Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследования имеющие характер ретроспективного анализа

Ретроспективный Анализ




Определение тенденций, диагностика проблем, факторный анализ

Ретроспективный Анализ — это статистическая обработка и экспертный анализ информации о работе персонала за длительные периоды времени (неделю, месяц, год и т.д.). Целями анализа являются:

  1. Определение тенденций (трендов). Как сотрудники работали неделю назад, в прошлом месяце, два года назад, что изменилось?
  2. Диагностика проблем. Что повлияло на ухудшение работы персонала, носят ли эти причины объективный характер?
  3. Факторный анализ. Какие факторы в наибольшей степени влияют на эффективность работы персонала, характеризуемую KPI (Key Performance Indicators)?

Большинство HR-директоров, будучи гуманитариями, при решении таких задач часто полагаются только на интуицию. Хорошая интуиция — это важно, но лучше, если она подкреплена объективными данными. Такие данные могут предоставить, в частности, средства Ретроспективного Анализа.

С помощью средств Ретроспективного Анализа HR-директор сможет:

  • Планировать загрузку (численность) персонала. Если документооборот будет увеличиваться такими же темпами, то через сколько времени потребуется увеличивать численность персонала?
  • Оптимизировать затраты на персонал. Сколько мы сэкономим, если вместо приема новых сотрудников перераспределим обязанности между существующими (увеличив им компенсацию)?
  • Определять степень влияния на производительность труда различных факторов. Как производительность труда зависит, например, от времени суток, наличия кондиционеров, настроения начальника 🙂 и т.п.?
  • Оценивать эффективность управленческих решений. Как изменилась эффективность (производительность) труда в отделе после внедрения гибкого графика, после прихода нового руководителя и т.п.?
  • Отделять настоящие «узкие места», от «узких мест», являющихся следствием плохой организации труда.

Ретроспективный Анализ — это работа с данными, характеризующими работу персонала. Такие данные представляются в виде метрик (значение-время), которые условно можно разделить на две категории:

  1. Метрики, характеризующие результат труда (первая категория).
  2. Метрики, характеризующие процесс труда (вторая категория).

К первой категории относятся, например, KPI. Ко второй категории, например, Относительное Время Продуктивной Работы с Компьютером (ОВПРК).

Ретроспективный Анализ позволяет, во-первых, контролировать динамику изменения всех метрик. Во-вторых, определять, как метрики, характеризующие процесс, влияют на метрики, характеризующие результат. В-третьих, сопоставлять работу сотрудников и/или подразделений (филиалов) друг с другом и т.п.

Для проведения Ретроспективного Анализа используются приложения Trend Viewer.NET и Trend Analyst. Они обрабатывают метрики, хранящиеся в консолидированной базе данных. Приложения Trend Viewer.NET и Trend Analyst входят в состав старших моделей Гамбургского Счета.

Приложение Trend Viewer.NET предназначено, в первую очередь, для отображения метрик. С его помощью очень удобно строить различные графики, накладывать их друг на друга (сопоставлять и сравнивать), усреднять измеренные данные и т.п. Это позволяет определять тенденции и взаимосвязи. Но взаимосвязи, в данном случае, устанавливаются только визуально (не автоматически). Скриншот приложения Trend Viewer.NET показан на Рисунке 1.

Рисунок 1.
Скриншот приложения Trend Viewer.NET.

Приложение Trend Analyst — это инструмент как для отображения измеренных данных, так и для их статистического анализа. Он позволяет проводить корреляционный, регрессионный и вероятностный анализ метрик. Корреляционный анализ метрик, характеризующих процесс и результат, позволяет устанавливать взаимосвязи между ними автоматически, а не вручную, как при использовании Trend Viewer.NET. При больших объемах обрабатываемых данных это существенно упрощает диагностику проблем.

Ретроспективный Анализ «из коробки»

Как было сказано выше, Ретроспективный Анализ позволяет решать три важных задачи:

  • Сопоставлять метрики, характеризующие результат, с метриками, характеризующими процесс.
  • Определять тенденции (тренды) для метрик обеих категорий.
  • Сравнивать работу разных сотрудников и разных подразделений.

В методике измерения метрик первой и второй категории есть несколько различий. Если метрики второй категории вычисляются автоматически, то метрики первой категории, как правило, вручную. Метрики второй категории можно оценивать ежедневно, а метрики первой категории целесообразно оценивать не чаще одного раза в месяц или даже в квартал. Поэтому, для решения первой задачи, как правило, необходимо выполнить дополнительные работы: рассчитать значения KPI, импортировать значения KPI в консолидированную базу данных и т.д. В то время как для решения второй и третьей задач, в частности, когда речь идет только о метриках второй категории, никаких дополнительных работ делать не нужно. Поэтому Ретроспективный Анализ, решающий вторую задачу, можно назвать анализом «из коробки».

В рамках анализа «из коробки» обычно анализируются те же метрики, что и при проведении Оперативного Мониторинга. Наибольший интерес представляют метрики, характеризующие Относительное Время Продуктивной Работы с Компьютером (ОВПРК). Это доля рабочего времени, выраженная в процентах, в течение которого сотрудники выполняют определенные (разрешенные) бизнес-операции. ОВПРК рассчитывается экспертной системой на основе данных, полученных с помощью программы SelfTrace и/или импортированных из внешних систем (ERP, CRM и т.п.). При расчете ОВПРК учитывается эффективность использования рабочего времени, характеризуемая значениями BPI (Basic Performance Indicators). Методика расчета ОВПРК приведена в разделе Применение: Экспертиза Фактических Трудозатрат.

Наряду с ОВПРК, Ретроспективный Анализ «из коробки» позволяет также анализировать «сырые данные», т.е. метрики, на основании которых вычисляется ОВПРК. Это может быть, например, скорость работы офисного работника с клавиатурой и мышью, доля времени другой офисной работы (не связанной с компьютером), а также количественные метрики, импортируемые из внешних систем (ERP, CRM и т.п.). Например, сколько обработано документов, сколько сделано или принято телефонных звонков и т.п.

Функции методологии. Значение методологии для психологии.

Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, то есть функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии . Одно из основных направлений в современной методологии науки – рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого и влияние этих средств на познание им объекта.

Принято выделять два вида методологического знания – дескриптивную и нормативную методологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э.Г. Юдиным (1978) и используется в литературе, посвященной методологическим проблемам психологии (Зинченко В.П., Смирнов С.Д., 1983).

Дескриптивной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С.Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания (Юдин Э.Г., 1978, Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., 1983).

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований (В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов, 1983).

В российской философии второй половины ХХ века крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б.М. Кедрова , М.К. Мамардашвили, Хрестомат. 1.6.) П.П. Гайденко, В.С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э.Г. Юдину, оно выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.

Читать еще:  Анализ состояния производства

Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г.П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицким и другими.

Значение методологического знания для психологии особенно велико. Можно назвать целый ряд причин, почему это так. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Как известно, психология – «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» (Гиппенрейтер Ю.Б., 1996), наука, в которой сливаются субъект и объект познания (29). Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания. Так, Б.М. Кедров (1965, 1981) (Хрестомат. 1.6.) не относил психологию ни к естественнонаучным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б.М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности ученого и практика.

Психология как наука имеет еще одну особенность, заметно отличающую ее от других наук. М.К. Мамардашвили считал, что наука взаимосвязана с культурой в той мере, в которой она воспринята человеком как феномен культуры: «…есть различие между самим научным знанием и той размерностью (всегда конкретной, человеческой и, теперь замечу, культурной), в какой мы владеем содержанием этого знания и своими собственными познавательными источниками. Вот это последнее, очевидно, и называется культурой, взятой в данном случае в отношении к науке» (Мамардашвили М.К., 1982. С. 41). Культурой он считал науку в той мере, в которой «в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источниками этого знания» (там же, с. 42). И вполне понятно, что в этом смысле психология как наука в гораздо большей степени является (актуально или потенциально) феноменом культуры, чем многие другие науки, поскольку психологическое знание в принципе обладает гораздо большим человекообразующим потенциалом. Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает определять представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значение в процессе превращения тех или иных направлений психологии в явления культуры.

Правда, как неоднократно отмечал В.П. Зинченко (1997) имеется совсем немного направлений психологии, воспринятых культурой, и первым из них можно назвать психоанализ. Как наиболее перспективные в этом плане общепсихологические подходы В.П. Зинченко называет культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и теорию интеллекта Ж. Пиаже. Постепенно становятся достоянием культуры и некоторые направления практической психологии. К ним относятся прежде всего психотерапевтические теории. Среди них можно назвать (в не столь давнем прошлом и в основном на Западе) транзактный анализ, а в наши дни – нейролингвистическое программирование. Одно только упоминание этих направлений психологии позволяет почувствовать, насколько значимо методологическое знание при трансляции в культуру практической психологии и насколько опасна в этом деле методологическая безграмотность и некорректность. Кстати, одна из наименее разработанных проблемных областей психологии – методология практической психологии в целом и психологического просвещения – в частности. Данная область методологических проблем психологии нуждается в подробном анализе и в дальнейшей разработке.

Имеются некоторые обстоятельства исторического характера, в силу которых методологическое знание имеет для психологии особое значение. Во-первых, психология – достаточно молодая наука. Существуют многочисленные попытки ученых построить логическое описание развития науки, выделить общие логико-философские закономерности развития науки. Мы еще вернемся к рассказу об этих попытках и применимости их для психологии. Очевидно, что коль скоро научная психология – молодая наука, в ней особенно необходимы средства, позволяющие оценить, насколько адекватны ее методы и насколько в принципе верны пути развития науки.

Другое историческое обстоятельство, повышающее значение методологии для психологии, относится скорее к истории науки в нашей стране. По меткому выражению В.П. Зинченко (1993), психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х – начале 30-х годов ХХ века были уничтожены вместе с их создателями. Чтобы проанализировать научное наследие того времени (например, для того, чтобы выделить научные программы с большим эвристическим потенциалом) необходимы специальные средства научного анализа, которыми и является методология.

Нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, трудносовместимых а зачастую отрицающих друг друга теорий и подходов. Это вполне справедливо и для отечественной психологии, в которой разнообразие и взаимные противоречия разнородных направлений выражены очень ярко. Такое положение дел вполне естественно для науки, которая совсем недавно вырвалась из жестких рамок государственной идеологии. Методологическое знание необходимо для проведения содержательного анализа разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, используемых разными теориями. Кстати, одна из наиболее ярко выраженных в современной психологии тенденций – создание интегративных подходов, совмещающих в себе на новой основе теоретические принципы, сформулированные в предшествующих теориях.

Методологические аспекты отечественной психологии разработаны очень неравномерно. А.П. Стеценко в 1990 г. констатировала неудовлетворительное состояние некоторых направлений методологических исследований и почти полное отсутствие работ, в которых методология рассматривалась бы в связи со спецификой психологии как науки (№). Е.Д. Хомская (1997) отмечает, что в новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Ситуация стала меняться в последние годы, и внимание наиболее видных отечественных теоретиков психологии привлекают проблемы специфики психологии как науки Хрестомат. 1.4.), перспективы развития психологии на той или иной теоретико-методологической основе, включение в психологические теории философского и духовного наследия прошлого. Чтобы понять, как развивается теоретический базис современной психологии, любому профессиональному психологу крайне необходимы знания методологических основ психологии.

Однако изучение методологических основ психологии в существующих условиях – дело весьма затруднительное. Достаточно сказать, что последняя книга, специально написанная как пособие для студентов по методологическим проблемам психологии, вышла двадцать лет назад мизерным тиражом и давно стала библиографической редкостью (Зинченко В.П., Смирнов С.Д. «Методологические вопросы психологии», М., изд-во МГУ, 1983). Содержание данного курса трактуется разными преподавателями по-разному. Это естественно, поскольку, например, в имеющиеся нормативные документы по вузовскому образованию включено предельно краткое содержание (так называемый «федеральный компонент») данного курса, а в него – методологические принципы отечественной психологии, в то время как многие видные психологи показали их несостоятельность, частичную или полную. В данном пособии нашей задачей было изложение, далеко не полное, но по возможности беспристрастное, различных точек зрения на методологические основы психологии, чтобы у читателя была возможность самостоятельного выбора.

Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности, но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существующую и будущую практику. Методология — это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию.

Читать еще:  Ситуационный анализ позволяет определить

Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, контрольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражается практическая направленность социологической методологии.

Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной практике. Она также считает своей задачей понять и объяснить, почему и в каких условиях социологи использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Методология, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, определяет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социология. Методология осуществляет методический контроль за организацией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, насколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять контроль за собственной познавательной деятельностью и за деятельностью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществлением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности, выявляет недостатки, проблемы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекомендации по его улучшению, устанавливает нормы и правила научной деятельности.

Ретроспективный анализ

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Ретроспективный анализ отличается от других видов анализа тем, что при его проведении сравниваются плановые результаты с достигнутыми итогами, а также учитывается прошлый опыт, что дает возможность предприятию оптимизировать все процессы и регулировать риски в будущем.

Предмет ретроспективного анализа

Предметом ретроспективного анализа является:

  • хозяйственная деятельность организации;
  • социально-экономическая эффективность предприятия; и
  • итоговые финансовые показатели.

Отметим, что значение финансовых показателей формируется под влиянием субъективных и объективных факторов.

При этом показатели финансово-хозяйственной деятельности отражаются в отчетной документации предприятия.

Основные этапы ретроспективного анализа

Ретроспективный анализ предполагает выполнение следующих основных действий:

  • Отбор и подготовка необходимых исходных финансовых данных для проведения аналитического исследования;
  • Анализ выбранных исходных финансовых данных и их последующая структуризация;
  • Интерпретация полученных аналитических данных;
  • Подготовка выводов и рекомендаций на основании результатов проведенного ретроспективного анализа.

Периоды для проведения анализа

Оценочный (ретроспективный) анализ называют также текущим перио­дическим, поскольку он чаще всего проводится по текущим пла­ново-отчетным периодам работы.

При этом анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их под­разделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Цель проведения оценочного анализа

С помощью оценки данных рассчитывается необходимое число параметров, с помощью которых можно получить объективную картину о финансовом состоянии организации, его прибылях, убытках, изменениях в составе пассивов и активов.

С помощью оценочного анализа можно определить наиболее рациональные и неприбыльные направления работы, распределить финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Задачи оценочного анализа

Главные задачи оценочного анализа — объективная оценка и контроль результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для по­вышения экономической эффективности производства в буду­щих периодах, а также выявление недочетов в работе и их винов­ников, достижение полного соответствия материального и мо­рального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Оценочный анализ является неотъемлемым элементом финансовых расчетов, поскольку осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности, преми­руются производственные коллективы.

Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического уп­равления, в том числе бизнес-планирования.

Методика проведения оценочного анализа

Текущий анализ про­водится всеми экономическими и техническими службами уп­равления, а также цехов и других подразделений по всем разде­лам анализа.

В целом по предприятию составляется пояснитель­ная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дает­ся оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути улучшения работы.

Особенность методики оценочного текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов.

Отклонения от базы сравнения расшифровываются по технико-экономическим факторам, определяющим эти отклоне­ния, устанавливаются не только причины отклонений, но и ответ­ственные лица, службы, намечаются меры по ликвидации недо­четов в работе.

Преимущества оценочного анализа

Оценочный анализ является наиболее полным анализом хозяйственной деятельности, включающем в себя результаты оперативного ана­лиза и служащий базой перспективного анализа.

Всесторонний ретроспективный анализ является надежной базой перспективного анализа и позволяет оценить действен­ность и правильную направленность оперативного анализа.

Прежде всего, сформированная на единой методологической основе отчетность и исключение влияния на итоговые оценоч­ные показатели (выручку от продаж, прибыль, себестоимость и др.) случайных факторов и событий, в том числе и чрезвычайных ситуаций, позволяет составить устойчивый ряд (тренд) показате­лей и прогнозировать их изменение в краткосрочном, а иногда и среднесрочном периоде, в течение которого не происходит прин­ципиальных изменений основных факторов и условий произ­водства.

Ретроспективный анализ позволяет обосновать, за счет каких факторов при каких дополнительных вложениях можно обеспе­чить получение финансового результата.

Ретроспективный анализ позволяет оценить резервы производства, определить затраты на их мобилизацию и при пе­реходе к перспективному анализу — выбрать наиболее экономич­ные пути развития, минимизировав инвестиции.

Недостатки оценочного анализа

Вместе с тем этот вид анализа имеет и существенный недостаток, так как выяв­ленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду.

В процессе анализа регистрируются хозяй­ственные ситуации, результаты анализа учитываются лишь в бу­дущей работе, так как управляющая система получает информа­цию, как правило, поздно (например, по итогам месяца — лишь к середине следующего месяца) и восполнить недостатки, поте­рянные возможности уже нельзя.

Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку.

Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.

Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позициюосознать свои позна­вательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

· Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.

· Организация структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

· Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований.
В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

Читать еще:  Методологические основы экономического анализа

91. Характеристика общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики: методологический анализ.

Процесс онтогенетического развития человеческой психики мо­жет рассматриваться как постепенное освоение и присвоение ин­дивидом устойчивых форм социокультурного опыта, в ходе кото­рого складываются социально детерминированные механизмы по ведения и мышления, как последовательное включение личности в определенные социальные группы и виды деятельности, определя­ющие ее душевную жизнь.

В большинстве своем теории социализации фокусируются на детском, подростковом и юношеском этапах становления личности.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготскогоо структуре и динамике детско­го возраста. Структура возраста,по Выготскому, включает в себя три компонента: социальную ситуацию развитияребенка, ведущий тип деятельностии основные психологические новообразования.В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть разре­шено в особом, специфическом для данной возрастной стадии, типе ведущей деятельности. Разрешение противоречия проявля­ется в возникновении психологических новообразований возрас­та. Под возрастными новообразованиями следует понимать но­вый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отноше­ние к среде, весь ход развития в данный период. Эти новообразо­вания не соответствуют прежней социальной ситуации развития, выходят за ее рамки и порождают новое противоречие. Вновь возникшая генетическая задача может быть решена благодаря по­строению новой системы отношений, в новой социальной ситуа­ции развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом непрерывном самодвижении и выражается динамика становления детской психики. Такова его логика и общая схема рассмотрения всех возрастных этапов от рождения до подросткового возраста.

Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:
– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;
– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
– появляется способность заниматься творчеством.
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
– появляется способность к мышлению;
– появляется потребность к общению с другими людьми;
– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-
5. Развитие сознания человека. На этом этапе:
– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.
6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:
– познания себя путем познания других;
– самосознания путем анализа деятельности и поведения;
– самоконтроля и самовоспитания.
7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.
Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.

Под функциональным развитием понимается изменение психических процессов у детей и взрослых в ходе формирующего эксперимента, когда достигается качественно новый уровень решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач уровень, которого у испытуемых до экспериментального обучение не было; когда испытуемые овладевают такими умственными действиями, понятиями и навыками, которые соответствуют объективно установленным общественным критериям. Систематическое изучение функционального развития психики было осуществлен П. Я. Гальпериным.

Возрастное развитие психики — это психическое развитие ребенка от рождения до достижения социальной зрелости. По словам А. В. Запорожца, оно характеризуется не столько усвоением отдельных знаний, сколько более общим изменением детской личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности.

Функциональное развитие может быть рассмотрено в онтогенетическом аспекте. Примером служит развитие интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, изученное Ж. Пиаже.

92. Ценности и основные подходы «частной» методологии в психологии.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Частной методологиейпсихологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений. Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

· сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; » существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

· результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

· все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

Кроме того, естественно-научной основойпсихологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека.

Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector