Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методологический анализ это

Методологический — это что такое. Значение, понятие, способы и стратегии исследования предмета

Методологические науки принято понимать как учение о процедурах и методах осуществления научной деятельности. Также под этим термином понимают общую теорию познания (гносеологию), философию науки, эпистемологию (теорию научного познания).

Теоретическая база

Методологические подходы – это способы осуществления научно-познавательной работы. В широком смысле в это понятие вкладывается рационально — рефлексивная мыслительная деятельность, которая направлена на изучение вариантов преобразования человеком окружающей действительности.

Особое значение методологические исследования имеют для современной педагогики. С их помощью учителя занимаются со своими воспитанниками поисковой деятельностью, организуют исследования сплоченности классного коллектива, выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Методологические подходы – это отличный способ поиска, разработки, систематизации методов научного познания, без которых невозможно сформировать у подрастающего поколения представление о картине материального мира.

Основные цели методологии

Теоретико — методологические методы позволяют решать следующие вопросы:

  • определять стратегию научного познания;
  • регулировать и организовывать процесс познания либо практического преобразования конкретного объекта;
  • изучать не только методы, но и иные средства, которые обеспечивают исследовательский процесс (понятия, принципы, ориентации, категории);
  • разрабатывать методологические новации.

Функции и виды методологии

Методологическая основа исследования выполняет определенные функции:

  • выявляет способу приобретения научных знаний, отражающих динамику явлений и процессов;
  • предусматривает индивидуальный путь, благодаря которому можно достигнуть поставленную научно – исследовательскую цель;
  • гарантирует разносторонность получения информации о процессе или явлении;
  • обеспечивает систематизацию, обогащение, уточнение понятий и научных терминов, способствует введению дополнительной информации;
  • создает систему, базирующуюся на объективных явлениях.

Исходя из перечисленных функций, можно сделать вывод, что методологическая психология – это способ изложения информации о состоянии отдельного объекта. В современной педагогике, в частности, предполагается рассмотрение методик и принципов развития отдельного ребенка.

Виды методологии

В настоящее время выделяют три разновидности методологии:

  • фундаментальную (философскую);
  • общенаучную;
  • частичнонаучную.

Философской методологией называют совокупность диалектических методов, являющихся общим для всей научной сферы.

Общие методологические приемы основываются на моделировании, системном, логическом историческом принципе исследования.

В научных разработках исследователи используют системно-деятельностный подход. Именно на этом принципе строится современная воспитательная и образовательная деятельность в школьном образовании.

Анализ компонентов: «потребность – субъект – объект – процессы – условия – результат», гарантирует комплексность, целостность, взаимосвязь, структурированность образовательной деятельности.

Теоретическо-методологические приемы позволяют создавать условия для осуществления комплексного изучения всех сфер человеческой деятельности.

Частичнонаучная методология представляет собой совокупность специфических методов отдельной науки, являющихся базой для поиска ответа на поставленную проблему.

Методологическое образование рассматривает философию в качестве высшего уровня науки, позволяющего определять общую стратегию принципов познания сфер деятельности.

Она выполняет две основные функции:

  • выявляет суть научной деятельности, ее связь с иными областями (культурой, политикой);
  • оптимизирует и совершенствует исследовательскую деятельность, опираясь на общие постулаты и методологические ориентиры.

Какой прием является в науке методологическим? Это сложный вопрос, ответ на который заложен в современном мировоззрении.

Уровни методологии

В наши дни в логике науки выделяют следующую схему уровней:

  • философский;
  • общенаучные принципы проведения исследования;
  • конкретно-научный подход;
  • методику и технику исследования.

Отметим, что методологический — это базовый подход к рассмотрению определенной проблемы.

Философская методология

Она основывается непосредственно на самой исследовательской деятельности. В качестве основы определенных научных проектов выступают серьезные философские теории.

В подобной ситуации, прием, который является методологическим — это форма научного мышления. К примеру, при знакомстве школьников с основами органической химии, такой базой выступает теория химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

Общенаучная логика

Чем она характеризуется? Методологический — это универсальный принцип научного познания. К примеру, к этой категории можно причислить концепцию структурно-уровневого подхода, кибернетическое описание систем, концентрическую концепцию школьного образования. В частности, курс химии в современных российских школах основывается на общенаучной методологии.

Для усвоения школьниками основных химических законов, терминов, понятий, педагог осуществляет эмпирическую и теоретическую работу, включает в учебное занятие моделирование, наблюдение, эксперименты.

Конкретно-научная методология

Она охватывает проблемы в рамках конкретной науки. Происходит это в диапазоне системы знаний, которые создаются разными научными школами. Например, в рамках школьного образования, это предполагает существование нескольких методических комплектов, выбор одного из которых сохраняется за преподавателем учебной дисциплины.

Объект предмета (вещество) рассматривается с помощью различных методов химического анализа, способствует формирования позитивного отношения у школьников к изучаемой учебной дисциплине.

Методологические ориентации

Помимо подразделения по уровням методологического знания, в настоящее время осуществляется процесс деления его по содержательному аспекту. Есть несколько подходов, которые особенно актуальны в педагогике после введения в российские школы образовательных стандартов нового поколения:

  • системный, в котором отдельные элементы рассматриваются в виде совокупности компонентов;
  • личностный, предполагающий признание личности в виде носителя культурного и исторического наследия (внимание акцентируется нравственной и интеллектуальной свободе личности);
  • деятельностный, при котором создаются оптимальные условия для развития личности;
  • культорологический, обусловленный взаимосвязью культурной среды и человеческого общества.

Понятие методологического подхода применимо для разных уровней анализа, но в основном используют общенаучную и философскую методологию, на их основе выстраивают педагогические и психологические теории. Осуществляется «перекраивание» функции под конкретную дисциплину, внедрение в нее системы терминов и понятий.

Основные ориентиры

Сегодня выделяют в методологии несколько ориентиров:

Первый вариант ориентации предполагает выступление методолога в качестве исследователя деятельности в определенной дисциплине. В рамках ФГОС нового поколения функцию методолога выполняет ученик. Он осуществляет исследовательскую и критическую рефлексию, анализируя свое развитие в рамках урока (внеурочной деятельности).

Реализация проектно-конструктивной ориентации помогает специалисту развивать и модернизировать свой предмет, Существенным результатом является распределение терминов по смежным дисциплинам. Например, в химии выделяют несколько разделов:

  • неорганическую;
  • аналитическую;
  • физическую;
  • коллоидную;
  • органическую;
  • биохимию.

Каждая область имеет свою систему терминов и специфических закономерностей, что позволяет развивать каждый раздел химии.

Совершенствование проектной и научной ориентации в методологии способствовало появлению «общей методики». Она занимается разработкой основных средств и принципов методологической работы. Так, в педагогике подразумевается применение разнообразных подходов, схем, педагогических понятий.

Значимость методологии

В настоящее время трудно представить себе продуктивное развитие любой сферы деятельности, если она не имеет прочной научной базы. К примеру, в рамках модернизации отечественного образования, осуществляется переход на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Педагог в своей работе руководствуется основными методами, присущими данному подходу. Это позволяет ему в полной мере выполнять задачу, поставленную перед школой государством – формировать всесторонне развитую гармоничную личность.

Важной задачей методологической мысли является осознание педагогом значимости введения проектно-исследовательской работы в образовательный процесс. Что дает участие в исследованиях современному школьнику? Почему данный метод работы включен в требования ФГОС второго поколения?

Остановимся подробнее на особенностях и методологической базе исследований, проводимых в рамках образовательной деятельности со школьниками. Особенность подобной работы заключается в максимальной реализации индивидуального подхода. Работа над проектом или исследованием осуществляется с одним ребенком или небольшой группой (2-3 человека).

Читать еще:  Анализ сервисной деятельности предприятия

Это позволяет педагогу анализировать уровень сформированности универсальных учебных навыков на начальном этапе, следить за их развитием и совершенствованием по мере продвижения по проекту. В рамках совместной деятельности формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, информационная компетентность. Ребята, работающие в одной проектной группе, участия выстраивать диалог, получают опыт межличностного общения.

Заключение

Трудно представить себе в наши дни образованного человека без высокого развития культуры мышления. Для развития подобного качества существенное значение имеет формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Они должны быть сформированы у человек во время обучения в школе, а по мере взросления ребенка совершенствоваться, переходить на более высокий уровень развития.

Развиваются мыслительные операции в процессе познавательной деятельности. Она будет результативной только в том случае, когда ребенок осознает необходимость получения умений и навыков, обладает знаниями о методиках научных исследований.

Например, одной из целей использования методологического знания в познавательной работе, является развитие способностей к обобщению и анализу, ведению научной дискуссии, постановке задачи, поиску ее решения. В современном обществе ощущается острая нехватка творческих, неравнодушных, талантливых людей, которые готовы совершать поступки, брать на себя ответственность за совершаемые ими действия.

Формирование критического мышления возможно только на базе методологических подходов и принципов. Современный этап научно-технической революции характеризуется масштабным использованием комплексных междисциплинарных исследований. Владение алгоритмами воспитательной и образовательной деятельности помогают педагогам воспитывать настоящих патриотов страны, ученым — получать ответы на многие вопросы, политикам — завоевывать внимание и доверие избирателей.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Методологический анализ

Методологический анализ различных подходов к проблемам прочности и разрушения показывает, что, следуя принятой в кибернетике терминологии, процессы разрушения структурно-неоднородных материалов в ряде случаев необходимо рассматривать как принципиально сложные: их математическое описание затрудняется тем, что любая попытка построения общей концепции не обеспечивает достаточно адекватного отражения многообразия конкретных реальных механизмов. Новые возможности в исследовании сложных систем и процессов связаны с развитием кибернетики и ее методов машинного моделирования. [1]

Методологический анализ кибернетических идей и результатов важен как для философии, так и для кибернетики. Мировоззренческий и методологический анализ, создающий условия для широких научных синтезов, должен служить задаче повышения уровня и результативности научной работы в области кибернетики. С другой стороны, философские выводы из достижений кибернетики, современной — вооруженной электронной цифровой техникой — математики, математической логики, теории автоматов и других кибернетических дисциплин способствуют обогащению диалектико-материалистического взгляда на мир. [2]

Методологический анализ проблемы старения человека на современном этапе научного познания характеризуется вычленением двух типов факторов, влияющих на процесс старения. Первый тип действует безотносительно к возрасту внутри границ общества как социальной системы. Он представлен элементами, являющимися частью или подразделением социальной системы, связан с исследованием изменения возрастной стратификации, мобильности когорт и старения, а также межгенерационной и интрагенерационцой социальной мобильности. [3]

Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них. В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает, при прочих равных условиях, деятельность человека более рациональной и более эффективной. [4]

Расширение понятия машины выдвигает задачу методологического анализа проблемы о соотношении возможностей общественного человека и кибернетических устройств — машин для переработки информации. Эта проблема является конкретизацией идей, группирующихся вокруг основного гносеологического результата кибернетики. Последний состоит в том, что любая область деятельности людей ( в том числе деятельности интеллектуальной), описанная на языке с четкой семантикой, может быть в принципе передана машино. Методологическая функция этого результата весьма серьезна — из него следует недопустимость каких-либо априорных ограничений возможностей кибернетических устройств, в том числе устройств, могущих появиться в будущем, при любом мыслимом развитии цивилизации. [5]

Значит ли это, что работу по методологическому анализу основных положений нашей науки можно считать законченной. [6]

Карл Мангейм ( 1893 — 1947) предпринял методологический анализ понятия мировоззрения , чтобы установить его место в структуре историко-культурных познаний. [7]

Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа , тех его уровней, где исследование научного познания осуществляется уже нефилософскими средствами. Она показывает, что, только понимая познание как формирование и развитие идеального плана человеческой практически-преобразующей деятельности, можно анализировать коренные свойства познавательного процесса, сущность знания вообще и его различных форм, в том числе и научного знания. Вместе с тем в настоящее время не только само научное познание, но и его философско-гносеологическую проблематику невозможно анализировать, не привлекая материал из более специальных разделов методологии науки. Скажем, философский анализ проблемы истины в науке предполагает рассмотрение средств и методов эмпирического обоснования научного знания, специфических особенностей и форм активности субъекта научного познания, роли и статуса теоретических идеализированных конструкций и пр. [8]

В заключение отметим, что иногда натурфилософские аргументы проникают в методологический анализ проблемы весьма скрытым и завуалированным образом. [9]

Распространение понятий организации, управления, принятия решений и др. ставит задачу их методологического анализа . [10]

Этот метод в точном естествознании начал использоваться еще в XVII веке, но объектом методологического анализа он стал сравнительно недавно, когда начала выясняться специфика теоретического знания по сравнению с эмпирическим исследованием. [11]

Вопросы обоснования критериев и методов выбора технического решения и системный анализ процесса проектирования рассматриваются с учетом методологического анализа и рекомендаций практического характера. [12]

Карнапа) или же когда между теориями, в которых фигурируют экспликаты данного экспликанда, могут быть установлены достаточно тесные связи ( та ( к обстоит дело с теориями информации, в том числе и семантическими: между центральными понятиями этих теорий — эксшшкатами феномена информации методологический анализ обнаруживает целую сеть отношений; см. подробнее в гл. [13]

Методологический анализ кибернетических идей и результатов важен как для философии, так и для кибернетики. Мировоззренческий и методологический анализ , создающий условия для широких научных синтезов, должен служить задаче повышения уровня и результативности научной работы в области кибернетики. С другой стороны, философские выводы из достижений кибернетики, современной — вооруженной электронной цифровой техникой — математики, математической логики, теории автоматов и других кибернетических дисциплин способствуют обогащению диалектико-материалистического взгляда на мир. [14]

Очевидно, что такой подход отображает наше естественное, интуитивное представление об акте познания. Это хорошо показано в методологическом анализе понятия информации , проведенном А. В качестве отправной точки Моль берет определение информации, которое дал Маккей ( предложивший некоторую номенклатуру теоретико-информационных понятий): в наиболее общем смысле информация есть то, что прибавляет нечто повое к некоторому имеющемуся представлению. Этот исходный пункт связан, конечно, с некоторой схемой передачи сообщений, очерченной, например, К. Тогда значимость ( инфорума-т и в и о с т ь) сообщения для адресата окажется связанной с его непредвиденностью, неожиданностью или, как еще говорит А. Моль, оригинальностью: степень последней и может служить мерой количества информации. Тем самым измерение информации представляется в вероятностных терминах: то, что мало вероятно и поэтому трудно предвидеть, содержит большое количество информации, а что в высокой степени вероятно — предвидимо и обладает малым количеством информации. [15]

Читать еще:  Анализ организационной структуры пример

Уровни методологического анализа

Содержание

Введение

Основная часть

Уровни методологического познания

Основные методологические принципы

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа рассматривает основные концепции методолии.

Целью было показать актуальность темы, а задачей — углубиться в изучение данной темы.

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, т.е. теми путями, средствами и способами, с помощью которых добываются научные факты, позволяющие проверить эти идеи, то развитие идет верно.

Основная часть

Прежде чем рассматривать общие черты методологии, рассмотрим концепцию факта. Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психологического факта может выступать определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности. Если же мы наблюдаем за группой детей, то в качестве психологического факта могут выступать акты совместной деятельности группы, общения между детьми, проявления общего настроения и многое другое. Очевидно, что факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Однако наблюдения за определенным психологическим фактом недостаточно. Многие родители располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни своих детей, но это не делает их научными работниками в области, скажем, детской психологии. Даже более или менее систематизированные дневниковые записи не могут рассматриваться в качестве научных работ по психологии, а служат лишь материалом для дальнейшего научного анализа и интерпретации с точки зрения методологии научного исследования. В этой связи, вопрос о разработке методологии психологии всегда был и остается одним из самых актуальных.

Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках, Методика — это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.

С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления:

Уровни методологического анализа

1-Частная (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки).

2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).

3-Философская методология. (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности).

Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы.

Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д.

Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования.

1-Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

3-Способы получения фактов, отвечающих методологическим принципам.

5-Общий путь построения исследования.

6-Требования к построению исследования.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1-Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы — это методы сбора первичной информации включают:

• обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

• различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

• психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

• праксиметрические методы — это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

• генетический метод — предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

• структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль — исследование «вширь».

Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун, согласно которому, методы исследования подразделяются на :

-неэксперименталъные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности,

-экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации) и психодиагностические ( различного рода тесты)

Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.

Читать еще:  Анализ организационной культуры предприятия на примере

Методология психологического исследования — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.

Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л, С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Например, Л. С. Выготский, применяя генетический принцип, доказал предположение о том, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, после чего становится внутренней речью.

Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.

Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты, реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях.

Методология: понятие, функции

Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.

Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
  • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

  • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
  • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
  • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
  • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Понятие социологической методологии

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector