Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как анализировать проект

Разработка и анализ проекта

Вначале необходимо проанализировать состояние отрасли, к которой принадлежит предприятие, и сравнить положение предприятия в отрасли, для чего принято использовать следующие два критерия:

· уровень зрелости отрасли,

· конкурентоспособность предприятия (его положение на рынке).

Анализ зрелости отрасли означает определить одно из четырех состояний развития компании: эмбриональное, растущее, зрелость и старение.

Анализ конкурентоспособности – определение одного из шести состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.

Сопоставление зрелости и конкурентоспособности предприятия позволит представить матрицу жизненных циклов предприятия (рис. 1).

Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой именно «клетке» в матрице принадлежит данное предприятие.

Задание 3. Определите положение Вашего предприятия по указанным критериям.

Исходя из приведенной формализации, разрабатывается стратегия развития предприятия (табл. 3). Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе, преимущественно, базируются на качественных оценках.

Рисунок 1. Матрица наборов жизненных циклов

Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам:

Ø при общении со стратегическим инвестором уровень зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия значимы, их необходимо определить заранее,

Ø в противном случае стратегический инвестор сделает это самостоятельно, и неизвестно какими будут его выводы.

Мировая практика (применение стандартов ЮНИДО, МБ) свидетельствует, что, несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие:

Ø техническую (экологическую),

Ø институциональную выполнимость проекта, а также

Ø анализ рисков (рис. 2).

Анализ коммерческой выполнимости проекта включает анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования и продвижения товара на рынок сбыта.

Маркетинговый план должен учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.

Маркетинговый план – это четыре следующих блока:

Ø анализ конкурентной среды,

Ø разработка маркетингового плана продукта,

Ø обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.

Цель исследования рынка – выявление потребительских запросов, определение сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны быть рассмотрены следующие ключевые вопросы:

· кто является потенциальным покупателем?

· Причины покупки продукта?

· Как будет производиться покупка?

· Какая информация нужна, и как ее собрать?

Исследование структуры рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, традиционных или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы:

· какова существующая структура рынка данного продукта?

· Основа конкуренции в данной отрасли?

· Как на конкурентную среду влияют институциональные ограничения?

Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны, как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Приведем пример анализа конкурентного положения предприятия на основе количественных критериев (табл. 3).

Рисунок 2. Последовательность анализа проекта

Определение конкурентоспособности на основе ключевых факторов успеха (КФУ)

Выделяя так называемые ключевые факторы успеха (КФУ), сравнивается положение со всеми конкурентами, выбирается один из трех ответов: «лучше» (знак +), «хуже» (знак — ) или одинаково (знак 0) по отношению к каждому конкуренту. Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, определяется обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия. В частности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексного критерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниями А и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. В целом же конкурентное положение предприятия удовлетворительное.

Задание 4. Определите на основе ключевых факторов успеха (КФУ) конкурентоспособность своего предприятия.

Задачей технического (экологического) анализа инвестиционного проекта является:

· определение наиболее подходящих технологий,

· анализ доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы.

Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями:

· технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной,

· технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.

Если использовать собственную технологию невозможно, то анализируется возможность привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из следующих схем:

· совместное предприятие с иностранной фирмой — частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;

· покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;

· «turn-key» — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;

· «product-in-hand» — условия «turn-key» плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;

· покупка лицензий на производство;

· техническая помощь со стороны зарубежного технолога.

Выбор альтернативных технологий может быть сделан на основе анализа следующих аспектов (табл. 4):

1. использование выбранных технологий в сходных масштабах.

2. Доступности сырья (количество потенциальных поставщиков, их производственные мощности, качество сырья, количество других потребителей сырья, стоимость сырья, затраты на доставку, экологический риск).

3. Коммунальные услуги и коммуникации.

4. Наличие патента или лицензии у организации, продающей технологию.

5. По крайней мере, начальное сопровождение производства продавцом технологии.

6. Адаптивность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).

7. Загрузка оборудования (процент от номинальной мощности по условиям проекта) и время выхода на полную производительность.

8. Безопасность и экология.

9. Капитальные и производственные затраты.

Расчет обобщенного критерия производится по формуле:

(1)

где w — вес частного критерия, Gk — величина частного критерия.

Наилучшим признается проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.

Задание 5. Выберите наилучшее техническое решение для своего бизнеса

Выбор лучшего технического решения

Финансовый анализ проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового анализа инвестиционного проекта состоит из следующих фаз:

1. анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия – расчет и интерпретация коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность менеджмента.

2. Анализ финансового состояния предприятия на дату подготовки инвестиционного проекта.

3. Анализ безубыточности производства – анализ структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции с разделением издержек на переменные (изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (остаются неизменными при изменении объема производства). Точка безубыточности – объем продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли.

4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.

5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарных инвестиций с учетом стоимости денег во времени: «рубль сейчас дороже, чем рубль через год», т.е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный годом раньше. Характеристикой, измеряющей временную значимость денежных потоков, является норма доходности полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков. Проект принимается, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестициями, покрывает их величину.

С другой стороны, инвестиционный проект может быть признан эффективным и без учета инфляционного эффекта, так как инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков.

Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации). Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:

· государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;

Читать еще:  Таблица анализ производительности труда

· государство продает компании импортные комплектующие элементы по ценам ниже международных;

· предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;

· предприятие продает товары государственному предприятию по ценам, существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.

Чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, его сравнивают со следующими альтернативными вариантами:

· продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать товар у компании по свободным ценам;

· покупать аналогичный (по качеству) товар за границей.

Таким образом, в процессе экономического анализа выясняется прибыльность от реализации этого проекта государства, а не владельцев компании.

Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как предполагается, что то, что выгодно владельцам компании, выгодно всем остальным. Правда, такая ситуация является идеальной даже для стран с развитой рыночной экономикой. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).

Измерение экономической эффективности инвестиционного проекта может быть осуществлено по схеме трех шагов:

Шаг 1. Выбор цели и определение весовых коэффициентов (табл. 5).

Проектный предпроектный анализ

При формировании цели проекта применяются SMART-принципы. Это позволяет установить ясно сформулированную конкретную достижимую цель с четко обозначенными сроками. Качественный проектный анализ позволяет избежать запуска неэффективного замысла и выявить потенциальные риски, которые будет необходимо компенсировать.

Содержание статьи

Предпроектный анализ и его значение

Большинство зарубежных, а в последнее время и российских, компаний перед началом полноценного проектирования предпочитает получить максимум информации о том, насколько выгодна будет предлагаемая к реализации инвестиционная идея. Для этого на ранней стадии проводится аналитическая работа, называемая предпроектным анализом (Due Diligence). Иногда это делается своими силами, но для профессиональной оценки существуют специализированные организации с квалифицированными опытными специалистами и собственной методологией работы.

Предпроектный анализ – это проводимое на самой ранней фазе проектирования функциональное исследование, а также сопоставление данных об ожидаемых функциях и облике продукта, объекта, пространства (среды). Кроме того, предварительно рассматривается наличие на рынке аналогов планируемой продукции, способов производства и технологий, применение которых будет необходимо.

На этом же этапе можно получить общее понятие экономического и финансового потенциала замысла, социальной значимости, места размещения объекта строительства с разных точек зрения (инфраструктурной, эстетической, санитарно-гигиенической, логистической).

Основными целями этой фазы являются:

  • Общий анализ идеи (предпосылки, состав участников, поддержка государственными структурами и финансовыми организациями, наличие предварительного графика работ).
  • Оценка жизнеспособности начинания, объекта инвестирования, его способность в будущем выйти на получение прибыли (норма рентабельности, срок окупаемости, финансовая устойчивость).
  • Изучение потенциала клиента, на которого рассчитан инвестиционный проект (потребности рынка и конкурентоспособность продукции, изучение конкурентной среды).
  • Поиск возможных инвесторов и источников финансирования.
  • Проработка условий кредитования или инвестирования.
  • Предварительное рассмотрение возможных рисков (на инвестиционной, производственной и завершающей фазе) и пути их страхования.
  • Определение требуемых технологий и материалов, поиск поставщиков и партнерских организаций.

Предпроектные работы состоят из двух последовательных этапов: сбора информации (исследования) и ее методологической обработки.Нужные сведения могут быть получены путем изучения различной документации, в т.ч. архивной, открытых источников информации, опросов жителей.

Итогом предварительного исследования становится подробный отчет. Он содержит выводы экспертов об эффективности и реализуемости предложенной задумки, оправданность вложения в нее средств, различных вариантах претворения замысла в жизнь. Кроме текстового описания, отчет может включать в себя графики, схемы, таблицы, статистический материал. Если была проведена предпроектная оценка, и ее выводы положительные, то для реализации такого проекта гораздо легче найти инвестора.

Особенно востребован предпроектный анализ в строительстве и архитектуре. Суть его в данном случае заключается в том, чтобы выбрать для возведения жилого здания площадку с наилучшими условиями, которые вкупе с преимуществами самого жилья обеспечат хорошие продажи по высоким ценам. Поэтому перед началом создания проектной документации есть смысл профессионально изучить демографическую составляющую (численность населения, уровень рождаемости, обеспеченность жильем), наличие сопутствующей социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады, магазины) и зеленых зон, транспортную доступность. Немаловажна также этажность и конструкция будущего строения, ландшафты, открывающиеся из окон панорамы.

Принципы проектного анализа

Поскольку аналитическая работа и изучение стартовых условий замысла может проводиться как на предынвестиционной, так и на проектной стадии, часто возникает путаница относительно понятия сути предпроектного и проектного анализа. Чаще всего имеются в виду одни и те же действия, только в первом случае они ограничиваются коротким отрезком времени перед началом проектирования, а во втором – могут быть использованы на каждой из фаз жизненного цикла проекта. При этом, проходя по ступенькам, от предынвестиционной фазы до рабочей документации, точность решения поставленных задач возрастает.

Чтобы предварительная работа не стала бесполезной тратой времени и денег, проектный анализ должен придерживаться следующих принципов:

  • Системность. Важен учет всех основных факторов, способных повлиять на результаты участников и уровень затрат. Поэтому для создания стройной системы взаимоотношений между всеми участниками необходимо прописать все механизмы внедрения идеи (экономические и организационные).
  • Комплексность. Использование различных видов экспертизы, целью которых должен стать всесторонний отчет или полноценный бизнес-план.
  • Расчет последствий реализации инициативы. Просчитываются экономические, экологические, социальные последствия. Если невозможен количественный учет, то проводится экспертная оценка.
  • Использование в работе актуальных международных управленческих стандартов.
  • Соответствие замысла общей инвестиционной политике или стратегии развития компании, региона или государства.
  • Наличие позитивного экономического и социального эффекта.
  • Достаточное качество проектной документации для формирования выводов и составления бизнес-плана.

При проведении проектного анализа сопоставляются ориентировочные затраты на реализацию замысла и ожидаемые выгоды от его внедрения.При этом большое количество факторов влияния (внутренних и внешних) превращают этот процесс в многоэтапный и трудоемкий. Анализ охватывает все стадии проекта, проводится на всех его этапах, в первую очередь, при бизнес-планированиии и составлении ТЭО.

Виды проектного анализа

К основным, применяемым на практике, видам проектного анализа относятся:

  • технический;
  • организационный;
  • коммерческий;
  • экономический;
  • финансовый;
  • социальный;
  • экологический.

Технический анализ изучает варианты размещения, альтернативы (технические и экономические) проекта, наличие и доступность нужных ресурсов (трудовых, сырьевых), затраты. Немаловажным моментом является понимание объемов проекта и поэтапных сроков его исполнения, набросок графика работ. Такая аналитика призвана определить самый эффективный вариант реализации данной идеи с точки зрения технологии. При этом уровень непредвиденных расходов после такой проработки не должен превышать 5-15% от общей стоимости в зависимости от сложности и уникальности замысла.

Организационный. Рассматривает сложившуюся административную, правовую, политическую обстановку вокруг разрабатываемой идеи, по результатам предлагается комплекс мер по улучшению ситуации. Разрабатываются рекомендации относительно организационной структуры, менеджмента, подбора и обучения кадров. На этой стадии распределяют задачи между участниками применительно к инструкциям и регламентам, изучают их сильные и слабые стороны (квалификация персонала, материально-техническое и финансовое обеспечение).

Коммерческий. Это оценка начинания с точки зрения конечного потребителя услуги или продукции: приобретение ресурсов, производство и сбыт товара. Изучается емкость потенциального рынка сбыта (внутреннего и экспортного), приемы по продвижению продукта, способы своевременных поставок, проведение конкурсных торгов, влияние появления нового продукта на уровень цены на него. Предлагаются мероприятия, нивелирующие возможные потери от проседания цены на продукцию после выхода на рынок нового игрока.

Экономический. Комплексно подходит к проблематике, учитывая все особенности государственного хозяйства, в том числе вопросы налогообложения, государственного регулирования отдельных отраслей и т.д. При изучении применяются расчетные цены с учетом искажений, вызванных несовершенством рынка, учитывается не только коммерческая, но и общественная эффективность инициативы.

Финансовый. Исследует затраты и полученные результаты относительно каждого конкретного участника инвестпроекта. Целью анализа является поиск баланса между получением максимального дохода и учетом потенциальных рисков, а также будущей структуры пассивов и активов.

Социальный. Рассматривает влияние замысла на внешнюю среду как с положительной (создание рабочих мест, улучшение условий жизни, рост населения), так и с отрицательной стороны (ухудшение условий проживания, негативное влияние на состояние здоровья людей). Предлагаются варианты мероприятий по улучшению отношения населения к проекту. Изучаются такие области:

  • демографические показатели и социокультурные характеристики населения;
  • структурирование население в ареале реализации замысла (количество и состав семей, наличие нужных трудовых ресурсов и доступ к ним);
  • соответствие проекта особенностям местной культуры и религии;
  • необходимость взаимных обязательств между жителями и инициаторами проекта.
Читать еще:  Анализ хозяйственной деятельности предприятий апк

Сложность социального анализа состоит в том, что формальные методы здесь плохо применимы, какие-либо стандартные методики отсутствуют.

В каждом конкретном случае принимаются решения, основанные на договоренностях. При этом, успешный социальный диалог способен значительно повысить эффективность проекта.

Экологический. Оценивается потенциальный ущерб для окружающей природной среды, предлагаются меры по его предотвращению или смягчению. Для этого в смете необходимо предусмотреть средства на мероприятия по защите экологического благополучия. В среднем это около 3% стоимости, но иногда этот показатель достигает 10%. Не все экологические вопросы просчитываются в количественном выражении, поэтому часто используют качественные показатели, такие как влияние тех или иных выделяемых производством веществ на здоровье людей, животных или растений. Если к экологическому анализу отнестись недостаточно серьезно, то это может привести к необратимым изменениям в состоянии окружающей среды, за что собственника объекта могут привлечь к ответственности.

анализ проекта

3.10 анализ проекта (design review): Документально оформленный, комплексный и систематизированный процесс проверки проектной документации с целью оценки способности продукции удовлетворять установленным требованиям, позволяющий выявлять проблемы и предлагать пути их решений.

1 В настоящем стандарте основой для анализа проекта являются функциональные требования.

2 При разработке проекта оказания услуг также может быть проведен анализ проекта.

Анализ проекта — документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения.

8.4. Анализ проекта

8.4.1. Общие положения

По завершении каждого этапа разработки проекта необходимо проводить документированный систематизированный критический анализ результатов проектирования. Эту работу не следует путать с обсуждением хода работ над проектом. Анализ проекта должен предусматривать участие представителей всех подразделений, оказывающих воздействие на качество, согласно анализируемой стадии. В ходе анализа проекта выявляют и прогнозируют проблемные участки и несоответствия и инициируют корректирующие воздействия, обеспечивающие соответствие окончательного проекта и информационного обеспечения требованиям потребителя.

8.4.2. Элементы анализа проекта

В зависимости от стадии проектирования и вида продукции следует учитывать следующие элементы:

а) Элементы, относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворению

1) сравнение требований потребителя, выраженных в виде технического описания продукции, с техническими требованиями к материалам, продукции и процессам;

2) оценка качества проекта на основе испытаний опытного образца;

3) работоспособность в предполагаемых условиях эксплуатации и окружающей среды;

4) случаи непреднамеренного и неправильного использования;

5) безопасность и экологичность;

6) соответствие нормативным требованиям, национальным и международным стандартам и практике организации;

7) сравнение с проектами конкурентов;

8) сравнение с аналогичными проектами, в частности, анализ внутренних и внешних проблем, имевших место в прошлом, во избежание их повторного возникновения.

b) Элементы, относящиеся к техническому описанию продукции

1) требования к безопасности и работоспособности;

2) допустимые отклонения и их сравнение с возможностями технологического процесса;

3) критерии приемки продукции;

4) пригодность к монтажу, простота сборки, потребности в хранении, срок годности при хранении и возможность утилизации;

5) незначительные отказы и показатели отказобезопасности;

6) требования к внешнему виду и критерии приемки;

7) анализ характера и последствий отказов и анализ диагностического дерева отказов;

8) способность обнаруживать неисправности и устранять их;

9) требования к этикетированию, предостерегающим надписям, идентификационным обозначениям, прослеживаемости и инструкциям по эксплуатации;

10) проверка и использование типовых деталей.

с) Элементы, относящиеся к технологическим требованиям

1) способность выпуска продукции согласно проекту, включая требования к специальным процессам, механизацию, автоматизацию, сборку и установку комплектующих изделий;

2) возможности проведения технического контроля и испытаний с целью утверждения проекта, включая специальные требования к контролю и испытаниям;

3) технические требования к материалам, комплектующим изделиям и сборочным узлам, включая утверждение поставок и субподрядчиков, а также эксплуатационную готовность;

4) требования к упаковке, погрузочно-разгрузочным операциям, хранению и сроку годности при хранении, особенно с учетом факторов безопасности применительно к получаемым и отгружаемым единицам продукции.

8.4.3. Проверка проекта

Все проекты подлежат проверке, чтобы обеспечить выполнение технических требований к продукции (7.2). В дополнение к анализу проекта проверка должна включать использование одного или нескольких методов:

а) проведение альтернативных расчетов, обеспечивающих подтверждение правильности первоначальных расчетов и анализов;

b) испытания и экспериментальные проверки (например, испытания модели или опытного образца); применение данного методе требует четкого определения программ проведения испытаний документирования полученных результатов;

с) независимая проверка, обеспечивающая подтверждение правильности первоначальных расчетов и (или) других работ по проектированию.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «анализ проекта» в других словарях:

анализ проекта — Документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения. Примечание Анализ проекта может проводиться на любом этапе… … Справочник технического переводчика

Анализ проекта — – документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения. Примечание. Анализ проекта может проводиться на любом… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

анализ проекта — документированная всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения. (Смотри: ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества.… … Строительный словарь

ГОСТ Р МЭК 61160-2006: Менеджмент риска. Формальный анализ проекта — Терминология ГОСТ Р МЭК 61160 2006: Менеджмент риска. Формальный анализ проекта оригинал документа: 3.2 пункт плана мероприятий (action item): Вопрос, который должен быть решен до завершения анализа проекта. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

формальный анализ проекта — 3.1 формальный анализ проекта (formal design review): Формальная и независимая экспертиза существующего или предлагаемого проекта для обнаружения и исправления недостатков проекта и требований к показателям безотказности, безопасности,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

предварительный анализ проекта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN preliminary design reviewPDR … Справочник технического переводчика

Формальный анализ проекта — Формальная и независимая экспертиза, как процесс консультирования, контроля, уточняющих процедур (не элементов разработки) на всех этапах жизненного цикла объекта (включая КБ и АТЗ объекта) в точках принятия решений (контрольных точках) на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

Анализ выполнения проекта — периодический анализ проекта капитальных инвестиций для оценки жизнеспособности проекта на каждом этапе его реализации. По английски: Progress review См. также: Инвестиционный анализ Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Анализ выполнения проекта — Периодический анализ проекта капитальных инвестиций для оценки жизнеспособности проекта на каждом этапе его осуществления … Инвестиционный словарь

Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
статья по теме

Теоретические аспекты проектной работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования

На современном этапе развития педагогической науки перед преподавателем встает вопрос освоения новых типов образовательных технологий. К одной из таких групп относится эколого-образовательная проектная деятельность. Это направление позволяет не только оценивать состояние окружающей среды,но и включать учащихся в решение актуальных проблем,связанных с экологией.

Проектная деятельность может быть использована на всех ступенях образования ,в различных предметных областях .Особенно следует учитывать,что экология носит интегрированный характер, что позволяет использовать «. не только содержание, но и различные доминирующие методы в проектной деятельности, а, следовательно, и различные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и др.»

Данный вид работы не является новым. В жизни мы постоянно сталкиваемся с термином «Проект».

Читать еще:  Регрессионный и кластерный анализ

Однако,на сегодняшний день,педагогический проект является инновационной технологией, которая ,безусловно,найдет свое место в образовательном процессе как основного , так и дополнительного образования. Одним из преимуществ проектной работы является создание индивидуального образовательного маршрута , что особенно важно для учащихся.

По мнению специалистов ,проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися в любом возрасте:

  1. в дошкольном и младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;
  2. в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;

в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореалзации;

Метод проектов рассматривается как образовательная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, воспитательных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе .

Выделяют ряд типов проектов.

Одна из наиболее распространенных классификаций — в зависимости от доминирующего вида деятельности учащихся :

  • Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
  • Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они строятся по следующей логике: определение потребности, исследование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.).
  • Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
  • Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.);
  • Информационные проекты — это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция и др.).

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах.

Безусловно, проектная деятельность имеет ряд особенностей , в первую очередь

-направленность на внешний и внутренний результативности

-связь замысла с воплощением.

Для реализации проекта необходимо выполнить ряд условий :

-наличие значимой проблемы

-выделение этапов работы

-самостоятельная деятельность учащихся.

Специалисты ,работающие в области проектной деятельности предлагают выделять следующие этапы :

  1. Выбрать тему проекта (проблему) и определить состав участников рабочей группы.
  2. Наметить возможные пути решения проблемы и выбрать один из них.
  3. Разработать структуру образовательного проекта.

Проект экологической направленности должен иметь определенную структуру , где показаны не только цели и задачи, но и прогнозируемый результат, который может носить как долгосрочный , так и краткосрочный характер .

При работе по проекту важным является определение конечного продукта проектной деятельности.

В отличии от учебно -исследовательской работы , это может быть

-план реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п.;

— анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.);

— обоснованный план мероприятий;

— сценарий (игры; праздника);

— серия иллюстраций, заданий и др.

— мультимедийный продукт (презентация, мультфильм )

При работе над проектом следует учитывать необходимость создания паспорта проектной работы и партфолио проекта. В методической литературе представлены варианты данной документации.

Одним из важных моментов является оценка проектной деятельности,которая должна быть интегрированной.

— из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата);

— результатов защиты проекта;

При работе по проекту педагог сталкивается с рядом новых для себя требований , и ,следовательно может иметь ряд трудностей . Например :

  1. Темы проектов и предлагаемые варианты их реализации могут варьировать в широком диапазоне различных областей знания . Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.
  2. В процессе работы над проектом необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь по реализации некоего решения , принятого самим обучающимся .
  3. Задача педагога — спланировать работу над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого обучающегося.
  4. Следует приветствовать, если участники проектной деятельности предлагают различные варианты решений одной проблемы. Важно, чтобы каждый шел своим путем, но обосновал его. Решения могут быть диаметрально противоположными, и не всегда проект может оцениваться в терминах «правильно», «неправильно». Значимым должно быть лишь то, «обосновано» решение или «не обосновано».

На сегодняшний день имеется ряд литературных источников , в которых излагается материал по организации проектной деятельности .

  • Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: «Просвещение», 1995.
  • Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск — Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. — 296 с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005.
  • Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д: издательский центр “МарТ», 2006.
  • Политехнический словарь: 2-е изд. – М., 1980.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004.
  • Рябова В.Н., Григорьева Ю.В. Эколого-образовательный проект //Экологически ориентированная учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном образовании: матер. IV Всероссийского научно-методического семинара. – СПб.: Крисмас+, 2004. – С. 85-89.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2005.
  • Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. – СПб.: СПбАППО, 2005.
  • Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: методческое пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях. – Мурманск, 2003.

Реализация проекта позволяет решать важные задачи: — дает возможность привлечь к проектной деятельности широкий круг участников: учащихся разных возрастов, педагогов, родителей, социальных партнеров; — использует учебно-воспитательный потенциал урочной деятельности по разным предметам и внеклассной работы; — позволяет встраивать в общую деятельность различные типы проектов (творческие, исследовательские, информационные и др.); — осуществляет широкое социальное партнерство в рамках региона и международное сотрудничество

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector