интернете ее можно найти в тематических группах социальных сетей, на специализированных форумах или в обсуждениях на сайтах.

Есть большой ряд товаров и услуг, которыми пользуется абсолютное большинство людей, независимо от возраста и профессии. Например, задавать вопрос о том, какая зубная паста предпочтительнее и почему, можно прямо на улице.

Виды опросов в маркетинге

Основные способы опроса бывают устными (интервью) или письменными (анкетирование). Два этих направления подразделяются еще на несколько видов.

    Метод интервью

При устном общении интервьюер задает вопросы и записывает ответы. Все респонденты при этом отвечают на одни и те же вопросы. При стандартном интервью беседа ведется в соответствии со строгим планом и последовательными вопросами. Например, так проводятся телефонные опросы респондентов.

Существуют также интервью, больше похожие на обычную беседу. Обычно они ведутся по примерному плану. К этому виду относится глубинное интервью – беседа в неформальной обстановке сразу с несколькими респондентами. Есть мнение, что такие формы исследований не совсем эффективны с точки зрения получения данных для статистического анализа.

К групповым интервью относится метод фокус-группы. В нем участвует небольшая группа людей, подобранная маркетологом по определенным критериям. Интервьюер предлагает им вопросы для обсуждения, и в ходе разговора выясняет нужную информацию.

Методы анкетирования

Проведение опроса методом анкетирования можно осуществить несколькими способами. Это может быть раздаточный способ, когда респондентам раздаются анкеты для заполнения. Затем эти документы собираются, и данные из них поступают в обработку.

Анкетирование респондентов можно проводить в электронном виде. В этом случае пользователям предлагают заполнить анкетные формы на сайтах, в соцсетях, в гуглдоках, в почтовой рассылке.

Основные цели

Построение успешного бизнеса основано на грамотном маркетинге. При этом сам маркетинг базируется на информации, полученной от настоящих или потенциальных потребителей.

Читать еще:  Анализ хозяйственной деятельности предприятий апк

К основным целям опросов относятся:

  • Сбор первичной информации.
  • Получение данных о перспективах развития рынка, о соотношении спроса и предложения.
  • Выдвижение и проверка различных гипотез относительно продукта или потребителя.
  • Выяснение причин популярности одних продуктов и непопулярности других.
  • Определение степени лояльности потребителей к определенным брендам, товарам и услугам.
  • Подкрепление или опровержение уже имеющихся стратегий развития и продвижения.
  • Выявление сильных и слабых сторон конкурентов, анализ их способов продвижения.

Важность опросов

Она заключается в том, что в ходе устных или анкетных опросов происходит получение данных из первых рук. Это единственно верный способ напрямую выяснить мнения и предпочтения людей, их отношение к разным производителям, товарам, услугам.

На основании полученных данных маркетологи могут:

  • составить портрет целевой аудитории и провести ее сегментирование;
  • определить социально-демографические характеристики;
  • выявить потребности и боли реальных и потенциальных потребителей;
  • определить триггеры, с помощью которых на них можно воздействовать;
  • узнать о потребительских установках в отношении товара или услуги;
  • продумать и осуществить отстройку продукции своей компании от конкурентов;
  • уменьшить риски от ведения бизнеса.

Сбор информации методом опроса считается наиболее достоверным. В дальнейшем на основе анализа полученной информации в компаниях могут происходить существенные изменения. Они проявляются в плане пересмотра стратегий развития, изменения формы управленческих моделей, повышения качества товаров и услуг, расширения ассортиментных линеек и так далее.

Методы опроса в маркетинге задействуют как по отдельности, так и вместе. Анкетные опросы иногда комбинируются с интервью. Иногда вместе с ними применяются и другие разновидности маркетинговых исследований. Современный бизнес во многом зависит от качества проводимых маркетинговых исследований. Поэтому доверять эту работу можно только надежным профессионалам, имеющим положительный опыт в сфере маркетинга. Они знают, как собрать достоверную информацию о потребителях, конкурентах и состоянии рынка в целом. Выводы, сделанные на основе аналитической работы маркетологов, помогут компании выстроить грамотное позиционирование, приобрести лояльность клиентов, отстроиться от конкурентов и построить эффективную модель развития бизнеса.

Опросы как метод маркетинговых исследований, их виды

Сущность опросов как метода маркетинговых исследований

Под опросом в маркетинге принято понимать метод сбора первичной информации, в основе которого лежит непосредственное либо опосредованное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом.

Сущность методики опроса заключается в том, что исследователь (интервьюер) задает в прямой или опосредованной форме респондентам (опрашиваемым) различные вопросы, на которые последние должны дать ответы. В качестве респондентов выступает определенная группа граждан, как правило, являющихся представителями целевой аудитории рынка.

Основной задачей использования методики опрос считается получение сведений «из первых уст». При этом проведение опросов в маркетинговых исследованиях может преследовать различные цели:

  • поисковые (сбор дополнительной информации, позволяющей глубже понять возникшую проблему и разработать возможные гипотезы);
  • описательные (подробное описание отдельных фактов и явлений);
  • оправдательные (подкрепление уже сформированного мнения, позиции или точки зрения);
  • экспериментальные (проверка маркетинговых гипотез о взаимосвязи спроса и основных показателей продукции, потребителя и его характеристик).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вне зависимости от цели своего проведения опрос предполагает целенаправленное обращение к конкретной группе людей, ориентированное на выяснение их взглядов, мнения и способов поведения в определённых ситуациях. Именно опросы позволяют узнать особенности, присущие массовому сознанию и понять, какое мнение бытует в обществе касательно тех или иных товаров и услуг.

Надежность маркетинговой информации, получаемой в ходе опроса респондентов, определяется четкостью и профессиональной подготовленностью вопросов в опросных листах, при помощи которых проводится опросы или интервьюирование.

Виды опросов в маркетинге

Опросы как метод маркетингового исследования обладают богатой видовой структурой. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Базовые виды опросов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Из рисунка 1 видно, что опросы могут проводиться в форме интервью, заполнения анкет или на основе использования специальных опросных методик.

Проведение опроса методом анкетирования предполагает, что респонденты отвечают на вопросы предложенной им анкеты. При этом заполнение анкет возможно как в отсутствие интервьюера, так и в его присутствии, в группе или наедине с исследователем.

В зависимости от техники своей организации анкетные опросы подразделяются на три типа:

Каждый из них имеет свои особенности. Почтовые опросы предполагают отправку анкет респондентам по почте. При проведении прессовых опросов анкеты публикуются в одной или сразу нескольких печатных изданиях, а выразившие желание заполнить ее респонденты вырезают и отправляют заполненную анкету по почте в редакцию или сам исследовательский центр. Классическим вариантом организации анкетного опроса считается раздаточный тип, при котором в процессе опроса принимают участи анкетер и респондент.

Второй базовой формой организации опросов считается интервью, в общем виде представляющее собой проводимую по определённому плану беседу, основанную на прямом контакте интервьюера с респондентом. В зависимости от техники организации опросов и по ряду других факторов интервью могут быть личными, телефонными и глубинными.

Личное интервью основано на прямом контакте интервьюера с респондентом и проводится в форме личной беседы.

Под телефонным интервью понимается беседа, проводимая интервьюером с респондентом по телефону.

Глубинные интервью проводятся в тех ситуациях, когда респонденты не хотят или не могут ответить на вопросы, поскольку те кажутся им слишком личными, касающимися их самооценки и престижа, наконец, а также в тех случаях, когда люди не способны четко осознать свое отношение к проблеме, по которой ставится вопрос.

В последние годы с развитие интернет-технологий все чаще в маркетинге начинают использоваться специальные методики проведения опросов. К ним принято относить интерактивные и интернет-опросы, а также опросы, проводимые по электронной почте.

Помимо прочего опросы в зависимости от того, кто выступает в роли респондентов, делятся на массовые и экспертные. В первом случае в роли респондентов выступают все люди, вне зависимости от того, имеют ли они специальной образование или опыт аналитической работы. Во втором случае опрашивают исключительно тех, кто является специалистами в определенной группе.

Также опросы могут быть групповыми и индивидуальными. Их типология зависит от количества лиц, одновременно опрашиваемых.

Выбор того или иного метода опроса определяется целями и задачами маркетингового исследования, а также финансовыми, организационными, временными и иными ресурсами самого исследователя и/или его заказчика.

Преимущества и недостатки опросов как метода маркетинговых исследований

Опросы как методика проведения исследований в сфере маркетинга обладают определенными недостатками. Ими считаются:

  • упрощение социальной действительности за счет информации, полученной в результате опроса;
  • влияние, оказываемое интервьюерами на опрашиваемых.

Как правило, эти недостатки компенсируются возможностью получения большого объема практически любой информации. Кроме того, опросные методы маркетинговых исследований позволяют достичь весьма высокого уровня стандартизации, обусловленной тем фактом, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов.

Кроме того, опрос как метод маркетингового исследования дает возможность табулирования и проведения статистического анализа на основе использования методов математической статистики и соответствующих компьютерных технологий.

Наконец вопросы, используемые в рамках соответствующих опросных методик, дают возможность проведения более глубокого анализа проблемы посредством использования последовательных уточняющих вопросов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector